Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования организационной культуры в органах
государственной власти 5
1.1 Сущность, функции и типы организационной культуры 5
1.2 Процесс формирования организационной культуры 14
1.3 Особенности управления организационной культурой в органах
государственной власти 20
2 Исследование организационной культуры в управе района Беговой 29
2.1 Характеристика объекта исследования 29
2.2 Анализ организационной культуры в управе района Беговой 35
2.3 Разработка предложений по совершенствованию организационной культуры
в управе района Беговой 44
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложения 53
Культура пронизывает все сферы нашей жизни. Часто этот термин связывают с музыкой, живописью, древними цивилизациями, но в современной жизни культура используется гораздо шире. Культура придаёт смысл многим нашим поступкам. Она формируется годами и десятилетиями, поэтому культура инерционна и консервативна. Каждый работник, приобретая индивидуальный и личный опыт, формирует для себя общую картину об организации, то есть об её миссии, производительности, качестве труда, мотивационной политике и прочему. Любая организация отличается по атмосфере, методам выполнения работы, степени активности, индивидуальным целям - и все эти факторы зависят от истории организации, её традиций, настоящего положения на рынке и т. п.
Организационная культура является неотъемлемой частью любого предприятия. Актуальность темы организационной культуры в органах власти определяется тем, что в настоящее время многие работники организации имеют весьма смутное и искаженное представление о понятии организационной культуры, вследствие чего не повышаются показатели эффективности и отсутствует знание правил служебного поведения.
Цель выпускной квалификационной работы является анализ организационной культуры в территориальных органах исполнительной власти, а также разработка рекомендаций по её совершенствованию.
В соответствие с данной целью задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Рассмотрение теоретических основ организационной культуры, ее роли в реализации целей организации;
2. Проведение анализа организационной среды и оценки существующей организационной культуры организации;
3. Разработка предложений по совершенствованию организационной культуры для повышения эффективности работы государственного учреждения.
Объектом исследования в работе является организационная культура территориального органа исполнительной власти, на примере управы района Беговой.
Предметом исследования являются особенности организационной культуры территориальных органов исполнительной власти, а также оценка их эффективности и результативности.
Информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области управления организационной культурой. В процессе работы были изучены работы следующих авторов: Тихомирова О.Г, Чаплина А. Н., Шейн Э. Х, Смит Д., Архипова Н. И., Егоршин А. П., Карташова Л. В., Красовский Ю. Д. и другие.
Изучением организационной культуры в органах государственной власти занимались следующие авторы: Малахай, С.Н., Родченко И.Г, Голощапов Р.В., Пятков А.Г.
В соответствии с намеченной целью и задачами работы были определены следующие методы: теоретический анализ литературы по теме исследования; наблюдение; анализ; анкетирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объём работы - 55 страниц. Работа иллюстрирована 9 рисунками; 11 таблицами; 2 приложениями. Список использованных источников включает в себя 28 источников.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические аспекты организационной культуры. Подчеркнута значимость её существования в органах государственной власти с выраженной культурой социального обслуживания. Потенциал этого ресурса практически безграничен, и возможности организации в данном случае могут ограничивать только плохо отлаженные элементы организационной культуры.
Организационная культура представляет собой особый комплекс ценностей и традиций, систему убеждений и профессиональной этики, устоявшийся психологический климат и имидж организации, поддерживаемый всеми сотрудниками и направленный на достижение общих целей организации.
Для изучения организационной культуры управы района Беговой были проведены: наблюдение; анкетирование служащих управы; анализ полученных данных.
Были исследованы основные компоненты организационной культуры, которые можно разбить на 4 группы:
1. Работа
2. Коммуникации
3. Управление
4. Мораль и мотивация
В целом, каждая секция находится на достаточно хорошем уровне, средний балл превышает 7, что говорит о мажорном настроении коллектива, а сумма баллов всех секций превышает 228 - высокий уровень организационной культуры.
