Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексические средства создания образа города в романе А.Белого «Петербург»

Работа №122138

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лексикология

Объем работы127
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава Ι. Теоретические основы изучения лексических средств, создающих образ в художественном тексте
1.1. Теоретические вопросы концептологии; понятие концепт.........................8
1.2. Теоретические вопросы о лексических средствах......................................13
1.2.1. Понятие лексических средств..............................................................13
1.2.2. Содержание понятия семантического поля.........................................18
1.2.3. Соотношение между словом, образом и художественным текстом
1.3. Содержание понятий образ, образность, символ........................................25
1.4. История изучения романа «Петербург». Язык А. Белого...........................30
Выводы..................................................................................................................34
Глава Ⅱ. Лексические средства создания образа города в романе «Петербург»..........................................................................................................37
2.1. Лексические средства создания образа воды...............................................37
2.1.1. Дождь......................................................................................................37
2.1.2. Облако и небо.........................................................................................44
2.1.3. Туман.......................................................................................................54
2.1.4. Река..........................................................................................................59
2.2. Лексические средства создания образа архитектуры..................................63
2.2.1. Дом..........................................................................................................64
2.2.2. Проспект (Улица)...................................................................................71
2.2.3. Мост........................................................................................................76
2.2.4. Памятники..............................................................................................79
2.3. Лексические средства создания образа времени суток...............................84
2.3.1. День.........................................................................................................84
2.3.2. Ночь.........................................................................................................94
2.4. Лексические средства создания образа жителей города...........................100
Выводы................................................................................................................106
Заключение.........................................................................................................109
Список литературы...........................................................................................112



