Введение 10
Глава 1. Рынок инновационной продукции для здоровья 13
1.1. Рынок мобильной медицины mHealth 13
1.1.1. Преимущества мобильной медицины 16
1.1.2. Объём мирового рынка мобильной медицины 17
1.1.3. Российский рынок mHealth 20
1.2. Тренды на рынке mHealth 22
1.2.1. Тренд на удалённый мониторинг здоровья 23
1.2.2. Тренд на мобильные приложения для здоровья 25
1.2.3. Тренд на контроль здоровья с помощью гаджетов 27
1.3. Исследование мирового рынка носимой электроники 28
1.3.1. Ведущие компании - игроки на рынке носимой электроники 30
1.3.2. Тенденции на мировом рынке носимых устройств для здоровья 34
Глава 2. Управление продуктовым портфелем на основе концепции жизненного цикла товара 36
2.1. Концепция жизненного цикла товара 36
2.1.1. Стадия внедрения 42
2.1.2. Стадия роста 44
2.1.3. Стадия зрелости 45
2.1.4. Стадия спада 47
2.2. Понятие продуктового портфеля 48
2.3. Портфельный анализ организации 51
2.4. Управление продуктовым портфелем. Матрица БКГ 53
Глава 3. Управление продуктовым портфелем компании ООО «Спинор» 58
3.1. Характеристика предприятия и его комплекса маркетинга 58
3.1.1. Описание компании 58
3.1.2. Анализ ресурсов компании 60
3.2. Продуктовый портфель ООО «Спинор» 62
3.2.1. Структура продуктового портфеля организации 62
3.2.2. Характеристика браслета «Спинор Эир» 64
3.2.3. Недостатки устройства «Спинор Эир» 65
3.3. Разработка концепции и фирменного стиля браслета нового образца 67
3.3.1. Технологическая модернизация браслета «Спинор Эир» 67
3.5. Анализ целевой аудитории 72
3.6. Уникальное торговое предложение (УТП) 74
3.7. Каналы и способы продвижения 75
3.7.1. Контент-маркетинг 76
3.7.2. Способы офлайн-продвижения 77
3.7.3. Размещение на краудфандинговой площадке 78
Глава 4. Корпоративная социальная ответственность предприятия 83
4.1. Корпоративная социальная ответственность организаций в России и за
рубежом 83
4.2. Разработка программ КСО для ООО «Спинор» 87
Заключение 93
Список публикаций студента 96
Список использованных источников 97
Приложение А 100
Приложение Б 101
Объектом исследования является предприятие ООО «Спинор».
Предметом исследования является процесс продвижения медицинского
браслета на рынке носимой электроники для здоровья.
Цель работы – анализ рынка носимой электроники и разработка стратегии
продвижения продукции на этот рынок на примере браслета «Спинор Эир».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
Проведен анализ рынка носимой электроники, фитнес-трекеров и
медицинских браслетов, определены основные тенденции;
Определены ключевые игроки на рынке носимой электроники для
здоровья, произведен обзор их устройств;
Проанализирован продуктовый портфель организации «Спинор»;
Проанализированы ресурсы компании, рынок, на котором находится
продукция, целевые аудитории, текущая стратегия продвижения, предложены
варианты её усовершенствования;
Выполнено описание промышленного образца браслета нового
поколения, его качественных характеристик и отличие от предыдущей модели;
Дано обоснование необходимости технологической модернизации
браслета.
Помимо этого, была предложена стратегия продвижения на рынок
инновационного продукта – браслета «Спинор Эир» нового образца.
Введение
Подошла к концу эпоха интернета, и человечество стоит на пороге новой
эры – интернета вещей. Наполнение концепции «интернета вещей»
многообразным технологическим содержанием и внедрение практических
решений для её реализации начиная с 2010-х годов считается восходящим
трендом в информационных технологиях [1].
