Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Антропологические исследования погребально-поминальной обрядности в современной российской науке

Работа №122251

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1: Теоретико-методологические аспекты исследуемой темы 9
1.1 Антропологическое изучение религии и религиозных практик 9
1.2 Погребально-поминальная обрядность как проблема в антропологических исследованиях. 13
Глава 2: Обзор источников, посвященных отдельным аспектам погребально-поминальной обрядности 19
2.1 Символика отдельных элементов в структуре 19
погребально-поминального обряда 19
2.2 Погребально-поминальные причитания 26
2.3 Погребальные пространства 35
Глава 3: Обзор источников, посвященных целостному изучению погребально-поминальной обрядности 46
3.1 Анализ погребально-поминального обряда в составе традиционной культуры 46
3.2 Трансформация погребально-поминального обряда 55
Заключение 62
Список источников и использованной литературы 65


Актуальность темы исследования. Интерес к изучению погребально-поминальной обрядности связан с развитием антропологических наук. Смерть как проблема исследования остается крайне перспективным направлением, поскольку смерть как таковая не является индивидуальным актом, другие при этом получают тяжелую асоциальную травму, что является одной из предпосылок образования религиозных представлений. Непосредственно погребально-поминальный обряд отражает эти представления. Похоронные и поминальные обряды призваны адаптировать определенную общность после такого потрясения, как смерть одного из членов сообщества. Поэтому данные обряды были и есть социально значимыми для продолжения жизни любой культуры.
Погребально-поминальную обрядность можно смело отнести к фундаментальным основам человеческой культуры. Особенность ее специфики заключается в консервативности содержания и сохранении архаических воззрений, с одной стороны, и зависимости от различных социальных процессов, с другой. Она также характеризуется устойчивостью общей структуры, ориентацией на опыт предков. При этом также интересно, что умерший является лишь одним из элементов погребального или поминального обряда.
Изучение погребально-поминальной обрядности в отечественной науке имеет длительную историю, берущую свое начало от этнографической науки. С течением времени количество накопленного материала, носившего в большей степени описательный характер, стало стремительно увеличиваться, появилась необходимость в его анализе. Именно с этого момента начинают появляться антропологические исследования об обрядах жизненного цикла, к которым относится и погребально-поминальная обрядность.
Изучение похоронной культуры заключает в себе множество проблемных полей для исследования и остается актуальным до настоящего времени. Погребально-поминальная обрядность ярко представлена в современной российской науке, в том числе в области антропологии и антропологии религии. Чаще всего современные авторы обращаются к погребальному обряду определенной культуры или к исследованию определенного элемента в структуре ритуала. На данный момент не существуют обобщающие историографические работы, но именно благодаря таким исследованиям появится возможность проследить степень изученности тех или иных аспектов погребально-поминальной обрядности. Проследить динамику развития антропологических концепций о назначении и функциях тех или иных обрядовых действий.
Целью исследования является аналитическое рассмотрение современных отечественных антропологических исследований по погребально-поминальной обрядности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие исследовательские задачи:
1. Определить, что именно понимается под антропологическим изучением религии и религиозных практик.
2. Выработать критерий отбора антропологических исследований.
3. Классифицировать исследования по погребально-поминальной обрядности, исходя из их проблематики.
4. Создать аналитический обзор литературы на тему данного исследования
Объектом исследования является исследование погребально-поминальной обрядности. Предметом: антропологические методы анализа погребально-поминальной обрядности.
Основными методами данного исследования выступают критический анализ источников, типологический метод, сравнительный анализ исследовательской литературы.
Степень изученности проблемы. Поскольку данная тема носит историографический характер, то под историографией мы понимаем разделы работ на тему погребально-поминальной обрядности, в которых описывается степень изученности исследуемой в них проблемы. На данный момент не существует опубликованных исследований, освещающих непосредственно изучение погребально-поминальной обрядности в антропологическом ключе. В начале мы обратимся к диссертациям, в которых также содержатся историографические разделы.
