Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Мягкая сила» как инструмент внешней политики Германии

Работа №122142

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы118
Год сдачи2020
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Концепция «мягкой силы» в теории международных отношений 10
1.1 Различные подходы к понятию «сила» в международных отношениях 10
1.2 История возникновения концепции «мягкая сила». Теоретические основы и положения теории: идеи Дж. Ная 16
1.3 Значимость и критика концепции «мягкой силы» в современной теории международных отношений. Её свойства, инструменты и особенности методологии исследования 28

Глава 2. Особенности «мягкой силы» Германии 42
2.1 Исторические условия развития и эволюции «мягкой силы» Германии 42
2.2 Внешнеполитическое поведение как ресурс «мягкой силы» Германии 50
2.3 Внутренняя политика и ценности 58
2.4 Культура и внешняя культурно-образовательная политика 63
2.5 Оценки влияния и эффективности «мягкой силы» Германии 73

Глава 3. Влияние «мягкой силы» Германии в Российской Федерации 83
3.1 Внешнеполитический дискурс Германии в отношении России на современном этапе 82
3.2 Работа инструментов «мягкой силы» Германии в России 89
3.3 Анализ и оценка эффективности «мягкой силы» Германии в России 100
Заключение 109
Список использованных источников и литературы 113
Приложения


В начале 1990-х гг. концепция «мягкой силы» как особого вида ведения внешней политики, основным методом которой является трансляция привлекательности страны мирными, неагрессивными методами для достижения собственных целей, стала чрезвычайно популярной, а позже - в той или иной степени неотъемлемой частью внешней политики практически любого государства мира.
Отец-основатель концепции «мягкой силы» Джозеф Най, почетный профессор Гарвардского университета, в 1990 г. опубликовал свою работу «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power», где впервые дал определение «мягкой силе». По Наю, «мягкая сила» - способность привлекать других на свою сторону, добиваясь поддержки собственных взглядов и политики путём демонстрации универсальных ценностей, привлекательного политического курса и эффективных политических институтов страны.
Сегодня концепция использования инструментов «мягкой силы» прочно вошла во внешнеполитический курс многих стран мира, в том числе и России. В случае с нашей страной элемент «мягкой силы» во взаимодействии с другими государствами закреплен на законодательном уровне в концепции внешней политики. То, каким образом используется элемент «мягкой силы» во внешней политике РФ - тема для отдельного исследования.
Что касается Германии, то в отличие от России, даже само понятие «мягкая сила» не присутствует ни в германских официальных документах, ни в политическом дискурсе ФРГ – за последнее время только канцлер А. Меркель в 2014 г. упоминала «мягкую силу» как средство ведения внешней деятельности, и то в контексте внешней политики Европейского Союза, а не Германии. В немецком языке в принципе отсутствует свой термин «мягкая сила», а используется англоязычное заимствование.
Тем не менее, было бы совершенно неверно утверждать то, что Германии чуждо использование «мягкой силы». Более того, именно с помощью «мягких» инструментов стране удалось восстановить свой авторитет и престиж после Второй Мировой войны. Сегодняшняя Германия — это политический и экономический локомотив Европейского Союза, а ЕС, по словам самого Дж. Ная, является единственным актором международных отношений, способным составить конкуренцию США по использованию инструментов «мягкой силы». Германия сегодня - первая из стран ЕС по привлекательности для иммигрантов, одно из самых популярных государств для обучения среди иностранных студентов, имеет авторитетный вес в мировой политике. Такого положения стране удалось добиться и без очевидного применения инструментов «жёсткой силы».
Интерес к исследованию концепции «мягкой силы» как таковой в последние годы значительно вырос, поскольку в современной геополитической ситуации проведение внешней политики невоенными, «мягкими» методами становится гораздо выгоднее. Поэтому изучение того, каким образом Германия – страна, в прошлом проводившая свою внешнюю политику агрессивными методами, - использует инструменты своей «мягкой силы» для достижения внешнеполитических целей и какое значение придаёт самому использованию «мягкой силы» в рамках реализации своего внешнеполитического курса представляет интерес для исследования в области мировой политики, в том числе и для российского научного сообщества.
Данное исследование посвящено особенностям инструментов «мягкой силы» Германии на примере их использования в Российской Федерации. Отношения России с Федеративной Республикой Германия как с ключевым государством Евросоюза для нашей страны чрезвычайно важны. Рассмотрев, как и с использованием каких инструментов «мягкой силы» Германия реализует свою внешнюю политику в России, можно будет понять особенности стратегии распространения её «мягкого влияния», что в перспективе возможно использовать аналогичным образом и во внешней политике России, т.к. у нашей страны определённо имеется потенциал в этой сфере.
