Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конкурентоспособность ВУЗов на рынке высшего образования: экономико-социологический анализ

Работа №122047

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава № 1 Теоретико-методологические основы изучения образования 5
1.1 Образование как институт 5
1.2 Система образования в России 15
1.3 Рынок образовательных услуг 22
Глава № 2 Критерии формирования конкурентоспособности ВУЗа 30
2.1 Критерии престижности ВУЗа для абитуриентов 30
2.2 Критерии престижности российского ВУЗа для иностранных студентов 39
Список использованных источников 52
Приложения 59


Высшее образование становится с каждым годом все более значимым в жизни общества. Во-первых, важно отметить роль высшего образования для рынка труда молодежи. В ситуации конкуренции оно дает преимущества при получении работы в сравнении с теми, у кого уровень образования ниже, а также может компенсировать отсутствие опыта в той или иной сфере, давая теоретические знания, применимые в разных областях. Во-вторых, образование становится целой рыночной системой, которая устанавливает свои законы конкуренции агентов внутри этого рынка. Можно сказать, что сформировался целый рынок высшего образования, от которого зависит ситуация на тынке труда. Наконец, важно изучать образование, потому что оно является капиталом. В условиях, когда доступ к материальному капиталу не стабилен, высшее образование становится «устойчивой валютой», помогающей добиться успеха и быть уверенным в своем будущем. Поэтому изучение ВУЗов и их конкурентоспособности так актуально на данный момент.
Можно утверждать, что молодые люди сейчас стремятся получить не просто высшее образование в любом университете, только чтобы иметь документ, подтверждающий их квалификацию, а получить образование, которое будет более конкурентоспособным при трудоустройстве.
Проблема
Описанная выше современная ситуация в России не дает понимания того, как университеты могут поддерживать свою конкурентоспособность. Для определения мер, которые должен предпринимать ВУЗ для того, чтобы иметь успех у студентов, необходимо определить механизмы или возможные линии поведения выпускников школ и факторы, определяющие их выбор в пользу какого-либо университета. Важно выявить все критерии, которые молодые люди учитывают, выбирая место обучения, и понять, какие критерии являются определяющими, а какие – второстепенными.
Таким образом, целью работы является определение главных критериев конкурентоспособности ВУЗа на рынке высшего образования в России.
Объект данной работы: система высшего образования в России.
Предмет работы: социально-экономические факторы формирования критериев конкурентоспособности ВУЗов в России.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть образование как социальный институт;
2. Проанализировать систему высшего образования, ее структуру и функции;
3. Представить выпускников школ как социальную группу;
3. Проанализировать современную ситуацию на рынке высшего образования в России;
4. Сформулировать критерии выбора университета молодыми людьми на основе прикладного исследования;
5. Выявить главные критерии, определяющие конкурентоспособность ВУЗов России.
Степень изученности проблемы: авторы и теории
Образование – один из важнейших социальных институтов общества, поэтому вопросами его развития и проблемами занимались многие ученые. Так, теоретические исследования в этой области проводили М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дж. Дьюи, Т. Парсонс. В российской социологии данные вопросы прорабатывались такими авторами, как Н. Кареев, П. А. Сорокин. Современные исследователи так же уделяют много внимания изучению молодежи. Среди социологов, изучающих данные вопросы можно выделить А.К. Лукину, В. Т. Лисовского, В. И. Добрынину, И. С. Кона, С. Н. Иконникову.
Теоретико-методологическая база работы
Институциональный подход Т. Вебленадает возможность понять структуру, функционирование и значение образования для общества и конкретного человека. Рассмотрение образования в рамках изучения института праздного класса помогает понять, чем руководствуются люди при выборе университета. Концепция градов Л. Болтански и Л. Тевено так же объясняет поступки людей, связывая их с различными идеалами и пониманием блага. Подход П. Бурдье дает понимание того, как накопленный опыт людей влияет на их решения, в зависимости от вида этого опыта или капитала.
Методы исследования
В работе использованы общенаучные методы: анализ документов, анализ литературы по теме. Также использованы специальные методы: в рамках работы использовался метод анкетного опроса. Обработка и анализ полученных данных проводились с использованием программного пакета SPSS.
Гипотеза: Для выпускников школ России привлекательность Вуза формируется не на основе экономических показателей спроса и предложения или мировой системы рейтингов, а путем формирования ценностной структуры личности.
