Введение 3
1. Репортаж и специлизированная пресса: теоретические основы иследования
6
1.1 Типологические особенности специализированной прессы 6
1.2 Специфика журнального репортажа в современном медиадискурсе 15
2. Выявление специфики современного репортажа в специализированном журнале «Новости автобизнеса»24
2.1 Краткая характеристика журнала «Новости автобизнеса»: общая
характеристика 24
2.2 Анализ жанровых особенностей репортажных публикаций 31
Заключение 43
Используемая литература 46
Приложения 51
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем фактом, что современные СМИ находятся в процессе трансформации, затрагивающей, в том числе и вопросы модернизации и развития жанров современной журналистики. В условиях появления новых СМИ и все более активного развития информационного общества, традиционные журналистские жанры не могут оставаться статичными, что и подтверждает практическая журналистика. Таким образом, многообразие форм информирования, а также стремление к постоянной модернизации возможностей репортажа предопределяет активное развитие этого журналистского жанра в современных СМИ. Развитие жанра репортажа происходит постепенно, отражая общественные настроения и ожидания, и одновременно с этим влияя на само общество, что можно представить в виде своеобразной обратной связи. Теоретическое осмысление практической реализации данных изменений - непосредственно репортажей в современных СМИ, может помочь не только в определении тенденций развития журналистики, но и обозначить векторы общественного развития.
Объектом исследования выступает специализированный журнал «Новости автобизнеса»
Предметом исследования является жанр репортажа в современных СМИ.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить специфику современного репортажа в специализированном СМИ.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
представить репортаж как основу информационного вещания и новостной журналистики;
охарактеризовать основные этапы трансформации жанра репортажа в традиционных и новых СМИ;
определить специфику журнального репортажа в современном медиадискурсе;
провести краткую характеристику журнала «Новости автобизнеса», проанализировав жанровое разнообразие и целевую аудиторию печатного СМИ;
провести анализ статей журнала «Новости автобизнеса» в стиле репортаж;
на основе проведенного анализа выявить тенденции развития жанра репортажа в специализированном журнале «Новости автобизнеса» и в современной периодической печати, в целом.
Теоретико-методологическая база исследования. В процессе написания данной работы были использованы материалы публикаций по вопросам развития жанров журналистики, и жанра репортажа в частности, в монографиях и статьях периодических изданий таких авторов, как Р.А. Борецкий, М.К. Барманкулов, Н. В. Вакурова, Л. И. Московкин, М.Н. Кин, А.А. Князев, Г. Кузнецов, Е.П. Прохоров, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский, А.А. Тертычный и др.
Однако при относительно высокой разработанности общих вопросов развития жанров в журналистике, публикаций о развитии жанра репортажа в специализированных СМИ не так уж много. Между тем, последние тенденции развития средств массовой информации показали высокую фрагментированность современных СМИ, появление новых медиа, развитие узкоспециализированных сегментов традиционных форм подачи информации, трансформацию старых методов и формирование принципиально новых. В этих условиях возникает необходимость осмысления этих тенденций в контексте трансформации жанров журналистики, в частности, жанра репортажа.
Эмпирическая основа исследования для исследования темы выпускной квалификационно работы послужила специальная литература по теории журналистики отечественных и зарубежных авторов, статьи журнала «новости автобизнеса» (2019-2020 гг.), статьи других периодических изданий и электронных источников системы Интернет.
Методологической основой данной работы является совокупность методов гуманитарных наук. В частности, в процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки и др. Основным общенаучным методом, используемым в данной работе, был метод научного сравнения, позволяющий выявить специфику современного репортажа в специализированном СМИ. Также широко был использован такой метод научного исследования как качественный и количественный контент-анализ публикаций и статей журнала «Новости автобизнеса».
Структура работы выстроена в соответствии с логикой исследования и включает две основные главы, поделенных на шесть параграфов, введение, заключение, список литературы и приложения.
В результате рассмотрения различных аспектов темы «Специфика современного репортажа в специализированном СМИ» можно прийти в ряду выводов.
Прежде всего, после рассмотрения истории развития жанра репортаж. Можно сделать вывод о том, что это один из самых распространенных, популярных и актуальных до сих пор жанров журналистского повествования. Жанр репортажа встречается в тележурналистике, радиожурналистике, в новых медиа, а также получил широкое распространение в печатных средствах массовой информации.
Свою популярность жанр репортажа получил в следствии неослабевающего внимания аудитории к актуальным событиям. Причем освещение этих событий не может вестись исключительно с помощью простого информирования. Зритель (читатель, слушатель) в большинстве своем желает ощутить «эффект присутствия», если дело касается тех событий, которые ему интересы и важны. В этом отношении жанр репортажа обладает всеми компонентами, которые могут удовлетворить это желание.