Объектом исследования выступает внешняя политика Федеративной Республики Германия как среда, в которой применяются инструменты «мягкой силы».
Предметом исследования является компонент «мягкой силы» в реализации внешней политики Германии.
Цель исследования заключается в определении основных инструментов «мягкой силы» Германии и эффективности их действия на примере работы этих инструментов в России.
Задачи исследования состоят в следующем:
1.определить понятийный аппарат концепции «мягкой силы» и выявить её компоненты;
2.привести теоретические основы концепции;
3.установить место и значимость концепции «мягкая сила» в теории международных отношений;
4.определить особенности методологии исследования «мягкой силы»;
3.охарактеризовать особенности развития и эволюции «мягкой силы» Германии с учётом исторического прошлого страны;
4.выявить и охарактеризовать конкретные ресурсы и инструменты «мягкой силы» Германии, используемые для реализации её внешней политики на современном этапе;
5.привести современную стратегию действия внешней политики Германии в отношении России;
6.определить ведущие инструменты «мягкой силы», используемые Германией в России;
7.оценить эффективность работы «мягкой силы» Германии в России.

Степень научной разработанности темы
Хрестоматийные работы Дж. Ная, такие, например, как «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power», а также некоторые другие - «The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go It Alone» и «Soft Power: The Means to Success in World Politics» стали базисными трудами в понимании самой идеи «мягкой силы» и её составляющих. Эти труды американского политолога стали также теоретической основой для данной работы.
Работы Дж. Ная по «мягкой силе» спровоцировали значительный интерес и дискуссии в научных кругах. Учёные различных политологических школ также стали исследовать феномен «мягкой силы», что значительным образом обогатило понимание концепции и литературную базу по теме. К таким работам в первую очередь следует отнести исследования зарубежных ученых, таких как Дж. Галларотти , Н. Фергюсона , И. Фэна , М. Дюваля, Р. Барнетта. Концепция также подверглась значительной критике в западной политической науке, к примеру, в работах В. Хэнсона , Р. Кагана критически осмыслялся подход Дж. Ная к американской «мягкой силе», а также обозначались ограничения использования «мягкой силы» во внешней политике.
Российские исследователи тоже концептуально исследовали теорию Ная. Исследователи М. М. Лебедева , О. Г. Леонова , М.В. Братерский , Т. А. Алексеева , Л.Р Рустамова, А.В. Костина , Е.В. Пименова и др. анализировали спорные моменты концепции «мягкой силы», к примеру, связь и различия «мягкой силы» и пропаганды, а также на основе классических подходов предлагали своё видение того, как России следует использовать собственный «мягкий» потенциал.
При написании данной работы в качестве литературной базы привлечены материалы по исследованию концепции «мягкой силы» на русском, английском и немецком языках, которые условно можно разделить на две группы.
1.К первой группе, помимо работ основателя концепции Дж. Ная и его последователей, можно отнести работы крупнейших зарубежных исследователей, сделавших вклад в развитие ключевых современных теорий международных отношений и понимания феномена «силы» в них. Данная работа опирается на труды таких классиков, как Г. Моргентау , К. Уолтц , Р. Клайн (школа политического реализма), тот же Дж. Най и Р. Кохейн , Г. Киссинджер (неолиберализм), Э. Адлер , Дж. Байелли Мэттерн , Дж. Чекель (социальный конструктивизм).
2.Во вторую группу входят исследования отечественных и зарубежных авторов, посвящённые особенностям проведения германской внешней политики с учетом компонента «мягкой силы» в ней. Такие отечественные авторы, как В. Гулевич , Е. Е. Карнаухова , Т.А. Ланьшина , Ю.А. Михалёв, Н. А. Корякина , Л.Р. Рустамова и др. внесли вклад в исследование международной деятельности ФРГ, особенностей развития «мягкой силы» Федеративной Республики, формирования внешнеполитического курса и работы культурных организаций Германии. Зарубежные авторы С. Гросс , С. Ауэр , Г. Гельман, Р. Вольф, С. Шмидт , У. Росс и др. рассматривают сильные и слабые стороны немецкой «мягкой силы» и использования её во внешней политике Германии, особое внимание уделяя важности её культурной составляющей.
Источниковую базу исследования составляет ряд разнообразных материалов на немецком, английском и русском языках, которые помогли рассмотреть основные направления деятельности инструментов «мягкой силы» Германии, а также проанализировать эффективность их работы в России и мире. Среди таких источников в основном можно выделить следующие группы:
1.информация с официальных сайтов германских ведомств: МИД ФРГ , бундестаг и т. д., институтов «мягкой силы»: Гёте-институт , DAAD , политических фондов и др.;
2.официальные отчёты о деятельности германских институтов и ресурсов «мягкой силы» (с официальных сайтов институтов и ведомств);
3.зарубежные исследования «мягкой силы», рейтинги влияния и лидерства: агентство Portland , Brand Finance , Pew Research Center и т. д.;
5. речи ключевых фигур германской внешней политики (с официальных сайтов МИД ФРГ и Федерального канцлера);
6.российские социологические исследования общественного мнения от ВЦИОМ, Фонда общественного мнения, Левада-Центра.