Структура работы
Структура работы соответствует поставленным цели и задачам. Во введении описаны актуальность темы, проблема, объект, предмет, цели и задачи работы, степень изученности проблемы, а также теоретико-методологическая база исследования, гипотезы и структура работы и ее теоретическая и практическая значимость.
В первой главе раскрывается понятие образования как социального института, проводится анализ рынка образования и выявляются отличительные особенности молодежи как социальной группы.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическое значение данной работы заключается в формировании структуры ценностей выпускников школ как социальной группы, выявлении критериев привлекательности вузов для молодежи. Результаты работы могут быть использованы при чтении курсов: социология образования, социология рынков, социология труда и др.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций университетам по повышению конкурентоспособности на рынке высшего образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ различных групп молодежи позволяет проследить то, какие критерии могут повысить конкурентоспособность университета. Выбор групп обоснован тем, что абитуриенты – это потенциальные потребители услуги получения высшего образования, иностранные студенты одновременно являются потребителями услуги и источником повышения привлекательности для ВУЗа. Выпускники бакалавриата интересны тем, как изменилось их мнение после окончания университета, захотят ли они продолжить обучение в магистратуре в данном университете или же выберут другой. По поводу основной гипотезы можно сказать, что факторы, мотивирующие молодых людей выбрать тот или иной ВУЗ, меняются с возрастом отенностно-ориентированных к экономически-ориентированным. В рамках теории градов Л. Болтански и Л. Тевено можно сделать вывод, что с изменением социального пространства, меняется и основной град, определяющий ключевые ценности человека. Опрос группы выпускников школ показал, что для них важнее такие критерии выбора ВУЗа, как их собственные интересы, способности, мнение родителей, что говорит о преобладании ценностей града «вдохновения» и «репутационного» града. Университет будет привлекателен для данной группы молодых людей в том случае, если:
1. набор предлагаемых специальностей соответствует требованиям абитуриентов;
2. репутация ВУЗа подтверждает высокое качество образования;
3. существуют программы дополнительного образования;
4. разработана система информирования о преимуществах ВУЗа для родителей;
Группа молодых людей, уже получивших высшее образование, более тесно связана с рынком труда, ориентирована на получение конкурентоспособного образования. Для данной группы важнее получить подтверждение квалификации в виде диплома, чтобы в дальнейшем иметь успех при поиске работы. Рассматривая выпускников в рамках социологии градов, можно сказать, что для них важными становятся ценности рыночного града, такие как конкурентоспособность на рынке труда, мобильность при изменяющемся спросе и предложении.
Таким образом, социальное пространство, в котором молодые люди находятся, будучи студентами, меняет их ценностные ориентации и принадлежность к градам. Следует отметить, что предположение Т. Веблена о существующей системе статусов актуально и в настоящее время, многие молодые люди выбирают не просто интересующую специальность в любом ВУЗе, а учитывают те привилегии, которые они смогут получить после окончания университета. Выпускники ВУЗа отмечают, что для них важна практическая часть обучения, которой в классических университетах уделяется меньше внимания, чем теоретической, что так же говорит об ориентации молодежи на будущее, их обеспокоенности ситуацией на рынке труда. Для повышения привлекательности в глазах данной группы молодежи университету следует:
1. организовывать практику в крупных компаниях, где молодые люди смогут применить свои знания на практике;
2. проводить встречи с потенциальными работодателями;
3. дать возможность получать дополнительное образование в виде курсов или свободного посещения лекций других факультетов;
4. создать комфортные условия для обучения (библиотеки, аудитории, современное оборудование);
5. информировать о возможностях участия в программах обмена, международных стажировках.
Можно сделать вывод, что качественное образование и накопление инкорпорированного капитала является главным критерием при выборе ВУЗа, но для привлечения различных групп молодежи требуется уделять внимание как факторам, определенным ценностной структурой личности, так и факторам спроса и предложения. В процессе исследования выявилась еще одна группа критериев, имеющих значение, в основном, для иностранных студентов – это культурные факторы. Приезжающие по обмену молодые люди хотят не только получить образование по своей специальности, но также познакомиться с особенностями страны и города, в котором они находятся. Данный вывод позволяет дать рекомендации для ВУЗов по привлечению иностранцев в Россию, причем не имеет значения, в каком городе находится университет:
1. изучение русского языка в рамках программы обмена;
2. организация культурных программ для изучения города;
3. проведение развлекательных мероприятий совместно с русскими студентами;
4. соответствие программы обучения мировым стандартам.
