Введение
ГЛАВА 1.Предпосылки развития экологической политики в Японии, Южной Корее, Китае
1.1. Экологическая ситуация в Японии
1.2. Экологическая ситуация в Южной Корее
1.3. Экологическая ситуация в Китае
ГЛАВА 2. Процесс становления основных принципов национальной экологической политики во внутренних стратегиях Японии, Южной Кореи и Китая.
2.1. Приоритеты национальной политики Японии
2.2. Приоритеты национальной политики Южной Кореи
2.3. Приоритеты национальной политики Китая
ГЛАВА 3. Сравнительный анализ стратегий реализации целей устойчивого развития (текущие показатели, эффективность выбранных методов и прогнозы на 2030)
3.1 Стратегия реализации природоохранных целей в области устойчивого развития в Японии
3.2 Стратегия реализации природоохранных целей в области устойчивого развития Южной Кореи
3.3 Стратегия реализации природоохранных целей в области устойчивого развития Китая
Заключение.
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. 17 Целей устойчивого развития ООН были приняты всеми государствами — членами ООН в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Это стало призывом к действиям по решению важнейших глобальных задач, таких как искоренение нищеты, повышение качества жизни, защита окружающей среды и улучшение перспектив для людей во всем мире.
Прошла уже половина срока, отведенного на выполнение ЦУР, и на данный момент во многих областях действительно наблюдается определенный прогресс, на протяжении первой половины срока, были сделаны определенные шаги в снижении экстремальной нищеты, улучшении доступа к образованию и здравоохранению, а также сокращении негативного воздействия на окружающую среду. Однако в целом действия по реализации Целей пока еще не достигли необходимых показателей, мировому сообществу предстоит преодолеть множество препятствий для осуществления Повестки дня к 2030 году.
Пандемия COVID-19, энергетический и продовольственный кризисы текущего года, нарастание геополитического напряжения приводит ко множеству серьезных проблем, как экономических так и социальных. В связи с последними событиями на мировой арене странам мира потребуется предпринять решительные меры, чтобы восстановить и ускорить прогресс в реализации ЦУР; Мировая экономика продолжает развиваться, часто упуская из виду важность охраны окружающей среды. Для достижения устойчивого развития необходимы не только заявления, но и реальные действия со стороны правительств, а также создание соответствующих правовых рамок. Важно продолжать сотрудничество и усилия всех государств, гражданского общества, частного сектора и международных организаций для реализации ЦУР и обеспечения устойчивого развития на глобальном уровне. Эффективность усилий в этой области зависит от того, насколько серьезно государства по всему миру относятся к этой проблеме и от их готовности принимать необходимые меры . При этом, в новых условиях, сложившихся в последние годы, необходимы совместные усилия по разработке наиболее эффективной «формулы» для реализации ЦУР к 2030, которая будет отвечать требованиям времени и приносить ощутимые результаты.
На сегодняшний день Восточная Азия – один из самых экономически динамичных и перспективных регионов в мире. И, возможно, на будущее – важнейший экономический партнер для России. Как заявил в своем Письменном послании на Деловом саммите АТЭС (2022) Си Цзиньпин: «XXI век – Азиатско-Тихоокеанский век. В АТР сосредоточена треть мирового населения, 60% мирового ВВП и почти половина глобальной торговли. АТР – регион с наиболее быстрорастущей экономикой. Страны региона добились впечатляющих успехов в сфере развития экономики, и без всяких сомнений, они выйдут на новые рубежи процветания». Вероятно, именно этот регион станет ключом к предотвращению стреми-тельного изменения климата или, по крайней мере, сыграет в этом значительную роль. В 2020 году президент Китая заявил Генеральной Ассамблее ООН, что Китай обязуется к 2060 году достигнуть углеродной нейтральности. Япония и Южная Корея вскоре тоже вступили в «гонку» по достижению нулевых показателей, с большой долей вероятности можно утверждать, что страны будут подталкивать друг друга к более амбициозным действиям касательно экологический целей посредством конкуренции.
На опыте Японии, Южной Кореи и КНР, как трех крупнейших экономик восточноазиатского региона, можно выявить наиболее эффективные механизмы внедрения принципов «устойчивости» в национальную стратегию, так как для правительств рассматриваемого «треугольника» реализация ЦУР в сочетании с экономическим ростом также стала одним из главных приоритетов при разработке национальной стратегии. Используя такие механизмы, как интеграция принципов устойчивого развития в различные области политики, разработка долгосрочных планов и стратегий (с конкретными целями и действиями), активное содействие разработке и внедрению зеленых технологий и инноваций, вовлечение заинтересованных сторон и наращивание институционального потенциала, эти государства добились значительного прогресса во включении принципов устойчивого развития в свои национальные стратегии. Изучая опыт международного сотрудничества стран Восточной Азии и пути формирования и функционирования используемых механизмов, другие страны могут получить представление об эффективности выбранных методов и соответствующим образом адаптировать полученные данные, учитывая местные проблемы и особенности.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе является природоохранная политика стран Восточной Азии (на примере Японии, Южной Кореи и Китая). Предметом исследования являются межгосударственные связи и природоохранные приоритеты указанных стран в области в области реализации ЦУР ООН.
Цель настоящей работы заключается в том, чтобы на основе рассмотренных теоретических аспектов и анализа деятельности правительств Китая, Южной Кореи и Японии в рамках заданной проблематики определить наиболее эффективные аспекты природоохранных стратегий устойчивого развития этих стран.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности и основные угрозы для природной среды региона;
2. Рассмотреть путь становления основных принципов экологической политики вы-бранных стран и их национальное законодательство;
3. Обозначить приоритетные вопросы и главные направления международного сотрудничества;
4. Проанализировать успешность способов реализации ЦУР ООН в Японии, Южной Корее и Китае;
5. Рассмотреть национальные стратегии стран в области реализации ЦУР ООН и про-анализировать критерии эффективности выбранных методов.
Методология. Проведение обзора литературы и исследований, связанных с природоохранной политикой и стратегиями в странах Восточной Азии для получения общей картины состояния и развития природоохранной политики в регионе. Комплексный анализ политических, экономических и социальных факторов, влияющих на формулирование и реализацию национальных природоохранных стратегий. Сравнительный анализ национальных природоохранных стратегий рассматриваемых стран и изучение природоохранного законодательства и системы ответственных органов для выявления общих тенденций и различий в подходах. Использование статистических данных и показателей, связанных с состоянием природы и окружающей среды в странах Восточной Азии для оценки эффективности природоохранной политики.