Безусловный интерес представляет диссертация А. Д. Соколовой «Трансформации похоронной обрядности у русских в ХХ-XXI вв. (на материалах Владимирской области)». Первая глава представляет собой историографию похоронно-поминальной обрядности, а также представлений о смерти у русских. Автор рассматривает работы, охватывающие период с середины XIX века по настоящее время. При этом внимание уделяется как этнографическим и антропологическим исследованиям, так и археологическим. Среди современных исследований автор выделяет: работы И. А. Кремлевойи Т. А. Листовой, в которых погребально-поминальные обряды рассматриваются с учетом православного фактора; исследование Г. А. Носовой, проведенное при помощи методики этно-социологического опроса; работу С. А. Иниковой о погребальном обряде духоборцев, где уделяется внимание изучению конфессиональных особенностей обрядности русских; работы А. К. Байбурина, посвященные изучению погребальной обрядности в советское время; а также работы Л. Г. Невской, М. Д. Алексеевского, о похоронных причитаниях, В. Ф. Шевченко, И. А. Разумовой. Отдельно выделяются исследования О. А. Седаковой, посвященные структуре и семантике различных элементов погребальной обрядности.
В диссертации М. А. Андрюниной «Символика пространства в славянской похоронно-поминальной обрядности: этнолингвистический аспект (украинская, белорусская, западнорусская и польская традиции)», во введении содержится обзор работ на тему погребально-поминальной обрядности славян.
Автор выделяет работы, в которых анализируется локусы погребения, а именно: Д. К. Зеленина, Г. И. Кабаковой, М. Н. и С. М. Толстых, А. К. Байбурина. Эти авторы уделяют внимание символике пространства в погребально-поминальной обрядности. Помимо этого, выделяются работы Л.Г. Невской о перемещении, как части обряда перехода. Автор также отмечает работы И. А. Кремлевой, В. Е. Добровольской, А. А. Плотниковой.
Также следует обратиться к диссертации И. В. Коныревой «Плач как феномен русской культуры» .В историографическом разделе автор отмечает современные работы по антропологическому исследованию плача в славянской культуре, а именно: Л. Г. Невской о погребальных причитаниях восточных славян, Т. З. Сквирской, В. А. Чистякова, а также работы А. К. Байбурина и М. Н. и С. М. Толстых, которые упоминались нами ранее.
М. Д. Алексеевский в диссертации «Застолье в обрядах и обрядовом фольклоре русского севера XIX-XXвв. (на материале похоронно-поминальных обрядов и причитаний)» выделяет работы Л. Н. Виноградовой, Т. А. Агапкиной, Т. А. Бернштам, С. М. Толстой и Б. Н. Путилова.
В монографии О. А. Седаковой «Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян» во введении представлен обзор работ, освещающих изучение погребально-поминальной обрядности. Автор обращается, в основном, к работам советских исследователей, таких как: В. Я. Пропп, Д. К. Зеленин, Г. С. Виноградов, О. Н. Трубачев, В. Н. Топоров, Б. А. Успенский, В. В. Иванов, П. Г. Богатырев, Н. Н. Велецкой, а также к исследованиям А. К. Байбурина и М. Н. и С. М. Толстых.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые осуществляется попытка типологизации и критического анализа антропологических исследований погребально-поминальной обрядности.
Положения, выносимые на защиту:
1. В отечественной науке наиболее полно осмыслена с точки зрения антропологии религии погребально-поминальная обрядность славян.
2. Несмотря на многочисленные работы, посвященные исследованию погребальной культуры малых этнических групп, крайне мало исследователей применяют междисциплинарный подход для анализа элементов погребально-поминальной обрядности этих групп.
3. Наиболее перспективной темой исследования в области погребально-поминальной обрядности представляется тема трансформации обряда в современных условиях.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы при подготовке и проведении лекций и семинарских занятий по истории отечественного религиоведения, а также как теоретическая база для изучения погребально-поминальной обрядности.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, тех глав, заключения и списка литературы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящем исследовании, посвященном погребально-поминальной обрядности в современной отечественной науке мы обратились к ряду вопросов в области антропологии религии, с целью критически проанализировать источники по данной теме.
Исходя из поставленных задач, нами было выполнено следующее:
В первой главе, которая представляет собой теоретическую часть о современной социокультурной антропологии и антропологии религии, мы кратко проследили развитие антропологических идей в российском и зарубежном массиве научного знания. Обозначили проблематику антропологического исследования погребально-поминальной обрядности.
