Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Сущность кадрового менеджмента 7
1.2. Ключевые технологии кадрового менеджмента в современных организациях 12
1.3. Методика оценки эффективности кадрового менеджмента на предприятии 18
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ООО «ЮГАНСКТРАНССЕРВИС» 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЮганскТрансСервис» 25
2.2. Анализ кадрового обеспечения и оценка кадрового потенциала ООО «ЮганскТрансСервис» 31
2.3. Оценка эффективности организации кадрового менеджмента ООО «ЮганскТрансСервис» 37
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ООО «ЮГАНСКТРАНССЕРВИС» 50
3.1. Разработка программы кадрового менеджмента в ООО «ЮганскТрансСервис» 50
3.2. Экономическое обоснование программы кадрового менеджмента в ООО «ЮганскТрансСервис» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что кадровый менеджмент - одна из наиболее значимых сфер жизни организации, способная многократно повысить эффективность деятельности этой организации.
Сущность кадрового менеджмента заключается в том, что устанавливаются организационно-экономические, социально-психологические и правовые отношения субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.
Управлению персоналом принадлежит ведущее место в системе управления организацией. Для сферы управления персоналом характерно наличие специфического понятийного аппарата, отличительных характеристик и показателей деятельности, специальных процедур и методов; методов изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Суть кадрового менеджмента в том, чтобы максимально эффективно использовать кадровый потенциал организации. Для этого необходимо проведение продуманной кадровой политики. Продуманная кадровая политика является своеобразной гарантией процветания фирмы - люди стремятся соответствовать возложенным на них обязанностям, уменьшается текучесть кадров, и в связи с этим повышается эффективность работы.
Тема кадрового менеджмента достаточно хорошо разработана в литературе. Большой вклад в изучение этой проблемы внесли следующие современные отечественные ученые и специалисты: Е. Балашова, З.В. Брагина, А.П. Егоршин, Н.Л. Андропова, И.В. Машурова, С.В. Шекшня, А.Я. Кибанов и др.
Целью данной работы является анализ и оценка эффективности кадрового менеджмента и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность кадрового менеджмента;
• рассмотреть ключевые технологии кадрового менеджмента в современных организациях;
• исследовать методику оценки эффективности кадрового менеджмента на предприятии;
• провести оценку эффективности организации кадрового менеджмента ООО «ЮганскТрансСервис»;
• разработать программу кадрового менеджмента в ООО «ЮганскТрансСервис»;
• дать экономическое обоснование программы кадрового менеджмента в ООО «ЮганскТрансСервис».
Объектом данного исследования является ООО «ЮганскТрансСервис».
Предметом данного исследования является анализ и оценка трудового потенциала, показателей текучести кадров.
Методологической основой исследования послужили диалектический метод познания и использования законов развития экономики, положения системного подхода, концепции управления, согласно которым исследуется процесс совершенствования системы управления персоналом в конкретной организации. В качестве методики исследования выбрано анкетирование, наблюдение, анализ данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты кадрового менеджмента предприятия. Во второй - проводится диагностика кадрового менеджмента в ООО «ЮганскТрансСервис». В третьей - разработан проект программы совершенствования кадрового менеджмента в ООО «ЮганскТрансСервис».
Кадровый менеджмент - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития персонала
Целью кадрового менеджмента является умение работать с людьми, правильно их подбирать и оценивать, добиваться их заинтересованности в повышении своего квалификационного уровня.
Принципы кадрового менеджмента предусматривают:
• ориентацию на требования законодательства о труде;
• обеспечение условий для стабилизации кадрового состава и минимизации увольнений;
• учет текущей и перспективной потребности организации в персонале;
• соблюдение баланса интересов организации и ее работников;
• привлечение к сотрудничеству при реализации кадровой политики всех заинтересованных сторон, в том числе профсоюзов.
В данном исследовании в качестве критериев эффективности кадрового менеджмента были рассмотрены такие показатели, как производительность труда, улучшение качества продукции, услуг, социально-психологический климат в коллективе, уровень удовлетворенности персонала.
