Формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений (Омский государственный педагогический университет)
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МБОУ «Большепесчанская СОШ» Называевского муниципального района Омской области.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса (11 девочек и 9 мальчиков).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений 6
1.1 Словообразование как раздел языкознания 6
1.2 Анализ образовательных программ формирования понятия способ словообразования в начальной школе 15
1.3 Особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений 21
Выводы по 1 главе 29
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений 31
2.1 Анализ уровня сформированности понятия способ словообразования у младших школьников 31
2.2 Система упражнений по формированию понятия способ словообразования в начальной школе посредством упражнений 37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Библиографический список источников и литературы 58
Приложения 64
База исследования: МБОУ «Большепесчанская СОШ» Называевского муниципального района Омской области.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса (11 девочек и 9 мальчиков).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений 6
1.1 Словообразование как раздел языкознания 6
1.2 Анализ образовательных программ формирования понятия способ словообразования в начальной школе 15
1.3 Особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений 21
Выводы по 1 главе 29
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений 31
2.1 Анализ уровня сформированности понятия способ словообразования у младших школьников 31
2.2 Система упражнений по формированию понятия способ словообразования в начальной школе посредством упражнений 37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Библиографический список источников и литературы 58
Приложения 64
Проблема формирования способа словообразования у учащихся начальной школы в теории и практике обучения русскому языку не нова и многоаспектна. Это связано со спецификой производного слова как основной единицы словообразовательного уровня языка и словообразовательными ресурсами языка. Уже в первых работах ученых-методистов есть попытки решить эту проблему с учетом межуровневых связей между морфемой и лексемой. Еще Ф.И. Буслаев в книге «О преподавание родного языка» [см. 48, с. 91] обращал внимание на необходимость организации наблюдение за строением слова с целью более полного понимания его лексического значения. Именно это понимание, по мнению ученого, гарантирует точный и сознательный выбор слова в условиях естественной речи.
Лингводидактические и методические проблемы формирования понятия способ словообразования в начальной школе были и остаются объектом исследования многих отечественных ученых и практиков – Е.А. Земскова, М.Р. Львов, Е.Г. Мережко и др. Для системного изучения словообразования особенно значимыми являются теоретические разработки и характерологические описания И.Б. Голуб, М.Р. Львова, Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой и других учёных.
Такое внимание ученых к данной проблеме объясняется тем, что словообразование играет незаурядную роль в развитии речевой компетентности и речевой коммуникации учащихся. К сожалению, методическая наука сравнительно недавно начала обращать должное внимание на использование учащимися приобретенных знаний и умений из словообразования в коммуникативных целях. Ведь общеизвестно, что подавляющее большинство школьников не способны активно пополнять лексический запас, используя усвоенные словообразовательные модели; в их речи распространены словообразовательные ошибки, редко используются учениками эмотивными лексемы, слова субъективной оценки, построенные по словообразовательным нормам. Очевидно, технология формирования понятия способ словообразования в общеобразовательной школе требует совершенствования, прежде всего, в плане формирования способа словообразования у младших школьников. Этому способствует и выработка умений учащихся членить слова на значимые части, устанавливать способы их создания, организовывать наблюдения за особенностями использование однокоренных и производных слов различной морфемной структуры в текстах разных типов и стилей.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования у младших школьников понятия способ словообразования, и недостаточным количеством упражнений в учебниках УМК «Школа России», направленных на формирование понятия словообразования.
Проблема исследования: как формировать у учащихся понятие способ словообразования на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – изучить методические особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования понятия способ словообразования в начальной школе.
2. Провести анализ УМК по русскому языку по проблеме формирования понятия способ словообразования в начальной школе.
3. Описать методические аспекты формирования понятия способ словообразования в начальной школе.
4. Подобрать комплекс упражнений по формированию понятия способ словообразования у третьеклассников.
5. Проверить эффективность использования подобранных упражнений в формировании понятия способ словообразования в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза: предполагается, что упражнения по определению состава слова способствуют формированию понятия способ словообразования у третьеклассников.
Объектом исследования является процесс формирования понятия способ словообразования на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – методические особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством упражнений.
