Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведена опытно-экспериментальная работа.
– теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое пособие «О труде для дошкольников».
База исследования: Центр развития компетенций «Центр развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Выборка: 20 человек (старшая группа «Бакалаврики»).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Процесс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 10
1.2. Трудовая деятельность как средство познавательного развития 16
1.3. Педагогические условия организации трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Описание методики и результатов диагностики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о трудовой деятельности 33
2.2. Реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с трудовой деятельностью 41
2.3. Анализ и оценка этапов и методик исследования формирования представлений о трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 46
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
– теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое пособие «О труде для дошкольников».
База исследования: Центр развития компетенций «Центр развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Выборка: 20 человек (старшая группа «Бакалаврики»).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Процесс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 10
1.2. Трудовая деятельность как средство познавательного развития 16
1.3. Педагогические условия организации трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Описание методики и результатов диагностики уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о трудовой деятельности 33
2.2. Реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с трудовой деятельностью 41
2.3. Анализ и оценка этапов и методик исследования формирования представлений о трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста 46
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность работы. В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежность, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества [68].
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую очередь, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013) освещает тему трудового развития дошкольников в следующем контексте [69, с. 7]:
1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Основываясь на вышеперечисленных Нормативных документах, отмечается необходимость создания качественной базы для развития трудовой деятельности дошкольников. Это и обосновало актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне, следует отметить, что вопросы развития личности дошкольника в процессе трудовой деятельности посвятили свои труды такие авторы, как В.С. Безрукова, Р. Буре, С.А. Козлова, Л.В. Куцакова, Н.Е. Новикова и др. [12, 18, 32, 45, 56 и др.]
Анализ исследования вопросов развития трудовой деятельности дошкольников получил обоснование в работах психологов, таких как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин [13, 21, 57, 60, 75]
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста, в практике работы ДОО уделяется недостаточное внимание планированию работы воспитателей в данном направлении, совместной работе с семьями воспитанников. В дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда не способствует обеспечению необходимого уровня формирования трудовых умений детей дошкольного возраста.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие философские идеи и положения деятельностного подхода в педагогике (Ш.А. Амонашвили [5]); психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [6, 21, 75]); идеи отечественных деятелей о влиянии труда на воспитание личности (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский [64, 67]). Исследования проблемы формирования личности старшего дошкольника в процессе трудовой деятельности исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к трудовому образованию как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОУ, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу формирования личности старшего дошкольника в трудовой деятельности составляют: теория трудового воспитания и обучения дошкольников (Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева [18, 39, 61]); трудовая деятельность дошкольников в природе (Е.И. Корзакова, С.Н. Николаева [37, 55]); поиск педагогических условий формирования личности в трудовой деятельности (М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева [39, 61]); использование трудовой деятельности как средство развития личности (Г.Н. Година, Т.А. Маркова, В.Ф. Шаталова [22, 49, 71]).
Исходя из обоснования актуальности, проблемы и противоречий была определена тема исследования: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое пособие «О труде для дошкольников»
Объект исследования – процесс познавательного развития старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
В основу исследования положена следующая гипотеза: педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности, будут эффективны в том случае, если:
– картотека трудовых поручений, как фактор познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, будет содержать трудовые поручения, отвечающие разработанным критериям отбора в целях формирования трудовых представлений детей 5-7 лет: требованиям к возрастному ряду, сюжетной линии;
– информационные технологии (презентации, мультфильмы, обучающие видеоролики о профессиях) будут направлены на повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессия.
На основании цели и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования.
– Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий.
– Изучить уровень знаний старших дошкольников о профессиях.
– организовать и провести формирующий эксперимент с просмотром мультфильмов;
– проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества [68].
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении.
Нормативно-правовые документы федерального уровня, в первую очередь, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013) освещает тему трудового развития дошкольников в следующем контексте [69, с. 7]:
1) образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Основываясь на вышеперечисленных Нормативных документах, отмечается необходимость создания качественной базы для развития трудовой деятельности дошкольников. Это и обосновало актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-теоретическом уровне, следует отметить, что вопросы развития личности дошкольника в процессе трудовой деятельности посвятили свои труды такие авторы, как В.С. Безрукова, Р. Буре, С.А. Козлова, Л.В. Куцакова, Н.Е. Новикова и др. [12, 18, 32, 45, 56 и др.]