Вопросам экологической политики и международного сотрудничества по проблемам окружающей среды посвящены работы ученых различных стран, в том числе Китая, Японии, Южной Кореи и России.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам охраны окружающей среды, экологической политике и проблемам устойчивого развития: Ермолиной М.А. («Международное экологическое право и природоохранные режимы : учебное пособие для вузов», «Sustainable development concept in terms of law and contemporary global politics»), Краниной Е.И. («Строительство «экологической цивилизации» Китая»), Куклиной А.С. («История становления основных принципов экологической политики Японии»), Мозиаса П. М. («Экологическая политика в Китае: вверх по лестнице, ведущей вниз?»), Подобы З.С. («Энергетическая стратегия и переход к зеленой энергетике в Японии»), Тихоцкой И.С. («Экологические проблемы в Японии: между прошлым и будущим»), Швецовой О.А. («Развитие экологического менеджмента в Южной Корее: практика управления промышленными отходами»), Се Чжэньхуа («China’s historical evolution of environmental protection along with the forty years’ reform and opening-up»), Хон Сик Чо («Law and Politics in Environmental Protection: A Case Study on Korea») и других авторов.
В работе также использованы выступления лидеров и официальных лиц (Си Цзиньпина, Хуан Жуньцю, Ли Мён Бака, Юн Сок Ёля и др.), законодательные материалы рассматриваемых стран (информация с официальных сайтов правительств и ответственных министерств Японии, КНР, Южной Кореи), статистические источники (данные с сайтов ООН, OurWorldinData, WWF, Statista, Climate Action Tracker), отчеты по странам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD Environmental Performance Reviews: Korea 2017, Measuring distance to the SDG targets – Japan и др.), ежегодными отчётами ООН и её специализированных учреждений (The Sustainable Development Goals Report 2022 и др.), от-четы о результатах деятельности, размещенные на официальных сайтах ответственных министерств (The People’s Republic of China National Reporton Sustainable Development).
Отдельную группу источников составляют материалы СМИ (The New York Times, Earth.Org, TokyoReview, Bloomberg, npr и др.)
Результаты работы апробировались в форме выступления на студенческой Конференции, по результатам которого есть опубликованная статья в сборнике статей по материалам CCXCIX Международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы».
Работа состоит из введения,3 глав, 6 пунктов и заключения.
Проведенный анализ показал, что в условиях современных вызовов и угроз странам не-обходимо принимать решительные меры для восстановления и ускорения своего прогресса в достижении Целей в области устойчивого развития. Как показывает опыт множества стран, лишь после достижения определенного уровня развития экономики, государства начинают обращать внимание на воздействие своей деятельности на окружающую среду. Также про-изошло и в случаях Японии, Южной Кореи и Китая. Несмотря на впечатляющие истории экономического успеха и роста в беспрецедентные сроки, они столкнулись с рядом экологических проблем, которые отложили свой отпечаток не только на темпы государственного развития, но и на качество жизни населения. Поэтому в ближайшее время защита окружаю-щей среды останется важнейшим вопросом, который странам будет необходимо будет учитывать в своей внутренней и внешней политике.
Из-за непосредственной близости Японии, Южной Кореи и Китая, эти страны сталкиваются с схожими экологическими проблемами. Загрязнение воздуха и воды, а также проблема загрязнения пластиком являются основными вызовами для региона. Все три страны также являются крупнейшими источниками выбросов парниковых газов, что делает их уязвимыми к последствиям изменения климата. Это включает повышение уровня моря, экстремальные погодные явления и изменения в режиме осадков.
Для решения этих взаимосвязанных проблем необходимо сотрудничество между странами, усилия на местном и международном уровнях, включая обмен информацией и передовым опытом, координацию политики и разработку нормативных актов, инвестиции в устойчивые технологии и соответствующие проекты. Страны работают над разработкой и реализацией национальной экологической политики, способствующей устойчивому развитию, защите природных ресурсов и обеспечению здоровья и благополучия населения, учитывая свои местные особенности.
Так, национальная экологическая политика Японии добилась значительного прогресса в решении многих экологических проблем, стоящих перед страной. Благодаря эффективной стратегии и ряду программ, страна добилась успехов в продвижении возобновляемых источников энергии, сохранении биоразнообразия, борьбе с загрязнением окружающей среды, смягчению последствий стихийных бедствий и защите наземных и морских экосистем. Япония в числе первых стран стала осуществлять комплексные меры по защите окружающей среды и по созданию устойчивого общества. Это заложило фундамент для ее будущего «прорыва» в области реализации ЦУР. Большую роль в результативности природоохранной стратегии и стремительной реализации ЦУР в Японии сыграло особое мышление японцев и активная гражданская позиция общества по вопросу, сформировавшиеся в ходе трагических событий прошлого. При этом, критики утверждают, что японская экологическая политика недостаточно амбициозна и не предполагает достаточно решительных мер для решения эко-логических проблем. Кроме того, Япония продолжает значительные инвестиции в ископаемое топливо, что создает неопределенность относительно будущего развития возобновляемых источников энергии. Поэтому вопросы охраны окружающей среды, включая долю возобновляемых источников энергии, переработку отходов и устойчивость сельского хозяйства, требуют дальнейшего внимания со стороны правительства.