В работе использовались следующие методы: теоретические – метод анализа на этапе изучения научно-методических источников и учебно-методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа действующих УМК по русскому языку; экспериментальные – тестирование, педагогический эксперимент.
Методологическую основу исследования составили научные труды И.Б. Голуб, М.Р. Львова, Ш.А. Махмудова, Д.Э. Розенталя и др. Сущность понятия способ словообразования раскрыта в работах Д.И. Алексеева, Т.П. Вахниной, Е.Г. Мережко и др. Методы и приемы формирования понятия способ словообразования у младших школьников описаны в исследованиях Г.В. Блохиной, О.Е. Воронивича, В.В. Демичевой, И.А. Киреевой, Е.Г. Коваленко и др.
База исследования: МБОУ «Большепесчанская СОШ» Называевского муниципального района Омской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
Лингводидактические и методические проблемы формирования понятия способ словообразования в начальной школе были и остаются объектом исследования многих отечественных ученых и практиков – Е.А. Земскова, М.Р. Львов, Е.Г. Мережко и др. Для системного изучения словообразования особенно значимыми являются теоретические разработки и характерологические описания И.Б. Голуб, М.Р. Львова, Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой и других учёных.
Такое внимание ученых к данной проблеме объясняется тем, что словообразование играет незаурядную роль в развитии речевой компетентности и речевой коммуникации учащихся. К сожалению, методическая наука сравнительно недавно начала обращать должное внимание на использование учащимися приобретенных знаний и умений из словообразования в коммуникативных целях. Ведь общеизвестно, что подавляющее большинство школьников не способны активно пополнять лексический запас, используя усвоенные словообразовательные модели; в их речи распространены словообразовательные ошибки, редко используются учениками эмотивными лексемы, слова субъективной оценки, построенные по словообразовательным нормам. Очевидно, технология формирования понятия способ словообразования в общеобразовательной школе требует совершенствования, прежде всего, в плане формирования способа словообразования у младших школьников. Этому способствует и выработка умений учащихся членить слова на значимые части, устанавливать способы их создания, организовывать наблюдения за особенностями использование однокоренных и производных слов различной морфемной структуры в текстах разных типов и стилей.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования у младших школьников понятия способ словообразования, и недостаточным количеством упражнений в учебниках УМК «Школа России», направленных на формирование понятия словообразования.
Проблема исследования: как формировать у учащихся понятие способ словообразования на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – изучить методические особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования понятия способ словообразования в начальной школе.
2. Провести анализ УМК по русскому языку по проблеме формирования понятия способ словообразования в начальной школе.
3. Описать методические аспекты формирования понятия способ словообразования в начальной школе.
4. Подобрать комплекс упражнений по формированию понятия способ словообразования у третьеклассников.
5. Проверить эффективность использования подобранных упражнений в формировании понятия способ словообразования в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза: предполагается, что упражнения по определению состава слова способствуют формированию понятия способ словообразования у третьеклассников.
Объектом исследования является процесс формирования понятия способ словообразования на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – методические особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством упражнений.
В работе использовались следующие методы: теоретические – метод анализа на этапе изучения научно-методических источников и учебно-методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа действующих УМК по русскому языку; экспериментальные – тестирование, педагогический эксперимент.
Методологическую основу исследования составили научные труды И.Б. Голуб, М.Р. Львова, Ш.А. Махмудова, Д.Э. Розенталя и др. Сущность понятия способ словообразования раскрыта в работах Д.И. Алексеева, Т.П. Вахниной, Е.Г. Мережко и др. Методы и приемы формирования понятия способ словообразования у младших школьников описаны в исследованиях Г.В. Блохиной, О.Е. Воронивича, В.В. Демичевой, И.А. Киреевой, Е.Г. Коваленко и др.
База исследования: МБОУ «Большепесчанская СОШ» Называевского муниципального района Омской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
Наиболее слабым местом в обучении детей младшего школьного возраста языковым навыкам и речевым умениям остаётся словообразование. Действительно, полное владение русской орфографии невозможно без знания состава слова, без умения выделять, видеть в слове значимые части, морфемы, поскольку основной принцип русской орфографии – морфологический – требует учёта звукового и фонемного состава каждой морфемы и правила русской орфографии формулируются применительно к правописанию отдельных морфем – корней, приставок, суффиксов, окончаний
Способ словообразования – выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок в процессе образования нового слова.