Анализ исследования вопросов развития трудовой деятельности дошкольников получил обоснование в работах психологов, таких как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин [13, 21, 57, 60, 75]
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста, в практике работы ДОО уделяется недостаточное внимание планированию работы воспитателей в данном направлении, совместной работе с семьями воспитанников. В дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда не способствует обеспечению необходимого уровня формирования трудовых умений детей дошкольного возраста.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие философские идеи и положения деятельностного подхода в педагогике (Ш.А. Амонашвили [5]); психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин [6, 21, 75]); идеи отечественных деятелей о влиянии труда на воспитание личности (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский [64, 67]). Исследования проблемы формирования личности старшего дошкольника в процессе трудовой деятельности исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к трудовому образованию как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОУ, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу формирования личности старшего дошкольника в трудовой деятельности составляют: теория трудового воспитания и обучения дошкольников (Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева [18, 39, 61]); трудовая деятельность дошкольников в природе (Е.И. Корзакова, С.Н. Николаева [37, 55]); поиск педагогических условий формирования личности в трудовой деятельности (М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева [39, 61]); использование трудовой деятельности как средство развития личности (Г.Н. Година, Т.А. Маркова, В.Ф. Шаталова [22, 49, 71]).
Исходя из обоснования актуальности, проблемы и противоречий была определена тема исследования: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое пособие «О труде для дошкольников»
Объект исследования – процесс познавательного развития старших дошкольников.
Предмет исследования – педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
В основу исследования положена следующая гипотеза: педагогические условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности, будут эффективны в том случае, если:
– картотека трудовых поручений, как фактор познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, будет содержать трудовые поручения, отвечающие разработанным критериям отбора в целях формирования трудовых представлений детей 5-7 лет: требованиям к возрастному ряду, сюжетной линии;
– информационные технологии (презентации, мультфильмы, обучающие видеоролики о профессиях) будут направлены на повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о профессия.
На основании цели и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования.
– Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий.
– Изучить уровень знаний старших дошкольников о профессиях.
– организовать и провести формирующий эксперимент с просмотром мультфильмов;
– проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
В результате изучения и анализа психолого-педагогической литературы раскрыты понятия «дошкольный возраст», «труд», «поручение», «дежурство», «хозяйственно-бытовой труд»; выявлены принципы, сущность, характеристика и особенности (социальные, педагогические) трудового развития, рассмотрены цели, задачи и функции трудового развития; формирование у подрастающего поколения трудовых знаний, умений и навыков.
Нами раскрыто понятие «трудовое воспитание», в психолого-педагогической науке оно понимается как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности, глубокого уважения к труду человека, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям.
Были описаны педагогические условия формирования трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством трудовых поручений.
Для повышения уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста было разработано методическое пособие «О труде для дошкольников», содержащая взаимосвязанные структурные компоненты организации формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №197 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Центре развития компетенций «Центра развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Апробирование методического пособия «О труде для дошкольников» в Центре развития компетенций «Центра развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан способствовала повышению трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты итогового этапа опытно-экспериментальной работы показывают, что по всем критериям диагностик по выявлению уровня формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в Центре развития компетенций «Центра развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан выявлен «высокий» уровень в экспериментальной группе, «средний» в контрольной группе. Уровень формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста значительно изменился по сравнению с первым этапом опытно-экспериментальной работы, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Нами раскрыто понятие «трудовое воспитание», в психолого-педагогической науке оно понимается как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в разнообразной трудовой деятельности, глубокого уважения к труду человека, бережливого отношения к материальным и духовным ценностям, созданным трудом людей, осознанного и добросовестного отношения к своей работе и обязанностям.
Были описаны педагогические условия формирования трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством трудовых поручений.
Для повышения уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста было разработано методическое пособие «О труде для дошкольников», содержащая взаимосвязанные структурные компоненты организации формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №197 городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Центре развития компетенций «Центра развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Апробирование методического пособия «О труде для дошкольников» в Центре развития компетенций «Центра развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан способствовала повышению трудовых представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты итогового этапа опытно-экспериментальной работы показывают, что по всем критериям диагностик по выявлению уровня формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в Центре развития компетенций «Центра развития ребёнка КотоффKids» городского округа город Уфа Республики Башкортостан выявлен «высокий» уровень в экспериментальной группе, «средний» в контрольной группе. Уровень формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста значительно изменился по сравнению с первым этапом опытно-экспериментальной работы, что подтверждает выдвинутую гипотезу.