Методология исследования включает в себя системный подход и системный анализ, с помощью которого была проанализирована деятельность основных институтов публичной дипломатии Германии, критический дискурс-анализ, направленный на выявление стратегии и основных нарративов поведения германской политики в отношении России, элементы сравнительного анализа, применимые при изучении различных подходов к «мягкой силе», а также социологические методы, с помощью которых было проанализировано общественное мнение и восприятие Германии россиянами.
Новизна исследования
1.При помощи классического подхода Дж. Ная раскрыты особенности ресурсов «мягкой силы» Германии, сделан вывод о двойственном характере компонента экономической силы страны и об особенностях культурного ресурса «мягкой силы» ФРГ;
2.Введены в научный оборот и проанализированы ранее не использованные источники на немецком языке – официальные отчёты о работе инструментов «мягкой силы» за рубежом, речи ключевых лиц германской внешней политики, статистические данные германских исследовательских институтов;
3.При помощи системного подхода проанализирована деятельность крупнейших институтов публичной дипломатии Германии – политических фондов, связанных с государством, сделан вывод о том, что именно они являются основными трансляторами основных политических ценностей ФРГ за рубежом;
4.На примере ФРГ и РФ раскрыты особенности взаимосвязь официального внешнеполитического дискурса страны и работой её «мягких» институтов. Сделан вывод о том, что именно во внешнеполитическом дискурсе отражены приоритеты политики «мягкой силы» Германии в России;
5.Проанализирована деятельность крупнейших институтов «мягкой силы» Германии в России, при помощи комплексного анализа социологических и статистических исследований последних лет раскрыты особенности отношения российского общества к Германии, немецкой культуре и немцам.
Структура работы обусловлена целями и задачами и состоит из трёх глав, введения, заключения и приложений.
Первая глава посвящена теоретическим основам концепции «мягкой силы», истории её возникновения и основным положениям. В главе подробно рассмотрены идеи Джозефа Ная, представлены и проанализированы положения концепции, которые сегодня активно подвергаются критике как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе, раскрыты особенности методологии исследования феномена «мягкой силы» государств.
Во второй главе рассматриваются основные моменты истории Германии, значительно повлиявшие на развитие «мягкой силы» страны, охарактеризована деятельность германского правительства по использованию ресурсов «мягкой силы» и непосредственно работа инструментов и институтов немецкой «мягкой силы», а также рассмотрены оценки влияния и эффективности «мягкой силы» Германии, сделанные ведущими исследовательскими центрами.
Третья глава сосредоточена на анализе работы «мягкой силы» Германии в России, в главе раскрываются особенности работы институтов «мягкой силы» ФРГ в РФ, проанализировано отношение россиян к Германии и немцам.





Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги проведённого исследования, можно прийти к следующим выводам. Концепция «мягкой силы», разработанная американским политологом Дж. Наем в 1990-2000-х гг. сегодня ввиду особенностей развития мира пользуется значительной популярностью – идеи использования «мягких ресурсов» во внешнеполитическом курсе государств исследуются и разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учёными-политологами и международниками. Кроме того, многие государства мира активно используют инструменты «мягкой силы» при ведении своей внешнеполитической деятельности. Несмотря на условную принадлежность самого Дж. Ная к неолиберальной школе международных отношений, сама концепция «мягкой силы» значительным образом соотносится и с парадигмой политического реализма, и с социальным конструктивизмом, однако неолиберальные и конструктивистские начала «мягкой силы» имеют наибольшее значение, т.к. позволяют интерпретировать гибкие свойства «силы» в рамках концепции.
Основными ресурсами «мягкой силы» государства являются его внутриполитические ценности и внутренняя политика, внешнеполитическое поведение и стратегия, а также культура, в основном неподконтрольная государственным структурам. Инструменты «мягкой силы» зависят от непосредственного ресурса «мягкой силы». В качестве таковых инструментов могут выступать различные политические средства, от внешнеполитического дискурса до инструментов публичной дипломатии, от непосредственно привлекательности культуры «обывательского» уровня до конкретных культурных институтов, чья деятельность основана на потенциале «высокой» культуры. Основными свойствами и категориями «мягкой силы» являются опора на формирование привлекательности актора, а также зависимость эффективности использования инструментов «мягкой силы» от контекста ситуации и особенностей государства-реципиента. Особенности методологии исследования «мягкой силы» заключаются в том, что её работу невозможно измерить какими-то универсальными методами, т. к. на эффективность «мягкой силы» влияет множество факторов. Основной источник, который следует исследовать при анализе эффективности «мягкой силы» страны — это восприятие населения целевого государства или государств. Кроме того, различные влиятельные исследовательские центры и институты используют собственные методологии и подходы к исследованию, так что такого рода анализ представляется в той или иной мере субъективным.
