Введение………………………………………..3
Глава 1. Контекстно-вариативное членение текста 6
1.1.Чужая речь в художественном тексте 6
1.2.Внутренняя речь персонажа и ее изображение в художественном тексте.....9
1.3.Конститутивные признаки и стилистические функции внутренней речи в художественном тексте 11
1.4.Лингвистическое исследование романа Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза»...15
Глава 2. Речевая характеристика героини романа «Зулейха открывает глаза» 19
2.1.Языковой портрет главной героини романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» 19
2.2.Синтаксические средства в создании речевого портрета героини романа «Зулейха открывает глаза» 23
2.3.Речь героини романа «Зулейха открывает глаза», как выражение ее психологических особенностей 27
Заключение 30
Список литературы 32
Актуальность работы. Использование непрямой речи в произведении становится очень популярным среди современных авторов, потому что слова персонажа доходят до читателя как бы через призму сознания автора-рассказчика, неотделимые от его речи, являясь ее частью. Это оживляет повествование, придает языку художественного произведения большую выразительность и эмоциональность. Г. Яхина в романе «Зулейха открывает глаза» использует именно такую речь для придания субъективной окраски сокровенным мыслям героев.
Новизна исследования. Роман Г. Яхиной «Зулейха открывает глаза» во многих аспектах является изученным, но осталось еще немало вопросов, нуждающихся в дополнительном осмыслении. Так, критики преимущественное внимание уделяли проблематике прозы автора, а ее отдельные особенности, , не получили достойного освещения. Кроме того, исследователи в той или иной мере затрагивали проблему героини, отмечали персонажей, но рассмотрение своеобразия принципов и художественных средств изображения героя требует отдельного изучения.
Целью исследования. Рассмотреть особенности речевой партии героини романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза».
В связи с заданной целью ставятся определенные задачи:
1. Рассмотреть особенности чужой речи в художественном тексте;
2. Изучить внутреннюю речь персонажа и ее изображение в художественном тексте;
3. Рассмотреть конститутивные признаки и стилистические функции внутренней речи в художественном тексте;
4. Сделать лингвистическое исследование романа Г.Яхиной «Зулейха открывает глаза».
5. Рассмотреть синтаксические особенности и особенности создания речевого портрета героини.
6. Исследовать психологические особенности героини через особенности ее речи.
Объектом исследования являются стилистические особенности использование несобственно-прямой речи в романе «Зулейха открывает глаза».
Предметом исследования является роман «Зулейха открывает глаза».
Материалом исследования является: роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза».
Теоретическая значимость состоит в том, что исследование опиралось на труды учёных-лингвистов, таких как: Л.Г. Бабенко, Н.С. Болотнова, Т.В. Викторина, Г.М. Чумаков и др.
Практическая значимость состоит в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы теми, кто интересуется данной темой, то есть: филологами, лингвистами, преподавателями, студентами, учениками. Структура работы: работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованной литературы.
В заключение данной работы следует отметить основные тезисы.
Разнообразие представления чужой речи в художественном произведении является формой реализации творческого замысла его автора.
С помощью использования чужой речи в произведении, происходит активизация сознания читателя, что заставляет его обратить внимание на контекст заключенный в произведении.
Внутреннюю речь героя можно определить, как отдельные, краткие реплики или высказывания, возникающие либо в результате внутренних размышлений, либо виде реакции на проявления внешней речи. Если рассматривать процесс взаимного общения между героями произведения, например ведение диалога, в данном случае, проявление внутренней речи будет служить показателем активности того или иного персонажа в процессе усвоения чужой речи.
Внутренняя речь персонажа позволяет увидеть читателю художественного произведения не только эмоциональный фон и психологический настрой героя, но так же внутренняя речь раскрывает атмосферу, обстановку которая его окружает, все эти элементы передающиеся читателю через призму сознания персонажа, позволяют составить в голове читателя целостную картину происходящих событий, понять и оценить те или иные поступки героя в определенных ситуациях.
Неуместная прямая речь позволяет автору четко отличать свои суждения от суждений своих персонажей, раскрывать внутренние мысли и переживания персонажей, тем самым добиваясь глубины и разнообразия в изображении характеров персонажей художественного произведения. Как видно из анализа стилистических функций, неуместная прямая речь позволяет автору четко отличать свои суждения от суждений своих персонажей, раскрывать внутренние мысли и переживания персонажей, тем самым добиваясь глубины и разнообразия в изображении характеров персонажей художественного произведения.
Изменение языкового портрета героини, прослеживается в течение всего повествования и происходит оно вместе с изменениями внутреннего мира героини.
Разнообразие применения синтаксических приемов в построении речевого портрета героини, говорит о мастерстве автора.
Первоначально, перед глазами читателя предстает хрупкая женщина тридцати лет, которая называет себя «мокрой курицей», так же как называет ее свекровь. В семье она находится на положении домашней утвари, все отношение героини к самой себе можно проследить как в диалогах с семьей, так и в ее собственной речи, она постоянно сомневается, постоянно оправдывает к себе жестокость со стороны мужа. После смерти мужа, в речи Зулейхи появляются нотки протеста, изначально слабого, во время ареста она осознает в себе личность, после рождения сына, ее личность окончательно оформляется.
Перед читателем предстает уже не образ бесправной женщины, а образ сильной женщины.
Психологические особенности внешней и внутренней речи героини романа отражают тот самый образ репрессированной женщины, через призму переживаний которой можно увидеть боль трагедии всех репрессированных народов.