Правительство Южной Кореи сосредоточило свое внимание на развитии «зеленой экономики» с акцентом на поддержку и расширение научного потенциала. В стране осуществляются различные инициативы, направленные на содействие устойчивому развитию и раз-решение экологических проблем. Как отмечается, для этого была заложена образцовая политическая основа, были установлены более строгие стандарты для контроля над загрязнениями и активно продвигается разработка и внедрение ВИЭ. Также, страна отличилась эффективностью проводимой политики в области обращения с отходами. В Южной Корее, благо-приятную среду для создания систем реализации ЦУР создало раннее и активное вовлечение местного правительства в процесс достижения устойчивого развития. Активное участие гражданского общества также является важным фактором корейской стратегии. Неправительственные организации, активисты, академические круги и другие заинтересованные стороны вносят свой вклад в разработку и реализацию политики и программ, а также в мониторинг и оценку их результатов. Специалисты ОЭСР утверждают, что будущее развитие РК зависит от осуществления их амбициозного плана по переходу к "зеленой", низкоуглеродной экономике. При этом экологические показатели ЦУР больше остальных нуждаются в дальнейшем пристальном внимании, поскольку влияние быстрого промышленного роста по сей день сказывается на экосистемах и повседневной жизни корейцев, в особенности, из-за плохого качества воздуха в мегаполисах. Пока что ситуация такова, что доля возобновляемых источников энергии невелика, а эффективность использования ресурсов воды и энергии довольно низкая.
В Китае за последние четыре десятилетия реформ и открытости был достигнут значительный прогресс в области охраны окружающей среды и управления природными ресурсами. В ходе своей экологической политики Китай продемонстрировал приверженность решению экологических проблем, однако эффективность политики различается в разных сферах и по регионам. Китай придерживается подхода, ориентированного на интересы людей, и признает, что благополучие населения зависит от хорошей природной среды. Китай принимает системный подход к сохранению окружающей среды, рассматривая все природные компоненты окружающей среды как взаимосвязанные элементы единой экосистемы. Местные усилия по решению экологических проблем основываются также на сотрудничестве ответственных министерств. Создавая всеобъемлющую институциональную структуру, которая включает механизмы оценки и отчетности, определенные права и обязанности, участие заинтересованных сторон, Китай принял ряд законов, нормативных актов и стандартов. В соответствии с поставленными приоритетами, Китай добился значительного прогресса в сокращении бедности, развитии инфраструктуры и жизнестойкости. При этом существуют значительные успехи в защите морской среды, наземных экосистем и биоразнообразия и более эффективном использовании энергии. Достижения Китая в реализации Повестки дня на период до 2030 года объясняются сильным руководством Коммунистической партии, прочной нормативной и институциональной основой, преимуществами социализма с китайской спецификой, всесторонним стремлением Китая к углублению реформ и расширению открытости, а также совместными усилиями граждан и руководства. Среди главных проблем и вызовов для достижения устойчивого развития можно выделить трудности в сокращении углеродного следа и переходе к низкоуглеродной экономике, сложную задачу обеспечения устойчивого использования ресурсов при большом населении и региональные различия, требующие активного содействия сбалансированному развитию.
Сильные стороны стратегий этих стран включают:
1. Обеспечение сильного политического лидерства, приверженного реализации природоохранных целей в области устойчивого развития;
2. Обеспечение включения ЦУР в законодательные процессы;
3. Разработка общих и региональных планов, основанных на комплексном подходе и активном вовлечении заинтересованных сторон и учитывающих конкретные особенности и потребности страны или региона;
4. Установление организационных механизмов для осуществления ЦУР на государственном, региональном и местном уровнях;
5. Обеспечение согласованности в политике и устранение противоречий между различными мерами;
6. Создание и укрепление структур для вовлечения общественности в процесс принятия решений;
7. Продвижение ЦУР через обучение, СМИ, организацию соответствующих мероприятий;
8. Обеспечение многоуровневого сотрудничества;
9. Обеспечение отчетности перед общественностью и создание механизмов мониторинга результатов проводимой политики;
10. Эффективное применение преимуществ онлайн-инструментария и платформ;
11. Обеспечение непрерывности осуществления политики, несмотря на реструктуризацию системы ответственных органов или избрание новых должностных лиц;
12. Долгосрочное планирование при одновременном обеспечении его баланса с краткосрочными приоритетами;
13. Выделение достаточных финансовых ресурсов из государственного бюджета для обеспечения финансовых стимулов и финансирования исследований, разработок, внедрения инноваций;
14. Создание площадок для обмена опытом по реализации ЦУР.
Таким образом, реализация Повестки дня на период до 2030 года требует сильного политического руководства, эффективных институциональных механизмов, научных и техно-логических инноваций, широкой социальной мобилизации и глобального партнерства, а внедрение ЦУР в национальную стратегию требует комплексного подхода и взаимодействия различных механизмов для обеспечения их успешной реализации. Комплексный подход в рамках ЦУР подразумевает удовлетворение текущих потребностей и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений и рассмотрение устойчивого развития в целом, учитывая взаимосвязь и взаимозависимость экологических, социальных и экономических аспектов.
Достижение целей в области устойчивого развития – это сложная задача, и многие ученые выражают обеспокоенность по поводу национальных подходов и интерпретации устойчивого развития, подчеркивая необходимость более всеобъемлющего и экологически сознательного подхода к развитию. Критические замечания со стороны различных авторов подчеркивают проблемы и сложности, связанные с достижением устойчивого развития. Одно из самых распространенных замечаний — отсутствие достаточной политической воли государств для реализации необходимых мер, несмотря на принятые в рамках ЦУР обязательства, в связи с рекомендательным характером решений ООН и стремлением государств к безудержному экономическому росту. Среди прочих стоит отметить распространенное мнение, что даже в случае, если отдельными странами и мировым сообществом будет проведена работа над устранением слабых сторон стратегий реализации ЦУР, в нынешнем темпе достижения целевых показателей, их достижение к 2030 году невозможно. Достижение ЦУР к 2030 году в действительности является амбициозной задачей, требующей совместных усилий от всех участников — правительств, международных организаций и гражданского общества.
1. Комиссия по анадромным рыбам северной части Тихого океана (НПАФК) «Морской мусор, пластик и микропластик» // Вклад НПАФК в Часть I доклада Генерального Секретаря ООН «Мировой океан и морское право". - г. Ванкувер, Британская Колумбия, V6C3B2, Канада: С. 1-2. URL: https://www.un.org/depts/los/general_assembly/contributions_2016/NPAFC_Contribution_to_ICP_on_marine_debris_Russian_Translation.pdf (дата обращения: 30.04.2023).
2. Министерство окружающей среды Японии: Уроки болезни Минамата и утилизация ртути в Японии// Министерство окружающей среды Японии https://www.env.go.jp/chemi/tmms/pr-m/mat01/ru_full.pdf (предварительный перевод) (дата обращения: 26.03.2023).