Объектом исследования является ООО «ЮганскТрансСервис» - транспортная компания. Предприятие активно развивается, темп прироста выручки за 3 года составил 44,9%. Численность персонала увеличилась 260 до 270 человек. Все показатели демонстрируют положительную динамику. Рост заработной платы составил 12,3%, а рост производительности труда - 39,5%, что говорит об эффективном использовании заработной платы.
В ходе исследования эффективности кадрового менеджмента была рассмотрена текучесть кадров в ООО «ЮганскТрансСервис». Наибольшая текучесть кадров имеет место среди таких групп работников, как водители и механики.
Для выявления причин текучести было проведено анкетирование, результаты которого позволили сделать следующие выводы. Средний уровень мотивирующих факторов по 5-балльной системе на предприятии довольно низкий - 3,24 баллов. Менее всего работники удовлетворены решением социальных вопросов (2,79 балла) и уровнем заработной платы (2,96 балла). Также анкетирование по определению удовлетворенности работников трудом, показало, что значительное число работников испытывают неудовлетворенность отношениями между сотрудниками (3,17 балла).
На текучесть кадров и удовлетворенность персонал в ООО «ЮганскТрансСервис» влияют такие факторы, как недостатки в материальном стимулировании отдельных категорий работников; неудовлетворительность социально-психологическим климатом, трудности межличностного общения, конфликты.
Предложен проект программы совершенствования кадрового менеджмента на предприятии.
1. Разработка системы материального стимулирования.
2. Разработка системы морального стимулирования.
3. Разработка системы адаптации новых сотрудников.
Предлагается разработать следующие документы:
• положение об адаптации для рабочих специальностей;
• положение о порядке прохождения испытательного срока;
• положение об обучении персонала.
Предлагается разработать форму плана работы работника на должность руководителя или специалиста на время испытательного срока. Такой план должен заполняться ежемесячно. По результатам прохождения испытательного срока должна заполняться информационно-аналитическая записка о результатах прохождения испытательного срока.
Система материального стимулирования должна включать следующие положения:
• повышение уровня постоянной части заработной платы;
• повышение уровня дополнительных премиальных выплат;
• для повышения качества труда должны быть использованы системы штрафов и отмены премиальных выплат.
Предложенные мероприятия повысят удовлетворенность сотрудников работой, уменьшат текучесть кадров до 5%. Готовой экономический эффект составит 2788,7 тыс. руб., на каждый вложенный рубль будет получен 1 руб. 46 коп.
Социальный эффект выразится в уменьшении числа увольняющихся работников, повышении удовлетворенности работников трудом и улучшении социально-психологического климата.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от от 26.07.2017 N 199-ФЗ).
2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017 №256-AP)
3. Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. 28.12.2016 N 488- ФЗ) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс]. • Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_17819/
4. Андропова Н.Л. Кадровый менеджмент. - М.: Академия, 2015. - 328 с.
5. Аскарова В.В. Проблемы текучести персонала в организациях // Отдел кадров. - 2013. - № 2. - С.11-13.
6. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебник. - М.: Современная школа, 2014. - 440 с.
7. Брагина З.В. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2015. - 126 с.
8. Васильченко О. Социально-психологический климат: диагностика и формирование // Справочник кадровика. - 2014. - №3. - С.15-17.
9. Веснин В.Р. Управление персоналом: теория и практика. - М.: Проспект, 2016. - 688 с.
10. Горнаков Э.И. Управление персоналом : учеб. пособие для вузов. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2013. - 318 с.
11. Дейнека А.В. Управление персоналом: Учебник. - М.: Дашков и К, 2015. - 292 с.
12. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. - М.: Инфра-М, 2014. - 384 с.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом. - М: Нимб, 2014. - 720 с.
14. Кибанов А. Разработка кадровой политики организации // Кадровик. • 2015. - №1. - С. 27-35.
15. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. • М.: Инфра-М, 2015. - 446 с.
...