Введение
Глава Ι. Теоретические основы изучения лексических средств, создающих образ в художественном тексте
1.1. Теоретические вопросы концептологии; понятие концепт.........................8
1.2. Теоретические вопросы о лексических средствах......................................13
1.2.1. Понятие лексических средств..............................................................13
1.2.2. Содержание понятия семантического поля.........................................18
1.2.3. Соотношение между словом, образом и художественным текстом
1.3. Содержание понятий образ, образность, символ........................................25
1.4. История изучения романа «Петербург». Язык А. Белого...........................30
Выводы..................................................................................................................34
Глава Ⅱ. Лексические средства создания образа города в романе «Петербург»..........................................................................................................37
2.1. Лексические средства создания образа воды...............................................37
2.1.1. Дождь......................................................................................................37
2.1.2. Облако и небо.........................................................................................44
2.1.3. Туман.......................................................................................................54
2.1.4. Река..........................................................................................................59
2.2. Лексические средства создания образа архитектуры..................................63
2.2.1. Дом..........................................................................................................64
2.2.2. Проспект (Улица)...................................................................................71
2.2.3. Мост........................................................................................................76
2.2.4. Памятники..............................................................................................79
2.3. Лексические средства создания образа времени суток...............................84
2.3.1. День.........................................................................................................84
2.3.2. Ночь.........................................................................................................94
2.4. Лексические средства создания образа жителей города...........................100
Выводы................................................................................................................106
Заключение.........................................................................................................109
Список литературы...........................................................................................112
Данная работа посвящена изучению лексических средств, создающих образ города в романе «Петербург» А. Белого.
В современном мире города развиваются с каждым днём, и лексика, относящаяся к городским реалиям, соответствует этим изменениям. Развитие городов оказывает глубокое влияние на лексику. На протяжении веков создаются образы городов, зависящие от разных исторических и природных факторов, как выражение степени развития города и его истории. Андрей Белый — один из самых известных и талантливых писателей России — внёс ценный вклад в развитие русской и мировой литературы. А. Белый имеет мировую известность как «новатор искусства», выдающийся представитель русских символистов. В романе «Петербург» он в своей символической манере использовал богатые лексические средства, чтобы показать читателям необычный образ города. В.В. Набоков считал этот роман одним из четырёх самых великих романов ХХ века.
Тема романа «Петербург» — город. Образ Петербурга как бывшей столицы, с эпохи Петра Ι до начала ХХ века, явится во множестве литературных произведений русских писателей. Для обозначения и выявления разных черт образа города с XIX века до нашего времени многие исследователи основывались на сюжетах художественных произведений.
Фраза Л.А. Новикова служит подтверждением: «в последнее время литературно-общественный интерес к А. Белому, к правде и поколению рубежа XIX–XX веков заметно оживился: появился целый ряд статей и исследований, во многом по-новому оценивающих творчество писателя и его значение для современности. Это в своём подавляющем большинстве работы литературоведов» (Новиков, 1990: 4).
Однако меньше внимания уделялось используемым писателем лексическим средствам. «Что же касается лингвистических исследований, посвящённых языку, стилю, поэтике А. Белого, то их доля в общей библиографии работ по творчеству писателя остается весьма скромной» (Новиков, 1990: 4). Нужно отметить, что изучение образа города с точки зрения лексических средств даёт возможность воспринять образ города более непосредственно и экспрессивно, а затем проанализировать роль этих средств в создании образа.
Лексические средства, описывающие город, включают в себя слова, словосочетания, фразеологизмы, идиоматические выражения и т.д., в том числе образные выражения, которые специфичны у каждого автора.
А. Белый является талантливым писателем, «существенная черта его идиостиля — рассматривается как целенаправленный отбор и особые приёмы композиционно-речевого употребления писателем языковых средств, которое создает насыщенную образность литературного произведения» (Новиков, 1990: 5). Нами будет предпринята в данной работе попытка расширить эти представления. Нам представляется, что такой подход к проблематике способствует более полному восприятию романа «Петербург» — особого и уникального романа, принадлежащего перу исключительного писателя.
Все вышесказанное и обусловливает актуальность нашего исследования.