3. Об основах правоприменительной деятельности в области экологической политики (на корейском) // Министерство государственного законодательства Республики Корея. — 01.01.2009. URL: https://www.moleg.go.kr/mpbleg/mpblegInfo.mo?mid=a10402020000&mpb_leg_pst_seq=128567¤tPage=1&&keyField=ALL&keyWord=환경정책기본법&yr=1990&mn= (дата об-ращения: 17.04.2023).
4. Оставаться верными первоначальной цели, сообща открывать новые горизонты раз-вития и сотрудничества в АТР. // Министерство иностранных дел КНР, 2023. — URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/zyjh/202211/t20221117_10977267.html (дата обращения: 25.02.2023)
5. Повестка дня в области устойчивого развития [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. — 2020. — Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 4.12.2022)
6. Полный текст новогоднего обращения председателя КНР Си Цзиньпина по случаю наступления 2023 года // Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации. - 2022 URL: http://ru.china-embassy.gov.cn/rus/zgxw/202301/t20230101_10999545.htm (дата обращения: 13.05.2023).
7. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года // Генеральная Ассамблея ООН. – 2015. – № A/RES/70/1. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 6.12.2022)
8. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992// Веб-сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата об-ращения: 29.03.2023).
9. A Report on Korean-Sustainable Development Goals (K-SDGs) // Ministry of Environ-ment. Commission on Sustainable Development. URL: https://ncsd.go.kr/api/1572586270021_K-SDGs_report_eng.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
10. About KEPA // Korea Environment Protection Association URL: https://www.keco.or.kr/en/index.do (дата обращения: 20.04.2023).
11. Accelerate the Implementation of 2030 Agenda for Sustainable Development, Build a Shared Future for All Life on Earth (Remarks at Opening of Ministerial Segment of 2022 HLPF By His Excellency HUANG Runqiu, President, COP 15 of CBD Minister of Ecology and Envi-ronment of China) // Permanent Mission of the People's Republic of China to the UN. - 2022 URL: http://un.china-mis-sion.gov.cn/eng/hyyfy/202207/t20220714_10719654.htm#:~:text=China%20has%20made%20significant%20progress,and%20firmly%20promote%20poverty%20elimination. (дата обращения: 14.05.2023).
12. Diplomatic Bluebook 2021: Japan Strengthening Its Presence in the International Community // Ministry of Foreign Affairs of Japan URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/2021/pdf/pdfs/4-3.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
13. Environmental Protection Policy in Japan [Электронный ресурс] // Ministry of the Environment Government of Japan — Режим доступа: https://www.env.go.jp/en/policy/plan/intro.html (дата обращения: 3.05.2023).
14. Fourth Meeting of the Open-ended Working Group on the Post-2020 Global Biodiver-sity Framework (2022) // Ministry of the Environment Government of Japan URL: https://www.env.go.jp/en/headline/2620.html (дата обращения: 2.05.2023).
15. Full text of President Lee's address on liberation, founding anniversaries // Yonhap News Agency URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20080815001900315 (дата обращения: 22.04.2023).
16. Global Environment Bureau, Ministry of the Environment: Climate Change and Its Im-pacts in Japan FY2012 // Consolidated Report on Observations, Projections and Impact Assess-ments of Climate Change — 2012 — URL: https://www.env.go.jp/en/earth/cc/impacts_FY2012.pdf (дата обращения: 18.04.2023).
17. Greening of Whole Tax System and Carbon Tax in Japan [Электронный ресурс] // Environment and Economy Division Ministry of the Environment. — 2017. — Режим доступа: https://www.env.go.jp/en/policy/tax/20170130_greening.pdf (дата обращения: 23.04.2022)
18. History of The Ministry of Ecology and Environment // Ministry of Ecology and Envi-ronment of The People's Republic of China URL: https://english.mee.gov.cn/About_MEE/History/ (дата обращения: 25.04.2023).
19. Investigation of causes, and moves for protecting health and lives// The official website of Toyama Prefecture. URL: https://www.pref.toyama.jp/1291/kurashi/kenkou/iryou/1291/disease-en/03-en.html (дата обращения: 26.03.2023).
20. Japan [Электронный ресурс] // Global Environmental Education Partnership Secretariat — URL: https://thegeep.org/learn/countries/japan (дата обращения: 27.12.2022)
21. Japan National Tourism Organization: Nature and Environmental Protection https://education.jnto.go.jp/en/why-japan/natural-environment/ (Дата обращения: 16.04.23).
22. Japan SDGs Award [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of Japan —URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/sdgs/award/index.html (дата обращения: 1.05.2023).
23. Jeon J. Review of the implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development in Asia and the Pacific and issues pertinent to the subsidiary structure of the Commission. Statement by the Republic of Korea. // Jeon J., Permanent Representative to ESCAP. URL: https://www.unescap.org/sites/default/d8files/event-docume
24. K-eco Promotes Environmental Health // K-eco URL: https://www.keco.or.kr/en/index.do (дата обращения: 20.04.2023).
25. Minamata City Hall Official website https://www.city.minamata.lg.jp/kiji0031260/index.html (дата обращения: 26.03.2023).
26. National Police Agency of Japan:Damage Situation and Police Countermeasures https://www.npa.go.jp/news/other/earthquake2011/pdf/higaijokyo_e.pdf 2011 (Дата обращения: 16.04.23).
27. Network of WHO Collaborating Centres for Children’s Environmental Health // Na-tional Institute of Environmental Research, Republic of Korea URL: https://www.niehs.nih.gov/research/programs/geh/partnerships/network/centres/south_korea/index.cfm (дата обращения: 20.04.2023).
28. Official Development Assistance Korea // Committee for International Development Cooperation URL: https://www.mofa.go.kr/viewer/skin/doc.html?fn=20190508100335868.pdf&rs=/viewer/result/202305 (дата обращения: 22.04.2023).
