Введение 3
1 СМИ и СМК: теоретические основы
исследования 6
1.1 Типология СМИ 6
1.2 Особенности функционирования мессенджеров 11
2 Telegram-канал «Кровавая барыня» и СМИ эмпирические основы
исследования 24
2.1 Telegram-канал «Кровавая барыня»: общая
характеристика 24
2.2 Особенности взаимодействия Telegram-канала «Кровавая барыня» и СМИ 28
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Актуальность темы исследования заключается в том, что социальные сети и мессенджеры на данный момент являются самыми быстрыми и удобными в использовании источниками новостей.
В то время, когда новости из печатных изданий к моменту их выпуска теряют свою значительность, такой мессенджер, с мелодичным названием, как «Telegram» продолжает свою работу беспрерывно, доставляя свежие и отредактированные сообщения прямо на экран мобильного телефона. В мире, где газета «Ведомости» публикует статью с заголовком «Telegram вместо газет», о популярности мессенджера давно пишут книги, а благодаря разработкам Кремниевой долины, так называемым, чат-ботам, возможно найти абсолютно любую информацию за считанные минуты, сложно представить, что эту программу так долго преследовал Роскомнадзор и пытался любыми способами исключить ее из наших смартфонов. Однако 18 июня 2020 г. мессенджер официально разблокирован на территории России.
Мессенджер очень удобен и прост в обращении, позволяет пользователю сгруппировать все интересующие чаты, именуемые далее каналами, по интересам и выстроить их в любом порядке.
Конфигурация, построенная на функции «сам себе редактор», напоминает читателю колонки в привычной газете, где он самостоятельно может принять тот или иной выбор в пользу канала, интересующего его.
Помимо постоянно внедряемых новшеств, для администраторов больших каналов сейчас доступна подробная статистика роста канала и активности подписчиков, что немаловажно. Самая активная часть аудитории пресс-служб сейчас находится в Telegram, пишет новости, пользуясь материалами телеграм- каналов, связывается через Telegram со спикерами, пересылает аудиозаписи и фотографии с места событий в телеграм-чатах. Пиар-специалисты, которые хотят попасть в новостную повестку дня и пользуются для этого традиционными email-рассылками, опаздывают. Деловая жизнь переместилась из электронной почты в мессенджеры.
Большинство средств массовой информации стремительно погрузились в Telegram, приспособившись к продуманной системе, ведь за ним стоит будущее. Более того, это «перемещение» принесло дополнительный доход зарегистрированным СМИ, а многие «умирающие» печатные издания сумели сохранить свой статус и даже обрести новую целевую аудиторию. Об этом говорит Михаил Рубин, замглавного редактора издания «Проект»: «Telegram - это в первую очередь коммерческая площадка. И каналы будут публиковать все что угодно, если им за это заплатят. Сейчас понять, кто что публикует и для кого - совершенно невозможно. У нас сплелись люди, которые работают журналистами в государственных СМИ, и люди, которые занимаются Telegram. Зачастую это одни и те же люди».
Telegram-каналы набирают широкую популярность среди деловых людей и становятся одним из основных источников получения ежедневной новостной, образовательной и практической информации для принятия управленческих решений.
Данная дипломная работа посвящена новому феномену в мире журналистики — функционирование и взаимодействие СМИ с приложением «Telegram».
Объектом исследования является Telegram-канал «Кровавая барыня».
Предметом исследования являются особенности взаимодействия Telegram-канала «Кровавая барыня» со СМИ. Таким образом, цель дипломной работы — выявить особенности взаимодействия работы СМИ с Telegram-каналами.
Исходя из цели нашего исследования, мы определили следующие задачи:
- рассмотреть типологию СМИ;
- изучить особенности функционирования мессенджеров;
- охарактеризовать канал «Кровавая барыня»;
- проанализировать особенности взаимодействия СМИ с каналом «Кровавая барыня».
Методы исследования. Для выполнения поставленных задач, в ходе исследования будут применены такие теоретические методы: анализ, синтез, классификация, сопоставления и сравнение.
Теоретико-методологическая база исследования была сформулирована благодаря научным трудам Я.Н. Засурского, И.Д. Фомичевой, С.С. Распоповой, М.М. Лукиной, М.В. Шкондина, Е.Л. Вартановой, И.М. Дзялошинского, а также учебным пособиям, диссертациям и научным статьям.
Эмпирическая основа: Telegram-канал «Кровавая барыня» @bloodysx, Youtube-канал, веб-сайт «Новой газеты», веб-сайт «РБК».
Поставленная цель и задачи определили следующую структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование и выявлено, что мессенджер Telegram обладает рядом преимуществ над стандартной подачей материалов СМИ на веб-сайтах. Telegram-каналы способствуют быстрой обработке и распространению новостей, благодаря чему целевая аудитория только увеличивается.
