АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Аналитический обзор литературы
1.1. Анализ литературных источников по проблемам мотивации
1.1.1. Потребность как часть мотивации
1.1.2. Мотивация как средство достижения цели
1.1.3. Роль досуга в мотивационной структуре личности
1.2. Анализ литературных источников по проблемам досуговой деятельности……....27
1.2.1. Досуг как часть свободного времени человека
1.2.2. Интерес как движущая сила досуговой деятельности
1.2.3. Досуговая деятельность – аспект социокультурного развития общества…….…32
ГЛАВА 2. Программа эмпирического исследования
2.1 Программа исследования
2.2. Описание выборки исследования
2.3. Описание методов исследования
2.3.1. Методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева
2.3.2. Мтодика для определения источников мотивации Р. Сколла и Дж. Барбуто
2.3.3. Авторская анкета «Мои увлечения и хобби»
2.4. Математические методы обработки данных
2.5. Организация исследования
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования
3.1. Анализ выбора увлечений и хобби и способа их реализации среди молодежи
3.2. Анализ связи осмысленности жизни молодежи на выбор и реализацию досуговой деятельности
3.3. Анализ связи источников мотивации молодежи, причин выбора и реализации досуговой деятельности
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
На сегодняшний день можно выделить достаточное количество социальных процессов, влияющий на поведение человека, социальных групп и общества в целом. Мы можем подмечать тенденции на повышение ритма жизни, изменения трудовых норм и ориентированности на результат в любой деятельности. Экономисты подчеркивают, что сегодня существует тенденции к проектной деятельности как внутри компаний, так и у людей, занятых собственным бизнесом, которая требует постоянного контроля за изменениями внешней среды, высокого ритма работы для поддержания определенного качества продукта на рынке, с учетом его легкой заменяемости в современной действительности. С одной стороны, такой подход к работе позволяет быстрее достигать желаемую цель, быть гибким по отношению к изменениям, а значит легче относиться к новым трудностям. Но, с другой стороны, зачастую как в компаниях, так и самими работниками игнорируются личностные факторы и психологические потребности человека в процессе достижения целей.
В рамках консультационной психологии за последние 10 лет чаще стал появляться запрос на внедрение в повседневную практику «work-lifebalance». Также быстрый темп жизни отражается на увеличении распространенности психогенных аффективных расстройств, что негативно сказывается на жизнь самого человека и на жизнь его окружения. Одной из важных работ социального психолога является психологическое образовании сотрудников для предупреждения и профилактики эмоционального выгорания. Так, проведение коммуникативных тренингов, урегулирование конфликтов между сотрудниками и создание комфортной атмосферы понижают риск выгорания, т.к. помогают снижать общую напряженность в коллективе, а как следствие могут повышать производительность труда.
Тем не менее коммуникативные сложности хоть и являются одним из основных факторов выгорания сотрудников, но не является единственными. Важно понимать, что на усталость и потерю интереса от своей работы может влиять определенная стратегия по отношению к выполнению рабочих обязанностей, а именно стремление выполнить работу идеально, без учета временных ресурсов и собственный сил, которые необходимо вложить в рабочий процесс. В консультационной психологии исходя из подходов существуют разные интерпретации личностных характеристик и поведенческих особенностей, связанных с желанием вкладывать большую часть времени и сил в профессиональное развитие. Одна из терапевтических практик для повышения удовлетворённости жизни человека вне работы является перемещение фокуса внимания на досуговую деятельность и отдых в целом.
Многие теоретики и практики уточняют, что досуговая деятельность человека является важным аспектом формирования личностных особенностей и может иметь качественное влияние на другие сферы жизни человека. Рекреационно-восстановительные процессы, связанные с досугом, способствуют снятию физической, психологической и интеллектуальной нагрузки. Также психологи подчеркивают, что досуг играет важную роль в формировании и развитии духовных потребностей [6, с. 100]. В процессе реализации хобби и увлечений, человек может овладеть новыми практическими навыкам и умениям, например, развить социальные навыки, такие как коммуникация и сотрудничество.
Хобби и увлечения способствует самовыражению и самореализации. Психологи и социологи говорят, что через хобби происходит формирование образа собственного «Я», что «способствует увеличению социально-культурной активности» [10]. В большей степени этот процесс реализуется посредством социально-культурного творчества, самодеятельности. Таким образом, досуг направлен на познание нового и преображение окружающей среды, «создание духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни» [33, с. 35].
