Введение. 2
Глава 1. Концептуальные основы современного лидерства США (2001-2016) 6
1.1 Понятие лидерства в международных отношениях 6
1.2 Эволюция подходов к американскому лидерству (2001-2016 гг). 14
Глава 2. НАТО как опора регионального лидерства США в период администраций Трампа и Байдена 22
2.1 НАТО при администрации Д. Трампа 22
2.2 НАТО при администрации Дж. Байдена 30
Глава 3. Военные союзы в Восточной Азии как опоры регионального лидерства США в период администраций Трампа и Байдена. 36
3.1 Военные союзы в Восточной Азии при Д. Трампе. 36
3.2 Военные союзы в Восточной Азии при администрации Дж. Байдена 48
Заключение. 57
Список источников и литературы 61
Источники 61
Литература 69
Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами. В последние десятилетия мировая геополитическая обстановка претерпела существенные изменения, что привело к смещению структуры международных отношений и сдвигу акцентов во внешней политике ведущих держав. С начала 21го века возрастающая роль Китая и ревизионистский вектор политики России бросили вызов региональному лидерству США в Восточной Азии и в Европе. Особенно это проявилось в период администраций Д. Трампа и Дж. Байдена. При президентстве Д.Трампа США выдвигают новый подход в использовании НАТО, как инструмента внешней политики США, который заключался в активном вовлечении союзников в соперничество с Россией. В рамках данного подхода президентом оказывалось повышенное давление на союзников, в виду необходимости увеличения их вклада в общую оборону. Подобную природу транзакционных отношений с союзниками Трамп поддерживал и в контексте Индо-Тихоокеанского региона в рамках противостояния Китаю. Администрация Байдена также, как и предыдущая определяла ключевую роль союзников в Европе и Восточной Азии как основных инструментов по противостоянию России и Китаю. Тем не менее новый президент определил другие ориентиры в рамках взаимодействия с военными союзами, поставив акцент на приверженности США обязательствам перед своими союзниками, а также на плотном взаимодействии с ними. На основе этого оба президента проводили свою политику в едином фарватере противостояния растущим амбициям КНР и России. Однако осуществляли это сопротивление преимущественно различными друг от друга методами. В связи с этим в научном сообществе возник ряд вопросов, относительно роли союзников США в Европе и Восточной Азии как опор регионального лидерства Вашингтона. Таким образом, исследование военных союзов США в Европе и Восточной Азии и их роли в обеспечении регионального лидерства Вашингтона в период администраций Трампа и Байдена является актуальным и важным для понимания мировой геополитики. Анализ динамики и изменений в рамках этих союзов, а также их влияние на стратегические интересы США и других государств позволит получить более полное представление о сложностях и особенностях современной международной ситуации.
Цель исследования заключается в выявлении роли военных союзов как опор регионального лидерства США в Восточной Азии и Европе при администрациях Трампа и Байдена.
Из поставленной цели следует определить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать различные подходы к лидерству в международных отношениях и выбрать наиболее подходящий для данного исследования
2. Рассмотреть эволюцию подходов администраций США к американскому лидерству в период с 2001-2016 гг.
3. Сравнить подходы президентов Трампа и Байдена к НАТО в качестве опоры регионального лидерства Вашингтона в Европе.
4. Сравнить подходы президентов Трампа и Байдена к военным союзам в Восточной Азии, в качестве опор регионального лидерства Вашингтона.
Объектом исследования являются военные союзы США в Европе и Восточной Азии, а предметом исследования выступает их роль в региональном лидерстве Вашингтона в период администраций Трампа и Байдена.
В ходе работы будут использованы методы сравнительного, исторического и системного анализа. Также в рамках исследования военных союзов как опор американского лидерства будет использован неореалистский подоход, так как ключевые понятия неореализма («анархия», «структура», «баланс сил») помогают раскрыть роль военных союзов как инструментов, осуществляющих контроль над соблюдением другими государствами системных норм, установленных Соединенными Штатами.
