Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МБОУ «Большепесчанская СОШ» Называевского муниципального района Омской области.
Выборка: 20 учащихся 3-го класса (11 девочек и 9 мальчиков).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений 6
1.1 Словообразование как раздел языкознания 6
1.2 Анализ образовательных программ формирования понятия способ словообразования в начальной школе 15
1.3 Особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений 21
Выводы по 1 главе 29
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений 31
2.1 Анализ уровня сформированности понятия способ словообразования у младших школьников 31
2.2 Система упражнений по формированию понятия способ словообразования в начальной школе посредством упражнений 37
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Библиографический список источников и литературы 58
Приложения 64
Проблема формирования способа словообразования у учащихся начальной школы в теории и практике обучения русскому языку не нова и многоаспектна. Это связано со спецификой производного слова как основной единицы словообразовательного уровня языка и словообразовательными ресурсами языка. Уже в первых работах ученых-методистов есть попытки решить эту проблему с учетом межуровневых связей между морфемой и лексемой. Еще Ф.И. Буслаев в книге «О преподавание родного языка» [см. 48, с. 91] обращал внимание на необходимость организации наблюдение за строением слова с целью более полного понимания его лексического значения. Именно это понимание, по мнению ученого, гарантирует точный и сознательный выбор слова в условиях естественной речи.
Лингводидактические и методические проблемы формирования понятия способ словообразования в начальной школе были и остаются объектом исследования многих отечественных ученых и практиков – Е.А. Земскова, М.Р. Львов, Е.Г. Мережко и др. Для системного изучения словообразования особенно значимыми являются теоретические разработки и характерологические описания И.Б. Голуб, М.Р. Львова, Д.Э. Розенталя, М.А. Теленковой и других учёных.
Такое внимание ученых к данной проблеме объясняется тем, что словообразование играет незаурядную роль в развитии речевой компетентности и речевой коммуникации учащихся. К сожалению, методическая наука сравнительно недавно начала обращать должное внимание на использование учащимися приобретенных знаний и умений из словообразования в коммуникативных целях. Ведь общеизвестно, что подавляющее большинство школьников не способны активно пополнять лексический запас, используя усвоенные словообразовательные модели; в их речи распространены словообразовательные ошибки, редко используются учениками эмотивными лексемы, слова субъективной оценки, построенные по словообразовательным нормам. Очевидно, технология формирования понятия способ словообразования в общеобразовательной школе требует совершенствования, прежде всего, в плане формирования способа словообразования у младших школьников. Этому способствует и выработка умений учащихся членить слова на значимые части, устанавливать способы их создания, организовывать наблюдения за особенностями использование однокоренных и производных слов различной морфемной структуры в текстах разных типов и стилей.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования у младших школьников понятия способ словообразования, и недостаточным количеством упражнений в учебниках УМК «Школа России», направленных на формирование понятия словообразования.
Проблема исследования: как формировать у учащихся понятие способ словообразования на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования – изучить методические особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством системы упражнений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования понятия способ словообразования в начальной школе.
2. Провести анализ УМК по русскому языку по проблеме формирования понятия способ словообразования в начальной школе.
3. Описать методические аспекты формирования понятия способ словообразования в начальной школе.
4. Подобрать комплекс упражнений по формированию понятия способ словообразования у третьеклассников.
5. Проверить эффективность использования подобранных упражнений в формировании понятия способ словообразования в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза: предполагается, что упражнения по определению состава слова способствуют формированию понятия способ словообразования у третьеклассников.
Объектом исследования является процесс формирования понятия способ словообразования на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования – методические особенности формирования понятия способ словообразования в начальной школе посредством упражнений.
В работе использовались следующие методы: теоретические – метод анализа на этапе изучения научно-методических источников и учебно-методической литературы; метод сравнительно-сопоставительного анализа действующих УМК по русскому языку; экспериментальные – тестирование, педагогический эксперимент.
Методологическую основу исследования составили научные труды И.Б. Голуб, М.Р. Львова, Ш.А. Махмудова, Д.Э. Розенталя и др. Сущность понятия способ словообразования раскрыта в работах Д.И. Алексеева, Т.П. Вахниной, Е.Г. Мережко и др. Методы и приемы формирования понятия способ словообразования у младших школьников описаны в исследованиях Г.В. Блохиной, О.Е. Воронивича, В.В. Демичевой, И.А. Киреевой, Е.Г. Коваленко и др.
База исследования: МБОУ «Большепесчанская СОШ» Называевского муниципального района Омской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
Наиболее слабым местом в обучении детей младшего школьного возраста языковым навыкам и речевым умениям остаётся словообразование. Действительно, полное владение русской орфографии невозможно без знания состава слова, без умения выделять, видеть в слове значимые части, морфемы, поскольку основной принцип русской орфографии – морфологический – требует учёта звукового и фонемного состава каждой морфемы и правила русской орфографии формулируются применительно к правописанию отдельных морфем – корней, приставок, суффиксов, окончаний
Способ словообразования – выявление, от чего и с помощью чего образовано слово. При словообразовательном разборе устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок в процессе образования нового слова.
