Введение 2
1. Культурная тематика и современные Интернет-СМИ: теоретические основы
исследования 4
1.1 Культурная тематика: общее понимание 4
1.2 Особенности современных Интернет-СМИ 11
2. Исследование Интернет-СМИ «Artifex» и анализ культурно-просветительской
тематики 22
2.1 Общая характеристика Интернет-СМИ «Artifex» 22
2.2 Анализ культурной тематики и тематического наполнения в Интернет-СМИ
«Artifex» 29
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Актуальность исследования
Культура - это неотъемлемая часть жизни каждого из нас еще с древних времен, ведь она играет немаловажную роль в развитии личности и общества. Культура - все, что воссоздается человеком и формирует самого человека.
С появлением и стремительным развитием Интернета, электронные медиа стали неотъемлемой частью жизни общества. Эти факторы обусловили возникновение медиакультуры и информационного общества, и, конечно, сделали информацию главным ресурсом.
Роль средств массовой информации в современной культуре невозможно переоценить. Медиа через постоянно транслируемую информацию оказывают как прямое, так и скрытое влияние на развитие культуры в социуме. СМИ принимают непосредственное участие в формировании представлений общества.
Сфера культуры активно развивается в СМИ, а широкая аудитория в последние годы проявляет неподдельный интерес к искусству. Культурная проблематика ярко выражена в интернет-изданиях, так как сейчас виртуальное пространство предоставляет возможность получить доступ к любым данным, контенту и произведениям человеческой деятельности. Однако в то же время люди пресыщены информационной эпохой.
Объектом исследования моей выпускной квалификационной работы стал интернет-СМИ «Artifex».
Предметом исследования стала культурная тематика в интернет-СМИ «Artifex».
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение подходов к освещению культурной тематики на примере портала Artifex, определение круга тем, которые затрагивают в данном СМИ и понимание, как культура и искусство влияют на информационное пространство.
Задачи исследования:
- изучение подходов к освещению культурной тематики;
- характеристика интернет-СМИ «Artifex»;
- исследование современных интернет-СМИ;
- анализ тематических особенностей работы интернет-издания «Artifex» и материалов, публикуемых на портале.
Методы исследования, использованные в данной работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования, а именно:
- теоретические: анализ, синтез, индукция, обобщение, классификация;
- эмпирические: наблюдение, сравнение.
Теоретико-методологической базой послужили научные исследования, учебные пособия, статьи, словари. Основными источниками при выполнении данной работы послужили: учебное пособие М.М. Лукиной, И.Д. Фомичевой «СМИ в пространстве Интернета», научная статья Е.Ю. Коломийцевой «Журналистика в сфере культуры: вызовы XXI века» и интернет-ресурсы.
Эмпирической базой исследования являются подходы к освещению культурной тематики в Интернет-СМИ на примере «Artifex».
Структура исследования включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Развитие Интернета привело к глобальным изменениям в журналистике. Технические изобретения создали широкое поле для формирования новых способов передачи и получения информации. Все особенности и высокие показатели Глобальной сети поставили Интернет-СМИ во главе остальных.
С появлением Интернета журналистика получила широкое распространение. Масштабные перемены на информационном поле помогли журналистам в оперативности и достоверности во время поиска, обработки и подачи информации. Развитие технических новшеств позволили сделать СМИ доступными для каждого.
Мы рассмотрели теоретическую базу, касающуюся культурной тематики, выявили основные тезисы и пункты, изучив определенные источники. Также нами были освоены особенности современных интернет-СМИ: мультимедийность, интерактивность и гипертекстуальность.
Целью данной выпускной квалификационной работы было изучение подходов к освещению культурной тематики на примере интернет-СМИ «Artifex».
Нами было изучено интернет-СМИ «Artifex». Как показал статистический анализ сайта, современное общество стремится к развитию, самообразованию, знаниям и повышению культурного уровня.
Мы также рассмотрели основные вопросы, касающиеся культурной тематики данного СМИ, проанализировали публикации «Artifex» и выявили подходы к освещению культурной тематики.
Несомненно, есть немало средств массовой информации, ориентирующиеся на мир искусства и культуры.
Однако «Artifex» сделал то, что нужно было большой аудитории: облегчил познание культуры благодаря доступным, понятным каждому читателю статьям, которые не вызывают трудности в понимании, и в то же время не являются китчевым продуктом.
Анализ культурной тематики «Artifex» позволяет утверждать, что это интернет-СМИ затрагивает различные темы культуры, не ограничиваясь ни эпохой, ни направлением. Положительные комментарии и рейтинг публикаций демонстрируют то, что аудитория заинтересована в сфере культуры.
Благодаря этому из года в год рейтинг и количество аудитории «Artifex» растет, развивается, дополняя свой сайт новыми рубриками, проектами. И, как показывает статистика, появляется все больше людей, заинтересованных в искусстве и культуре.
При написании и публикации статей, конечно, учитывается разнообразный вкус читателей. Именно поэтому на «Artifex» такой широкий спектр освещения культурной тематики.
Нормативные правовые акты
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"
Учебники, монографии, диссертации, статьи
1. Белов Е.А. Артефакт как структурная единица культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.
2. Болховитина Т.С. Культурные процессы в зеркале российских СМИ: политологическое измерение. Научная статья по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации», 2009.
3. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? / Е.Л. Вартанова // Информационное общество. - 1999. - Вып. 5. - С. 11-14.
4. Гуревич П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 1995. - 424 с.
5. Дедкова Т.Ф. Отражение в СМИ современных культурных процессов // Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. М., 2008. С. 166-174.
6. Дедкова Т. Ф. Культурологическая проблематика / Т.Ф. Дедкова // Проблематика СМИ. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 143—176.
7. Дзялошинский И.М. Современные периодические издания: медиаматрицы как основа концепции. Научная статья, 2011
8. Ионин Л. Г. Социология культуры. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427
9. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015.
10. Коломийцева Е.Ю. Журналистика в сфере культуры: вызовы XXI века. Статья. Вестник МГУКИ, 2012.
11. Короченский А.П. Пятая власть? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. - Р-н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. - 272 с.
12. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.
13. Мыгаль М.С., Карпенко И.И. Журналистский гипертекст в системе массмедийной интернет-коммуникации. Статья. БГНИУ, 2011.
14. Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий, Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2009
15. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник М: Аспект Пресс, 2009. - 351 с.
... Всего источников – 36.