Помимо этого, нами был выработан условный критерий отнесения исследований к антропологическому изучению. Мы пришли к выводу о том, что последнее включает огромный спектр направлений исследований: социокультурная антропология, этнология, психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, культурология, психология, а также некоторые разделы археологии, но для нас важнейшими работами являются работы по антропологии религии. Таким образом, работы, относящиеся к вышеперечисленным направлениям, включающие в себя междисциплинарный подход и классическую антропологическую методологию интерпретации материала, а также рассматривающие элементы погребального и поминального обряда в контексте ритуала, неразрывно от религиозно-мифологических представлений, мы можем отнести к работам по изучению погребально-поминальной обрядности.
Далее мы перешли к классификации отобранных исследований и выделили следующие тематические части: символика отдельных элементов в структуре погребально-поминального обряда; погребальные пространства; погребально-поминальные причитания; анализ погребально-поминального обряда в составе традиционной культуры; трансформация погребально-поминального обряда. Подобное деление обусловлено, в первую очередь, количеством исследований той или иной проблемы, а также степенью разработанности этой проблемы в антропологической науке.
Исходя из предложенной выше типологизации, были созданы обзоры источников по вышеуказанным темам.
Во второй главе представлен обзор по символике отдельных элементов в структуре погребально-поминального обряда. Проанализировав исследования на данную тему, мы пришли к выводу о том, что для изучения похоронно-поминальной обрядности характерно тематическое многообразие. Однако, ее составные элементы исследованы крайне неоднородно, что также говорит о перспективности подобного рода исследований.
Но стоит отметить, что некоторые элементы погребального и поминального обряда исследованы обширно. В следующем разделе второй главы мы обращаемся к похоронно-поминальным причитаниям. Анализ источников на данную тему позволяет сделать следующий вывод: исследование прагматики погребально-поминальных жанров представляется наиболее исследованной частью антропологического изучения погребально-поминальной обрядности, однако вопрос о функциональном назначении причети остается открытым.
Последний раздел второй главе освещает изучение пространства погребальной обрядности. Большинство исследователей концентрируют внимание на сакрализованости похоронных пространств, их особой роли в танатологических представлениях. Помимо этого, данные пространства фиксируют живую традицию, что можно считать неисчерпаемым источником исследования. Также стоит отметит, что тема изучения танатологических локусов также ярко представлена в современной российской науке.
Третья глава представляет собой анализ источников о целостном рассмотрении погребально-поминального обряда. Подобная типологизация обусловлена характером большого количества антропологических работ по погребально-поминальной обрядности.
В первом разделе третьей главы нами были рассмотрены работы, авторы которых анализируют погребально-поминальный обряд как неотъемлемую часть традиционной культуры. Исходя из данного обзора, можно проследить особенности подходов к целостному изучению обрядовой практики, помимо этого, данная часть отражает степень изученности похоронно-поминальных ритуалов тех или иных культур.
Во втором и последнем разделе работы мы уделили внимание исследованиям о трансформации погребально-поминального ритуала, как в составе определенной религиозной традиции, так и вне ее. Данная проблематика представляется крайне важной и наиболее перспективной для последующего изучения погребально-поминальной обрядности, поскольку на данный момент погребальные культуры подвержены стремительным изменениям. Исторические потрясения XX века повлекли за собой небывалый эклектизм в обрядовой стороне, необходима фиксация подобного явления, для того, чтобы рассмотрение динамики развития оставалось возможным в будущем.



1. Boon James A. Anthropology, Ethnology, and Religion // Encyclopedia of Religion. Vol. 1 / Lindsay J. – 2nd ed. Macmillan Reference USA, 2005 (1987). P. 378-388.
2. Evans-Pritchard E. E. Social Anthropology. L., 1951. С. 71
3. Louis-Vincent Thomas Funeral Rites: an overview // Encyclopedia of Religion. Vol. 5 / Lindsay J. – 2nd ed. Macmillan Reference USA, 2005 (1987). P. 3234-3241
4. Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. Изд-во С-Петерб. ун-та; ЗАО ТИД «Амфора», 2004. – 312 с.
5. Алексеевкий М. Д. Похоронно-поминальные причитания Селивановского района Владимирской области в современных записях // Археология русской смерти. – 2015. №1 – С. 53-99
6. Алексеевский М. Д. «И на погосте бывают гости»: посещение кладбища в обрядовой практике и поминальных причитаниях крестьян Русского Севера / М. Д. Алексеевский // «Калевала» в контексте региональной и мировой культуры : материалы междунар. науч. конф. / отв. ред. И. И. Муллонен. – Петрозаводск, 2010. – С. 288-299.