Относительно источников и литературы, в рамках данного исследования особое внимание было уделено доктринальным документам США, включая Стратегии Национальной Безопасности (2002, 2006, 2010, 2015. 2017, 2022), Стратегия Национальной Обороны 2018, Четырехлетний Обзор Обороны (2001, 2010, 2014), Национальная Военная Стратегия 2018, Индо-Тихоокеанская Стратегия США 202. Другими ключевым источниками для выявления стратегий разных американских администраций были официальные заявления Белого Дома, ежегодные обращения президента США к конгрессу , а также рассматривалась динамика военных расходов, наращивание и модернизация вооружений
В заключение данной работы стоит отметить, что роль военных союзов США в Европе и Восточной Азии в качестве опор регионального лидерства Вашингтона, все также остается значимой. Рассмотрев эволюцию подходов к американскому лидерству с начала 21го века, можно понять, что американские администрации прежде всего стремились закрепить свои лидерские позиции путем укрепления собственного нормативного порядка, легитимность которого должна обеспечиваться так называемыми «общественными благами». В эпоху реваншистских настроений со стороны России и стремительного экономического и военного подъема Китая, одним из ключевых факторов легитимации американского лидерства в Европе и Восточной Азии является обеспечение международной безопасности. Исходя из этого начиная с 2000-ых годов американские администрации на официальном уровне стремятся укрепить международную архитектуру безопасности путем плотного взаимодействия с военными союзами в разных регионах мира. Последние администрации Трампа и Байдена не стали исключениями. Несмотря на то, что изначально Трамп довольно критично высказывался в сторону союзников по НАТО, ставя акцент на большую самостоятельность альянса, его политика продемонстрировала, что именно НАТО рассматривалась администрацией Белого дома в качестве ключевой опоры американского лидерства в Европе, на основе противостояния российским амбициям в регионе. Хотя жесткая риторика Трампа в сторону Североатлантического альянса, во многом подорвала доверие к американским обязательствам среди европейских государств. Тем не менее союзники по НАТО оказались не готовы переступить красную линию, касающуюся ее обязательств перед США, все также оставаясь основным инструментом осуществления стратегии Вашингтона. После же начала Специально Военной Операции на территории Украины роль НАТО в качестве опоры региональной архитектуры безопасности во главе с США обрела еще большую актуальность. Исходя из этого новая администрация Байдена делает упор на всеобъемлющем сотрудничестве со странами НАТО в качестве основного противовеса Российским амбициям в регионе, тем самым сохраняя единую архитектуру безопасности в Европе под протекцией США, а также поддерживая лидерский статус Вашингтона в Европе. Таким образом, стратегии двух администраций имели единые ориентиры по сохранению регионального лидерства в Европе, однако подразумевали разные подходы к их реализации.
Стремительный экономический рост Китая также открыл дебаты о масштабах модернизации китайских вооруженных сил и ее последствиях для региона. В свете этих растущих сложностей адаптивность и вовлеченность стали двумя ведущими характеристиками стратегии безопасности США в Азиатско-Тихоокеанском регионе посредством укрепления традиционных союзов безопасности, а также взаимодействия с важными игроками в регионе. За последние десятилетия Соединенные Штаты частично установили свой гегемонистский порядок в Восточной Азии. Он был основан на двусторонних соглашениях в областях безопасности и экономики. Система «ось и спицы» связывала Соединенные Штаты с Японией, Южной Кореей и другими странами Восточной Азии. Соединенные Штаты взяли на себя союзнические обязательства перед странами региона, и, в свою очередь, эти страны проявляли лояльность к Соединенным Штатам. Таким образом, между странами существовала своего рода сделка. Соединенные Штаты обеспечивают безопасность и открытые рынки для своих восточноазиатских партнеров, а взамен эти страны соглашаются на партнерство с США, что проявляется в торговле, союзах и политической лояльности. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что лидерство США в АТР исторически обусловлено американскими гарантиями в сфере безопасности перед своими союзниками, а также той ролью, которую эти военные союзы играют в качестве ключевого элемента противодействия растущей мощи Китая.
