Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ. ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ 8
1.1. Содержание, основные функции и цели организационной культуры промышленного предприятия 8
1.2. Влияние организационной культуры на конкурентоспособность предприятия 13
1.3. Принципы, уровни и этапы формирования организационной культуры 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АО «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОСТАЛЬ» 25
2.1. Организационно-правовая основа и общая характеристика деятельности АО «Металлургический завод Электросталь» 25
2.2. Анализ персонала АО «Металлургический завод «Электросталь» 30
2.3. Анализ состояния организационной культуры АО «Металлургический завод «Электросталь» 33
2.4. Диагностика организационной культуры АО "Металлургический завод «Электросталь» 38
2.5. Политика развития в области менеджмента качества 49
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ АО «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД «ЭЛЕКТРОСТАЛЬ» 55
3.1. Совершенствование поддержки всех аспектов в деятельности АО «Металлургический завод «Электросталь» 55
3.2. Внедрение программы совершенствования организационного управления 58
3.3. Экономическая эффективность предложенных мероприятий 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Основой жизненного потенциала любой организации является организационная культура, то ради чего люди стали работниками этой организации, каким образом строятся взаимоотношения в ней, какие цели, нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют, и многое другое. Все это отличает одну организацию от другой и значительно предопределяет успех организации в долгосрочной перспективе. Организационная культура является ядром имиджа организации, её авторитета во внешней среде и в глазах сотрудников, а от этого в свою очередь зависит отношение поставщиков и партнёров к организации и к её продукту. От организационной культуры зависит спрос на продукцию и вся деятельность организации в целом, в плоть до вопроса о существовании предприятия.
Организационная культура является основой деловых отношений внутри организации и за её пределами и предполагает наличие определенных моментов организационного поведения, которые влияют на повышение конкурентоспособности компании. Приоритетная задача менеджмента любой организации состоит в достижении наилучших показателей конкурентоспособности, которые обеспечили бы успех компании ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе. Понятие конкурентоспособности очень вариативно. Оно начинается конкурентоспособностью продукции и заканчивается более интегральным показателем, который включает различные элементы и характеристики деятельности предприятия.
Культура играет очень важную роль в жизни организации и должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и в свою очередь может оказывать влияние на ее формирование и развитие. Для этого необходимо уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в актуальном направлении.
Если в организации сильная культура, то она начинает существовать независимо, в этом случае организации имеют ценность сами по себе, независимо от вида производимых ими товаров и услуг, что обеспечивает им долговременное признание. Если первоначальные цели организации утрачивают свое значение, все равно организация остается в бизнесе, поменявшись в соответствии с новыми потребностями.
Целью данной работы является повышение эффективности организационной культуры АО «Металлургический завод «Электросталь», а также ее влияния на конкурентоспособность предприятия. Задачей является изучить теоретические подходы к проблеме формирования и управления организационной культурой, изучить и описать организационную культуру промышленного предприятия АО «Металлургический завод «Электросталь» и разработать рекомендации по повышению ее эффективности.
Объектом исследования является АО «Металлургический завод Электросталь», а предметом самого исследования является организационная культура этого предприятия. Период исследования 2015-2016 гг.
В связи с этим в ВКР были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику предприятия, описать организационно-правовую форму и виды деятельности предприятия;
2. Описать корпоративный кодекс предприятия, его структуру, роль и место в организационной культуре предприятия;
3. Произвести анализ аспектов организационной культуры предприятия;
4. Предложить мероприятия по улучшению организационной культуры предприятия и рассчитать их эффективность.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введение раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования.
В первой главе определены основные термины и понятия, связанные с организационной культурой, а также уточнена взаимосвязь между конкурентоспособностью и организационной культурой, тип которой может являться конкурентным преимуществом.
Во второй главе производится общий анализ АО «Металлургический завод «Электросталь», анализ состояния его организационной культуры и выявляются ее недостатки и проблемы, которые влияют на конкурентоспособность.
В третьей главе приводятся мероприятия по улучшению организационной культуры и рассчитывается их эффективность. Целью мероприятий является выделение качеств, характеризующих конкурентоспособность персонала и установление зависимости между организационной культурой и конкурентоспособностью организации в целом.
В заключении представлены выводы, сделанные в ходе работы.
Теоретическими источниками исследования послужили работы как зарубежных, так и российских исследователей в области исследования сущности организационной культуры, ее специфики и роли в системе управления конкурентоспособностью предприятия.
В качестве информационной базы для анализа использованы внутренние документы и бухгалтерская отчетность за 2015-2016 гг.
В работе использовались следующие методы исследования: аналитический, сравнение, диагностика (используя модель Дениэля Денисона), опрос (анкетирование).
В данной работе была рассмотрена и проанализирована организационная культура АО «Металлургический завод «Электросталь», а также даны рекомендации по повышению эффективности организационной культуры Завода.