7. Алексеевский М. Д. Застолье в обрядах и обрядовом фольклоре русского севера XIX-XX вв. (на материале похоронно-поминальных обрядов и причитаний) Автореферат., … канд. фил. наук: 10.01.09 / М. Д. Алексеевский Москва РГГУ – М., 2005. – 22 с.
8. Алексеевский М. Д. Застолье в обрядах и обрядовом фольклоре русского севера XIX-XX вв. (на материале похоронно-поминальных обрядов и причитаний) Автореферат., … канд. фил. наук: 10.01.09 / М. Д. Алексеевский Москва РГГУ – М., 2005. – 22 с.
9. Алексеевский М. Д. Мотив оживления покойника в севернорусских поминальных причитаниях: текст и обрядовый контекст // Антропологический форум. 2007. № 6. С. 227–262.
10. Алексеевский М. Д. Мотив угощения покойника в севернорусских поминальных причитаниях: этнографический контекст // Вопросы гуманитарных наук. М., 2004. № 6. С. 45-48
11. Алексеевский М. Д. Похоронно-поминальная обрядность // Актуальные проблемы полевой фольклористики. М., 2003. Вып. 2. С. 112-118
12. Алексеевский М. Д. Ритуальное употребление алкогольных напитков у северорусских крестьян в XIX– XX вв. // Северный текст в русской культуре. Архангельск, 2003. С. 201-203
13. Алексеевский М. Д. Севернорусские похоронно-поминальные причитания как акт коммуникации: к вопросу о прагматике жанра // Рябининские чтения Отв. Ред. Т.Г.Иванова Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007.
14. Алексеевский М. Д. Севернорусские похоронно-поминальные причитания как акт коммуникации: к вопросу о прагматике жанра // Рябининские чтения Отв. Ред. Т.Г.Иванова Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.
15. Алексеевский, М.Д. "Чтобы слезы не капали...": регламентирование выражения эмоция при ритуальном оплакивании покойника // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 12. Нормативы традиционной культуры. Сборник научных статей. – М., 2009. – С. 334-346
16. Андрюнина М.А. «Посольство» иного мира на земле – символика кладбища в народной культуре // Славяноведение, М., 2013, № 6, с. 43–51.
17. Андрюнина М.А. Места захоронений – «хорошие» и «плохие» (по материалам Полесского архива) // Традиционная культура, 2/2014, М., с. 124–133.
18. Андрюнина М.А. Пространственные характеристики календарных поминальных обрядов // Живая старина, М., 2008, № 4, с. 26–28
19. Андрюнина М.А. Символическое «кормление» умерших: пространственная характеристика // Пространство и время в языке и культуре / Отв. ред. С.М. Толстая, М., 2011, с. 70–87.
20. Андрюнина, М. А. Антропоморфный символизм дома в погребальной и поминальной обрядности: тело, душа, жертва (украинская, белорусская, западнорусская и польская традиции) / М. А. Андрюнина // Традиционная культура. – 2018. – Т. 19. – № 3. – С. 68-79.
21. Андрюнина, М. А. Символика пространства в славянской похоронно-поминальной обрядности: этнолингвистический аспект (украинская, белорусская, западнорусская и польская традиции) Дис. … канд. фил. наук: 10.02.03 / М. А. Андрюнина. Москва Институт славяноведения РАН. – М., 2015. – 355 с.
22. Андрюнина, М. А. Символика пространства в славянской похоронно-поминальной обрядности: этнолингвистический аспект (украинская, белорусская, западнорусская и польская традиции) Дис. … канд. фил. наук: 10.02.03 / М. А. Андрюнина. Москва Институт славяноведения РАН. – М., 2015. – 355 с.
23. Барашков В. В. Становление антропологического подхода к изучению религии // Становление классического зарубежного теоретического религиоведения в XIX – первой половине ХХ века: Сборник материалов научной конференции с международным участием (Владимир, 8-9 октября 2015 года, ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых) / Под ред. В. В. Барашков, Д. С. Дамте. — Эдитус, Москва, 2015. — С. 36–38.