Таким образом, стратегия Трампа по сохранению регионального лидерства США в регионе прежде всего сводилась к сдерживанию распространения влияния Китая в регионе, на основе концепции Свободной и Открытой Индо-Пасифики. В рамках этой стратегии президент ставил уклон на сотрудничестве со всеми союзными государствами региона, однако особое внимание уделялось Австралии, Японии, а также партнерскому взаимодействию с Индией. Исходя из этого, можно понять, что политика партнерства при Трампе стала теснее связана с политикой сотрудничества в рамках союзнических отношений. Стоит также отметить характерный для Трампа отход от мультилатерализма в Восточной Азии, президент прежде всего реализовывал свою стратегию посредством транзакционных и двусторонних отношений c союзниками в области безопасности, рассматривая их в качестве главных опор регионального лидерства США в ИТР. Администрация Байдена, продемонстрировала некоторую преемственность стратегии Трампа, сохранив ориентир на укреплении взаимодействий в рамках QUAD. Однако, в отличие от предыдущей администрации, Байден вводит практику создания мини-многосторонних структур, укрепляя тройственный союз с Японией и Южной Кореей, а также создав военно-политический альянс AUKUS с Австралией и Великобританией. В результате данного подхода администрация Байдена укрепила так называемый «санитарный кордон» вокруг Китая, который начал выстраивать Трамп в рамках собственной стратегии Индо-Тихоокеанского региона. Исходя из всего указанного выше можно сделать вывод о том, что внешнеполитическая стратегия Дж. Байдена и Д. Трампа по сохранению регионального лидерства в ИТР основывалась на сохранении лидерского паритета с Китаем путем укрепления взаимодействия со своими союзниками, что определяет их в качестве опор регионального лидерства США в Восточной Азии.
Исходя из всего указанного выше, можно сделать вывод о том, что военные союзы США в Европе и Восточной Азии являются ключевыми звеньями по поддержанию американского лидерства в регионах, так как, обеспечивая безопасность союзников, Соединенные Штаты легитимируют свой лидерский статус. Также военные союзы являются важным и эффективным инструментом по противодействию основным системным угрозам в лице России и Китая.
1. A Free and Open Indo-Pacific. Advancing a Shared Vision.// U.S. Department of State, 2019 URL: https://www.state.gov/a-free-and-open-indo-pacific-advancing-a-shared-vision/
2. Asahi S. “We are left to wonder if the ‘Japan-U.S. ties,’ which Abe talks so proudly of, are only mediated through the purchases of arms,” [электронный ресурс] : [Сайт]. URL:http://www.asahi.com/ajw/articles/AJ201905300026.html.
3. Blinken A., “A Foreign Policy for the American People.”[электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.state.gov/a-foreign-policy-for-the-american-people/
4. Biden J. Why America Must Lead Again / Rescuing U. S. Foreign Policy After Trump/ ForeignAffairs [Электронный ресурс]. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2020-01-23/why-america-must-lead-again
5. Briefing Room, “Remarks by President Biden on America’s Place in the World,” White House, February 4, 2021, [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/ 2021/02/04/remarks-by-president-biden-on-americas-place-in-the-world/.
6. Barnes E, Cooper H. “Trump Discussed Pulling U.S. From NATO, Aides Say Amid New Concerns Over Russia” // The New York Times 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2019/01/14/us/politics/nato-president-trump.html
7. Comments of EUCOM Deputy Commander, Lt Gen. Timothy Ray, at the OSCE Structured Dialogue, Vienna [Электронный ресурс]. URL: http://www.eucom.mil/media-library/transcript/35731/eucom-deputy-commander-lt-gen-timothy-ray-on-current-trends-in-military-force-posture
8. Center for Strategic and International Studies (CSIS), “Defining Our Relationship with India for the Next Century: An Address by U.S. Secretary of State Rex Tillerson”, Washington, D.C., 18 October 2017
9. Defense News: “US approves Apache, Viper attack helicopter options for Philippines” [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.defensenews.com/global/asia-pacific/2020/04/30/us-approves-apache-viper-attack-helicopter-options-for-philippines
10. Franz-Stefan Gady. ‘US, South Korea Roll Out 1st ROKAF F-35A Stealth Fighter’/ The Diplomat. [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://thediplomat.com/2018/03/us-south-korea-roll-out-1st-rokaf-f-35a-stealth-fighter/
11. Hudson Institute, “Vice President Mike Pence’s Remarks on the Administration’s Policy towards China”, Washington, D.C., 4 October 2018, [электронный ресурс] : [Сайт]. URL:https://www.hudson.org/events/1610- vice-president-mike-pence-s-remarks-on-the-administration-spolicy-towards-china102018
12. Interim National Security Strategic Guidance of the United States // The White House, 2021. P 6 URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2021/03/NSC-1v2.pdf
13. Indo-Pacific Strategy of the United States // The White House, 2022 URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf
14. ‘Indo-Pacific Endeavour 18 Continues to Build Regional Security and Stability’// Department of Defense, 1 June 2018 URL: https://www.minister.defence.gov.au/media-releases/2018-06-01/indo-pacific-endeavour-18-continues-build-regional-security-and-stability
15. Japan Ministry of Foreign Affairs, “Japan-U.S. Security Treaty,” [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.mofa.go.jp/region/n-america/us/q&a/ ref/1.html.
