Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: УФСИН России по Алтайскому краю.
Выборка исследования: 100 сотрудников УФСИН.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения особенностей самоотношения сотрудников УФСИН 8
1.1 Теоретические подходы к изучению самоотношения в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Анализ компонентов самоотношения 17
1.3 Социально-психологические характеристики сотрудников УФСИН 23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей самоотношения сотрудников УФСИН 32
2.1 Описание процедуры и методики исследования 32
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 35
2.3 Рекомендации по формированию позитивного самоотношения у сотрудников УФСИН42
Заключение 49
Список используемых источников и литературы 51
Приложения 57
Актуальность исследования. Каждый человек сталкивается с определением своего места в жизни, которое определяется тем, насколько личность ценит и уважает себя, принимает и понимает свои поступки, критично оценивает собственные успехи. Отношение человека к самому себе, к своим поступкам и действиям, т.е. самоотношение, давно является одной из важнейших особенностей социально-психологического пространства.
Одной из важнейших проблем подготовки к профессиональной деятельности сотрудников УФСИН становится проблема формирования активной, конкурентоспособной личности, обладающей такими качествами, как: толерантность, гибкость мышления, организаторские и лидерские качества и главное стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Однако в реальной жизни у сотрудников УФСИН крайне редко происходит осознание необходимости саморазвития. Кроме того, условия труда сотрудников УФСИН приближены к условиям экстремальности. Выполняя профессиональные задачи, сотрудники УФСИН должны ежедневно проявлять такие качества, как воля, совладение со стрессами, управление эмоциями и т.д. Не всегда у сотрудников УФСИН есть желание и время заниматься рефлексией своих личностных качеств, в процессе которой развивается самоотношение. Вместе с тем следует отметить, что именно отношение к самому себе (самоотношение) создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития, что является немаловажным фактором в успешной реализации профессиональных функций сотрудниками УФСИН. В этой связи изучение особенностей самоотношения сотрудников УФИН представляется актуальным и своевременным.
Степень разработанности проблемы. Проблема самоотношения и условия его развития рассматривается в научных трудах Р. Бернс , В.Г. Казакова , С.Р. Пантилеева , Э.П. Утлик и др. Компоненты самоотношения определены в работах К. Роджерса , Л.Н. Собчик , В.В. Столина , И.И. Файзрахманова и др. Социально-психологические качества сотрудников УФСИН проанализированы М.Е. Гурьевым , М.Н. Курочкиной , А.Ю. Маленовой ,
Анализ научных источников свидетельствует о существовании противоречий, которые заключаются, в том, что в психологии разработаны теоретико-методологические основы, которые могут быть положены в основу создания эффективной системы психологического сопровождения развития и становления адекватного самоотношения у сотрудников УФСИН. В то же время недостаточно исследованными остаются особенности личностного становления сотрудников УФСИН, вопросы соотношения психологического и социального развития. Особого внимания требует обоснование условий и разработка мероприятий психологического сопровождения сотрудников УФСИН, которые бы основывались на принципах средового подхода и учитывала особенности социального пространства, в котором сотрудники УФИН реализуют свои профессиональные функции.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ особенностей самоотношения сотрудников УФСИН.
Объект исследования: самоотношение как психологический феномен.
Предмет исследования: самоотношение сотрудников УФСИН.
Гипотеза исследования содержит следующие допущения:
1) Вероятно, большому количеству сотрудников УФСИН с меньшим стажем службы будет более характерно «Ожидаемое отношение других», чем группе сотрудников с большим стажем службы.
2) Вероятно, сотрудники УФСИН, имеющие больший стаж службы, имеют более развитое глобальное самоотношение, чем сотрудники с меньшим стажем службы.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к пониманию самоотношения как психологического феномена в работах отечественных и зарубежных авторов.
2. Рассмотреть компоненты самоотношения.
3. Охарактеризовать социально-психологические характеристики сотрудников УФСИН.
4. Разработать и апробировать программу исследования особенностей самоотношения сотрудников УФСИН.
5. Проанализировать результаты изучения самоотношения сотрудников УФСИН.
6. Составить практические рекомендации по результатам исследования самоотношения сотрудников УФСИН.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теоретические представления самоотношения – В.М. Козубовский, С.Р. Пантилеев и др.;
- представления о компонентах самоотношения – А.В. Микляева, В.В. Столин и др.;
- представления о социально-психологических факторах развития личности сотрудников правоохранительных органов – А.Ю. Маленова, Е.А. Полякова и др.;
- представления об особенностях самоотношения сотрудников правоохранительных органов – Н.Л. Поляк, В.М. Шевченко и др.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование;
3) Методы обработки данных: непараметрический критерий для независимых выборок U-тест по методу Манна и Уитни.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Методики исследования.