24. Барашков В.В. Антропология религии как раздел религиоведения: обзор литературы, история, основные проблемы // Религиозная антропология и антропология религии (Сборник статей в честь 75-летия заслуженного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова К. И. Никонова). М.: Маска, 2013. С. 6-20
25. Белик А.А. Антропология религии // Белик А.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2009. С. 295-336.
26. Белик А.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2009. – 613 с.; Резник Ю. М. Социокультурная антропология в системе гуманитарного знания // Социальная антропология в вузе. М. 1997. С. 7-44.
27. Белоруссова С. Ю. «Здесь открывается душа нагайбака»: поминальный обряд Ашбиру // Живая старина. № 1 (89), 2016. С. 16 - 20
28. Беляев Л. А. Древнерусское надгробие: мир семантических загадок Живая старина – М., 1996, № 3 – С. 36 - 39
29. Бирюкова Н. Трансформация хантыйских похоронно-поминальных обрядов в Шурышкарском районе ЯНАО// MementoMori: похоронные традиции в современной культуре / Сост. А.Д. Соколова, А.Б. Юдкина; отв. ред. Д.В. Громов. М.: ИЭА РАН, 2015. – С. 54-110
30. Буркхарт Д. Текстуальные, контекстуальные и интертекстуальные аспекты причитаний на Руси // Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования. М., 1991. С.86.
31. Бутовская М. Л., Дронова Д. А. Поминальные церемонии у датога в контексте единого социального пространства живых и мертвых: этологический анализ // Этнографическое обозрение. СПб.: ИЭА РАН, 2019. № 1. С. 42–64
32. Васильев М. И. Сани в русском погребальном обряде: история изучения и проблема интерпретации // Этнографическое обозрение №4. СПб.: ИЭА РАН. 2008 – С.151-164
33. Винокурова И.Ю., Минвалеев С.А. Поминальная обрядность карелов-людиков: ареальная характеристика на фоне общих и локальных традиций соседних народов // Этнографическое обозрение. 2018. № 4. С. 152-170.
34. Гизиева К. Ю. Отражение современных представлений о смерти в устройстве могил и кладбищ (на примере города Омска) // Археология, этнология и антропология АТР. Междисциплинарный аспект. [отв. ред.: Н.Н. Крадин, Ф.Е. Ажимов;]. – Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал. ун-та, 2013. – С. 291-296
35. Гизиева, К. Ю. Костюм в погребальном обряде русских Омского Прииртышья в конце XIX – начале XXI века / К. Ю. Гизиева, М. Л. Бережнова // Народный костюм в Сибири, Новосибирск, 27–29 октября 2016 года. – Новосибирск: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, 2017. – С. 85-88.
36. Голубофф С. Общины траура: погребальные плачи горских евреев в селе Красная Слобода (Азербайджан) и в интернете // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. №3 (33). – С. 31-64
37. Гостищева Т. Д. Похоронно-поминальная причеть старообрядцев-«Поляков» Восточного Казахстана // Антропологический форум. 2013. №18 – С. 361-371
38. Грунтов С. В. Символика дерева в христианских и еврейских надгробиях Беларуси XIX–XX вв. // Вещь – символ – знак в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. – М., 2019. – С. 169-187.
39. Давыдов, И. П. Обряды религиозные // Энциклопедия религий. Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2008.
40. Добровольская В. Е. Кладбище как место встречи живых и мертвых: правила, регулирующие взаимоотношения двух миров в традиционной культуре Центральной России // Slověne = Словѣне. InternationalJournalofSlavicStudies. 2013. №1. – С. 111-122
41. Добровольская, В. Е., Кулешов, А. Г. Кладбище в традиционной культуре Гороховецкого района // Живая старина – М., 2003, № 2 – С. 6-10
42. Ермолин Д. Границы конфессионального, этнического и регионального в погребальном обряде албанцев // Археология русской смерти. – 2015. №1 – С. 102-120
43. Ермолин Д. С Структура и характер современной погребально-поминальной обрядности албанцев Приазовья // Антропологический форум 2011. №15. – С.163-193
44. Ермолин Д. С. Между сунной, традицией и модой: современный погребальный обряд исламизированных славян Албании // MementoMori: похоронные традиции в современной культуре / Сост. А.Д. Соколова, А.Б. Юдкина; отв. ред. Д.В. Громов. М.: ИЭА РАН, 2015. – С. 35-53
45. Ж. В. Кормина, С. А. Штырков. Мир живых и мир мертвых: способы контактов (два варианта северорусской традиции) // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. М.: «Индрик», 2001. С. 206—231.