Что касается непосредственно особенностей развития «мягкой силы» Федеративной Республики Германия, то здесь следует отметить то, что первые стратегии невоенного расширения влияния страны разрабатывались ещё во времена Германской империи (экономическая экспансия и расширение рынков сбыта) и Веймарской республики (первые попытки институционализировать внешнюю культурную политику), однако в полной мере «мягкая сила» Германии начала развиваться только после Второй Мировой войны, когда восстановление утраченного имиджа и доверия стало главной задачей для ФРГ, для чего и стали использоваться в основном методы «мягкой силы».
В соответствии с целью данной работы были проанализированы особенности основных ресурсов и инструментов «мягкой силы» современной Германии. Таким образом было выявлено следующее:
1)Внешнеполитическое поведение как ресурс «мягкой силы» Германии заключается в трансляции на внешней арене определённых универсальных либеральных ценностей: демократии, защиты прав человека, либерализма, многосторонности и плюрализма и т. д., в активном участии страны в программах построения мира и обеспечения безопасности, гуманитарной помощи, а также готовности Германии брать на себя ответственность и ведущие роли в Европе и мире. Особую роль здесь играет внешнеэкономическая деятельность Германии, которая имеет двойственный характер: с одной стороны, экономический потенциал и ресурсы страны выступают как элемент её привлекательности, а также обеспечивают функционирование других инструментов «мягкой силы», но с другой стороны, Германия активно использует эти ресурсы и в качестве «подкупа и шантажа» (например, санкции). Основными инструментами и акторами в рамках внешнеполитического ресурса «мягкой силы» являются: Министерство иностранных дел ФРГ, которое и реализует внешнеполитическую стратегию страны, важной особенностью которой также является дискурсивное влияние на внешней арене, а также институты, ответственные в значительной степени за внешнеэкономическую политику страны и формирование положительного экономического имиджа Германии: германские Внешнеторговые палаты за рубежом, Germany Trade&Invest - Германское общество внешнеэкономической деятельности и маркетинга, Германские дома науки и инноваций;
2)Внутренняя политика и ценности Германии также являются значимым ресурсом её «мягкой силы». Внутри страны Германия придерживается тех же универсальных ценностей, что и на внешней арене. Это проявляется развитым гражданским обществом и ценностными настроениями населения. Кроме того, как инструменты привлекательности для других стран выступают также экономическое развитие, уровень демократии, социальной защиты и т. д. в Германии, что выражается в активном миграционном потоке в страну. Внутренние политические ценности ФРГ транслируются за рубежом также при помощи публичной дипломатии, которая выражена в работе крупнейших общественно-политических фондов Германии, близко связанными с партиями немецкого парламента. Все фонды в основном работают над продвижением демократии в целевых странах, поддерживают контакты с гражданскими обществами, работают с молодым, политически активным и перспективным населением, а также обеспечивают поддержку устойчивого образа Германии как демократичной, либеральной страны.
3)Культура Германии как «мягкий» ресурс является её главной особенностью, которая заключается в том, что германское правительство официально и целенаправленно использует культурный потенциал страны (а не просто «пожинает плоды культуры») и развивает его в инструментах «мягкой силы». Официальная внешняя культурно-образовательная политика ФРГ управляет деятельностью различных культурных институтов, значительным образом финансируемых государством. В основном деятельность этих институтов нацелена на повышение престижа Германии и немецкой культуры и языка, на распространение в других странах современных культурных феноменов Германии, на создание «реалистичного и позитивного образа» страны за рубежом, привлечение в страну иностранных студентов и ученых и т. д. Образовательная часть внешней культурно-образовательной политики ФРГ также занимает особое место в рамках культурного ресурса «мягкой силы» - Германия является одной из самых популярных стран для образования среди иностранцев. Крупнейшими культурными институтами, с которыми тесно сотрудничает государство и которые являются инструментами «мягкой силы» страны в рамках её культурного ресурса, представляются Гёте-институт, DAAD, фонд им. А. фон Гумбольдта, Институт внешних связей, Центральное управление по школьному образованию за рубежом, Служба педагогического обмена, Немецкая комиссия ЮНЕСКО, Федеральный институт профессионального образования, Дом культур мира.