1. Тест-опросник «Cамоотношения» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)..
Выборка исследования: 100 сотрудников УФСИН.
База исследования: УФСИН России по Алтайскому краю.
Научная новизна исследования: в разработке и реализации тренинга по развитию самоотношения сотрудников УФСИН. Тренинг содержит практические упражнения по формированию положительного отношения к своему Я, восприятию Я как личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Практическая значимость: результаты, которые были получены в эмпирическом исследовании, могут быть полезны для администрации, психологам, работающих в УФСИН, так как указывают направления развития самоотношения сотрудников УФСИН. Могут стать базой для разработки и внедрения программ развития самоотношения у сотрудников УФСИН.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2022 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (декабрь 2022 г. – февраль 2022 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения самоотношения у сотрудников УФСИН. Осуществлялся сбор эмпирических данных.
Третий этап (март-апрель 2023 г.) заключительно-обобщающий – обработка эмпирических данных, их интерпретация, формулировка выводов по результатам проведенного исследования. Оформление результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования (перечислить конференции).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Как показал анализ научной литературы, самоотношение рассматривается с использованием различных психологических терминов: осознание себя, своего Я, самоуважение, самочувствие, любовь к себе, самопринятие, установка на себя, обобщенная самооценка, эмоционально-ценностное отношение к себе, эмоциональный компонент самооценки и т.д.
Устойчивое глобальное самоотношение влияет на оценку личностью своих возможностей, определяющие социальную значимость действий, самобытность и аспект деятельности человека. Становление самоотношения и Я-концепции характеризуется постепенным структурно-функциональным осложнением на протяжении всей жизни.
Труд сотрудников УФСИН является целостным, многоплановым процессом достижения результатов в различных видах служебной деятельности, повседневных отношений и индивидуально-личностном развитии каждого субъекта. Для современного сотрудника такой труд представляет собой активное целенаправленное исполнение служебного долга, в котором он, используя вверенную технику и оружие, реализует себя как субъект профессиональной деятельности, собственного развития личности и повседневных отношений, обеспечивая получение требуемых результатов в служебной деятельности. Для того, чтобы профессиональные задачи, стоящие перед сотрудниками УФСИН выполнялись успешно, необходимо сформированное самоотношение. Такие личностные ресурсы, как самоинтерес, самопознание, самоуважение и т.д. способствуют тому, что сотрудники УФСИН стремятся к саморазвитию си самосовершенствованию. Для сотрудников УФСИН это необходимое условие личностного благополучия и профессиональной успешности.
С целью изучения особенностей самоотношения сотрудников УФСИН было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие с50 сотрудников УФСИН со стажем работы менее 10 лет и 50 сотрудников УФСИН со стажем работы более 10 лет.
Результаты, полученные в ходе исследования по всем шкалам и факторам методики «ОРО» В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, позволяют заключить, что достаточно большому количеству сотрудников УФСИН со стажем работы менее 10 лет свойственно ожидаемое отношение других, самоуверенность, самопринятие. Сотрудникам УФСИН со стажем работы более 10 лет более свойственно глобальное самоотношение, самоинтерес, самоуважение, самопоследовательность. Исследование показало, что сотрудники УФСИН со стажем работы менее 10 лет готовы к саморазвитию и самосовершенствованию более, чем сотрудники УФСИН со стажем работы более 10 лет. Молодые сотрудники УФСИН уверены в себе и своих силах, знают свой личностный потенциал и свои ресурсы, не останавливаются на достигнутом, что позволяет им быть более успешными, чем более опытным сотрудникам УФСИН.
Было определено, что работа по формированию позитивного самоотношения с сотрудниками УФСИН должна проводиться с учетом полученных результатов. Для сотрудников УФСИН со стажем работы менее 10 лет была разработана тренинговая программа «Узнай себя». Программа предусматривает проведение 5 занятий по 1,5 часа. Для сотрудников УФСИН со стажем работы более 10 лет была разработана тренинговая программа «Кто Я». Программа предусматривает проведение 5 занятий по 1,5 часа.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтвердились.