На сегодняшний момент статьи в жанре репортажей стали неотъемлемой частью большинства российских журналов, не только потому, что они традиционно включены в редакционное задание большинства изданий. Это продиктовано такими существенными факторами, как объективные требования журнального рынка и запросы читательской аудитории.
Многообразие форм информирования, а также стремление к постоянной модернизации возможностей репортажа предопределяет активное развитие этого журналистского жанра в современных СМИ. Развитие жанра репортажа происходит постепенно, отражая общественные настроения и ожидания, и одновременно с этим влияя на само общество, что можно представить в виде своеобразной обратной связи.
Репортажная статья в журнале может намного ярче раскрыть тему, нежели газетный репортаж по причине возможности уделить теме гораздо больше фактического места. Обычно репортажи в журналах печатаются на несколько полос, включающих как текст, так и иллюстративный, графический материал. Это позволяет раскрыть какую-либо тему или событие с разных сторон, привлечь экспертов для комментирования основных ее аспектов, сделать исторический экскурс, привести материалы для сравнения и т.д. В силу формата, газетный репортаж в большинстве случаев не имеет возможности воспользоваться этими преимуществами. Поэтому журнальные репортажи более развернуты, содержательнее и полнее, чем газетная информация.
В практической части работы были рассмотрены особенности современного репортажа в специализированном СМИ на примере полноцветного журнала «Новости Автобизнеса». Журнал «Новости автобизнеса» относится к новым периодическим изданиям, которые пока не имеют богатой истории. Под нынешним названием журнал издаётся с 2002 года. До 2010 года выходил под названием «Новости Авторемонта». То, что журнал не имеет многолетней истории показывает, что он не может рассчитывать на лояльную аудиторию, которая сложилась в тес времена, когда печатная продукция была намного более популярна в обществе. В тоже время, 18-летняя история журнала показывает, что издание заняло свою нишу в высококонкурентном сегменте автомобильных журналов.
Анализ публикаций журнала показал, что практически все жанры журналистики в той или иной мере используются в рубриках «Новостей Автобизнеса». Жанр репортажа широко используется в рубрике «Событие» - одной из самых больших рубрик «Новостей автобизнеса».
Качественный и количественный анализ статей журнала в жанре репортаж позволил выявить специфику современного репортажа в специализированном СМИ. К ней относится:
1. Упор на событийность, в ущерб аналитичности.
2. Практическое отсутствие авторской позиции в репортажах.
3. Взаимопроникновение жанров: появление статей в жанре репортажа с элементами интервью, очерка и т.д.
4. Использование возможностей Интернета в репортаже для обратной связи с читателями.
5. Активное использование фотографий и иллюстраций как основного средства выразительности в репортажах.
Учебная и монографическая литература
1. Бобков А.К. Газетные жанры: учебное пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2005.
2. Ваганов А. Жанр, который мы потеряли: Очерк истории отечественной научно-популярной литературы/ Ваганов А. — М.: АНО «Журнал «Экология и жизнь», 2012.
3. Выровцева Е.В. История отечественной журналистики. - Самара: Самарский ун-т, 2015.
4. История отечественной журналистики (послеоктябрьский период): учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика / Министерство образования и науки Российской Федерации, Бурятский государственный университет; [составитель Б. Б. Шагдарова]. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2018
5. Ким М.Н. Очерк: Теория и методология жанра. СПб., 2000.
6. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Питер, 2011
7. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001
8. Лонская А. Репортаж. От идеи до гонорара: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2015. с
9. Майданова Л.С. Жанры журналистики: практическая стилистика. - Екатеринбург: АНО ВО "Гуманитарный университет", 2017.
10. Малаховский А.К. Очерки истории журналистики США первой половины XX века. - М.: Российский ун-т дружбы народов, 2017
11.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917. - 90-е гг.): Учебное пособие /Под ред.Я.Н.Засурского. - М.: Издательство Московского университета, 1999.
12. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., Изд-во «РИП- холдинга», 1998
13. Российская журналистика сегодня. Социальная миссия и
профессиональное мастерство: монография / И. В. Фотиева, Т. А. Семилет, Е. В. Лукашевич, В. В. Витвинчук ; под редакцией И. В. Фотиевой. - М.: ИНФРА-М, 2020
14. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров "Журналистика" и специальности подготовки дипломированных специалистов "Журналистика". - Изд. 6¬е, испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2017.
15. Тревел-журналистика: понятие, жанры, особенности профессиональной деятельности : монография / А. С. Василенко, И. И. Карпенко, У. Перси [и др.] ; под ред. И. И. Карпенко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет". - Белгород: Политерра, 2019.
16. Юровский А.Я. Телевидение - поиски и решения. Очерки истории и теории советской тележурналистики. М.: Искусство, 1975.
... Всего источников – 43.