Работа всех упомянутых ресурсов и инструментов «мягкой силы» Германии представляется довольно эффективной в последних исследованиях крупных think-tank центров Portland и Brand Finance – оба института в своих отчетах ставят Германию в первую пятерку рейтинга государств, чья «мягкая сила» в мире имеет наибольший вес. Однако, как уже было сказано выше, подобные исследования не могут исчерпывающим образом оценивать «мягкую силу» государств, т. к. данная категория слишком многогранна и при её изучении не могут быть учтены все нюансы и ограничения.
В данной работе в качестве примера действия инструментов «мягкой силы» Германии была рассмотрена деятельность ведущих «мягких институтов» страны в Российской Федерации. При помощи дискурс-анализа была выяснена официальная внешнеполитическая стратегия действия Германии в отношении России – стратегическое взаимодействие в важнейших сферах и опора на сотрудничество культурных и гражданских обществ. Таким образом, в случае с нашей страной для Германии работа её «мягких ресурсов» имеет непосредственную важность. Не последнюю роль играет и экономическое влияние Германии в России – Российско-германская Внешнеторговая палата работает над улучшением двусторонних связей в этой области, а немецкие компании активно инвестируют в российскую экономику.
Крупнейшие политические фонды ФРГ работают над укреплением демократии в России, способствуют гражданским связям России и Германии, а ведущие институты официальной внешней культурно-образовательной политики ФРГ (в основном Гёте-институт, DAAD, фонд им. А. фон Гумбольдта, Институт внешних связей, Центральное управление по школьному образованию за рубежом, Deutsche Welle) продвигают среди россиян интерес к Германии, немецкому языку и культуре, образованию и карьере в Германии и др.
Тем не менее, нельзя сказать, что инструменты «мягкой силы» Германии в России работают с неоспоримой эффективностью. Анализ социологических опросов показал местами довольно противоречивые результаты: на данном этапе россияне в целом нейтрально относятся к Германии как к стране, но не одобряют её внешнюю политику и не считают отношения наших стран дружественными и мирными; среди наших граждан по-прежнему сильна когнитивно-ассоциативная связь Германии с войной и нацизмом, а также не последнюю роль в восприятии играют традиционные стереотипы о Германии и немцах. Россияне по-прежнему не отдают Германии предпочтения в качестве страны назначения своих туристических поездок, а в последние годы количество российских граждан, изучающих немецкий язык, уменьшилось. Однако эти не самые положительные с точки зрения эффективности «мягкой силы» тенденции не влияют на то, что Германия для россиян является страной №1 для предпочтительной миграции и получения высшего образования – в последние годы количество россиян, переехавших в ФРГ, значительно возросло, а наибольший процент всех обучающихся за границей российских студентов находятся именно в Германии. То есть, можно говорить о том, что наиболее эффективные направления работы «мягкой силы» Германии в России – это привлекательность образования в ФРГ и в целом проживания там, которое может обосновываться высоким уровнем жизни, социальной защищённости, свободы в стране и т. д.
Таким образом очевидно, что компонент «мягкой силы» во внешней политике Германии играет ключевую и в целом довольно эффективную роль. Правящие круги России также могли бы учесть опыт ФРГ в этой сфере и с учётом специфики потенциала нашей страны повысить вес российской «мягкой силы» в мире.



1.Попечительский совет Германо-Российского Форума // Германо-российский форум, официальный сайт (на русском языке) – 2020. URL: https://www.deutsch-russisches-forum.de/ru/o-nas/popechitelskij-sovet (дата обращения 15.05.2020)
2.Российско-Германская Внешнеторговая палата – О нас // Российско-Германская Внешнеторговая палата, официальный сайт (на русском языке) – 2020. URL: https://russland.ahk.de/ru/o-nas (дата обращения 10.05.2020)
3.Фонд имени Фридриха Эберта Россия – О нас // Фонд имени Фридриха Эберта Россия, официальный сайт (на русском языке) – 2020. URL: https://www.fes-russia.org/ (дата обращения 10.05.2020)
4.Фонд Конрада Аденауэра в России – О нас // Фонд Конрада Аденауэра, официальный сайт (на русском языке) – 2020. URL: https://www.kas.de/ru/web/ru-moskau/o-nas (дата обращения 10.05.2020)
5.Фонд Розы Люксембург, Филиал в Российской Федерации // Фонд Розы Люксембург, официальный сайт (на русском языке) – 2020. URL: http://rosalux.ru/ (дата обращения 10.05.2020)
6.Afghanistan: mit Bildung bewaffnet - Projetkbeispiele // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2017. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/afghanistan-node/afghanistan-internationales-engagement/alphabetisierung-polizei/1048356 (дата обращения 27.02.2020)