Учитывая значимую роль самоактуализации личности при организации её досуговой деятельности, целью данной работы является выявление взаимосвязи увлечений и хобби с характеристиками ценностно-мотивационной сферы молодежи.
Предметом исследования выступает связь хобби и увлечений с ценностно мотивационной сферой молодежи. Объектом исследования выступают увлечения и хобби молодежи от 18 до 35 лет г. Санкт-Петербург.
В рамках исследования рассматриваются следующие гипотезы:
1) Одним из основных видов досуговой деятельности среди молодёжи является воспроизводство материальных и духовных ценностей;
2) Существует взаимосвязь между выбором досуговой деятельности молодежи и показателя смысложизненных ориентаций;
3) Существует взаимосвязь между причинами выбора досуговой деятельности и источниками мотивации;
4) Одним из основных видов досуговой деятельности, которым молодежи не удается заняться, является профессиональное и учебное развитие.
Исходя из гипотез исследования, определены следующие задачи:
1) Изучить, способы выбора и реализации досуговой деятельности;
2) Определить уровень связи показателя осмысленности жизни молодежи на выбор и реализацию досуговой деятельности;
3) Определить уровень связи источников мотивации молодежи на причины выбора досуговой деятельности.
Выборка исследования составляет – 221 представителя молодежи г. Санкт-Петербург в возрасте от 18ти до 35ти лет. Из них 60% составляют женщины и 40% - мужчины.
Для сбора данных использовались авторская анкета «Мои увлечения и хобби», опросник «Смысложизненные ориентации» А.Н. Леонтьев, опросник для определения источников мотивации Дж. Барбуто и Р. Сколл.
Для первичной обработки полученных данных использовался контент-анализ. Также использовались методы математической статистики с помощью программы IBMSPSSStatistics 26.0: методы описательной статистики (частотный анализ, таблица сопряженности), факторный анализ, анализ средних значений, корреляционных анализ.
В ходе работы был проведен анализ источников литературы по проблемам мотивации и досуговой деятельности молодежи. Также проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось выявление взаимосвязи увлечений и хобби с характеристиками ценностно-мотивационной сферы молодежи. В процессе анализа полученных данных, были решены поставленные задачи и получены ответы на выдвинутые гипотезы.
В работе, в соответствии с поставленными задачами, были изучены теоретические и эмпирические исследования на тему мотивации и потребностей как части мотивационной системы человека. Также выполнен обзор литературы по проблематике досуговой деятельности как важной сферы жизни молодого поколения, в процессе которой возможно реализовывать свои идеи, видеть результат своей деятельности и получать удовольствие от ее процесса. В эмпирической части работы приведен анализ выбора и реализации досуговой деятельности среди молодого поколения г. Санкт-Петербург. Были выявлены связи между выбором досуговых практик среди молодежи и их показателями осмысленности жизни, а также связи между причинами выбора этих досуговых практик и источниками мотивации. Гипотезы, связанные с выявлением связей, подтвердились лишь частично, в связи с чем обнаружились дополнительные направления для дальнейшего исследования увлечений и хобби молодежи:
1) Как именно влияет социальный фактор на выбор тех или иных досуговых практик среди молодежи?
2) Какими социально-психологическими характеристики обладают представителя молодежи, выбирающие те или иных досуговые практики?
Научная ценность исследования заключается в возможности использовать данные контент анализа и факторного анализа о видах увлечений и хобби и причинах их выбора, как возможную классификацию для изучения досуговой сферы в целом. Также в рамках данной работы была разработана авторская анкета, которая может быть применима для определения увлечений и хобби, а также другой важной информации и досуге.
Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические и эмпирические данные досуговой деятельности молодых людей возможно использовать в рамках индивидуального и группового консультирования. Данная работа дает понимание о механизме развитие мотивационной системы личности, о важности для молодых людей реализовывать себя через досуг, а также дает представление о возможном выборе представителя молодого поколения с учетом его показателей осмысленности жизни и мотивационных ценностей.
1. Акимова Л. А. Социология досуга: учеб. пособие для вузов / Л.А. Акимова. М.: Моск. гос. ин-т культуры и искусств, 2003. 123 с.
