Введение
I. Научно-исследовательский раздел
Глава 1. История шпалерного ткачества
Глава 2. Метро в живописи и графике отечественных художников...9
II. Проектно-композиционный раздел
III. Технологический раздел
Заключение
Список литературы
Иллюстрации
Темой данной дипломной работы стал санкт-петербургский метрополитен, а именно эскалатор и люди на нём. Образ эскалатора привлекает автора своей символичностью, обилием сравнений, которые можно провести. Эскалатор служит связующим звеном между миром наземным и подземным, его воспринимают как символ восхождения и нисхождения, как символ выбора пути света или тьмы, как символ непрерывного прихода людей в жизнь и ухода из неё. Цель данной работы -создание гобелена под названием «Метро», выполненного в смешанной технике. Выбор этот не случаен, несмотря на то что к теме метро и человека в нём обращались многие художники прошлого века, эта тема остается актуальной и по сей день. Данная пояснительная записка содержит исследование истории предмета, обоснование выбора темы, используемых мотивов, цвета и техники исполнения и рассказ о разработке проекта.
В первую очередь, нам нужно было определить тему и технику будущей работы.
Второй задачей, стоящей перед автором, было знакомство с историей шпалерного ткачества. В первой главе пояснительной записки дан краткий обзор истории шпалерного ткачества, или гобелена, а также, для обозначения актуальности дипломной работы, освещены современные тенденции развития этого вида декоративно-прикладного искусства.
Третьей задачей, стоящей перед автором, было изучение истории изображения метро в искусстве, а именно – в живописи и графике отечественных художников.
Четвёртую задачу можно сформулировать как определение концепции будущего произведения. В эту задачу входил сбор материала, в процессе которого должен был быть произведён поиск наиболее выразительных ракурсов, стойких образов, вызывающих ассоциации с метро; поиск декоративных мотивов в интерьере метро, определение преимущественного колорита работы и настроения, которое автор намерен передать зрителю.
Безусловно, для полноты пояснения проделанной творческой работы необходимо было обосновать выбор техники исполнения и раскрыть смысл, который вкладывает в изобразительный мотив автор. Этому посвящена третья глава и проектно-композиционный раздел данной дипломной записки.
В третьем разделе работы описана технологическая составляющая проекта: используемые материалы, виды гобеленовых переплетений, методы крашения нитей. Данный раздел основывается на практическом применении знаний и навыков автора, а также на изучении источников посвященных данному вопросу, в особенности на книге И. М. Дворкиной "Гобелен за десять вечеров", в которой описываются основы гобеленового ткачества. Автор использовал материал различной толщины, как натуральный (шерстяная нить, хлопковые шнуры, джутовый шпагат), так и синтетический (полипропиленовый шпагат, полиамидный, капроновые шнуры). При работе с пробниками были найдены неожиданные решения, продиктованные свойствами материалов. По мнению автора, использование нетрадиционного для ткачества материала стало ценным открытием.
Глава об истории гобелена написана на основе таких трудов, как "История декоративно-прикладного искусства" Анри де Морана, «Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура» Т.Т. Коршуновой, а так же благодаря книге "Превращение шпалеры" В. И. Савицкой, в которой дан содержательный рассказ об истории гобелена и описание технологических приемов различных гобеленовых переплетений.
Для работы над дипломной пояснительной запиской были использованы искусствоведческие, культурологические, исторические книги и периодические издания, литературоведческие и труды по технологии шпалерного ткачества.
Также для исследования современного шпалерного ткачества, были использованы различные интернет-источники, такие как блог Ирины Дворкиной и сайт Московского Союза Художников .
Подводя итог пояснительной записки, можно сказать, что дипломная работа «Метро» — это выражение определенного опыта исследований, рассуждений и внутреннего мира автора.
В рамках данной выпускной квалификационной работы была проанализирована история шпалерного ткачества и проведён поиск новых, современных технических приемов.
Автором была выполнена композиционная разработка декоративных мотивов интерьеров метро, а конкретно – образа эскалатора. В целом работа построена на контрастах фактур и форм.
В современном декоративном искусстве есть тенденция возрождения интереса к предметам ручного авторского ткачества. Одно из самых главных достоинств гобелена состоит в том, что он может быть выполнен как в традиции какой-либо эпохи или в ее современном прочтении, так и в индивидуальном стиле автора, таким образом эстетика ручного гобеленового ткачества имеет право претендовать на свою исключительность и противостоять массовому тиражированию.
Можно с уверенностью сказать, что освоение смешанной техники стало базой для будущих экспериментов в дальнейшем творчества автора. Во время работы над дипломным проектом возникло множество идей, воплощение которых станет логическим развитием приобретенных умений и навыков.
1) Савицкая В.И. Превращения шпалеры./ Савицкая В.И. – М.: Галарт, 1995
2) Бирюкова Н.Ю. Французские шпалеры конца XV – XX века в собрании Эрмитажа./ Бирюкова Н.Ю. - Л.: Аврора, 1974
3) Коршунова Т.Т. Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура./ Коршунова Т.Т. – Л.: Художник РСФСР, 1975
4) Дворкина И. М. Гобелен за десять вечеров. - М.: Культура и традиции. 1998
5) Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. - М.: Искусство. 1982
6) Блог Ирины Дворкиной https://irinadvorkina.livejournal.com/
7) Мальцева Л. В., Белая Т. В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству./ МальцеваЛ. В., БелаяТ. В. – North Carolina, USA: Lulu Press, Inc., 2015
8) Уваров В.Д. Развитие нетрадиционных форм художественного выражения в текстиле // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 3. С. 12.