46. Забияко, А. П. Похоронная обрядность маньчжуров: генезис, история и современное состояние / А. П. Забияко, Л. Чжан // Религиоведение. – 2013. – № 1. – С. 60-84.
47. Заринов И. Ю. В который раз о предмете этнографии / этнологии / социально-культурной антропологии // Журнал Вестник Антропологии. №2 (42), СПб.: ИЭА РАН. 2018 С. 24-41
48. Зельницкая (Шларба) Р. Ш. Современный похоронно-поминальный обряд у карачаевцев // Известия СОИГСИ. 2018. №28 (67). С. 52-64
49. Иникова С. А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды. // Библиотека российского этнографа. М.: ИЭА РАН, 1993 – С. 123-143
50. Иоффе Э. «Старое» и «новое» в еврейской похоронной обрядовости (по материалам экспедиций в Бессарабию и на Буковину) //«Старое» и «новое» в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. – М., 2012. – С. 179-189
51. Каспина М. М. Представления о смерти у евреев Подолии и Бессарабии (по полевым материалам 2004-2010 гг.) // Научный альманах Традиционная культура 4/2011 – С. 80-90
52. Кисель В. А. «Новации в погребальном обряде тувинцев // Мифология смерти: Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири: Этнографические очерки / Научн. ред. Л.Р. Павлинская. СПб.: Изд-во "Наука", 2007. – С. 220-277
53. Клейн Л. С. История антропологических учений / под ред. Л. Б. Вишняцкого. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. С. 6-7
54. Клейн Л. С. История антропологических учений / под ред. Л. Б. Вишняцкого. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014 – 744 с.
55. Коновалов, А. В. Бытовые предметы в сакральной ситуации (атрибутика похоронно-поминальной обрядности казахов) // Сакральное в культуре. – СПб. 1995 – С. 14-15
56. Конырева И. В. Плач как феномен русской культуры. Автореферат дис. … кан. культурологии: 24.00.01 / И. В. Конырева. Комсомольск-на-Амуре, 2003. – 24 с.
57. Корсун С. А. Погребальный обряд в системе мироустройства тлинкитов // От бытия к инобытию: Фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки: Сборник статей / Отв. ред. Ю.Е. Березкин, Л.Р. Павлинская. СПб., 2010. – С. 189-208
58. Косарев, М. Ф. Мировоззренческие аспекты традиционной погребальной обрядности (по сибирским материалам) // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 224 / Ин-т археологии РАН; Гл. ред. Н. А. Макаров. М.: Языки славянской культуры. 2010 – С. 33-51
59. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. М.: АкадемическийПроект, 2007. – 239 с.
60. Курук, И. И. Синтагматика перевернутости в традиционной культуре белорусов // Сакральное в культуре. – СПб. 1995 – С. 30-31
61. Лашкариев А. З. Поминальные обряды очищения дома и выжигания священной лампады у исмаилитов западного Памира // Этнографическое обозрение №1. СПб.: ИЭА РАН. 2008 – С.97-109
62. Листопадов Н. А. Церемония похорон руководителя буддийской монашеской общины Бирмы. // СПб.: Этнограф. обозр. №5. 1998. С. 56-62
63. Логинов, К. К. Похоронный обряд и кладбище поморского села Гридино // Живая старина – М., 2003, № 2 – С. 2-5
64. Матюшко, А. В. Компаративный анализ погребальных практик в иудаизме и старообрядчестве / А. В. Матюшко // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. – № 6-1(12). – С. 130-133.
65. Медведев В. В. Кладбища и надмогильные сооружения некрещеных чувашей Башкортостана (по материалам исследования 2010 г.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. №2 (32). – С. 375-384
66. Мельник, В. И. Символика элементов погребальной обрядности по этнографическим и археологическим данным // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 224 / Ин-т археологии РАН; Гл. ред. Н. А. Макаров. М.: Языки славянской культуры. 2010 – С. 52-59
67. Миленина М. Танатологический дискурс еврейско-украинского кладбища современного города // Круг жизни в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. – М., 2014 – С. 255-265
68. Морозов И. А., Шрайнер А. А. Смерть кладбища: новые погребальные традиции на европейском пространстве // Сибирские исторические исследования. 2019. №4. – С. 62-87
69. Морозов И.А., Ткачук Л.А. "Правила смерти": концепты "неправильный мертвец" и "неправильное погребение" в инструментарии социальных и политических технологий // Этнографическое обозрение. 2019. № 1. С. 11-26.