Научная новизна работы состоит в следующем: во-первых, с точки зрения лексических средств анализируется образ города в романе «Петербург»; во-вторых, проводится сопоставительный анализ лексических средств, описывающих город в романе «Петербург», выявляются семантические признаки и их функции в создании образа города в романе.
Гипотеза исследования заключается в том, что с одной стороны, изучение лексических средств даёт возможность более глубоко и точно воспринять образ города в романе «Петербург»; с другой стороны, методы лингвистического анализа позволяют выявить различные языковые средства и рассмотреть особенности их функционирования в художественном тексте.
Объектом исследования являются лексические средства, создающие образ города в романе «Петербург» А. Белого.
Предметом исследования является специфика лексических средств, описывающих образ города в романе «Петербург» А. Белого.
Цель исследования — выявление роли различных лексических средств в создании образа города в романе «Петербург» А. Белого, описание особенностей их функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные теоретические работы по исследуемой проблеме .
2. Отобрать лексические средства, описывающие образ города в романе «Петербург».
3. Предложить классификацию лексических средств и провести их лингвистический анализ.
4. Выявить специфику лексических средств, примененных А. Белым для создания образа города.
В ходе работы используются следующие методы исследования:
1. описательный метод;
2. метод сплошной выборки материала из романа «Петербург»;
3. метод компонентного анализа;
4. методы концептуального, структурного, семантического и стилистического анализа;
5. статистический метод, способствующий сопоставлению и обобщению полученных языковых фактов.
Материалом для исследования являются роман «Петербург» А. Белого, данные словаря русской ментальности, словаря эпитетов русского литературного языка, а также примеры употребления лексических средств, извлеченные методом сплошной выборки материала из романа «Петербург».
Теоретическая и практическая значимость данной работы видится в использовании результатов исследования в курсах лекций по лексикологии, русской литературе, а также на практических занятиях по русскому языку как иностранному.
В первой главе работы наше внимание уделено теоретическим вопросам по теме исследования, сформирована теоретическая база исследования. Прежде всего мы приступили к введению концепта в наше исследование с точки зрения лингвоконцептологии, уяснили соотношение между концептом и лексическими средствами. Лексические средства служат средствами объективации концепта.
Во-вторых, мы приняли как основное для данной работы определение понятия концепта, предложенное В.В.Колесовым, и такой его признак, как троичность. Понятие, образ и символ являются содержательными формами объективации концепта. Дальше мы разграничили соотношение между образом, символом и концептом. На основе теории семантического треугольника и концептуального квадрата установлена связь между концептом (понятием, образом, символом) и лексическими средствами.
В-третьих, мы выяснили, что входит в понятие лексических средств,, выявили их признаки в художественном тексте и подчеркнули важную роль, которую играют тропы в создании художественного образа. Среди тропов наибольшее внимание уделили эпитету, метонимии. Дальше мы ввели в свое описание теорию семантического поля. Тематические группы слов также выполняют важную функцию в классификации предметов.
Во-второй главе, на основе проведения классификации образа Петербурга в романе А. Белого, выяснилось, что он объединяет четыре основных образа: образ воды, образ архитектуры, образ времени суток, образ жителей города. Среди данных четырёх образов три главных образа включают в себя несколько образов, которые тесно связаны с главными образами. Точнее говоря, образ воды вбирает в себя образ дождя, облака и неба, тумана и реки; образ архитектуры вбирает в себя образ дома, проспекта, моста и памятников; образ времени суток вбирает в себя образ дня и ночи. Итак, сформированы четыре главных образа, одиннадцать дополнительных. Разделение одного цельного образа на несколько образов отражает то, что А.Белый создаёт образ Петербурга с разных точек зрения. При анализе образов мы пришли к выводу, что они взаимосвязаны.