7.Akteure und Partner der Außenwirtschaftsförderung - Auslandshandelskammern, Delegationen und Repräsentanzen der Deutschen Wirtschaft (AHKs) // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2017. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/aussenwirtschaft/-/202264 (дата обращения 29.03.2020)

8.Alexander von Humboldt Stiftung – Über die Stiftung - Partner, Förderer und Finanzen // AvH, eine offizielle Webseite – 2017. URL: http://www.humboldt-foundation.de/web/partner.html (дата обращения 06.04.2020)
9.Alexander von Humboldt Stiftung - Vergebene Stipendien und Preise im Jahr 2018 // AvH, eine offizielle Webseite – 2019. URL: http://www.humboldt-foundation.de/web/statistik.html (дата обращения 06.04.2020)
10.Alexander von Humboldt Stiftung – Wir über uns // AvH, eine offizielle Webseite - 2017. URL: http://www.humboldt-foundation.de/pls/web/docs/F-937556335/stiftungssatzung.pdf (дата обращения 06.04.2020)
Arbeitsbereich 3.5. iMOVE: Training - Made in Germany // das Bundesinstitut für Berufsbildung – 2020. URL: https://www.bibb.de/de/2755.php (дата обращения 07.04.2020)
11.Aufgaben des Auswärtigen Amts - Die deutsche Außenpolitik fördert deutsche Wirtschaftsinteressen in der Welt // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2017. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/aussenwirtschaft/-/201412?openAccordionId=item-199136-0-panel (дата обращения 29.03.2020)
12.Außen- und Europa Politik - Europa // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/europa (дата обращения 25.01.2020)
13.Auswärtige Kultur- und Bildungspolitik in Zeiten der Globalisierung Partner gewinnen, Werte vermitteln, Interessen vertreten // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite - 2011. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/216926/7d376f02266f1e65c45ac838ea15dc73/akbp-globalisierung-data.pdf (дата обращения 5.01.2020)
14.Auswärtige Kultur- und Bildungspolitik in Zeiten der Globalisierung. Partner gewinnen, Werte vermitteln, Interessen vertreten // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2011 – S. 5. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/216926/7d376f02266f1e65c45ac838ea15dc73/akbp-globalisierung-data.pdf (дата обращения 06.04.2020)
15.Auswärtige Kultur- und Bildungspolitik: Basis für starke internationale Beziehungen - Warum Auswärtige Kultur- und Bildungspolitik? // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/kulturdialog/01-ziele-und-aufgaben (дата обращения 06.04.2020)
16.Auswärtige Kultur- und Bildungspolitik: Basis für starke internationale Beziehungen - Wie wird das Ganze umgesetzt? // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/kulturdialog/01-ziele-und-aufgaben (дата обращения 06.04.2020)
17.Bundeskanzler-Stipendium für Führungskräfte von morgen – Förderung // AvH – 2020. URL: http://www.humboldt-foundation.de/web/bundeskanzler-stipendium.html (дата обращения 15.05.2020)
18.CCP Synergy Zivilgesellschaften vernetzen // Ifa – 2019. URL: https://www.ifa.de/foerderungen/ccp-synergy/ (дата обращения 15.05.2020)
19.DAAD – Deutscher Akademischer Austauschdienst - Budget und Geldgeber des DAAD // DAAD, eine offizielle Webseite – 2019. URL: https://www.daad.de/de/der-daad/was-wir-tun/zahlen-und-fakten/budget-und-geldgeber-des-daad/ (дата обращения 06.04.2020)
20.DAAD – Deutscher Akademischer Austauschdienst - Geschichte. // DAAD, eine offizielle Webseite – 2019. URL: https://www.daad.de/de/der-daad/wer-wir-sind/geschichte/ (дата обращения 1.10.2019)
21.DAAD – Deutscher Akademischer Austauschdienst – Infos & Services für Hochschulen // DAAD, eine offizielle Webseite – 2019. URL: https://www.daad.de/de/infos-services-fuer-hochschulen/ (дата обращения 06.04.2020)
22.DAAD Außenstelle Moskau // DAAD Russland – 2020 - Über uns. URL: https://www.daad.ru/de/ueber-uns/aussenstelle-moskau/ (дата обращения 15.05.2020)
23.DAAD Jahresbericht Moskau 2019 // DAAD – 2020 – Berichte der Außenstellen – S. 178. URL: https://www.daad.de/de/der-daad/kommunikation-publikationen/berichte/berichte-der-aussenstellen/ (дата обращения 15.05.2020)
24.DAAD Jahresberichte 2010-2019 - DAAD-Förderung für Ausländer und Deutsche 2010 nach Programmen und Herkunfts-/Zielländern: Russische Föderation // DAAD – 2020 – Berichte der Außenstellen. URL: https://www.daad.de/de/der-daad/kommunikation-publikationen/berichte/berichte-der-aussenstellen/ (дата обращения 15.05.2020)
25.DAAD Studieren in Deutschland // DAAD Russland – 2020 – Studieren und Forschen in Deutschland. URL: https://www.daad.ru/de/studieren-forschen-in-deutschland/studieren-in-deutschland/ (дата обращения 15.05.2020)