16. Rogin J, “Biden’s Pick for Top Asia Official Should Reassure Nervous Allies,” Washington Post, January 13, 2021, [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/2021/01/13/ kurt-campbell-biden-china-asia-nsc/.
17. Johnson I. (2021) Trade Versus Subs: The Risky U.S. Tradeoff in the Asia-Pacific. Council on Foreign Relations, 17 September. [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.cfr.org/blog/trade-versus-subs-risky-us-tradeoff-asiapacific?utm_source=eyesonasia&utm_medium=email&utm_campaign=EyesOnAsia2021Sept30&utm_ term=EyesonAsia
18. Lalit K Jha and Yoshita Singh, “US Clears Sale of Guardian Drones to India,” Wire, June 27, 2017, [электронный ресурс] : [Сайт]. URL:https://thewire.in/151745/us-clears-sale-of-guardian-drones-toindia/
19. Leaders of U.S., South Korea and Japan agree closer cooperation over North Korea threat. // Reuters.//June 30, 2022 [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/us-skorea-japan-cite-ongoing-concerns-over-nkorea-missile-tests-2022-06-29
20. McCaffreyD. У Трампа и Байдена разное отношение к НАТО // Euronews. – 2020. –[Электронный ресурс]. URL: https://ru.euronews.com/2020/ 11/03/us-election-nato-russia
21. Mullany G. (6 March 2017). "U.S. Starts Deploying Thaad Antimissile System in South Korea, After North's Tests". The New York Times. ISSN 0362-4331. [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.nytimes.com/2017/03/06/world/asia/north-korea-thaad-missile-defense-us-china.html
22. Morello C, Taylor A. Trump says U.S. won’t rush to defend NATO countries if they don’t spend more on military // The Washington Post [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com/world/national-security/trump-says-us-wont-rush-to-defend-nato-countries-if-they-dont-spend-more-on-military/2016/07/21/76c48430-4f51-11e6-a7d8-13d06b37f256_story.html
23. National Security Strategy of The United States of America // The White House, 2002. URL: https://2009-2017.state.gov/documents/organization/63562.pdf
24. National Security Strategy of the United States of America // The White House, 2006. URL: https://www.comw.org/qdr/fulltext/nss2006.pdf
25. National Security Strategy of The United States of America // The White House, 2010. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf
26. National Security Strategy of the United States of America // The White House, 2015. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy_2.pdf
27. National Security Strategy of the United States of America // The White House, 2017. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf
28. National Security Strategy of the United States of America // The White House, 2022. URL: file:///C:/Users/puma3/Downloads/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf
29. National Defense Strategy of The United States of America // Department of Defense, 2018. URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf
30. National Military Strategy of the United States of America 2018 Homeland Security Digital Library, 2018. URL: https://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Publications/UNCLASS_2018_National_Military_Strategy_Description.pdf
31. North Atlantic Treaty Organization /Brussels Summit Declaration/Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Brussels 11-12 July 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_156624.htm
32. North Atlantic Treaty Organization / Madrid Summit Declaration / Issued by NATO Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Madrid 29 June 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_196951.htm
33. NATO Readiness Initiative [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2018_06/20180608_1806-NATO-Readiness-Initiative_en.pdf
34. Naval News: “U.S. To Transfer Cyclone-Class Patrol Ships To Philippine Navy” [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.navalnews.com/naval-news/2023/03/u-s-to-transfer-cyclone-class-patrol-ships-to-philippine-navy/
35. Office of the Spokesperson, “Secretary Antony J. Blinken and Japanese Foreign Minister Toshimitsu Motegi Before Their Meeting,” Department of State, March 16, 2021, [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-and-japanese-foreign-minister-toshimitsumotegi-before-their-meeting/
36. Press Office of the White House. "The Inaugural Address: Remarks of President Donald J. Trump – As Prepared For Delivery Inaugural Address. Friday, January 20, 2017, Washington, D.C." The White House. US Government, 20 Jan. 2017[Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/the-inaugural-address/
37. President Biden Addresses the Munich Security Conference // C-SPAN: Video Library. – 19.02.2021. –[Электронный ресурс]. URL: https://www.c-span.org/ video/?509162-101/president-biden-addresses-munich-seurityconference
38. Press Release: Dr. Kurt M. Campbell to Join the Biden-Harris Administration,” Asia Group, January 13, 2021, [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://theasiagroup.com/press-release-dr-kurt-m-campbell-tojoin-the-biden-harris-administration/.