70. Мохов С. Пространство и дисфункциональность инфраструктуры в контексте похоронного ритуала // Антропологический форум. 2017. № 35. С. 189–212.
71. Мурзаханов Ю. И. Традиционные похоронные обряды горских евреев Северного Кавказа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. № 5(67) C. 140-142.
72. Мусагажинова А. А. Доисламские элементы в погребальной обрядности казахов Павлодарского Прииртышья // ВААЭ. 2015. №1 (28). С. 133-137
73. Мусаева М.К. Похоронно-поминальная обрядность народов Дагестана в современных городских условиях // ИАЭК. 2017. №4 (52). – С. 112-121
74. Невская Л. Г. Погребальное причитание восточных славян Живая старина – М., 1997, № 2 – С. 11–13
75. Опарин Д. А. Поминальный обряд азиатских эскимосов и современное ритуальное пространство Нового Чаплино и Сиреников // Этнографическое обозрение СПб.: ИЭА РАН, 2013. №2. – С. 53-69
76. Павлова, Т. П. Погребальный культ // Энциклопедия религий. Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2008.
77. Пак, И. А. Изучение погребального обряда скифской элиты отечественными исследователями // Научная интеграция. Сборник научных трудов. – М.: Изд-во «Перо», 2016 – С. 310-313
78. Панин А. С. Городской некрополь Южного Урала: исторические кладбища Челябинска, Верхнеуральска, Троицка // Архив в социуме – социум в архиве: матер. регион. науч.-практ. конф. / сост., науч. ред. Н.А. Антипин. – Челябинск: Б. и., 2018. – 383 с.
79. Панин А. С. Провинциальный некрополь Южного Урала: старые кладбища в поселке Бреды и станице Наследницкой // Гороховские чтения: матер. четвертой регион. муз. конф. / сост., науч. ред. Н.А.Антипин. – Челябинск: Б. и., 2013. – С. 236-241
80. Панин А. С. Трансформация погребальной обрядности в советском Союзе // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №3-1.
81. Плотникова, А. А. Семантика «наоборот» в языке славянской похоронной обрядности // EthnolinguisticaSlavica. К 90-летию академика Н.И. Толстого / Отв. ред. Толстая С.М., М. – 2013 – с. 92–100
82. Резник Ю. М. Специфика антропологического подхода к изучению общества и культуры //Социокультурная антропология: История, теория и методология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.М. Резника. – М.: Академический Проект, Культура; Киров: Константа, 2012. С. 5-6
83. Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Свадебная поэзия. Похоронная причеть / Сост. Р.П. Потанина, Н.В. Леонова, ЛЕ. Фетисова. — Новосибирск: Наука, 2002. — 551 с.;
84. Самойлова Е. Антропоморфные фигуры в контексте похоронно-поминальной обрядности севернорусской деревни // Фольклор и этнография. К девяностолетию со дня рождения К.В. Чистова. Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2011. – С. 251-268
85. Свешникова Т. Н. Волк в контексте румынского погребального обряда // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., Наука, 1990. – С. 128-133
86. Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян – М.: «Индрик», 2004. – 320 с.
87. Седакова, О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. – М.: Индрик, 2004. – 320с
88. См. также: Толстой Н. И. Из славянской погребальной лексики // Толстой Н.И. Избранные труды, том I. Славянская лексикология и семасиология. М., 1997
89. Смирнов Ю. А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 279 с.
90. Соколова А. Д. Похороны без покойника: трансформация похоронного обряда // Антропологический форум 2011. №15. – С.187-202
91. Соколова А. Д., Юдкина А. Б. Похоронно-погребальный обряд вне традиционной культуры: тенденции и динамика трансформации в современной России // Этнографическое обозрение СПб.: ИЭА РАН, 2014. №2. – С. 3-6
92. Соколова, А. Д. Трансформации похоронной обрядности у русских в ХХ-XXI вв. (на материалах Владимирской области): Дис. … канд. ист. наук: 07.00. 07 / А. Д. Соколова. Москва ИЭА РАН. – М., 2013. – 303 с.