Была проанализирована система упражнений по изучению способов словообразования в учебниках УМК «Школа России» и в учебниках УМК «Начальная школа XXI века» с первого по четвертый классы. В УМК Школа России» Сопоставительный анализ программ по русскому языку в начальных классах показал, что распределение материала по классам неоднородно, но, тем не менее, младшие школьники по всем программам знакомятся с основными понятиями морфемики, разбором слов по составу и со способами образования новых слов. Более полно понятие способ словообразования представлено в учебниках УМК «Начальная школа XXI века».
В исследовании определена поэтапная работа по формированию у младших школьников понятия способ словообразования в теоретическом и методических аспектах. Указано, что эффективнее всего, формировать у учащихся понятия способ словообразования на основе функционального подхода. Понимание роли и значение словообразовательных частей слова приводит учащихся к пониманию того, как и каким способом образовано то или иное слово.
С целью определения эффективности использования упражнений в формировании у третьеклассников понятия способ словообразования была проведена опытно-экспериментальная работа. Результаты констатирующего этапа показали, что у третьеклассников недостаточно сформировано понятие способ словообразования. Полученные выводы обусловили организацию и проведение формирующего этапа. Были подобраны и реализованы упражнения по формированию у третьеклассников понятия способ словообразования. Упражнения предлагались третьеклассникам на уроках русского языка в качестве дополнительного материала.
Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы выявил положительную динамику в уровне сформированности у третьеклассников понятия способ словообразования. На контрольном этапе на 3 (15%) увеличилось количество учащихся с высоким уровнем сформированности понятия способ словообразования. Однако, по прежнему есть учащихся, с которыми необходима дополнительная индивидуальная работа по формированию у них понятия способ словообразования (3 учащихся – 15%). В целом, можно заключить, что упражнения эффективно влияют на формирование у третьеклассников понятия способ словообразования. В процессе выполнения диагностических заданий третьеклассники показали высокую степень самостоятельности и заинтересованности.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеев, Д. И. Словообразование современного русского литературного языка / Д. И. Алексеев, Р. В. Бахтурина, Е. И. Галанова и др. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2008. – Кн. 3. – 299 с.
2. Ажогина, Н. А. Формирование у обучающихся поликультурной начальной школы ценностного отношения к русскому языку при изучении состава слова / Н. А. Ажогина // В сборнике : Начальное филологическое образование и подготовка учителя в аксиологическом аспекте. Материалы Международной научно‐практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Составитель и отв. редактор Т. И. Зиновьева. – 2020. – С. 73-77.
3. Андрусова, С. С. Система изучения морфемного состава слова в начальной школе / С. С. Андрусова // В сборнике : Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. Cборник материалов XII всероссийской студенческой научной конференции. – Елец, 2022. – С. 3-7.
4. Бакулина, Г. А. Нетрадиционные приемы (упражнения) развития знаний и умений младших школьников по морфемике / Г. А. Бакулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № Т29. – С. 424-430.
5. Блохина, Г. В. Изучение темы «Состав слова» в начальной школе / Г. В. Блохина, И. Д. Степанова. – Псков, 2014. – 120 с.
6. Бороденко, Г. А. Работа над словообразовательным значением на уроках русского языка в начальной школе / Г. А. Бороденко // Ratio et Natura. –2020. – № 2 (2). – С. 12-14.
7. Борюшкина, Е. Н. К проблеме преподавания словообразования в современной начальной школе / Е. Н. Борюшкина // Начальная школа. – 2021. – № 1. – С. 16-18.
8. Вахнина, Т. П. Современный русский язык : учеб. пособие для вузов / Т. П. Вахнина, О. В. Иванова, Е. Ю. Кузнецова. – Москва : ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 155 с.
9. Виноградов, В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии : Исследования по русской грамматике / В. В. Виноградов. – Москва : высшая школа, 1975. – 371 с.
10. Вороничев, О. Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи словообразования с грамматикой] / О. Е. Вороничев // Начальная школа. – 2008. – № 5. – С. 40.
11. Гречко, Д. С. Моделирование морфемной структуры слова на уроках русского языка в начальной школе / Д. С. Гречко // В сборнике : Наука и молодежь – 2020 : взгляд в будущее. международный научно-практический форум. – 2020. – С. 436-440.
12. Дёмичева, В. В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию / В. В. Демичева // Начальная школа. – 1994. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. – 1996. – № 6. – С. 8.
13. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. – Москва : Высшая школа, 1992. – 220 с.
14. Каравашкина, М. В. Нужна ли языковая ретроспектива при разборе слов по составу в начальной школе? / М. В. Каравашкина // Начальная школа. – 2021. – № 9. – С. 53-55.
15. Киреева, И. А. Решение словообразовательных задач на уроках русского языка в начальной школе / И. А. Киреева // Академическая публицистика. – 2021. – № 12-2. – С. 329-332.