Гипотеза, выдвинутая в данной работе, подтвердилась только для группы выпускников школ и иностранных студентов, на которых ВУЗам следует ориентироваться в первую очередь. Ценности, сформированные на протяжении жизни, и ближайшее окружение влияют на выбор университета выпускниками школ. С момента начала обучения в ВУЗе социальное пространство молодых людей меняется, они сталкиваются с новыми людьми, взглядами, проблемами, которые меняют их отношение к образованию и вынуждают больше ориентироваться на реальную ситуацию на рынке труда, нежели на собственные интересы.



1. Андреев А.Л.Гуманитарное образование и интеллектуальные среды // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016 – С. 77-86.
2. Балацкий Е.В. Административная конкуренция на российском рынке высшего экономического образования // «Экономика образования». 2013. № 4. С. 12-23.
3. Бессокирная Г.Образование в повседневной деятельности работающего городского населения России.// Повседневная деятельность и бюджет времени населения России и их изменения / Отв. ред. В.Д. Патрушев. М.: Издательство Института социологии РАН, 2003.
4. Бестужев-Лада И.В. Нужна ли школе реформа? (XXI век: ожидаемые и желательные изменения системы народного образования России) / И.В. Бестужев-Лада. М.: Педагогическое общество России, 2000. 192 с.
5. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма / Пер. с фр. Под общей редакцией С. Фокина. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 976 с.
6. Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов / Люк Болтански, Лоран Тевено; пер. c фр. О.В. Ковеневой; науч. ред. перевода Н.Е. Копосов. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 576 с.
7. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 539 с.
8. Бурдье П. Формы капитала // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 523 с.
9. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. 432 с.
10. Веблен Т. Теория праздного класса / В. В. Мотылев. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
11. Геллерт К. Высшее образование: новые задачи и направления // Высшее образование в Европе. 1991.Т. 16. №3. С. 67-89.
12. ГудковЛ., ДубинБ., Леонова А.. Образование в России: привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения . 2004. №1. С. 23-34.
13. Диденко Д. В.Образование как товар// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 38-77.
14. Долятовский В.А., Мазур О.А., Кузнецова И.В., Сакиев Э.Е., Рябченко Т.Н. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Монография. / В.А. Долятовский, О.А.Мазур. Ростов-на-Дону-Невинномысск: СКНЦ ВШ-РГЭУ «РИНХ» - НИЭУП, 2005. 235 с.
15. Дюркгейм Э. Социология образования. / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. М.: ИНТОР,1996. 372 с.
16. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения //Социс. 2000. № 3. С. 124-128.
17. Клячко Т.Л. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. №2. С. 48-56.
18. Козырева П.М.Образование и трудоустройство: возможности и реальность // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. C. 378-400.
19. Константиновский Д.Опустеют ли аудитории вузов? Попытка опровержения прогноза // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 50-60.
20. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: Ориентации и пути в сфере образования (от 60-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. 256 с.
21. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А.,Хохлушкина Ф. А.Образование и жизненные траектории молодежи: 1998 - 2008 годы. – М.: Институт социологии РАН, 2011. 277 с.
22. Константиновский Д. Л., Костюк В.Г. , Траскунова М.М. Молодежь Сибири: образование и выбор профессии. - Новосибирск: Наука, 1980. – 192 с.
23. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социолог.исследования. 2011. № 5. C. 82–90.
24. Латова Н.Роль профессионального образования в воспроизводстве российского рабочего класса // Общественные науки и современность. 2017. №1. С. 99-113.
25. Левченко Н. В.Образование в школе: традиции, инновации, воспитание граждан // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. Сборник научных статей IV Международной конференции / Отв. ред. Проф. Сампиев И.М. Назрань, 2016. С. 420-433.
26. Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде // CredoNew. 2002. № 1. С. 8-41.
27. Лисовский В.Т.Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 361 с.
28. Лукина А.К. Социальная педагогика. Учебное пособие. Красноярск. Сибирский Федеральный Университет, 2011. 306 с.
29. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.:Гос. Изд-во полит. лит., 1978. Т. 40. С. 3-7.
30. Мешкова Л.И. Трансформация процесса социализации. Механизмы принятия решения о выборе образовательной и профессиональной траектории // Теория и практика общественного развития. 2017. №1. С. 36-42.
31. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 430 с.
32. Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // Социологические исследования, 2005. №2. С. 9-31.
33. Московская А.А. Должно ли высшее образование соответствовать спросу на рынке труда? // Высшее образование в России. 2015. № 10. C. 75–84.
34. Несевря Н.А. Миграционные намерения студенческой молодежи Прикамья // Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Смеждународным участием. Барнаул, 21–22 мая 2009 г. / отв. ред. С.Г. Максимова. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. с. 68-70.
35. Овчинцева Л.А. Образование как инструмент социальных трансформаций: проблема интерактивных методик// Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г.А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. С. 359-367.
36. Парсонс Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения.М.: THESIS, 1993.№ 2. С.98-104.
37. Попова И.Профессиональное соответствие в трудовых карьерах работников // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / отв. ред. Е. Г. Ясин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. Кн. 4. С. 279-288.
38. Пронина Е.Ожидаемые и желаемые изменения в системе образования России в представлениях различных субъектов образовательного процесса.// Актуальные проблемы образования. Сборник научных докладов / Научный редактор Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко - М.: Реглант, 2003. - 232 с.
39. Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 328 с.
40. Российская социологическая Энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. – М, 1998. – 672 с.
41. Рощина Т. Г., Флоринская Ю. Ф. Миграционные намерения выпускников школ малых городов России // Мониторинг общественного мнения. 2005. №2. С. 77-87.
42. Семенова Л.А., Андросова О.А., Зобина Е.Особенности профессионального выбора и его реализации в современном российском обществе // Общество и право. 2004. № 1(3). Краснодарская академия МВД России. С. 35-45.
43. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
44. Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1916, № 1. С. 171-174.
45. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 2003.863 с.
46. Старовойтова Т.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России // «Научные записки». 2009. №2. С. 53-63.
47. ТевеноЛ. Какой дорогой идти? Моральная сложность «обустроенного» человечества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. №3. С. 84-111.
48. Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. - М.: Мысль, 1985. 240 с.
49. Чередниченко Г. Формирование образовательных стратегий молодежи // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 278-306.
50. Чупров В.И. Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. 116 с.
51. Шубкин В.Н., Астафьев Я.У. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. Т. V. № 3. С. 161-178.
52. Экономическая социология: теория и история / Веселов Ю. В., Капусткина Е. В., [и др.] / под ред. Ю. В. Веселова и А. Л. Кашина. - СПб.: Нестор-История, 2012. 759 с.
53. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы, М.: Наука, 1987. 248 с.
54. Яишников А.Ю.Уязвимость как фактор риска вузовской социализации // Социодинамика. 2016. № 11. С. 61-68.
55. Boyer, R. The Variety and Unequal Performance of Really Existing Markets: Farewell to Doctor Pangloss // Contemporary Capitalism: The Embeddedness of Institutions / J.R. Hollingsworth, R. Boyer (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 382 с.
Электронные ресурсы
56. Абрамова Н. В. Оценочные исследования в социологии: история, методология и перспективы применения в сфере образования: автореф. дисс. к.соц.н. [Электронный ресурс] // Официальный портал ИC РАН. - 2017. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4980. (Дата обращения: 17.03.2017).
57. Итоговый отчет о Болонском семинаре на тему «Что представляет собой бакалавриат?». Санкт-Петербургский государственный университет, Россия 25-26 ноября 2004 г. // URL: http://www.bp.spbu.ru/. (Дата обращения: 28.03.2017).
58. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 14.12.2016). URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/. (Дата обращения: 11.03.2017).
59. Яницкий О.Высшее образование: проблемы, перспективы (размышление после дискуссии)// Официальный сайт ИC РАН. - 2009. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1390. (Дата обращения: 08.02.2017).
60. Boltanski L. Thevenot L. Finding one’s way in social space: a study based on games // Social Science Information, 1983. vol. 22 (4-5)/ p. 631-680. URL: http://www.jourdan.ens.fr/~mariot/hopfichiers/PDF/Boltanski%20in%20%20SSI%20%201983.pdf (Дата обращения 11.02.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