93. Социокультурная антропология: История, теория и методология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.М. Резника. – М.: Академический Проект, Культура; Киров: Константа, 2012. – 1000 с.
94. Стасевич И. В. Современная погребально-поминальная обрядность казахов и киргизов в сравнительно-историческом аспекте // Лавровский сборник: материалы XXXVI и XXXVII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2012–2013 гг.: этнология, история, археология, культурология. СПб., 2013.
95. Толстая С. М. “Кормить” и “хоронить” (к семантической реконструкции славянской погребальной лексики // StudiaetymologicaBrunensia. 6. Praha, 2009. S. 341–355.
96. Толстая С. М. Погребальный обряд (похороны) // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти тт. Т. 4: П (Переправа через воду) – С (Сито). М.: Международные отношения, 2009 – С. 84-91
97. Толстая С.М. Обрядовое голошение: семантика, лексика, прагматика // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян М., 1999. С. 135-148
98. Толстая, С. М., Толстой, М. Н. «Погребения в саду у «горюнов» Сумской области // Живая старина – М., 2003, № 2 – С. 10-13
99. Толстой Н.И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., Наука, 1990. - С. 119-128.
100. Фаис О. Д. Поминальные трапезы в Италии // Этнографическое обозрение СПб: ИЭА РАН, 2011. №1. – С. 27-37
101. Федорова Е. Г. Погребальный культ северных манси в этноисторическом аспекте // От бытия к инобытию: Фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки: Сборник статей / Отв. ред. Ю.Е. Березкин, Л.Р. Павлинская. СПб., 2010. – С. 209-238
102. Фетисова Л. Е. Похоронные и поминальные причитания // Русский семейно-обрядовый фольклор Сибири и Дальнего Востока: Свадебная поэзия. Похоронная причеть / Сост. Р.П. Потанина, Н.В. Леонова, ЛЕ. Фетисова. – Новосибирск: Наука, 2002. –С. 316-324
103. Фурсова Е. Ф. Похоронно-поминальная обрядность старообрядцев-переселенцев из Белоруссии как этнографический источник (по материалам XX – начала XXI века) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 5: Археология и этнография. С. 284–296.
104. Харитонова В.И. К вопросу о функциях причети в обрядах и вне их // Полифункциональность фольклора. Новосибирск, 1983. С.21
105. Хисматулин А. А., Крюкова В. Ю. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. – 272 с
106. Цуциев А. А. Некоторые параллели в погребально-поминальной обрядности североиранских народов (от скифов до осетин) // Известия СОИГСИ. 2016. №21 (60). С. 24-31
107. Цыбенов Б.Д. Погребально-поминальная обрядность дауров Китая // Этнографическое обозрение. 2017. № 5. С. 142-158
108. Чеснокова Е. Г. Кладбище в контексте современного календарного праздника // Научный альманах ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 1 (69) 2018. – С. 104-114
109. Чугаева С. В. Семик – день поминовения у коми-пермяков // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация.- 2010 .- №1 .- С. 198-202
110. Шагапова Г. Р., Яфаева Г. М. Животные в похоронно-поминальной обрядности марийцев Республики Башкортостан // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2015. №4. С. 100-103
111. Шахнович М. М. Антропология религии // Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М. М. Шахнович. СПб.: Питер, 2006. С. 375
112. Шахнович М.М. Антропология религии: прошлые достижения и современные проблемы // Шахнович М.М. Очерки по истории религиоведения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 121-156; ШахновичМ. М. Антропология религии // Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М. М. Шахнович. СПб.: Питер, 2006. С.362-383
113. Шахнович, М. М. Изучение религии в России в конце XIX – первой четверти XX века: от феноменологического описания к критическому исследованию // DOI: http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-1-171-195 // Дата обращения: 29.12.2019
114. Шевченко В. Ф. Похоронные и поминальные ритуалы // Современный городской фольклор. М.: РГГУ. 2003 – С. 391-408
115. Щербакова, Т. И. Попытка сопоставления отдельных элементов археологических и этнографических культур // Сакральное в культуре. – СПб. 1995 – С. 12-14
116. Ясинская М. В. Мотивы, связанные со зрением, в похоронно-поминальной обрядности славян: этнолингвистический аспект // Славянское языкознание. XVI Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. М., 2018. С. 527–542.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