Дальше с помощью словаря русской ментальности и словаря эпитетов русского языка мы выявили значения лексических средств и их функции в создании образа города. Собранные примеры из романа «Петербург» проанализированы лингвистическими методами, рассмотрены лексические средства, создающие образ города, причём описание их велось на основе обращения к контекстам. Существительное обозначает значение предмета, но в художественном тексте оно может обозначать и образ предмета, как, например, «изморось». Прилагательное обозначает признак предмета, эпитет, т.е. образное определение, делает образ экспрессивнее. Статический образ описан именами, а динамический образ отражен глаголами, наречие обозначает признак действия. Мы выяснили, что город у Андрея Белого имеет и статический, и динамический образ. Понимание созданного автором образа основано на анализе лексических средств,
Проанализировав все собранные материалы, мы пришли к выводу, что разные лексические средства взаимосвязаны. Взаимосвязь отражается в двух сторонах: с одной стороны, лексические средства повторяются в описаниях разных образов, например, прилагательное, которое определяет образ тумана, также используется в определении образа облака («зеленоватый»); с другой стороны, лексические средства в описании одного образа, например, в описании моста автор использует глагол «греметь», данный глагол тоже появляется в описании потока людей.
При анализе лексических средств мы заметили, что, несмотря на различия образа одного предмета, концепт его сохраняется устойчиво, постоянно, независимо от форм представлений (образ, символ). Например, в романе есть выражения «светлый туман» «густой туман». Хотя они отражают два образа тумана, но концепт тумана как явления, приводящее к неясности и неотчётливости представлений, вызывающего путаницу, не изменяется. Отсюда мы пришли к выводу, что образ предмета романа в разных условиях оказывается разным , но его концепт проникает во все его образы.
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М.: Флинта: Наука, 2006.– 496 с.
2. Белый Андрей. Мастерство Гоголя: Исследование / Предисл. Л. Каменева. — М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит-ры, 1934. 324 с.
3. Белый Андрей. Петербург : роман. СПб.: Азбука, 2015. 448 с.
4. Белый Андрей. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим.
Л. А. Сугай. — М.: Республика, 1994. — 528 с.
5. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. — 280 с.
6. Воркачев С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели // Филологические науки. 2005. № 4. С. 76–83.
7. Зиновьева Е.И., Хруненкова А.В.. Лингвистические основы описания русского языка как иностранного. Лексикология. — СПб.: Нестор-История, 2015.-192 с.
8. Карасик В.И., Стернин И.А. Предисловие // Антология концептов / под ред. В.И.Карасика, И.А. Стернина. — М.: Гнозис, 2007. — С. 7.
9. Колесов В.В. Язык и ментальность. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. — 240 с.
10. Колесов В.В. Реализм и номинализм в русской философии языка. — СПб.: logos, 2007. — 384 с.
11. Колесов В.В. Концептология. Конспекты магистерского курса лекций. — СПб., 2010.
12. Лавров А.В. Андрей Белый: Разыскания и этюды. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 520 с.
13. Матич О. Облака у Василия Кандинского и Андрея Белого // Миры Андрея Белого. — Белград.,2011. — С. 787-795
14. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
15. Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. — М.: Наука, 1990. — 181 с.
16. Пак Ё. «Петербург»: семантические функции зелёного, красного и белого цветов, основанные на «Науке о цветах» Рудольфа Штейнера // Миры Андрея Белого. — Белград., 2011. — С. 837-842.
17. Попова З.Д., Стернин И.А. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку // Антология концептов. Под ред. В.И. Карасик, И.А. Стернин. Том 1. — Волгоград: Парадигма, 2007. — С. 7.
18. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та. 1997. — 264 с.
19. Рудакова А.В. Быт // Антология концептов. Под ред. В.И. Карасик, И.А. Стернин. Том 1. — Волгоград: Парадигма, 2007. С. 17.
20. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. 3-е изд. — М.: Академический проект, 2004. — С. 42-67.
21. Эллис (Кобылинский Л.Л.) Русские символисты. — Томск: Водолей, 1998. — 288 с.
Список словарей
22. Большой энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. — 1456 с.
23. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
24. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. — М.: Русский язык, 2000. — 1233 с.
25. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. — Назрань.: ООО «Пилигрим», 2005. — 376 с.
26. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. — СПб.: Норинт, 2001. — 1536 с.
27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
28. Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Словарь русской ментальности. В 2 т. Т.1. А-О. — СПб: Златоуст, 2014. — 592 с.
29. Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Словарь русской ментальности. В 2 т. Т.2. П-Я. — СПб: Златоуст, 2014. — 592 с.
30. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. — СПб.: Норинт, 2002. — 224 с.
31. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. — 752 с.