29. Part XI: promoting green development and harmony between humanity and nature. Ex-pediting the Transition to a Green Growth Model. – National Development and Reform Commission (NDRC): People´s Republic of China, 2023. – 5 с. URL: https://en.ndrc.gov.cn/policies/202303/P020230425398604624674.pdf (дата обращения: 27.04.2023)
30. Part XI: promoting green development and harmony between humanity and nature. Im-proving Environmental Quality. – National Development and Reform Commission (NDRC): People´s Republic of China, 2023. – 5 с. URL: https://en.ndrc.gov.cn/policies/202303/P020230425398570720357.pdf (дата обращения: 27.04.2023)
31. Part XI: promoting green development and harmony between humanity and nature. Im-proving the Quality and Stability of Ecosystems – National Development and Reform Commis-sion (NDRC): People´s Republic of China, 2023. – 7 с. URL: https://en.ndrc.gov.cn/policies/202303/P020230425398535855082.pdf (дата обращения: 27.04.2023)
32. Permanent Mission of the People's Republic of China to the UN. The People’s Republic of China National Report on Sustainable Development. // by Organizations and their members for the compilation of the People's Republic of China National Report on Sustainable Development URL: http://un.china-mis-sion.gov.cn/eng/chinaandun/economicdevelopment/sfz/201206/P020210901030888534056.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
33. Realizing Society 5.0 // The Government of Japan URL: https://www.japan.go.jp/abenomics/_userdata/abenomics/pdf/society_5.0.pdf (дата обращения: 2.05.2023).
34. Regional Environmental Offices // Ministry of Environment, Republic of Korea URL: https://www.me.go.kr/home/file/readDownloadFile.do?fileId=116670&fileSeq=12&openYn=Y (дата обращения: 20.04.2023).
35. Restoring clean air // United Nations Environment Programme URL: https://www.unep.org/regions/asia-and-pacific/regional-initiatives/restoring-clean-air (дата обращения: 26.03.2023).
36. SDG Promotion Headquarters Voluntary National Review 2021. Report on the imple-mentation of 2030 Agenda (Japan) // United Nations URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/28957210714_VNR_2021_Japan.pdf (дата обращения: 2.5.2023).
37. SDGs Implementation Guiding Principles Revised Edition (temporary translation) // Ministry of Foreign Affairs of Japan. SDGs Promotion Headquarters. December 20, 2019 Partial Revision URL: https://www.mofa.go.jp/policy/oda/sdgs/pdf/Revised_implementation_guideline_EN_2.pdf (дата обращения: 1.05.2023).
38. The Basic Environment Law 13.11.1993 № 91 of 1993. // Ministry of the Environment Government of Japan. - 1993 URL: https://www.env.go.jp/en/laws/policy/basic/leaflet2.html (дата обращения: 29.02.2023)
39. The Basic Environment Law and Basic Environment Plan [Электронный ресурс] / Ministry of the Environment Government of Japan: 2022. — Режим доступа: https://www.env.go.jp/en/laws/policy/basic_lp.html (Дата обращения: 22.04.22)
40. The Basic Environment Plan. Cabinet decision on April 17, 2018 // Ministry of the En-vironment Government of Japan. - Date translated: January 22, 2019 URL: https://www.env.go.jp/content/000042331.pdf (Дата обращения: 22.04.22)
41. The Gavi COVAX Advance Market Commitment (AMC) Summit 2022 [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of Japan — 2022 — Режим доступа: https://www.mofa.go.jp/ic/ghp/ page6e_000281.html (дата обращения: 3.05.2023).
42. Voluntary National Review 2021 (China) // The Sustainable Development Knowledge Platform (archived version). - 2021 URL: https://sustainabledevelopment.un.org/memberstates/china (дата обращения: 13.05.2023).
43. Water management in Korea: from goals to action // Organisation for Economic Co-operation and Development URL: https://www.oecd.org/about/impact/water-management-in-korea.htm (дата обращения: 20.04.2023).
44. White Paper on Development Cooperation 2019 [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of Japan — Режим доступа: https://www.mofa.go.jp/files/100161529.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
45. WHO global air quality guidelines: particulate matter (PM2.5 and PM10), ozone, nitrogen dioxide, sulfur dioxide and carbon monoxide // Geneva: World Health Organization; 2021 URL: https://www.who.int/europe/publications/i/item/9789240034228 (дата обращения: 30.04.2023).
Статистические материалы:
46. Climate Action Tracker: Japan URL: https://climateactiontracker.org/countries/japan/ (дата обращения: 16.04.2023).
47. IQAir: Air quality in South Korea – URL: https://www.iqair.com/south-korea (дата обращения: 18.04.2023).
48. Interactive global map of 2022 PM2.5 concentrations by city // IQAir URL: https://www.iqair.com/us/world-air-quality-report (дата обращения: 30.04.2023).
49. Japan [Электронный ресурс] // Global Environmental Education Partnership Secreta-riat — Режим доступа: https://thegeep.org/learn/countries/japan (дата обращения: 23.04.2022)
50. Japan [Электронный ресурс] // OECD Data. — 2022. — Режим доступа: https://www.oecd.org/env/country-reviews/2450219.pdf. (дата обращения: 23.04.2022)
51. Japan's global efforts for sustainable development [Электронный ресурс] // OECD De-velopment Cooperation Peer Reviews — 2020. Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/4cf50c3b-en/ index.html?itemId=/content/component/4cf50c3b-en (дата обращения: 3.05.2023).
52. Klein C. Number of deaths attributable to air pollution in Japan between 2010 and 2019. / Catharina Klein // Statista — Sep 19, 2022 – URL: https://www.statista.com/statistics/935022/number-deaths-air-pollution-japan/ (дата обращения: 16.04.2023).
53. Korea, Rep. // The Sustainable Development Report (formerly the SDG Index & Dash-boards) URL: https://dashboards.sdgindex.org/profiles/korea-rep (дата обращения: 11.05.2023).
54. Legal Framework Study of Extended Producer Responsibility (August 2019) // Report by Cyclos GmbH. World Wildlife Fund (WWF) URL: https://d2ouvy59p0dg6k.cloudfront.net/downloads/2019___wwf___epr_legal_framework_analysis_vf.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
55. Measuring distance to the SDG targets – Japan // OECD. - 2022 URL: https://www.oecd.org/wise/measuring-distance-to-the-SDG-targets-country-profile-Japan.pdf (дата обращения: 2.05.2023).
56. Measuring distance to the SDG targets – Korea // OECD. - 2022 URL: https://www.oecd.org/wise/measuring-distance-to-the-SDG-targets-country-profile-Korea.pdf (дата обращения: 11.05.2023).