1. Арендачук, И. В. Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности / И. В. Арендачук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 110-119.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва : Наука, 1986. – 241 с.
3. Вахромов, Е. Е. Проблема человека : Самость и Я в психологии / Е. Е. Вахрамов // Мир психологии. – 2002. – № 2. – С. 35.
4. Волкова, В. В. Характеристика профессиональной идентичности сотрудников исправительного учреждения / В. В. Волкова // В сборнике : Молодые исследователи – регионам. материалы Международной научной конференции. – Вологда, 2020. – С. 325-326.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : АСТ [и др.], 2005. – 670 с. – ISBN 5-17-027239-1.
6. Глухова, Е. С. Актуальные проблемы готовности к профессиональному самоопределению учащейся молодежи / Е. С. Глухова // Психология обучения. – 2018. – № 12. –С. 64-71.
7. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с. – ISBN 978-5-7598-0851-0.
8. Гурьев, М. Е. Основные параметры психологического потенциала успешности в деятельности сотрудников органов внутренних дел / М. Е. Гурьев // В сборнике : Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути совершенствования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург : УМВД России, 2018. – С. 36-41.
9. Даниленко, Т. В. Проблема самосознания личности (аксиологический аспект) / Т. В. Даниленко // Новое слово в науке и практике : гипотезы и апробация результатов исследований. – 2018. – № 23. – С. 130-137.
10. Дерябин, В. С. Психология личности и высшая нервная деятельность : Психофизиологические очерки / В. С. Дерябин. – Москва : ЛКИ, 2016. – 202 c. – ISBN 978-5-382-01141-7.
11. Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты / М. В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с. – ISBN 5-87872-011-6.
12. Зауторова, Э. В. Особенности субъективного благополучия сотрудников пенитенциарной системы / Э. В. Зауторова // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2022. – Т. 27. – № 2 (89). – С. 134-141.
13. Казаков, В. Г. Познай себя (самооценка и направленность личности) : метод. пособие / В. Г. Казаков. – Москва : ИПК и ПРНО МО, 2013. – 32 с. – ISBN 5-88561-004-5.
14. Каташев, В. Г. Самосознание и саморазвитие личности в старшем школьном возрасте / В. Г. Каташев // В сборнике : Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 135-139.
15. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2020. – 506 с. – ISBN 985-441-292-X.
16. Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2018. – 225 с. – ISBN 5-01-002213-3.
17. Кригер, Г. Н. Структура самосознания личности в условиях современного мира / Г. Н. Кригер // Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 1 (68). – С. 91-93.
18. Кроз, М. В. Психологическое исследование профессиональной деформации прокурорских работников / М. В. Кроз, Н. А. Ратинова // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2018. – № 3 (53). – С. 68-74.
19. Куклин, Д. Н. К вопросу о психической устойчивости сотрудников отдела охраны и пути их коррекции / Д. Н. Куклин // В сборнике : Актуальные психолого-педагогические проблемы в деятельности уголовно-исполнительной системы. Сборник научных статей. Под общей редакцией Н. Г. Соболева. –Вологда, 2020. – С. 72-79.
20. Курочкина, М. Н. Психологические особенности личности сотрудника УИС / М. Н. Курочкина, Т. М. Матвеева // Проблемы и перспективы современной науки. – 2018. – № 8. – С. 110-116.
21. Маленова, А. Ю. Региональный круглый стол «Личность в трудных жизненных ситуациях : ресурсы и преодоление» / А. Ю. Маленова // Вестник Омского университета. Серия : Психология. – 2021. – № 4. – С. 78-84.
22. Мартынова, А. И. Структурно-содержательные характеристики самосознания личности / А. И. Мартынова // В сборнике : Наука и образование. IV Всероссийский фестиваль науки. Сер. «Психология. Реклама. Связи с общественность». – 2014. – С. 35-38.
23. Матвеева, О. С. Гендерная специфика профессионально важных качеств сотрудников ИУ, состоящих в резерве / О. С. Матвеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 325-328.
24. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования : Монография / А. В. Микляева. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – 226 с. – ISBN 978-5-8064-2565-3.
25. Молчанова, Е. В. Чувство собственного достоинства как сторона морального самосознания личности / Е. В. Молчанова // В сборнике : Молодежь и наука: реальность и будущее. Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия : Т. Н. Рябченко, Е. И. Бурьянова. – 2019. – С. 287-289.
26. Мохова, Ю. А. К вопросу о структуре самосознания личности / Ю. А. Мохова // Омский научный вестник. – 2012. – № 1 (105). – С. 157-160.