С технологической точки зрения интернет вещей – это концепция,
объединяющая сенсорные беспроводные сети, технологии межмашинного
взаимодействия, облачные вычисления, идентификационные технологии,
приложения для обработки данных от сенсоров и носимую электронику. Именно
о носимой электронике далее и пойдёт речь.
Для начала необходимо разобраться, что подразумевается под
словосочетанием «носимая электроника». Это различные устройства
надеваемого форм-фактора, которые с помощью встроенной электронной
составляющей, программного обеспечения, наличия датчиков и подключения к
общей сети, позволяют обмениваться данными с оператором или другими
подключенными устройствами без вмешательства человека. Иными словами, это
компактное приспособление, которое собирает данные об исследуемом объекте
(это может быть человек, животное, техника, помещение и т.п.) и передаёт их на
управляющее устройство (например, компьютер) для хранения или анализа
данных.
К носимой электронике относятся:
• Смарт-очки, объединяющие в себе функции мобильного телефона,
навигатора, интернет-помощника, ежедневника и видеокамеры;
• Смарт-часы, которые помимо своей основной функции отображают
оповещения с мобильного телефона, позволяют принимать звонки и сообщения;
• Пульсометры, которые с помощью встроенных датчиков
отслеживают частоту сердечных сокращений и выводят данные на экран
компьютера, мобильного устройства или свой собственный;11
• Одежда со специальными датчиками, считывающими частоту
сердечных сокращений, насыщенность крови кислородом, количество
пройденных километров и т.п.;
• Фитнес-трекеры – браслеты, позволяющие отслеживать уровень
физической активности, количество пройденных шагов и сожжённых
килокалорий, фазы сна и прочие показатели, важные для тех, кто заботится о
своём здоровье.
В рамках выпускной квалификационной работы были изучены тенденции
на рынке инноваций для здоровья и выявлено, что в мире всё большее количество
клиник переходит на дистанционный контроль пациентов, а сами пациенты
стремятся к отслеживанию показателей своего здоровья с помощью мобильных
приложений и гаджетов.
Таким образом, медицина всё больше перемещается в мир цифровых
технологий, и основным «проводником» для контроля, мониторинга и передачи
данных о здоровье человека служат всевозможные носимые устройства. К ним
относятся фитнес-трекеры и медицинские браслеты, в том числе инновационный
медицинский браслет «Спинор Эир», входящий в состав продуктового портфеля
организации ООО «Спинор» и относящийся к категории «трудных детей»
согласно классификации Бостонской Консалтинговой Группы.
Таким образом, объектом исследования является предприятие ООО
«Спинор». Предметом исследования является процесс продвижения
медицинского браслета на рынке носимой электроники для здоровья.
Цель работы – анализ рынка носимой электроники и разработка стратегии
продвижения продукции на этот рынок на примере браслета «Спинор Эир».
В рамках работы был произведен обзор наиболее популярных в мире
устройств, их характеристик, проанализированы потребности покупателей в
настоящее время и изучен прогноз на будущее.
Помимо этого, оценены ресурсы ООО «Спинор», произведен анализ
продуктового портфеля предприятия, состоящий из поддерживающей и
стратегической групп товаров, дана характеристика рынков, на которых12
«играет» компания, определена целевая аудитория для её продукции и оценена
текущая стратегия продвижения.
Конечной целью этого исследования является создание концепции нового,
модифицированного медицинского браслета и его последующих версий и
разработка комплекса маркетинга для вывода его на рынок.
Если компании «Спинор» удастся воплотить в жизнь данный проект, то
она сможет зайти на пока ещё слабо развитый российский рынок носимой
электроники и занять значительную долю, потеснив продукцию зарубежных
производителей.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были
получены навыки маркетингового анализа на примере рынка носимой
электроники для здоровья, произведен обзор продуктов, опыт и стратегии
продвижения крупнейших игроков на этом рынке, а также определены
основные тенденции его развития.