57. OECD Environmental Performance Reviews: Korea 2017 // OECD iLibrary URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/9789264268265-9-en/index.html?itemId=/content/component/9789264268265-9-en (дата обращения: 20.04.2023).
58. Research Department Countries with the most natural disasters in 2021 // Statista URL: https://www.statista.com/statistics/269652/countries-with-the-most-natural-disasters/ (дата обращения: 25.04.2023).
59. The World Bank Group: GDP (current US$) – URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?most_recent_value_desc=false (дата-обращения: 18.04.2023).
60. World Air Quality Index (AQI) // AQI URL: https://www.aqi.in/dashboard (дата обращения: 17.05.2023).
Научные статьи и монографии
61. ЕрмолинаМ.А. Sustainable development concept in terms of law and contemporary global politics // Политика, государство и право. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2014/02/1243 (дата обращения: 4.12.2022)
62. Ермолина, М. А. Международное экологическое право и природоохранные режимы: учебное пособие для вузов / М. А. Ермолина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13941-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519800 (дата обращения: 28.05.2023).
63. Зайдельман, О.В. Формирование и совершенствование концепции устойчивого развития в Республике Корея / О.В. Зайдельман // JournalofEconomyandBusiness. – 2021. – № 1-1 (71). – С. 115-118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-sovershenstvovanie-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya-v-respublike-koreya
64. Кранина, Е. И. Строительство "экологической цивилизации"Китая / Е. И. Кранина // Итоги двенадцатой пятилетки (2011 – 2015 годы) и перспективы развития экономики КНР до 2020 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2017. – С. 317-330. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30335924_26014993.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
65. Кукла, М. П. Политика по созданию креативной экономики в Южной Корее / М. П. Кукла // АНИ: экономика и управление. – 2016. – Т. 5, № 2 (15). – С. 148-151. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-po-sozdaniyu-kreativnoy-ekonomiki-v-yuzhnoy-koree/viewer
66. Куклина А. С. История становления основных принципов экологической политики Японии // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2018. Т. 26. С. 127–136. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2018.26.127
67. Лучшие практики достижения целей устойчивого развития в России и мире // ИФУР, РАНХиГС. Научно-образовательный центр устойчивого развития. – 2022. – № 1. (С. 115). URL: https://ifur.ranepa.ru/about/ДАЙДЖЕСТ%20№1%20август%202022%20(итог).pdf (дата об-ращения: 12.05.2023)
68. Мозиас П. М. Экологическая политика в Китае: вверх по лестнице, ведущей вниз? / П. М. Мозиас // Общество и государство в Китае. – 2016. – Т. 51, № 41. – С. 274-314. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-v-kitae-vverh-po-lestnitse-veduschey-vniz
69. Пак Чон Мин Положительные и отрицательные факторы экономического развития в экономической истории Южной Кореи / Пак Чон Мин, Ко Ен Чоль // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. No 1. С. 150–158. DOI: 10.18184/2079– 4665.2017.8.1.150–158
70. Подоба З.С. Энергетическая стратегия и переход к зелѐной энергетике в Японии // Японские исследования. 2021. No 1. С. 6–24. DOI: 10.24412/2500-2872-2021-1-6-24
71. Сеннова П. А. Идея гармонизации отношения человека и природы в конфуцианстве / П. А. Сеннова, Я. Г. Насилевич // ScienceandEducation: ProblemsandInnovations Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С. 297-299. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42789091 (дата об-ращения: 27.03.2023).
72. Сенякина Н.В. Экологическая политика Республики Корея в XXI веке / Сенякина Н.В., Суслов А.А. // Корееведение в России: направление и развитие. 2023. Т. 4. No 1. С. 155–159. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-respubliki-koreya-v-xxi-veke (дата обращения: 25.04.2023)
73. Сытник В.М. Взаимосвязь природы и архитектуры в японской культуре: фило-софские аспекты// Вестник Бурятского государственного университета, 2015. - 127-131 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-prirody-i-arhitektury-v-yaponskoy-kulture-filosofskie-aspekty (дата обращения: 27.03.2023).
74. Тихоцкая И. С. Экологические проблемы в Японии: между прошлым и будущим [Электронный ресурс] / И. С. Тихоцкая // Японские исследования. — 2016. — № 1. — C. 59-71. — Режим доступа: www.ifes-ras.ru/js (Дата обращения: 22.03.23).
75. Целищев И.С. Восточная Азия: новая волна роста и структурная трансформация [Электронный ресурс] // М.: ИМЭМО РАН, 2012. с. 118. — Режим доступа: https://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2012/12014.pdf (Дата обращения: 6.12.2022)
76. Швецова, О.А. Развитие экологического менеджмента в Южной Корее: практика управления промышленными отходами / О.А. Швецова // Управление муниципальными отходами как важный фактор устойчивого развития мегаполиса. – 2018. – № 1. – С. 73-77. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39214535 (дата обращения: 17.04.2023)
77. Almazova-Ilyina, A. B. National interests of Japan and its emerging Arctic policy [Электронный ресурс] / A. B. Almazova-Ilyina, A. D. Vinogradov, E. E. Krasnozhenova, K Yu Eidemiller // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: 5th International Confe-rence "Arctic: History and Modernity", Saint-Petersburg, — 2020. — Режим доступа: https://doi.org/ 10.1088/1755-1315/539/1/012048.
78. Broadbent, J. Environmental politics in Japan / J. Broadbent. — Cambridge, UK: Cam-bridge University Press, 1998. https://doi.org/10.1017/CBO9780511571060 .
79. China sets 2022 economic goals, with major environmental implications // China Di-alogue. —- 10.03.2022. — URL: https://chinadialogue.net/en/digest/china-sets-2022-economic-goals-with-major-environmental-implications/ (датаобращения: 25.03.2023)
80. Gibson C. Water pollution in China is the country’s worst environmental issue// The Borgen Project URL: https://borgenproject.org/water-pollution-in-chi-na/#:~:text=China's%20water%20supply%20has%20been,of%20China's%20cities%20is%20contaminated. (дата обращения: 30.04.2023).