В первой главе рассмотрено содержание, основные функции и цели организационной культуры промышленного предприятия, а также описаны принципы, уровни и этапы ее формирования.
Целями введения корпоративной культуры являются: укрепление позитивного имиджа акционерного общества (в глазах работников, потребителей и поставщиков), обеспечение доброжелательной и плодотворной атмосферы в акционерном обществе, взаимоуважение и взаимопонимание между работниками, развитие у работников чувства сопричастности к деятельности акционерного общества, единства интересов и целей, взаимозависимости всех работников внутри акционерного общества, а также акционерного общества и потребителей. Следствием данных целей является повышение конкурентоспособности предприятия в целом.
Во второй главе ВКР дана характеристика рассматриваемого предприятия АО «Металлургический завод Электросталь», проведен анализ состояния его организационной культуры, описан и проанализирован корпоративный кодекс. В настоящем кодексе сформулированы ключевые элементы корпоративной культуры - миссия, видение, принципы деятельности, правила ведения бизнеса, этические нормы и ценности работников АО «Металлургический завод Электросталь».
В результате исследования организационной культуры по анкете Денисона было выявлены следующие недостатки:
1. Сотрудникам отдела не хватает информации о целях и миссии предприятия.
2. Недостаточное обучение сотрудников.
3. Недостаточная проработанность Кодекса корпоративной культуры, т.к. иногда возникают проблемы и конфликты при выполнении заданий.
Но в целом, Корпоративную культуру АО «Металлургический завод «Электросталь» можно определить, как сильную. Тем не менее, Заводу, как и всем преуспевающим компаниям с сильной корпоративной культурой, важно постоянно поддерживать и развивать свои культурные ценности. Это обуславливается тем, что факторы внешней среды, отбор новых сотрудников, выход на новые отраслевые или региональные рынки и многие другие параметры способствуют изменению организационной культуры.
В третьей главе были предложены следующие рекомендации:
• по доработке кодекса Корпоративной культуры.
• по созданию стандарта информирования персонала.
• по программе косвенной материальной помощи.
• по программе периодического обучения сотрудников, особенно молодых специалистов.
• по разработке и осуществлению комплекса коллективных мероприятий, так называемых, «программ отдыха».
В ВКР была рассчитана экономическая эффективность предложенных мероприятий: 389 879,31тыс. руб.
Также предложенные мероприятия принесут следующую нематериальную эффективность для Завода: сокращение числа конфликтов среди сотрудников на 15-20%, улучшение социального микроклимата в коллективе, сокращение текучести кадров и увеличение производительности труда; заинтересованность человека в работе, улучшается моральный климат в коллективе и повышается мотивация работника к работе, что влечет за собой повышение производительности труда. Предложенные мероприятия способствуют налаживанию доверительных взаимоотношений между руководством и подчиненными и создает у сотрудников ощущение сопричастности и необходимости в данной работе.
Перечисленное в итоге влияет на конкурентоспособность Завода.
1. Антропова Л.В. Организационная культура. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2014.
2. Ахвледиани З. Дж., Зябриков В.В. Единая типология деловой культуры как инструмент совершенствования управления фирмой // Российское предпринимательство. - 2016. - Том 17. - № 14. - С. 1605-1618.
3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник. - М.: Academia, 2014.
4. Балан В.П., Душкин А.В., Новосельцев В.И., Сумин В.И. Теоретические основы управления в организациях. Уч. пособ. - М.: Горячая Линия - Телеком, 2015.
5. Балашов А.П. Организационная культура. Уч. пособ. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016.
6. Бухалков М.И. Производственный менеджмент: организация производства: Учебник. 2-e изд. - М.: 2015.
7. Вай Лю Организационная и корпоративная культура: общее и различия конструктивного взаимодействия» // Преподаватель XXI век. 2014. №3. С.380-386.
8. Винокур М.Е. Организация производства и менеджмент. - М.: Проспект, 2016.
9. Волкова Н. Первичная адаптация персонала к организационной культуре. • М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014.
10. Галынчик Т.А. Управление изменениями: Учеб. пособ. / Сост. Т.А. Галынчик. • Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016.
11. Горелик О.М. Производственный менеджмент. Принятие и реализация управленческих решений. Уч. пособ. - М.: КноРус, 2016.
12. Грудистова Е. Г. Практические методы формирования и развития организационной культуры // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». 2016. №4 (10). C.60-67.
13. Дж. Пирс II, Р.Робинсон. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2013.
14. Дорогая И. И. Влияние организационной культуры на конкурентоспособность предприятия / И. И. Дорогая // Теоретичш i практичш аспекти економжи та штелектуально! власносп: збiрник наукових праць: у 2х т. / ПДТУ. - Марiуполь, 2014. - Вип. 1, Т. 1. С. 76-80.
15. Камынин В.А. Устойчивое развитие компании: трактовка, методы и модели // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 4. - С. 533-550.
...