Введение 3
1. Концепции телевидения: теоретические основы исследования 5
1.1 Телевидение как массовый информационный канал 5
1.2 Специфика специализированных СМИ 13
2. Анализ специализированного телеканала 28
2.1 Характеристика телеканала “Звезда” 28
2.2 Особенности концепции специализированного телеканала «Звезда» 30
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что телевидение остается одним из главных каналов передачи информации и у каждого телеканала присутствует своя концепция. В наше время существует множество телеканалов, удовлетворяющих запросы любого зрителя. Соответственно, у каждого телеканала своя аудитория и цикл передач, построенных на интересах аудитории.
На фоне разнообразия телеканалов, было принято решение разобрать концепцию специализированного военно-патриотического телеканала «Звезда».
В данном исследовании мы попробуем определить отличительную концепцию телеканала «Звезда», а также рассмотреть специфику специализированного телевидения.
Учитывая это, были определены объект и предмет исследования.
Объект исследования - федеральный специализированный телеканал «Звезда».
Предмет исследования - особенность концепции телеканала.
Целью исследования является выявить особенность концепции специализированного телеканала и проанализировать ее. В частности, обозначить аудиторию, тематику передач телеканала «Звезда», регион распространения и обозначить их принадлежность концепции. Также, проанализировать концепцию онлайн телеканала, представленного на официальном сайте телеканала «Звезда».
Для достижения поставленной цели предлагается решение в рамках выпускной квалификационной работы следующих задач:
• Рассмотреть телевидение как основной канал передачи информации
• Изучить специфику специализированных средств массовой информации
• Дать характеристику концепции телеканала «Звезда»
• Провести анализ выявления особенностей концепции на специализированном телеканале «Звезда» представленного в онлайн формате и традиционно по телевизору.
Для достижения задач применены следующие методы исследования: анализ, синтез.
Теоретико-методологической базой исследования являлись учебные пособия по теоретической и практической журналистике Голядкина Н. А., Дедова А.Н., Шестеркина Л.П., Мясниковой, М. А., Цвика В. Л. и др., а также, научные статьи и электронные ресурсы.
Эмпирическая основа: Телеканал «Звезда» и материалы с официального сайта телеканала: tvzvevda.ru.
Структура работы состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и электронных источников.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование специализированного телеканала в целях выявления его специфики и концепции.
В первом параграфе первой главы обозначено определение и использование терминов «концепция», «телевидение» и «массовая коммуникация». Детально изучены функции телевидения, которые обуславливают его популярность и массовость при помощи исследователя Дедова А.Н., Цвика В.Л., Мясниковой М.А, и др., а также приведены примеры отличия телевидения от других средств массовой информации и изучено воздействие сети интернет на традиционное телевидение. В ходе анализа научных работ исследователей было выявлено, что телевидение является одним из основных каналов информации для современного общества. Но оно вынужденно трансформироваться и адаптироваться под прогрессивно развивающийся интернет. Телевидение сейчас присутствует не только в классическом виде, но и в онлайн формате, а также в социальных сетях. Телевидение - это качественно предоставленная информация, которая отбирается посредством заинтересованности аудитории.
Во второй части первой главы обозначено определение специализированного средства массовой информации. Определяется специфика таких СМИ на примере печатных изданий по трудам исследователя Засурского Я.Н и на примере телевидения на основе труда Голядкина Н.А.. Стоит отметить, что специализированные средства массовой информации существуют посредством их аудитории. Они отталкиваются от интересов зрителя и ценят каждого, в отличии от СМИ универсальной тематики.
В начале второй главы представлена детальная характеристика телеканала «Звезда», краткая история вещания телеканала, а также его цели и задачи. Рассмотрена тематика и принадлежность.
Во второй части второй главы проводится анализ особенностей концепции телеканала. Для анализа были взяты две концепции. Концепция традиционного телеканала «Звезда» и телеканала, представленного на официальном сайте tvzvezda.ru. Концепция традиционного телеканала, заключается в его тематике, аудитории, регионе распространения и жанре. Приведены примеры соответствия концепции в виде выпусков передач, главных ведущих, рассмотрена аудитория, выделена тематика и новостная политика. Наглядно показано как передачи разных жанров могут соответствовать заданной тематике телеканала. Концепция онлайн телеканала заключается в дополнительных особенностях. Их составляют лента новостей, тематика, связь с аудиторией, регион распространения, рубрикация выпусков программ и новостей, теги, ссылки и социальные сети.