16. Климова, О. И. Игровые методы обучения младших школьников словоизменению / О. И. Климова // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. – № 2 (29). – С. 855-860.
17. Коваленко, Е. Г. Принципы формирования предметных умений младших школьников по морфемике и словообразованию русского языка / Е. Г. Коваленко // В сборнике: Педагогика: традиции и инновации. IV международная очно-заочная научно-практическая конференция. – 2018. – С. 24-28.
18. Львова, С. И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка / С. И. Львова // Русский язык в школе. – 1993. – № 3. – С. 10 – 11.
19. Львов, М. Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставки и суффикса / М. Р. Львов // Начальная школа. – 2001. – № 1. – С. 13 – 15.
20. Магомадова, А. И. Теоретические основы формирования навыков словообразования в основной общеобразовательной школе / А. И. Магомедова // Современный ученый. – 2022. – № 6. – С. 149-152.
21. Махмудов, Ш. А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Этимология / Ш. А. Махмудов, Г. П. Цыганенко // Русский язык в школе. – 2001. – № 2. – С. 13 -15.
22. Мережко, Е. Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи / Е. Г. Мережко // Предложение и слово. – 1997. – №3. – С. 117 – 121.
23. Мережко, Е. Г. Функциональный принцип изучения состава слова и словообразования в современных учебниках русского языка для начальной школы / Е. Г. Мережко // В сборнике : Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. Научный редактор Л. Л. Буркова. – Москва, 2019. – С. 29-32.
24. Павлушина, В. И. Формирование умения младших школьников членить слово на морфемы / В. И. Павлушина // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2021. – № 8. – С. 65-71.
25. Перцева, Н. К. Вопросы словообразования в начальной школе / Н. К. Перцева // Начальная школа. – 1993. – № 10. – С. 18 – 21.
26. Политова, И. Н. Обучение разбору слова по составу в начальной школе / И. Н. Политова // В сборнике : Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования. (в рамках Года культурного наследия народов России). Под редакцией Т. Ю. Макашиной. – Коломна, 2022. – С. 93-96.
27. Розенталь, Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – Москва : Айрис-пресс, 2004. – 448 с.
28. Русский язык. 2 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
29. Русский язык. 2 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 144 с.
30. Русский язык. 3 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 161 с.
31. Русский язык. 3 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 167 с.
32. Русский язык. 4 класс. Часть 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 168 с.
33. Русский язык. 4 класс. Часть 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2021. – 172 с
34. Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 1 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Вентана-Граф, 2012. – 172 с.
35. Русский язык. 2 класс. В 2 частях. Часть 2 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Вентана-Граф, 2012. – 176 с.
36. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 1 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Просвещение, 2019. – 172 с.
37. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Просвещение, 2019. – 176 с.
38. Русский язык. 4 класс. В 2 частях. Часть 1 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Вентана-Граф, 2009. – 177 с.
39. Русский язык. 4 класс. В 2 частях. Часть 2 / С. В. Иванов, О. А. Евдокимова и др. – Москва : Вентана-Граф, 2009. – 178 с.
40. Сапарова, Н. Н. О Системном изучении состава слова в начальной школе на уроках русского языка / Н. Н. Сапарова // В сборнике : Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы VI Международной научной конференции. – 2018. – С. 70-74.
41. Семина, О. Н. Преемственность в изучении морфемики между начальным и средним звеном / О. Н. Семина // В сборнике : Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. – 2018. – С. 164-167.
42. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. 4-е издание, стереотипное / М. С. Соловейчик, П. С. Жодек, В. Г. Горецкий и др. – Москва : Академия, 2015. – 456 с.
43. Сутурина, Е. Л. Усвоение словообразования в начальной школе / Е. Л. Сутурина // В сборнике : Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 184-185.
44. Титкова, Ю. Н. Актуальные вопросы изучения понятий морфемика и словообразование в начальной школе / Ю. Н. Титкова // В сборнике : Традиции и инновации в начальном образовании. материалы региональной научно-практической конференции. – 2017. – С. 265-269.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
46. Федорова, Т. И. Морфемный анализ на уроках русского языка в начальной школе / Т. И. Федорова // Начальная школа До и После. – 2016. – №3. – С. 45-49.
47. Феофанова, К. В. Использование игровых технологий при изучении словообразования имён существительных в начальной школе / К. В. Феофанова // В сборнике : Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. под общей редакцией А. И. Вострецова. – 2020. – С. 744-748.
48. Шанский, Н. В. Очерки по русскому словообразованию / Н. В. Шанский. – Москва : МГУ, 1968. – 310 с.
49. Шуритенкова, В. А. Формирование знаний и умений по морфемике и словообразованию в начальной школе / В. А. Шуритенкова // Филологический класс. – 2004. – № 11. – С. 44-48.
50. Хасанова, М. И. Работа над составом слова в начальной школе / М. И. Хасанова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-1. – С. 236-243.