Результаты интервьюирования сотрудников выявили «сильные» и «слабые» стороны организационной культуры управы. Сильной стороной является коммуникация, которая позволяет служащим находится в приятной рабочей атмосфере. Высок уровень неформального общения - это значит, что у сотрудников организации сложились не только рабочие, но и приятельские или дружеские отношения. В таком коллективе комфортно работать всем участникам трудового процесса. В процессе анализа анкетирования стало известно, что существуют определенные проблемы:
1. Неучастие руководства в решении конфликтных ситуаций;
2. Руководство не принимает во внимание мнения служащих в решении вопросов, связанных с управлением организацией;
3. Высокая трудовая нагрузка на сотрудников.
Для решения этих проблем были предложены определенные рекомендации и предложения по улучшению качества работы и повышению эффективности управы:
1. Проводить грамотную кадровую политику (на этапах собеседования выявлять потенциально агрессивных/конфликтных личностей с помощью психологических тестов или кейсов)
2. Обращать внимания на климат внутри коллектива и управлять им;
3. Проводить тренинги на сплочение коллектива;
4. Периодически нанимать психолога-консультанта, который будет разрешать сложные ситуации и выявлять их на ранних этапах.
5. Проводить открытые собрания по решению краткосрочных проблем (дать возможность высказаться всем сотрудникам по конкретной проблеме)
6. Выделить время, когда любой служащий сможет прийти к руководству и поделиться своей идеей оптимизации работы в организации
7. Оптимизировать работу отделов (составление плана работы на определенный промежуток/период времени, и проверка работы в конце этого периода);
8. Нанять дополнительно сотрудников или пригласить временных рабочих/стажёров/практикантов с целью решения рутинных задач. Это поможет снизить нагрузку на основной персонал в периоды высокой интенсивной работы.
В целом, организационная культура усиливает сплочённость и способствует согласованности в поведении сотрудников. По силе воздействия на поведение людей, она, как очень мощное средство управления, становится сегодня на один уровень с такими, традиционно считающимися глобальными факторами управления, как структура организации и мотивация.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации / [Электронный ресурс] - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" [Электронный ресурс] - http://is.mos.ru/uploads/document//a77bd87e- 1585602653.pdf - 66 c.
3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» №25-ФЗ от 27.12.2018
4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004
5. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих и муниципальных служащих. Часть первая, статья 3: одобр. решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)
6. Указ Президента РФ «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» от 31.12.2005 №1574
Учебники, монографии, диссертации, статьи
7. Архипова, Н.И. Этика государственных служащих / Н.И. Архипова // Вестник РГГУ. Сер. Управление. - 2016
8. Басенко, В. П. Организационное поведение. Современные аспекты трудовых отношений: учебное пособие / В. П. Басенко, Б. М. Жуков, А. А. Романов. — Москва: Академия Естествознания, Южный институт менеджмента, 2019. — 341 c.
9. Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: учебное пособие / Р.В. Голощапов, А.Г. Пятков - Хабаровск: ДВАГС, 2015. - 183 с.
10. Егоршин, А.П. Этический кодекс: принудительно или добровольно? / А.П. Егоршин // Управление персоналом. - 2019
11. Карташова, Л.В. Организационное поведение / Л.В. Карташова. - М.: ИНФРА-М,- 2017
12. Коротков, Э.М. «Организационное поведение» - Тюмень: - 2018
13. Красовский, Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. Практ. пособие./ Ю.Д. Красовский.- М.: ИНФРА-М,- 2018
14. Латфуллин, Г. Р. Организационное поведение/ Г. Р. Латфуллин., О.Н. Громова - СПб.: ЗАО Издательский дом «Питер», - 2015
15. Малахай, С.Н., Родченко И.Г. Организационная культура и ее особенности в государственных учреждениях: учебно-методическое пособие / Донецкий республиканский центр повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций. - 2-е изд., стереотип. - Донецк: [ДРЦПК], - 2015. - 48 с.
... Всего источников – 28.