В начале первой главы обозначено определение типологии СМИ, а также рассмотрены особенности функционирования мессенджеров и проанализированы данные в научных статьях исследователей. Кроме того, была разобрана система типологии СМИ из учебного пособия “Типология периодической печати” М.В. Шкондина. В ходе анализа научных работ исследователей А.С. Головко, П.Н. Шаронина и других было выявлено, что мессенджеры — это новое поколения сервисов обмена мгновенными сообщениями и отечественной теоретической базы, раскрывающей понятия, виды и функции мессенджеров, нет.
Во второй части первой главы было обнаружено, что на платформе Telegram отсутствует цензура, нет авторского права и обязательного требования (ни формального, ни этического) указывать ссылки на источник. Рассмотрены структурно-коммуникативные характеристики мессенджеров, а также отмечены следующие черты (регистрация мобильного номера телефона, мгновенные push-уведомления, приватность, контент, техническая поддержка).
Во второй главе для анализа предоставлен Telegram-канал “Кровавая барыня”, созданный журналистом, общественным деятелем Ксенией Собчак. В начале главы дана общая характеристика канала, рассмотрена тематика, озвучена его цель и определена структура.
Во второй части главы рассмотрены способы взаимодействия СМИ с данным каналом. Благодаря анализу и сравнению публичных каналов, а также СМИ (Новая газета, РБК, Ведомости), расположенных на площадке мессенджера, было выявлено 4 способа взаимодействия, такие как: репосты, репосты + мнения, реклама, а также fake-news. Детально разобран каждый из способов, а также даны формулировки к написанию постов для мессенджера и написанию публикаций для веб-сайтов изданий, приведены и разобраны примеры.
Также было разъяснено, с какими трудностями можно столкнуться в процессе подачи материалов и указаны возможные пути их преодоления на разных этапах создания. Выяснено, что СМИ для обработки и передачи новостных статей в свой Telegram-канал не привлекает альтернативных сотрудников для данной задачи и, соответственно, тратит меньше энергии и времени на написание поста, поскольку больший объем времени потрачен на сайт/блог. При этом, учитывая, что в мессенджере просмотры наберутся за считанные секунды, так как скорость распространения первичной информации всегда выше, чем в другом источнике или же сайте издания.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод, что взаимодействие СМИ с Telegram-каналами, как новое явление в медиапространстве, уже присутствует в научной среде, однако единой классификации и методологии до сих пор не обнаружено. Поскольку способы взаимодействия находятся на стадии активного развития, существующая характеристика может быть расширена и дополнена в будущем.
Нормативные акты
1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г.) // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) ETS N 005 // Собрании законодательства Российской Федерации от 8 января 2001 г., N 2, ст. 163
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 4
4. Резолюция 820 (1984) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации» от 7 мая 1984 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, N 15, ст. 1340
5. УК РФ Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ред. от 07.04.2020) (с изм. и дон., вступ. в силу с 12.04.2020)
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
7. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» // «Российская газета» от 29 июля 2006 г.
Учебники, монографии, диссертации, статьи
8. Алевизаки (Лащук) О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Авторская и редакторская деятельность журналиста в российском медиапространстве // Научный журнал Байкальского государственного университета: «Вопросы теории и практики журналистики», 2019. Т.8., №4 (29). - С. 685-694.
9. Амзин А.А. Как новые медиа изменили журналистику 2012- 2016 / А.А. Амзин - Москва: Издательство «Гуманитарный университет», 2016.
10. Вьюгина Д.М. Особенности медиапотребления современной российской молодежи (на примере Москвы и Московской области) / Д.М. Вьюгина - Москва: Автореферат диссертации, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2019.
11. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России / Я.Н. Засурский - Москва: Аспект Пресс, 2001.10. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества / Под ред. В.И. Фроловой - Москва: Аспект Пресс, 2011.
12. Иванов А.Д. Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей // Научный журнал Волжского университета им. В.Н. Татищева «Вестник ВуиТ», 2016. Т. 1, № 3. - С. 126-132.
13. Коноплев Д.Э. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях //Научный журнал Челябинского государственного университета «Знак: проблемное поле медиаобразования», 2017. Т. 3, № 21. - С. 198-199.
14. Красовская Н.Р., Гуляев А.А. Фейковые новости как феномен современности/ Н.Р. Красовская - М.: Редакция журнала “Власть”, 2019.
15. Ламзин Ф., Откина А., Булгаков И. Доклад. Регулирование СМИ в России. Анализ правового поля и тенденций / DLA Piper - Москва: The Thomson Reuters Foundation, 2015.
... Всего источников – 74.