Данная работа посвящена изучению лексических средств, создающих образ города в романе «Петербург» А. Белого.
В современном мире города развиваются с каждым днём, и лексика, относящаяся к городским реалиям, соответствует этим изменениям. Развитие городов оказывает глубокое влияние на лексику. На протяжении веков создаются образы городов, зависящие от разных исторических и природных факторов, как выражение степени развития города и его истории. Андрей Белый — один из самых известных и талантливых писателей России — внёс ценный вклад в развитие русской и мировой литературы. А. Белый имеет мировую известность как «новатор искусства», выдающийся представитель русских символистов. В романе «Петербург» он в своей символической манере использовал богатые лексические средства, чтобы показать читателям необычный образ города. В.В. Набоков считал этот роман одним из четырёх самых великих романов ХХ века.
Тема романа «Петербург» — город. Образ Петербурга как бывшей столицы, с эпохи Петра Ι до начала ХХ века, явится во множестве литературных произведений русских писателей. Для обозначения и выявления разных черт образа города с XIX века до нашего времени многие исследователи основывались на сюжетах художественных произведений.
Фраза Л.А. Новикова служит подтверждением: «в последнее время литературно-общественный интерес к А. Белому, к правде и поколению рубежа XIX–XX веков заметно оживился: появился целый ряд статей и исследований, во многом по-новому оценивающих творчество писателя и его значение для современности. Это в своём подавляющем большинстве работы литературоведов» (Новиков, 1990: 4).
Однако меньше внимания уделялось используемым писателем лексическим средствам. «Что же касается лингвистических исследований, посвящённых языку, стилю, поэтике А. Белого, то их доля в общей библиографии работ по творчеству писателя остается весьма скромной» (Новиков, 1990: 4). Нужно отметить, что изучение образа города с точки зрения лексических средств даёт возможность воспринять образ города более непосредственно и экспрессивно, а затем проанализировать роль этих средств в создании образа.
Лексические средства, описывающие город, включают в себя слова, словосочетания, фразеологизмы, идиоматические выражения и т.д., в том числе образные выражения, которые специфичны у каждого автора.
А. Белый является талантливым писателем, «существенная черта его идиостиля — рассматривается как целенаправленный отбор и особые приёмы композиционно-речевого употребления писателем языковых средств, которое создает насыщенную образность литературного произведения» (Новиков, 1990: 5). Нами будет предпринята в данной работе попытка расширить эти представления. Нам представляется, что такой подход к проблематике способствует более полному восприятию романа «Петербург» — особого и уникального романа, принадлежащего перу исключительного писателя.
Все вышесказанное и обусловливает актуальность нашего исследования.
Научная новизна работы состоит в следующем: во-первых, с точки зрения лексических средств анализируется образ города в романе «Петербург»; во-вторых, проводится сопоставительный анализ лексических средств, описывающих город в романе «Петербург», выявляются семантические признаки и их функции в создании образа города в романе.
Гипотеза исследования заключается в том, что с одной стороны, изучение лексических средств даёт возможность более глубоко и точно воспринять образ города в романе «Петербург»; с другой стороны, методы лингвистического анализа позволяют выявить различные языковые средства и рассмотреть особенности их функционирования в художественном тексте.
Объектом исследования являются лексические средства, создающие образ города в романе «Петербург» А. Белого.
Предметом исследования является специфика лексических средств, описывающих образ города в романе «Петербург» А. Белого.
Цель исследования — выявление роли различных лексических средств в создании образа города в романе «Петербург» А. Белого, описание особенностей их функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические работы по исследуемой проблеме .
2. Отобрать лексические средства, описывающие образ города в романе «Петербург».
3. Предложить классификацию лексических средств и провести их лингвистический анализ.
4. Выявить специфику лексических средств, примененных А. Белым для создания образа города.
В ходе работы используются следующие методы исследования:
1. описательный метод;
2. метод сплошной выборки материала из романа «Петербург»;
3. метод компонентного анализа;
4. методы концептуального, структурного, семантического и стилистического анализа;
5. статистический метод, способствующий сопоставлению и обобщению полученных языковых фактов.
Материалом для исследования являются роман «Петербург» А. Белого, данные словаря русской ментальности, словаря эпитетов русского литературного языка, а также примеры употребления лексических средств, извлеченные методом сплошной выборки материала из романа «Петербург».
Теоретическая и практическая значимость данной работы видится в использовании результатов исследования в курсах лекций по лексикологии, русской литературе, а также на практических занятиях по русскому языку как иностранному.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе работы наше внимание уделено теоретическим вопросам по теме исследования, сформирована теоретическая база исследования. Прежде всего мы приступили к введению концепта в наше исследование с точки зрения лингвоконцептологии, уяснили соотношение между концептом и лексическими средствами. Лексические средства служат средствами объективации концепта.
Во-вторых, мы приняли как основное для данной работы определение понятия концепта, предложенное В.В.Колесовым, и такой его признак, как троичность. Понятие, образ и символ являются содержательными формами объективации концепта. Дальше мы разграничили соотношение между образом, символом и концептом. На основе теории семантического треугольника и концептуального квадрата установлена связь между концептом (понятием, образом, символом) и лексическими средствами.
В-третьих, мы выяснили, что входит в понятие лексических средств,, выявили их признаки в художественном тексте и подчеркнули важную роль, которую играют тропы в создании художественного образа. Среди тропов наибольшее внимание уделили эпитету, метонимии. Дальше мы ввели в свое описание теорию семантического поля. Тематические группы слов также выполняют важную функцию в классификации предметов.
Во-второй главе, на основе проведения классификации образа Петербурга в романе А. Белого, выяснилось, что он объединяет четыре основных образа: образ воды, образ архитектуры, образ времени суток, образ жителей города. Среди данных четырёх образов три главных образа включают в себя несколько образов, которые тесно связаны с главными образами. Точнее говоря, образ воды вбирает в себя образ дождя, облака и неба, тумана и реки; образ архитектуры вбирает в себя образ дома, проспекта, моста и памятников; образ времени суток вбирает в себя образ дня и ночи. Итак, сформированы четыре главных образа, одиннадцать дополнительных. Разделение одного цельного образа на несколько образов отражает то, что А.Белый создаёт образ Петербурга с разных точек зрения. При анализе образов мы пришли к выводу, что они взаимосвязаны.
Дальше с помощью словаря русской ментальности и словаря эпитетов русского языка мы выявили значения лексических средств и их функции в создании образа города. Собранные примеры из романа «Петербург» проанализированы лингвистическими методами, рассмотрены лексические средства, создающие образ города, причём описание их велось на основе обращения к контекстам. Существительное обозначает значение предмета, но в художественном тексте оно может обозначать и образ предмета, как, например, «изморось». Прилагательное обозначает признак предмета, эпитет, т.е. образное определение, делает образ экспрессивнее. Статический образ описан именами, а динамический образ отражен глаголами, наречие обозначает признак действия. Мы выяснили, что город у Андрея Белого имеет и статический, и динамический образ. Понимание созданного автором образа основано на анализе лексических средств,
Проанализировав все собранные материалы, мы пришли к выводу, что разные лексические средства взаимосвязаны. Взаимосвязь отражается в двух сторонах: с одной стороны, лексические средства повторяются в описаниях разных образов, например, прилагательное, которое определяет образ тумана, также используется в определении образа облака («зеленоватый»); с другой стороны, лексические средства в описании одного образа, например, в описании моста автор использует глагол «греметь», данный глагол тоже появляется в описании потока людей.
При анализе лексических средств мы заметили, что, несмотря на различия образа одного предмета, концепт его сохраняется устойчиво, постоянно, независимо от форм представлений (образ, символ). Например, в романе есть выражения «светлый туман» «густой туман». Хотя они отражают два образа тумана, но концепт тумана как явления, приводящее к неясности и неотчётливости представлений, вызывающего путаницу, не изменяется. Отсюда мы пришли к выводу, что образ предмета романа в разных условиях оказывается разным , но его концепт проникает во все его образы.



Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М.: Флинта: Наука, 2006.– 496 с.
2. Белый Андрей. Мастерство Гоголя: Исследование / Предисл. Л. Каменева. — М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит-ры, 1934. 324 с.
3. Белый Андрей. Петербург : роман. СПб.: Азбука, 2015. 448 с.
4. Белый Андрей. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим.
Л. А. Сугай. — М.: Республика, 1994. — 528 с.
5. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. — 280 с.
6. Воркачев С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели // Филологические науки. 2005. № 4. С. 76–83.
7. Зиновьева Е.И., Хруненкова А.В.. Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. Лексикология. — СПб.: Нестор-История, 2015.-192 с.
8. Карасик В.И., Стернин И.А. Предисловие // Антология концептов / под ред. В.И.Карасика, И.А. Стернина. — М.: Гнозис, 2007. — С. 7.
9. Колесов В.В. Язык и ментальность. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. — 240 с.
10. Колесов В.В. Реализм и номинализм в русской философии языка. — СПб.: logos, 2007. — 384 с.
11. Колесов В.В. Концептология. Конспекты магистерского курса лекций. — СПб., 2010.
12. Лавров А.В. Андрей Белый: Разыскания и этюды. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 520 с.
13. Матич О. Облака у Василия Кандинского и Андрея Белого // Миры Андрея Белого. — Белград.,2011. — С. 787-795
14. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
15. Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. — М.: Наука, 1990. — 181 с.
16. Пак Ё. «Петербург»: семантические функции зелёного, красного и белого цветов, основанные на «Науке о цветах» Рудольфа Штейнера // Миры Андрея Белого. — Белград., 2011. — С. 837-842.
17. Попова З.Д., Стернин И.А. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку // Антология концептов. Под ред. В.И. Карасик, И.А. Стернин. Том 1. — Волгоград: Парадигма, 2007. — С. 7.
18. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та. 1997. — 264 с.
19. Рудакова А.В. Быт // Антология концептов. Под ред. В.И. Карасик, И.А. Стернин. Том 1. — Волгоград: Парадигма, 2007. С. 17.
20. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. 3-е изд. — М.: Академический проект, 2004. — С. 42-67.
21. Эллис (Кобылинский Л.Л.) Русские символисты. — Томск: Водолей, 1998. — 288 с.
Список словарей
22. Большой энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 1456 с.
23. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
24. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. — М.: Русский язык, 2000. — 1233 с.
25. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. — Назрань.: ООО «Пилигрим», 2005. — 376 с.
26. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. — СПб.: Норинт, 2001. — 1536 с.
27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
28. Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Словарь русской ментальности. В 2 т. Т.1. А-О. — СПб: Златоуст, 2014. — 592 с.
29. Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Словарь русской ментальности. В 2 т. Т.2. П-Я. — СПб: Златоуст, 2014. — 592 с.
30. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. — СПб.: Норинт, 2002. — 224 с.
31. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. — 752 с.




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