Согласно статистике, большинство владельцев фитнес-трекеров
отказываются от их использования в среднем течение первых трёх месяцев,
поскольку не видят в них особой практической пользы. Аналитики отмечают,
что люди переключаются с фитнес-трекеров, данные которых не имеют
прямого отношения к состоянию здоровья человека, на более серьезные
носимые медицинские устройства, которые могут оказывать реальное
оздоравливающе воздействие на организм.
В связи с этим можно сделать вывод, что устройство компании
«Спинор» – браслет «Спинор Эир» попадает на волну нового тренда на
медицинские браслеты. Но проблема заключается в том, что потребители не
понимают принцип работы устройства, не верят в его эффективность, потому
как наглядно это нигде не отображено, и считают сам прибор слишком
громоздким по сравнению с прочими носимыми девайсами-трекерами,
представленными на рынке. Иными словами, текущая версия не соответствует
всем критериям потребителей, в голове которых уже «живёт» внешний образ
носимого устройства, сформированный рынком фитнес-браслетов.
Таким образом, проведенное в работе маркетинговое исследование и
анализ бизнес-портфеля организации ООО «Спинор» с использованием
матрицы БКГ показали необходимость технологической модернизации
текущей версии браслета «Спинор Эир».
В процессе прохождения практики на предприятии перед автором
дипломной работы была поставлена задача разработать техническое задание
на изготовление промышленного образца устройства, уделив особое внимание94
внешнему виду, чтобы сделать его наиболее привлекательным для
потребителя на рынке носимых устройств.
Результат работы несёт практическую ценность, поскольку именно на
основании технического задания, представленного в приложении Б, был
разработан дизайн будущего устройства, выбраны необходимые материалы
для его изготовления и упаковки, а также создана модель браслета.
Помимо изменения внешнего вида устройства, необходимо настроить с
ним обратную связь. Пользователю важно наглядное представление работы
девайса, например, через мобильное приложение, с помощью которого
устройство можно активировать, отслеживать статистику, вести учёт
активности и получать практические советы от экспертов по улучшению
своего здоровья и профилактике заболеваний.
Поэтому компания ООО «Спинор» должна использовать имеющиеся
многочисленные ресурсы и направить средства, получаемые от реализации
товаров из поддерживающей группы, так называемых, «дойных коров» на
модернизацию браслета «Спинор Эир». Это позволит завершить все этапы
разработки нового устройства и мобильного приложения для него.
Тактика продвижения инновационного продукта, разработанная и
осуществляемая компанией «Спинор», предполагает минимальные затраты,
поскольку направлена в первую очередь не на прямую продажу устройств, а
на формирование сообщества из потенциальных клиентов. Так, компанией
проводятся различные бесплатные либо малобюджетные мероприятия для
целевой аудитории браслета «Спинор Эир» – приверженцев здорового и
активного образа жизни. Цель таких мероприятий – зарекомендовать себя на
рынке инновационных носимых устройств для здоровья, сформировать
положительный имидж и познакомиться с возможными будущими клиентами.
Собрав контакты с посетителей мероприятий, в дальнейшем необходимо
будет работать с ними с помощью публикации и рассылки полезного контента
и новостей компании, давая возможность заглянуть на «кухню» проекта и95
показывая этапы разработки нового устройства, которое может быть
востребованным для данной целевой аудитории.
Таким образом, компании «Спинор» предстоит провести рекламную
кампанию с помощью бюджетных способов маркетинга и размещения на
краудфандинговой площадке, и затем выпустить на рынок уже обновленный
продукт.
Внедрение браслета улучшенной версии обеспечит пролонгацию
жизненного цикла продукта минимум до 2018 года. А далее необходимо будет
вновь модернизировать его с учётом возникающего тренда на контроль всех
показателей здоровья – уровня сахара, холестерина, артериального давления и
т.п. и появления технологий, позволяющих это сделать.