2. Асорбина Т. В. Влияние досуга на формирование стратегии жизни российской молодежи: ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 2015. 39 с.
3. Баканов, Е.Н. О природе побуждения // Вопросы психологии. 1983. №4. С. 146-155.
4. Батнасунов А. С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: дис. канд. социол. наук. Ставрополь, 2004. 159 с.
5. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Е.Н. Баканов. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
6. Букин В. П., Атаева Т. А. Структура досуга молодежи российской провинции: социологический анализ // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 1 (13). 2010. С. 99-109.
7. Бутенко, И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования. №7. 2008. С. 82-89.
8. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984. 194 с.
9. Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. №1. 1956. С. 19-33.
10. Верещагина И.М. Хобби – деятельность личности как способ развития ее социально-культурной активности // Современные гуманитарные исследования. [Электронный ресурс] URL: https://naukarus.com/hobbi-deyatelnost-lichnosti-kak-sposob-razvitiya-ee-sotsialno-kulturnoy-aktivnosti
11. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи в условиях риска трансформирующегося общества // Вестник института ИАЭ №3. 2012. С.137-142.
12. Гончарова Н. Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дис. канд. социол. наук. Новочеркасск, 2009. 165 с.
13. Горшков М.К. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. 688 с.
14. Гриненко О.Д. Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодежи // Проблемы современной науки и образования. №5. 2014.
15. Дюмазедье Ж. Планирование досуга и культурное развитие // Образование взрослых и досуг в современной Европе. Прага: «Обрис», 1966. С. 51-59.
16. Ежов О.Н. Онтология социального времени / О.Н. Ежов. Саратов: Добродея, 2000. 479 с.
17. Зенкова Л.А. Учебная мотиавция: исторические подходы к пониманию феномена и современное состояние проблемы // Мир науки, культуры, образования. №4 (65). 2017. С. 114-116.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы : учебное пособие /Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
19. Кожухова Е.М., Рачкова К.С. Наличие хобби как профилактика социально-психологической дезадаптаци современной молодежи. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/nalichie-hobbi-kak-profilaktika-socialnopsihologicheskoy-dezadaptacii-sovremennoy-molodezhi-2698596.html
20. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма / Д.В. Колесов. М.: Педагогика, 1991. 312 с.
21. Кутузова А.С. Культура досуга необходимый элемент формирования здорового образа жизни // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. №4 (45). 2015. С. 36-45.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н, Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 115 с.
23. Лузянина М. С. Роль представлений об отдыхе в саморегуляции функциональных состояний: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 37с.
24. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд. СПБ.: Питер, 2007. 672 с.
25. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. №4. 1984. С. 130-133.
26. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
27. Орлов А.С. Социология рекреации /А.С. Орлов. Центр комплекс. социал. исслед. и маркетинга. М.: Наука, 1995. 145 с.
28. Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества: Проблема баланса времени населения / В.Д. Патрушев. М.: Мысль, 1978. 216 с.
29. Платонов К.К. Структура и развитие личности К.К. Платонов. М.: Наука,1986. 254 с.
30. Прибрам К. Языки мозга / К. Прибрам. М.: Прогресс, 1975. 464 с.
31. Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени / Г.А. Пруденский. М.: Наука, 1972. 335 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Мастера психологии, 1946. 705 с.
33. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи / Р.Г. Салахутдинов. Казань: Гранд-Дан, 1999. 462 с.
34. Свинников В.М. Социализм и свободное время. Право на отдых / В.М. Свиннников. М.: Высш.шк, 1985. 216 с.
35. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высш. нерв. деятельность и естественнонауч. основы общ. психологии / П.В. Симонов М.: Наука, 1987. 266 с.
36. Скиннер. Б. Оперантное поведение. [Электронный ресурс] URL: https://psychoanalysis.by/2018/04/26/article-cbt-7/
37. Сластенин В.А. Исторя народного образования и педагогической мысли / В.А. Сластенин. М.: Магистр-пресс, 2000. 488 с.
38. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. Ленинград.: Лениздат, 1977. 207 с.
39. Суровицкая А. В. Досуг провинциальной молодежи как аспект муниципальной молодежной политики // Власть. № 1. 2010. С. 70-73.
40. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2011.152 с.
41. Хайнд Р. Поведение животных: Синтех этиологии и сравнительной психологии / Р. Хайнд. М.: Мир, 1975. 855 с.
42. Хекхаузен Х. Мотивация. Деятельность /Х. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. 178 с.
43. Холодная М.А. Психология интеллекта: учеб. пособие / М.А. Холодная. М.: Юрайт, 2019. 33 с.
44. Чхартишвили Ш. Н. Место потребности и воли в психологии личности // Вопросы психологии. №2. 1958. С. 116-123.
45. Ярцев, А. А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога :дис. канд. пед. наук / А. А. Ярцев. Нижний Новгород, 2004. 152 с.
46. Berlyne D. E. The arousal and sitiation of perceptual curiosity in the rat // J. Соmр. Physiol. Psychol. Vol. 48. 1955. p. 238-246.
47. Butler R. A., Harlow H. F. Persistence of visual exploration in monkeys // J. Соmр. Physiol. Psychol. Vol. 47. 1954. p. 258-263.
48. Campbell B. A., Sheffield F. D. Relation of random activity to food deprivation // J. Соmр. Physiol. Psychol. Vol. 46. 1953. p. 320-322.
49. Clarke J. Leisure and Inequality // Sociology of Leisure: a reader. 1994. p. 247-255.
50. Crandall R., Nolan M., Morgan L. Leisure and social interaction Journal of Leisure Research. Vol. 29, No. 2 1980. P. 183-200.
51. Dagfinn As. Studies of Time-Use: Problems and Prospects // ActaSociologica. Vol.21. 1978. p.125-141.
52. Evolution of the forms and needs of leisure: a selection of reports contributed by the International Study Group on the Social Sciences of Leisure URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0016/001628/162819eo.pdf
53. Freedman J. L. Happy People. NewYork, 1978. 260 p.
54. French E. G. Development of complex motivation // Motives in Fantasy action and society, 1958. p. 242-248.
55. Hebb D. O. Drives and the C.N.S. (Conceptual Nervous System) // Psychol Rev. Vol. 62. 1955. p. 243-254.
56. Hunt J.M. Intrinsic motivation and its role in psychological development // Nebraska symposium on motivation. Vol. 13. 1965. p. 189-282.
57. Kabanoff B. Work and nonwork: a review of models, methods and findings // Psychological Bulletin Vol. 88. 1980. P. 60-77.
58. Kagan J. The reward value of running activity // Physiol. Psychol. Vol. 47 1954. 108 p.
59. Kaplan M. Leisure in America: A Social Inquiry / M. Kaplan. New York: John Wiley & Sons. 1960. 368 p.
60. Leisure, the Basis of Culture: An Obscure German Philosopher’s Timely 1948 Manifesto for Reclaiming Our Human Dignity in a Culture of Workaholism. URL: https://www.themarginalian.org/2015/08/10/leisure-the-basis-of-culture-josef-pieper/?roistat_visit=139680
61. Lewin K. Field theory and experiment in social psychology / K. Lewin.Chicago: University of Chicago Press. 1939. 339 p.
62. Neulinger J. The Psychology of Leisure / J. Neulinger. 1981. 302 p.
63. Nicholls E. E. A study of the spontaneous activity of the guinea pig // J. Соmр. Physiol. Psychol. Vol. 2. 1922, p. 303-330.
64. Nygard R. A reconsideration of the achievement motivation' theory // European Journal of Social Psychology. Vol. 51 (1). 1975. p. 61—92.
65. Parkes, K. R. Locus of control, cognitive appraisal, and coping in stressful episodes //Journal of Personatily and Social Psychology Vol.46. 1984. P. 655-668.
66. Rapaport R., Rapaport R. N. Leisure and the Family Life Cycle. London: Routledge and K. Paul. 1975. 396 p.
67. Rubenstein C. Vacations: Expectations, Satisfactions, Frustrations, Fantasies // Psychology Today. Vol. 14. 1980. P. 62-66.
68. Studies of Time-Use: Problems and Prospects // ActaSociologica. Vol.21. 1978. p.125-141.
69. Wilkinson T.J. The Relationship Among Leisure Interests, Personality Traits, Affect, and Mood // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. V. 39, 2006. P. 31-41.