26.Das Festival des deutschen Films in St. Petersburg // Goethe-Institut Russland – 2019 – Archiv der Kulturprojekte. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/de/kul/arc/k19/ffs.html (дата обращения 15.05.2020)
27.Das Goethe-Institut: Institutionelle Strukturen und Einbindung in die Auswärtige Kulturpolitik der Bundesrepublik Deutschland // Wissenschaftliche Dienste des Deutschen Bundestages, 2006. URL:https://www.bundestag.de/resource/blob/414764/985e4f193867cc676bdc8dffb6480f1d/WD-10-053-07-pdf-data.pdf (дата обращения 11.04.2020)
28.Deutsch: die erste Zweite // Goethe-Institut Russland – 2020 - Deutsche Sprache. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/de/spr/eng/dez.html (дата обращения 10.05.2020)
29.Deutsche Literatur in der Welt – Literaturförderung des Auswärtigen Amts // Auswärtigen Amt, eine offizielle Webseite – 2019. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/kulturdialog/literatur/212856 (дата обращения 06.04.2020)
30.Deutsche Wissenschafts- und Innovationshäuser. Land der Ideen // Deutsche Wissenschafts- und Innovationshäuser – Aufgaben - 2020. URL: https://www.dwih-netzwerk.de/de/ueber-uns/aufgaben/ (дата обращения 01.04.2020)
31.Deutsches Wirtschafts- und Innovationshaus (DWIH) Moskau. Aktivitäten 2017 // DWIH Moskau (Land der Ideen) – 2017. URL: https://www.dfg.de/ru/zentralablage_ru/pdf/nachrichten/180101_dwih_aktivitaeten2017.pdf (дата обращения 10.05.2020)
32.Deutschland hilft beim Aufbau von staatlichen Strukturen in Somalia – Projetkbeispiele // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2019. URL :https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/krisenpraevention/6-projektbeispiele/somalia/217452 (дата обращения 27.02.2020)
33.Deutschland in den Vereinten Nationen - Deutschland als viertgrößter Beitragszahler // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2019. URL:https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/internationale-organisationen/uno/deutschland-in-der-uno/205624 (дата обращения 25.03.2020)
34.Deutschlandjahr in Russland 2020-21 // Goethe Institut Russland – Kultur – 2020. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/de/kul/sup/djr.html (дата обращения 15.05.2020)
35.Die dritte Säule: Beiträge zur Auswärtigen Kultur- und Bildungspolitik (Herausgegeben von Olaf Zimmermann und Theo Geißler) // Aus Politik & Kultur– 2018. Nr. 16. - S. 418.
36.Die transatlantischen Beziehungen // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2017. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/regionaleschwerpunkte/usa/transatlantischebez-allg-node?openAccordionId=item-212568-1-panel (дата обращения 25.02.2020)
37.DW – Organigramm // Deutsche Welle – 2019. URL: https://www.dw.com/downloads/46875913/organigrammdw.pdf (дата обращения 15.05.2020)

38.Élysée-Vertrag: Ein Zeichen der Freundschaft – Die deutsch-französische Beziehungen // Die Bundeskanzlerin – Aktuelles – 2020. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/elysee-vertrag-1569908 (дата обращения 27.02.2020)
39.Filmförderung des Goethe-Instituts // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2019. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/kulturdialog/film/212858 (дата обращения 06.04.2020)
40.Friedrich Ebert Stiftung, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.fes.de/ (дата обращения 05.04.2020)
41.Friedrich Naumann Stiftung. Für die Freiheit, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.freiheit.org/ (дата обращения 05.04.2020)
42.Friedrich-Naumann-Stiftung – Россия // Friedrich-Naumann-Stiftung, официальный сайт (на русском языке) – 2020. URL: https://russia.fnst.org/ (дата обращения 10.05.2020)
43.Goethe-Institut – Aufgaben // das Goethe-Institut, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.goethe.de/de/uun/auf.html (дата обращения 06.04.2020)
44.Goethe-Institut Russland - Über uns – Moskau // Goethe-Institut Russland – 2020. URL:https://www.goethe.de/ins/ru/de/sta/mos/ueb.html (дата обращения 10.05.2020)
45.Grundlagen der humanitären Hilfe // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/humanitaere-hilfe/huhi/205108 (дата обращения 27.02.2020)
46.Grundprinzipien deutscher Außenpolitik // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2019. URL:https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/grundprinzipien/216474#content_5 (дата обращения 25.01.2020)

47.GTAI – Germany Trade & Invest – What we Do // GTAI – Germany Trade&Invest, an official website – 2020. URL: https://www.gtai.de/gtai-en/meta/about-us/what-we-do# (дата обращения 01.04.2020)
48.Hanns Seidel Stiftung, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.hss.de/ (дата обращения 05.04.2020)