Подводя итоги проведённому исследованию в данной выпускной квалификационной работе, можно сделать вывод, что у каждого специализированного телеканала существует концепция с определенными особенностями. Она важна для привлечения своего зрителя и его постоянного выбора телеканала. Специализированное телевидение остается актуальным в наше время. Также, многие телеканалы публикуют свой контент в интернет, где присутствует концепция, которая дополняет классическое вещание. Такие телеканалы занимают свою тематическую нишу и посредством этого пользуются популярностью и спросом у аудитории. И поскольку, телевизионному вещанию доверяет аудитория, оно будет продолжать развиваться, как в классическом виде, так и на платформе интернет. Что касается специализированного телеканала «Звезда», то патриотические ценности на российском телевидении будут возможны в стремлении государства, аудитории и представителей телекомпаний, которые смогут удовлетворить запросы зрителя. Конкретнее, на запросы аудитории на социально ориентированные передачи, власти — на патриотизм, а всей страны — на полноценное развитие в качестве сильного, цивилизованного и высоконравственного государства.
Телеканал «Звезда» является единственным специализированным телеканалом такого рода тематики на Российском телевизионном рынке. Его вещание является многогранным и качественным. Оно представлено на сайте, в популярных социальных сетях, где можно проследить активность аудитории и в традиционном виде по телевизору. Телеканалы такой направленности обязательно должны существовать на телевидении. «Звезда» демонстрирует важность чувства патриотизма, предоставляет качественное, оперативное информационное вещание, отечественный кинопоказ, документалистику и освещают все достоинства о Вооруженных Силах нашей страны.
Учебники, монографии, диссертации, статьи
1. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. — М.: Аспект Пресс, 2011. —190 с.
2. Дедов А.Н. Технологии телевизионной журналистики: учебное пособие / А.Н. Дедов - Курган: Издательство Курганского гос. ун-та, 2017. — 200 с.
3. Ильичев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.1983. - 840 с.
4. Костоусов В.П. Тележурналистика: История, теория и практика. Документы, тексты. Учебное пособие / Науч.ред. В.П. Костоусов. Сост. И.С. Бродский, Л.М. Макушин. - Екатеринбург: Изд-во «Урал. Ун-т», 2000.
5. Лебедев А.А. Формат новостных программ телеканала «Звезда» / Научный журнал Байкальского государственного университета - Иркутск: Журнал «Вопросы теории и практики журналистики», 2015. Том 4, №1. - С. 60-69
6. Муратов, С. А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения: учебное пособие для вузов / С. А. Муратов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017.
7. Мясникова, М. А. Практика профессионального медиаобразования: учебное пособие / М. А. Мясникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 179 с
8. Распопова С.С., Лазутина Г.В. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 320 с.
9. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004 — 382 с.
10. Шапошников А.К. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А.К. Шапошников: в 2 т. Т.2. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 576 с.
11. Шевелев Г.А. История отечественного телевидения: Взгляд исследователей и практиков: Учебное пособие / Под ред. Г. А. Шевелева. — М.: Аспект Пресс, 2012. 160 с
12. Шестеркина Л.П. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов / Л. П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. — М.: Аспект Пресс, 2012.
Электронные ресурсы
1. Гуманитарный портал // URL: https:// gtmarket.ru/
2. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования. Гарматин А.А.; Журнал «Relga» // URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?level 1=main&level2=articles&textid=321
3. Интернет-телевидение в системе политических коммуникаций. Дружинин А.М.; Электронный научный журнал «Век качества». 2016. №1. С. 58-71. URL: http://www.agequal.ru/pdf/2016/116007.pdf
4. Карта слов и выражений русского языка // URL: https://kartaslov.ru/
... Всего источников – 27.