39. President Bush delivers State of the Union Address // The White House, 29.01.2002 URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/01/20020129-11.html
40. President Bush delivers State of the Union Address // The White House, 20.01.2004 URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/stateoftheunion/2004/
41. President Bush delivers State of the Union Address // The White House, 31.01.2006 URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/stateoftheunion/2006/#:~:text=We%20will%20choose%20to%20build,ends%20in%20danger%20and%20decline.
42. President Obama delivers State of the Union Address // The White House, 13.01.2016 URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2016/01/12/remarks-president-barack-obama-%E2%80%93-prepared-delivery-state-union-address
43. President Biden delivers State of the Union Address // The White House, 01.03.2022 URL: https://www.whitehouse.gov/state-of-the-union-2022/
44. Rieko M., “The Price of Peace: Why Japan Scrapped a $4.2bn US Missile System,” Nikkei Asian Review, August 5, 2020, [электронный ресурс] : [Сайт]. URL:https://asia.nikkei.com/Spotlight/The-Big-Story/The-price-of-peace-Why-Japan-scrapped-a-4.2bn-US-missile-system.
45. Report of the Quadrennial Defense Review // U.S. Department of Defense, 2001 URL: https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/quadrennial/QDR2001.pdf?ver=AFts7axkH2zWUHncRd8yUg%3d%3d
46. Report of the Quadrennial Defense Review // U.S. Department of Defense, 2010 URL: https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/quadrennial/QDR2010.pdf?ver=vVJYRVwNdnGb_00ixF0UfQ%3d%3d
47. Report of the Quadrennial Defense Review // U.S. Department of Defense, 2014 URL: https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/quadrennial/QDR2014.pdf?ver=tXH94SVvSQLVw-ENZ-a2pQ%3d%3d
48. Remarks by President Trump to Coalition Representatives and Senior U.S. Commanders- [Электронный ресурс]. URL: https://www.whitehouse.gov/the-pressoffice/2017/02/06/remarks-president-trump-coalition-representatives-and-senior-us
49. “Remarks by President Trump at APEC CEO Summit, Da Nang, Vietnam”, Da Nang, // The White House, 10 November 2017, [электронный ресурс] : [Сайт]. URL:https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/ remarks-president-trump-apec-ceo-summit-da-nang-vietnam
50. Rating World Leaders: 2019 Report. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.gallup.com/analytics/247061/rating-world-leaders-2019-report.aspx
51. Sarah Zheng, “U.S.-China Ties: Competition, Not Engagement from Now on, Kurt Campbell Says,” South China Morning Post, May 27, 2021, [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.scmp.com/news/ china/diplomacy/article/3135066/us-china-ties-competition-not-engagement-now-kurtcampbell.
52. S. 1260, United States Innovation and Competition Act of 2021, 117th Congress, 1st Session, pp. 715, 727–728.
53. The White House, “Joint Statement from President Donald J. Trump and Prime Minister Shinzo Abe,” February 10,2017 [электронный ресурс] : [Сайт]. URL:https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/joint-statement-president-donald-j-trump-prime-minister-shinzo-abe/.