81. Global CO2 emissions rebounded to their highest level in history in 2021 // The Inter-national Energy Agency URL: https://www.iea.org/news/global-co2-emissions-rebounded-to-their-highest-level-in-history-in-2021 (дата обращения: 30.04.2023).
82. Greenpeace survey reveals impact of climate change on glaciers in China // Greenpeace International. - 2018. URL: https://www.greenpeace.org/international/press-release/19430/greenpeace-survey-reveals-impact-of-climate-change-on-glaciers-in-china/ (дата обращения: 30.04.2023).
83. Guo P. Mortality and life expectancy of Yokkaichi Asthma patients, Japan: Late effects of air pollution in 1960–70s/ Guo P., Yokoyama K., Suenaga M. & Kida H.// Environmental Health volume 7, Article number: 8 (2008) https://ehjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/1476-069X-7-8 (дата обращения: 26.03.2023).
84. Hitoshi C.: Interview with Norichika Kanie. Private Sector Drives Japan’s SDGs. // Cabinet Office, Government of Japan URL: https://www.gov-online.go.jp/eng/publicity/book/hlj/html/201709/201709_01_en.html (дата обращения: 1.05.2023).
85. Hong Sik Cho Law and Politics in Environmental Protection: A Case Study on Korea // Journal of Korean Law, Vol. 2, No.1, 2002 URL: https://jkl.snu.ac.kr/paper/2002/Vol.02%20No.1%20(Jun)/02_Hong%20Sik%20Cho%20.pdf (дата обращения: 22.04.2023).
86. INEB Eco-Temples // Yale forum on religion and ecology. – URL: https://fore.yale.edu/FaithActionSDG/Project/International-Network-of-Engaged-Buddhists/INEB-Eco-Temples (дата обращения: 27.03.2023).
87. Inoue M. The Ethics of Representation in Light of Minamata Disease: Tsuchimoto No-riaki and His Minamata Documentaries https://www.mdpi.com/2076-0752/8/1/37 Multidicular Digital Publishing Institute, 2019 (дата обращения: 26.03.2023).
88. Joon H. Kim Korean environmental regulations: ready to take on one of the world's largest private real estate development projects? // Pacific Rim Law & Policy Journal Association URL: https://core.ac.uk/download/pdf/51179747.pdf (дата обращения: 17.04.2023).
89. Jun M. Transition Finance is Critical to Address Climate Change / Jun M., Terada-Hagiwara A. // Asian Development Blog. - 2022 URL: https://blogs.adb.org/blog/transition-finance-critical-address-climate-change (дата обращения: 14.05.2023)..
90. Kanagawa H. Environmental law and practice in Japan: overview / H. Kanagawa// Thomson Reuters. — 2021 — URL: https://uk.practicallaw.thomsonreuters.com/6-502-8920?transitionType=Default&contextData=(sc.Default)&firstPage=true#co_anchor_a199119 (дата обращения: 23.12.2022)
91. Kawamura H. The relation between law and technology in Japan: liability for technology-related mass damage in the cases of Minamata disease, asbestos, and the Fukushima Daiichi nuclear disaster // Contemporary Japan, v. 30, 2018. 3-27 с. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/18692729.2018.1423459 (дата обращения: 26.03.2023).
92. Kersey J. Japan – Environmental Sustainability and Efforts to Go Green // Humble Bunny Kabushiki Kaisha URL: https://www.humblebunny.com/japan-environmental-sustainability-efforts-go-green/ (дата обращения: 26.03.2023).
93. Koons E. Environmental Issues in Japan and Solutions // Energy Tracker Asia — 2023 — URL: https://energytracker.asia/environmental-issues-in-japan-and-solu-tions/#:~:text=Quota%2DBased%20Fishing%2C%20Rice%20Farming,in%20Japan%20and%20improve%20resiliency (дата обращения: 18.04.2023).
94. Le Duc A. A Framework for Buddhist Environmentalism // International Journal of Buddhist Thought and Culture 28(1):177-203. – URL: https://www.researchgate.net/publication/326444522_A_Framework_for_Buddhist_Environmentalism. – 07.2018 (дата обращения: 27.03.2023).
95. Leflaive X. 25 years of ambitious environmental reform / X. Leflaive, F. Zegel and others. // Organisation for Economic Co-operation and Development URL: https://www.oecd.org/country/korea/thematic-focus/25-years-of-ambitious-environmental-reform-16cde12d/ (дата обращения: 25.04.2023).
96. Ma T. Pan Yue’s vision of green China // China Dialogue. - 2016. URL: https://chinadialogue.net/en/pollution/8695-pan-yue-s-vision-of-green-china/ (дата обращения: 11.05.2023).
97. Masano A.: Has Japan Learned the Lessons of Past Pollution Crises? // nippon.com. URL: https://www.nippon.com/en/currents/d00383/ 2018 (дата обращения: 26.03.2023).
98. Petushkova, V.V. China’s Experience and Prospects for Sustainable Development. Her. Russ. Acad. Sci. 92, 207–215 (2022). https://doi.org/10.1134/S1019331622020095
99. Rebrey, S. Women in Small and Medium Enterprises and Entrepreneurship in Japan / S. Rebrey // ВестникМГИМО-Университета. – 2020. – № 13(3). – С. 170-185. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/women-in-small-and-medium-enterprises-and-entrepreneurship-in-japan/viewer
100. Smith B. South Korea: Environmental Issues, Policies and Clean Technology // AZoC-leantech URL: https://www.azocleantech.com/article.aspx?ArticleID=552 (дата обращения: 25.04.2023).
101. Sustainable fishing can you reverse decline of Japan's seafood industry maximize profits and reduce financial and reputational risk for investors 2021// Planet Tracker – URL: https://planet-tracker.org/sustainable-fishing-can-reverse-decline-of-japans-seafood-industry-maximise-profits-and-reduce-financial-and-reputational-risk-for-investors (дата обращения: 18.04.2023).
102. Tachev V. The Energy Mix Review in Japan – A Glimpse of the Future // Energy Tracker Asia URL: https://climateactiontracker.org/countries/japan/ (дата обращения: 17.05.2023).
103. Yamagata T. Sustainable development goals and Japan: Sustainability overshadows poverty reduction / T. Yamagata // Asia-Pacific Development Journal. – 2017. – № 23(2):1-17. – С. 2-17. URL: https://www.researchgate.net/publication/317161652_Sustainable_development_goals_and_Japan_Sustainability_overshadows_poverty_reduction (дата обращения: 2.05.2023).