27. Павелко, Н. Н. Психология и педагогика : Учебное пособие / Н. Н. Павелко, С. О. Павлов. – Москва : КноРус, 2018. – 496 c. – ISBN 978-5-406-01108-9.
28. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания : хрестоматия. – Самара : БАХРАХ-М, 2011. – 623 с. – ISBN 5-89570-014-4.
29. Печко, А. А. Структура субъективного качества жизни сотрудников пенитенциарной системы / А. А. Печко // В сборнике: Education & Science –2018. материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. Science and Innovation Center Publishing House. – 2018. – С. 96-99.
30. Платонов, К. К. Психология личности / К. К. Платонов. – Москва : АСТ, 2016. – 456 с. – ISBN 978-5-8064-3154-3.
31. Поляк, Н. Л. Профессиональный отбор как важный составной элемент психологического сопровождения кадрового резерва сотрудников УИС / Н. Л. Поляк // В сборнике : Психология, образование : актуальные и приоритетные направления исследований. материалы Международной студенческой научно- практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Х.И.Лейбовича. – Тверь, 2020. – С. 218-222.
32. Полякова, Е. А. Профессионально важные качества сотрудников специального отдела следственного изолятора / Е. А. Полякова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 6. – С. 93.
33. Роджерс, К. Психология индивидуальности / К. Роджерс. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 856 с. – ISBN 978-5-9770-0035-2.
34. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн / Отв. ред. [и авт. вступ. статьи] Е. В. Шорохова ; [Сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская и А. В. Брушлинский] ; Акад. пед. наук СССР. Ин-т философии АН СССР. Ин-т психологии АН СССР. – Москва : Педагогика, 1973. – 423 с.
35. Саидова, З. Х. Исследование проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологии / / З. Х. Саидова // В сборнике : Наука и молодежь. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, молодых ученых и аспирантов. – 2016. – С. 29-33.
36. Сердюкова, Е. Ф. Психологическое исследование деформаций личности в профессиональной деятельности / Е. Ф. Сердюкова // В сборнике : Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава. – Грозный, 2022. – С. 167-172.
37. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 741 с. – ISBN 5-9268-0195-8.
38. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – Москва : Политиздат, 1972. – 336 с.
39. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – Москва : Прогресс, 1987. – 252 с.
40. Тагирова, Р. А. Теоретические подходы к исследованию самосознания личности одаренных подростков / Р. А. Тагирова // В сборнике : Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа. сборник статей Международной научно-практической конференции. –2017. – С. 102-104.
41. Тимофеева, Е. А. Духовно-нравственное воспитание сотрудников УИС как неотъемлемая составляющая процесса формирования их патриотизма / Е. А. Тимофеева // В сборнике : Образ Родины : содержание, формирование, актуализация. Материалы IV Международной научной конференции. – 2020. – С. 438-444.
42. Уляшева, Е. П. Особенности структуры волевых качеств личности сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е. П. Уляшева // В сборнике : Российское общество и государство на современном этапе. сборник научных трудов. ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний». – Владимир, 2021. – С. 253-256.
43. Утлик, Э. П. Психология личности : Учебник / Э. П. Утлик. – Москва : Academia, 2018. – 448 c. – ISBN 978-5-7695-5088-1.
44. Черносвитов, Е. В. Самосознание в структуре сознания / Е. В. Черносвитов // Философские науки. – 2014. – №4. – С. 150-155.
45. Чусовитин, А. В. Профессионально важные качества сотрудника пенитенциарной системы / А. В. Чусовитин // В сборнике : Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей LXII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2022. – С. 228-232.
46. Файзрахманов, И. И. Формирование я-концепции как условие развития самосознания личности / И. И. Файзрахманов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-4. – С. 316-320.
47. Шевченко, В. М. Психология оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие / В. М. Шевченко. 2-е изд., перераб. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2015. – 257 с. – ISBN 978-5-238-01803-4.
48. Храмова, К. В. Социокультурная обусловленность самосознания личности / К. В. Храмова // European Social Science Journal. – 2012. – № 8 (24). –С. 247-253.
49. Эльконин, Д. Б. Психология развития : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин. – Санкт-Петербург : Питер. 2015. – 458 с. – ISBN 978-5-7695-5199-4.
50. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В. А. Ядов. – Москва : Академия, 2014. – 284 с. – ISBN 978-5-906001-04-7.