54. The White House called the QUAD format the basis of US policy in the Indo-Pacific region (2021), ТАSS, January 30. [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10583855
55. The White House. Joint Leaders Statement on AUKUS. March 13, 2023 [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/03/13/joint-leaders-statement-on-aukus-2
56. US European Command Public Affairs Office, ‘2018 European Deterrence Initiative (EDI) Fact Sheet [Электронный ресурс]. URL: www.eucom.mil%2Fmedia-library%2Farticle%2F36102%2F2018-european-deterrence-initiative-edi-fact-sheet&usg=AOvVaw0T jM0abUYUBVkU3XJOqX_i
57. U.S. Department of Defense, “As Prepared Remarks by Secretary of Defense Mark T. Esper at the Munich Security Conference”, Munich, 15 February 2020, [электронный ресурс] : [Сайт]. URL:https://www. defense.gov/Newsroom/Speeches/Speech/Article/2085577/ remarks-by-secretary-of-defense-mark-t-esper-at-the-munichsecurity-conference
58. War&Peace 2022 / Interview with G. John Ikenberry / [электронный ресурс] : [Сайт]. URL:https://youtu.be/efEm4-SyKnA
59. Александр Казаргин. Трамп против Евросоюза // Санкт-Петербургские Ведомости, 31.01.2018 [Электронный ресурс] URL:https://spbvedomosti.ru/news/politika/tramp_protiv_evrosoyuza
60. Какую военную помощь оказывали Украине страны НАТО// ТАСС, 2022 [электронный ресурс] : [Сайт]. URL: https://tass.ru/info/15063369/amp
Литература
1. Bellou F. Direct and Inderect Leadership: The Case of the US in Bosnia. University of Cambridge Press, 1998. P 3
2. Burnham, P. (2006). Neo-Gramscian Hegemony and the International Order. In: Global Restructuring, State, Capital and Labour. International Political Economy Series. Palgrave Macmillan, London. P 76
3. Brzezinski Z. Second Chance. Three presidents and the Crisis of American Superpower. N.Y. 2007. P.82
4. Boot M (2018) The Corrosion of Con- servatism: Why I Left the Right, New York, London: Liveright Publishing Corporation. P 120
5. Cox R. Gramsci, Hegemony and International Relations : An Essay in Method. Millennium - Journal of International Studies 1983 12: 162. P 163
6. Chapman B., ‘US Marine Corps Battalion Deployment to Australia: Potential Strategic Implications’, Security Challenges, vol. 13, no. 1 (2017), p. 2.
7. Gilpin, R. Hegemonic War and International Change. In War and Change in World Politics / Cambridge: Cambridge University Press, 1981 - pp. 186-190
8. G. John Ikenberry (1996). The Future of International Leadership. Political Science Quarterly, 111(3), p 389
9. Green M, Dean P, Taylor B. and Cooper Z., The ANZUS Alliance in an Ascending Asia (Canberra: Strategic and Defence Studies Centre, 2015), p. 12.
10. Hopf T. (1998). The Promise of Constructivism in International Relations Theory. International Security, 23(1), p199
11. Hanif S. and Khan M: US Security Strategy for Asia Pacific and India’s Role. Strategic Studies , Vol. 38, No. 1 (Spring 2018), pp. 17
12. Keohane, R. O. (1984). After Hegemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton: Princeton University Press.
13. Kolmas M, Kolmasová S, “A ‘Pivot’ That Never Existed: America’s Asian Strategy under Obama and Trump”, Cambridge Review of International Affairs 32, no. 1 (2019): 69
14. Mearsheimer, John. The Tragedy of Great Power Politics. W. W. Norton & Company, 2001. P. 41
15. Tsuruoka M., “The Donald J. Trump Administration as Seen from Tokyo: Will the US-Japan Alliance Remain Unique?” (IAI Papers no. 18, January 2, 2018).
16. Nye, J. S. (2004). Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs
17. Patel K., Hansmeyer C. Multilateralism to transactionalism: America and Trump in Asia-Pacific. p. 212
18. Ruggie, J. G. (1998). Constructing the World Polity: Essays on International Institutionalization. London: Routledge.