49.Hanns-Seidel-Stiftung - Verbindungsstelle Moskau // Hanns-Seidel-Stiftung, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.hss.de/ueber-uns/standorte/moskau/ (дата обращения 10.05.2020)
50.Heinrich Böll Stiftung. Die grüne politische Stiftung, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.boell.de/de (дата обращения 05.04.2020)
51.Heinrich-Böll-Stiftung – Москва, Российская Федерация // Heinrich-Böll-Stiftung, официальный сайт (на русском языке) – 2020. URL: https://ru.boell.org/index.php/ru (дата обращения 10.05.2020)
52.Hospitationsprogramm // Ifa – 2019. URL: https://www.ifa.de/foerderungen/hospitationsprogramm/ (дата обращения 15.05.2020)
53.Humboldt-Geographie des Wissens // AvH – 2020. URL: http://www.humboldt-foundation.de/web/humboldt-geographie-des-wissens.html (дата обращения 15.05.2020)
54.Ifa – Institut für Auslandsbeziehungen – Leitbild // Ifa, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.ifa.de/organisation/#section11 (дата обращения 06.04.2020)
55.Initiative «Schulen: Partner der Zukunft» // Goethe-Institut Russland – 2020 - Deutsche Sprache. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/de/spr/eng/pas.html (дата обращения 15.05.2020)
56.Konrad Adenauer Stiftung, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.kas.de/de/home (дата обращения 05.04.2020)
57.Kultur in Bewegung // Goethe-Institut Russland – 2020 - Kultur. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/de/kul/sup/kib.html (дата обращения 15.05.2020)
58.Leitlinien der Bundesregierung: Krisen verhindern, Konflikte bewältigen, Frieden fördern// Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2019. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/krisenpraevention/leitlinien-krisen/217444 (дата обращения 25.02.2020)
59.Menschenrechte: Fundament deutscher Außerpolitik // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/menschenrechte (дата обращения 25.03.2020)
60.More security for everyone in Europe: A call for a re-launch of arms control - Frank-Walter Steinmeier. // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2016. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2296732/723eb6bc91b5a89cd2e0da458ce08ec2/neustart-anl-1-data.pdf (дата обращения 25.02.2020)
61.Musik, Theater, Tanz - Programmarbeit gefördert durch das Auswärtige Amt // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2019. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/kulturdialog/musik-theater-tanz/212854 (дата обращения 06.04.2020)
62.Ohne Sicherheit ist alles nichts - Projetkbeispiele // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2017. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/krisenpraevention/6-projektbeispiele/sicherheit-irak-fluchtursachenbekaempfung-community-policing/610260 (дата обращения 27.02.2020)
63.Pädagogischer Austauschdienst – Leitbild // Der PAD, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.kmk-pad.org/pad/leitbild.html (дата обращения 06.04.2020)
64.Präventive Friedensarbeit in Niger – Projetkbeispiele // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2019. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/krisenpraevention/6-projektbeispiele/-/217456 (дата обращения 27.02.2020)
65.Rosa Luxemburg Stiftung, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.rosalux.de/ (дата обращения 05.04.2020)
66.Russlanddeutsche Minderheit // Goethe-Institut Russland – 2020 – Deutsche Sprache. URL: https://www.goethe.de/ins/ru/de/spr/eng/rusmind.html (дата обращения 15.05.2020)
67.Rüstungskontrolle fit machen für das 21. Jahrhundert - Abrüstung und Rüstungskontrolle // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2017. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/abruestung-ruestungskontrolle/-/256950 (дата обращения 25.02.2020)
68.Strategie des Auswärtigen Amts zur humanitären Hilfe im Ausland 2019-2023 // Auswärtiges Amt, eine offizielle Webseite – 2019. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2207452/fe4b9e40a259d0d94943cc56a7352ade/190404-neue-strategie-huhi-im-ausland-data.pdf (дата обращения 27.02.2020)
69.Tourismus // Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, eine offizielle Webseite – 2020. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Dossier/tourismus.html (дата обращения 15.05.2020)
70.Weltkarte aller PASCH-Schulen // Schulen: Partner der Zukunft – 2020. URL: https://www.pasch-net.de/de/pasch-schulen/weltkarte.html (дата обращения 15.05.2020)
71.Wer finanziert die DW? // Deutsche Welle – Unternehmen – 2019. URL: https://www.dw.com/de/wer-finanziert-die-dw/a-279073 (дата обращения 15.05.2020)
72.ZfA: kurz gefasst - Flyer // Bundesverwaltungsamt – Zentralstelle für das Auslandsschulwesen – 2019. URL:

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