Была проанализирована система упражнений по изучению способов словообразования в учебниках УМК «Школа России» и в учебниках УМК «Начальная школа XXI века» с первого по четвертый классы. В УМК Школа России» Сопоставительный анализ программ по русскому языку в начальных классах показал, что распределение материала по классам неоднородно, но, тем не менее, младшие школьники по всем программам знакомятся с основными понятиями морфемики, разбором слов по составу и со способами образования новых слов. Более полно понятие способ словообразования представлено в учебниках УМК «Начальная школа XXI века».
В исследовании определена поэтапная работа по формированию у младших школьников понятия способ словообразования в теоретическом и методических аспектах. Указано, что эффективнее всего, формировать у учащихся понятия способ словообразования на основе функционального подхода. Понимание роли и значение словообразовательных частей слова приводит учащихся к пониманию того, как и каким способом образовано то или иное слово.
С целью определения эффективности использования упражнений в формировании у третьеклассников понятия способ словообразования была проведена опытно-экспериментальная работа. Результаты констатирующего этапа показали, что у третьеклассников недостаточно сформировано понятие способ словообразования. Полученные выводы обусловили организацию и проведение формирующего этапа. Были подобраны и реализованы упражнения по формированию у третьеклассников понятия способ словообразования. Упражнения предлагались третьеклассникам на уроках русского языка в качестве дополнительного материала.
Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил положительную динамику в уровне сформированности у третьеклассников понятия способ словообразования. На контрольном этапе на 3 (15%) увеличилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности понятия способ словообразования. Однако, по прежнему есть учащихся, с которыми необходима дополнительная индивидуальная работа по формированию у них понятия способ словообразования (3 учащихся – 15%). В целом, можно заключить, что упражнения эффективно влияют на формирование у третьеклассников понятия способ словообразования. В процессе выполнения диагностических заданий третьеклассники показали высокую степень самостоятельности и заинтересованности.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Способ словообразования – выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок в процессе образования нового слова.
Была проанализирована система упражнений по изучению способов словообразования в учебниках УМК «Школа России» и в учебниках УМК «Начальная школа XXI века» с первого по четвертый классы. В УМК Школа России» Сопоставительный анализ программ по русскому языку в начальных классах показал, что распределение материала по классам неоднородно, но, тем не менее, младшие школьники по всем программам знакомятся с основными понятиями морфемики, разбором слов по составу и со способами образования новых слов. Более полно понятие способ словообразования представлено в учебниках УМК «Начальная школа XXI века».
В исследовании определена поэтапная работа по формированию у младших школьников понятия способ словообразования в теоретическом и методических аспектах. Указано, что эффективнее всего, формировать у учащихся понятия способ словообразования на основе функционального подхода. Понимание роли и значение словообразовательных частей слова приводит учащихся к пониманию того, как и каким способом образовано то или иное слово.
С целью определения эффективности использования упражнений в формировании у третьеклассников понятия способ словообразования была проведена опытно-экспериментальная работа. Результаты констатирующего этапа показали, что у третьеклассников недостаточно сформировано понятие способ словообразования. Полученные выводы обусловили организацию и проведение формирующего этапа. Были подобраны и реализованы упражнения по формированию у третьеклассников понятия способ словообразования. Упражнения предлагались третьеклассникам на уроках русского языка в качестве дополнительного материала.
Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил положительную динамику в уровне сформированности у третьеклассников понятия способ словообразования. На контрольном этапе на 3 (15%) увеличилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности понятия способ словообразования. Однако, по прежнему есть учащихся, с которыми необходима дополнительная индивидуальная работа по формированию у них понятия способ словообразования (3 учащихся – 15%). В целом, можно заключить, что упражнения эффективно влияют на формирование у третьеклассников понятия способ словообразования. В процессе выполнения диагностических заданий третьеклассники показали высокую степень самостоятельности и заинтересованности.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Отчет по научно-исследовательской практике (Омский Государственный Педагогический Университет, МБОУ «Большепесчанская СОШ» (Называевский муниципальный район, Омская область))
Отчеты по практике, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Система упражнений по морфемному анализу в начальной школе как средство формирования навыков орфографии (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018