19. Scott D., “The Indo-Pacific in US Strategy: Responding to Power Shifts”, Rising Powers Quarterly 3, no. 2 (2018): 33
20. Wiener J. “Hegemonic” Leadership: Naked Emperor or the Worship of False Gods? // European Journal of International Relations. 1995. Vol. 1. No 2. June. P. 233
21. Wendt A, Social Theory of International Politics (Cambridge: Cambridge University Press, 1999), p 113
22. Waltz K. “Theory of International Politics”. University of California. July 1978
23. Wilkins T.: Re-assessing Australia’s Intra-alliance Bargaining Power in the Age of Trump Author(s). Security Challenges , 2019, Vol. 15, No. 1 (2019), pp. 28
24. Асмолов, К. В. Южная Корея между США и КНР / К. В. Асмолов // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2021. – Т. 26, № 26. – С. 231
25. Батюк, В. И. США - КНР: стратегический баланс / В. И. Батюк // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. – 2022. – Т. 15, № 4. – С. 398
26. Батюк В. И. (2021). Индо-Тихоокеанская стратегия США и Евразия. Актуальные проблемы Европы, (1 (109)), С. 148
27. Блохин К.В. (2021). "Крестовый поход" Дж.Байдена против России. причины и перспективы эскалации американо-российских отношений. Свободная мысль, (3 (1687)), С. 90
28. Блохин К.В. (2018). Вызовы национальной безопасности России в контексте российско-американских отношений при администрации Д. Трампа. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 20 (3), С. 357
29. Демчук Ф. Г. (2021). Трамп и Япония: новый тихоокеанский поворот? Итоги политики Дональда Трампа в Японии. Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право, 23 (1), С. 75
30. Ильиных А. (2021). "европейская" политика новой администрации сша. Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы, (60 (76)), 17
31. Королев А. С. "индо-тихоокеанское измерение политики США при д. Байдене: выводы для АСЕАН" Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, vol. 2, no. 2 (51), 2021, p. 22
32. Лобов, Р. Н. Концепция Индо-Тихоокеанского региона: южнокорейский аспект / Р. Н. Лобов // Корейский полуостров в поисках мира и процветания: В 2-х томах, Москва, 28–29 марта 2019 года. Том 1. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2019. – С. 174
33. Леонова О. Г. "влияние стратегического партнерства аукус на геополитическую ситуацию в индо-тихоокеанском регионе" Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, vol. 17, no. 3, 2022, C. 201
34. Лексютина Я. В. (2019). Роль Китая в стратегии "Свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион" Д. Трампа. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 19 (1), С. 27
35. Мартынова Е.С. Альянсы QUAD и AUKUS и баланс сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы для России, Китая и АСЕАН. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022;15(3). С. 152
36. Мотявин М. М. Альянс США – Япония – Республика Корея как часть Индо-Тихоокеанской стратегии администрации Джо Байдена // Россия и Америка в XXI веке. – 2022. – Выпуск № 5. С. 4
37. Надточей Ю. (2021). президентство джо байдена и трансатлантические отношения: «новый рассвет» или «сумеречная зона»? Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы, (60 (76)), С. 10
38. Пахалюк, К. А. (2012). Основания политики национальной безопасности США при Дж. У. Буше-младшем (идеология, концепция, приоритеты). Ретроспектива: Всемирная история глазами молодых исследователей, (7), С. 62
39. Прокошев С. В. Дональд Трамп и перспективы Североатлантического альянса // Observer. 2017 (№6). Стр.19
40. Приходько О. В. Конфликтующие интересы в европейской политике Д. Трампа и коллизии во взаимоотношениях союзников // США & Канада: экономика – политика – культура. – 2020. – Выпуск № 1 C.48
41. Приходько О. В. Евроатлантическая политика Д. Трампа: особенности текущей повестки дня // США & Канада: экономика – политика – культура. – 2019. – Выпуск № 11 C. 17
42. Рогожина Н. Г. Новый этап во взаимоотношениях Филиппин и США. ИМЭМО РАН. 07.04.2023
43. Смирнов, П. Е. Политика администрации Трампа на трансатлантическом направлении и российский фактор / П. Е. Смирнов // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2017. – № 11(575). – С. 38-53.
44. Степанов, А. С. Политика США в Юго-Восточной Азии: от Б. Обамы до Дж. Байдена / А. С. Степанов // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2022. – № 8. – С. 95.
45. Темников, Д. М. Лидерство и самоорганизация в мировой системе. — М. :НОФМО, 2010. С. 42
46. Торкунов А. Стратегия Администрации Д. Трампа в Азиатско-Тихоокеанском регионе мировая экономика и международные отношения, 2019, том 63, № 6, с. 28
47. Худайкулова, А. В. “Квад 2.0”: четырехсторонний диалог для контрбалансирования КНР в Индо-Тихоокеанском регионе // Полис. Политические исследования. – 2020. – № 3. – С. 31
48. Хлопов О. А. (2021). приоритеты и реализация внешней политики сша администрацией д. трампа. Бюллетень науки и практики, 7 (5), С. 514
49. Цыганков А. Международные отношения и мировая политика : учебник для бакалавриата и магистратуры . — М. : Издательство Юрайт, 2015 — 290 с.
50. Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002). М.: ИСКРАН, 2002. С 98
51. Шаклеина, Т. А. (2011). Эволюция глобальной стратегии США (2001-2011). Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика, (3), С. 47
52. Шаклеина Т. А. (2020). Политика США в отношении России: конкуренция, сдерживание и управление. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения, (4-1), С. 15