Безусловно, компании «Спинор» не стоит ограничиваться выпуском
одних лишь браслетов, ведь простор на бурно развивающемся рынке носимых
устройств достаточно велик. Свой продуктовый портфель «Спинор» может
наполнить принципиально новыми для компании товарами, исследовав спрос
и тренды на мировом рынке. Для этого необходимо произвести анализ
потенциала продаж различных носимых гаджетов для здоровья – «умных»
часов, очков, браслетов, одежды на российском рынке; сопоставить это со
своими производственными возможностями и задуматься о реализации нового
устройства. И делать это нужно как можно скорее, ведь на рынке технологий
медлить нельзя.
1) Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет_вещей
2) Рынок mHealth в России и в мире, итоги 2014 года. Публичный обзор
J’son and partners [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.slideshare.net/jsonandpartners/2015-0303-mhealth2014report
3) Digital Health Funding: 2015 Year in Review. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://snip.ly/a2hs#http://rockhealth.com/reports/digital-healthfunding-2015-year-in-review/
4) Emerging mHealth: Paths for growth [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.pwc.com/gx/en/healthcare/mhealth/assets/pwc-emergingmhealth-full.pdf
5) Digital Market Outlook. The «eHealth» market. [Электронный ресурс]. –
2015. – Режим доступа:
https://www.statista.com/outlook/312/100/ehealth/worldwide#market-revenue
6) MHealth in China and the United States: How Mobile Technology is
Transforming Healthcare in the World’s Two Largest Economies. [Электронный
ресурс]. – 2016. – Режим доступа:
http://www.brookings.edu/~/media/research/files/reports/2014/03/12-mhealthchina-united-states-health-care/mhealth_finalx.pdf
7) Steven R. Gerst. Remote Patient Monitoring (RPM) – a Projected $37.7
Billion Market – Requires Actionable EMR Connections to Create Value //
Newswire.-2016.
8) Kathryn Moody. The rise of telehealth and telemedicine: What HR needs to
know [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа:
http://www.businessgrouphealth.org/pressroom/pressClipping.cfm?ID=1824
9) Accenture 2016 Consumer Survey on Patient Engagement [Электронный
ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://www.accenture.com/us-en/insightresearch-shows-patients-united-states-want-heavy98
10) Accenture Doctors Survey 2015: Healthcare IT pain and progress
[Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://www.accenture.com/usen/insight-accenture-doctors-survey-2015-healthcare-it-pain-progress
11) CCS Insight Wearables Market to Reach 245 Million Units and $25 Billion
in 2019 [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа:
http://hotline.ccsinsight.com/article.php
12) Strong Holiday Season Ahead For Wearables As Fitness Device Awareness
Doubles, According to The NPD Group [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим
доступа: https://www.npd.com/wps/portal/npd/us/news/press-releases/strongholiday-season-ahead-for-wearables-as-fitness-device-awareness-doublesaccording-to-the-npd-group/
13) Официальный сайт компании Jawbone [Электронный ресурс]. – 2015. –
Режим доступа: https://jawbone.com/
14) Официальный сайт компании FitBit. [Электронный ресурс]. – 2015. –
Режим доступа: https://www.fitbit.com/
15) Документ о финансовой отчётности компании FitBit [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1447599/000119312515209758/d875679
ds1a.htm#toc
16) Dan Ledger. How the Science of Human Behavior Change Ofers the Secret to
Long-Term Engagement / Dan Ledger, Principal, Endeavour Partners
[Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа:
http://endeavourpartners.net/assets/Endeavour-Partners-Wearables-and-theScience-of-Human-Behavior-Change-Part-1-January-20141.pdf
17) Управление товаром на разных стадиях ЖЦТ [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://powerbranding.ru/marketing-strategy/razvitiye-tovara/
18) Теория жизненного цикла: подробный обзор [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://powerbranding.ru/tovar/zhiznennyj-cikl/
19) Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. Учебник для вузов.
СПб: Питер, 2003. – 381-382 с.99
20) Лапицкая Л.В., Лапицкий А.В. Совершенствование диагностики
продуктового портфеля в системе стратегического менеджмента //
Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2012. – №4. – с. 28-46.