104. Yin P. The effect of air pollution on deaths, disease burden, and life expectancy across China and its provinces, 1990–2017: an analysis for the Global Burden of Disease Study 2017 // Yin P., Brauer M., Cohen A.J., Wang H., Li J., Burnett R. — The Lancet. - 17.08.2020. - №4. - С. 386-398. URL: https://www.thelancet.com/article/S2542-5196(20)30161-3/fulltext (дата об-ращения: 30.04.2023)
105. Yoshida F. Accumulated Pollution and the Polluter Pays Principle:Mainly Heavy Metal Pollution [Electronic resource] / F. Yoshida // Economic journal of Hokkaido University. — 1998. — Vol. 27. — P. 11-34. — Available from: http://hdl.handle.net/2115/30562 (дата обращения: 29.03.2023).
106. Zehnder C. Introduction to environmental science: 2nd edition. / Zehnder C, Manoylov K., Mutiti S. // Biological Sciences Open Textbooks. Published 2018. URL: https://oer.galileo.usg.edu/biology-textbooks/4 (дата обращения: 30.04.2023).
107. Zhenhua X. China’s historical evolution of environmental protection along with the forty years’ reform and opening-up / Xie Zhenhua // Environmental Science and Ecotechnology. – 2020. – Т. 1, № 1. – С. 1-8. – URL: https://open-resource.ru/spisok-literatury/ (дата обращения: 25.04.2023).
Интернет-источники
108. Анализ продовольственной безопасности Китая // Центр политической конъюнктуры URL: https://cpkr.ru/case/analiz-prodovolstvennoy-bezopasnosti-kitaya/ (дата обращения: 30.04.2023).
109. Высота цунами, обрушившегося на Японию 11 марта, превышала 40 метров // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20110613/387803602.html 2011 (Дата обращения: 16.04.23).
110. Генсек ООН приветствует решение Южной Кореи и Японии за 30 лет свести к нулю выбросы парниковых газов // Новости ООН. - 2020. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/10/1389292 (дата обращения: 11.05.2023).
111. Горова, Н. Субсидии окрасили зеленым// Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ». – 2020. – № 144. – С. 9-10. – 13.08.2020
112. Декарбонизация как главная цель развития экономики Японии // Независимая га-зета: сайт. – URL: https://www.ng.ru/ng_energiya/2023-03-13/12_8678_japan.html (дата об-ращения: 28.05.2023)
113. Засуха в Китае // Interfax. - 2022. URL: https://www.interfax.ru/photo/5946/61468 (дата обращения: 30.04.2023).
114. Мамонтова Е. Китай планирует достигнуть углеродной нейтральности к 2060 го-ду // RG.RU. - 2021. URL: https://rg.ru/2021/06/09/kitaj-planiruet-dostignut-uglerodnoj-nejtralnosti-k-2060-godu.html (дата обращения: 13.05.2023).
115. Плотность ультрадисперсной пыли в Сеуле на рекордно низком уровне // KBSWorld. URL: https://world.kbs.co.kr/service/news_view.htm?lang=r&Seq_Code=72849 (дата обращения: 18.04.2023).
116. Си Цзиньпин подтвердил цель Китая достигнуть углеродной нейтральности к 2060 году (2021) // Interfax. URL: https://www.interfax.ru/business/762726 (дата обращения: 27.04.2023).
117. Третий полюс Земли под угрозой: в Китае стремительно тают ледники // Sputnik. - 2020. URL: https://az.sputniknews.ru/20201113/v-Kitae-stremitelno-tayut-ledniki-425449248.html (дата обращения: 30.04.2023).
118. Хассан Д.: Япония выполнит цели ООН - 2030 и поможет в этом другим [Электронный ресурс] // Euronews — 2017. URL: https://ru.euronews.com/2017/03/22/japanese-innovation- serves-sustainability (дата обращения: 27.12.2022)
119. Yokogawa определила цели устойчивого развития до 2050 года [Электронный ресурс] // Interfax — 2017. URL: https://www.interfax.ru/pressreleases/574162 (дата обращения: 27.12.2022)
120. Buckley C. Rural Water, Not City Smog, May Be China’s Pollution Nightmare // Buckley C., Piao V. — The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2016/04/12/world/asia/china-underground-water-pollution.html (дата обращения: 30.04.2023).
121. Cha S. In Rapidly Urbanizing Seoul, the Next Battle Is Saving Green Spaces // Bloom-berg. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-11-10/koreans-protect-green-spaces-from-being-destroyed-by-intensive-urbanization (дата обращения: 20.04.2023).
122. Chik H. NGO reports improve water quality in Chinese province, study finds // South China Morning Post. URL: https://www.scmp.com/news/china/science/article/3141721/ngo-reports-improve-water-quality-chinese-province-study-finds (дата обращения: 26.03.2023).
123. Crossley-Baxter, L. Japan’sancientwaytosavetheplanet [Электронный ресурс] / L. Crossley-Baxter // BBC. — 2020. — Режим доступа: https://www.bbc.com/travel/article/20200308-japans-ancient-way-to-save-the-planet (дата об-ращения: 23.12.2022
124. Expansion of South Korean waste repository begins // World Nuclear News. URL: https://www.world-nuclear-news.org/Articles/Expansion-of-South-Korean-waste-repository-begins (дата обращения: 25.04.2023).
125. Henam S., Sambyal S.S. Ten zero-waste cities: How Seoul came to be among the best in recycling // DownToEarth. URL: https://www.downtoearth.org.in/news/waste/ten-zero-waste-cities-how-seoul-came-to-be-among-the-best-in-recycling-68585 (дата обращения: 25.04.2023).
126. Hu E. Armed With NASA Data, South Korea Confronts Its Choking Smog // npr Asia – URL: https://www.npr.org/sections/parallels/2017/10/10/552264719/armed-with-nasa-data-south-korea-confronts-its-choking-smog. – 10.10.2017. (дата обращения 18.04.2023).
127. Igini M. Top 5 Environmental Issues in China in 2023 // Earth.org. URL: https://earth.org/environmental-issues-in-china/ (дата обращения: 25.04.2023).