Введение 4
Глава 1 Характеристика компании 6
1.1 История ОАО «РЖД» 6
1.2 Логистический центр Октябрьской железной дороги 7
1.3 Основные конкуренты 13
1.4 PEST-анализ 17
1.5 Описание бизнес-процессов 22
1.6 Ресурсы: материальное и техническое обеспечение 25
1.7 Описание выборки отправления и прибытия 29
Вывод по первой главе: формулировка проблемных ситуаций компании 42
Глава 2 Совершенствование организации продвижения вагонопотоков на припортовые станции 44
2.1 Мультимодальные перевозки 44
2.2 Организация сухих портов 50
2.3 Имитационное моделирование системы железнодорожная станция – порт 55
2.4 Проверка гипотез о законе распределения 58
2.5 Моделирование в AnyLogic 68
2.6 Линейное программирование 69
2.6.1 Сетевая модель задачи. 73
2.6.2 Математическая постановка задачи 73
2.6.3 Математическая постановка задачи для линейного программирования 74
2.6.4 Результаты моделирования 75
Вывод по второй главе 80
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложения
Транспортная инфраструктура – это сложный комплекс, в который входят все виды транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и речной. Она обеспечивает обмен товарами и услугами, поддерживает экономику страны. Транспортная инфраструктура России имеет стратегическое значение для функционирования страны в целом и ее отдельных регионов.
Железные дороги являются самым доступным и относительно недорогим видом транспорта в стране, как для грузоперевозок, так и для пассажироперевозок. От стабильной работы железных дорог зависит как деятельность промышленных предприятий, так и повседневная жизнь граждан. ОАО «РЖД» - третья по величине в мире железнодорожная компания. Экономика страны находится в большой зависимости от ее деятельности не только потому, что во многих случаях это единственный доступный способ транспортировки, но и по потому, что компания обеспечивает рабочими местами порядка миллиона человек.
Повышению эффективности железнодорожных грузоперевозок, которые практически не зависят от погодных условий, времени года, и позволяют осуществлять перевозки на дальние и сверхдальние расстояния, посвящено множество отечественных и зарубежных научных работ, что свидетельствует об актуальности данной темы. В данной выпускной квалификационной работе рассматривается взаимодействие железной дороги и морского торгового порта при осуществлении грузоперевозок.
Целью работы является: разработка методики и практических рекомендаций по управлению продвижения вагонопотоков на припортовые станции на примере ОАО «РЖД».
В ходе работы над данной темой были поставлены следующие задачи:
1) Определение основных грузоотправителей и грузополучателей ОАО «РЖД» и основных характеристик их операционной деятельности.
2) Изучение работы припортовых станций и их перерабатывающей способности.
3) Изучение объемов и номенклатуры отправляемых грузов.
4) Исследование динамики роста внешнеторговых перевозок.
5) Изучение основных конкурентов компании в области грузоперевозок.
6) Формулировка проблемных ситуаций.
7) Обзор литературы и лучших практик по данной теме.
8) Разработка методов и путей решения проблемы.
Объектом моего исследования является компания ОАО «РЖД», а в частности ее взаимодействие с морскими торговыми портами при мультимодальных перевозках.
Предметом исследования выступают проблемы, возникающие во время взаимодействия железной дороги и морского торгового порта, такие как:
1) нехватка вагонов под погрузку;
2) задержка поезда в пути следования;
3) необеспечение выгрузки.
Следствием этих проблем являются:
1) невыполнение нормативов по выгрузке;
2) появление отставленных от движения поездов;
3) материальные потери компании от отставленных от движения поездов в адрес морских портов;
4) появлению брошенных поездов, занимающих пути станции и мешающих осуществлять разгрузку.
Для изучения данных проблем был проведен глубокий анализ доступной информации, в качестве методов и инструментов исследования выступали:
1) глубинные интервью с представителями компании, опрос сотрудников логистический центра службы движения ОАО «РЖД»;
2) качественные методы исследования - кейс-метод, системный подход к оценке экономической эффективности деятельности компаний;
3) имитационное программирование в программном обеспечении AnyLogic;
4) статистическое тестирование гипотез о распределении выборок, предоставленных в ходе интервью с представителями компании;
5) использование линейного программирования в качестве метода решения возникшей проблемы.
В качестве источников информации были использованы:
1) информационные базы ОАО «РЖД»;
2) сайты российских и зарубежных компаний;
3) информационные и реферативные базы данных SCOPUS, Web of Knowledge, Elsevier, Springer, Ebrary;
4) аналитические отчеты;
5) результаты опросов менеджеров зарубежных и российских компаний.
В настоящее время железнодорожный транспорт играет одну из ключевых ролей в развитии экономики практически любой страны, Россия не является исключением. Основная функция железнодорожного сообщения – своевременное и полное решение задач, необходимых для функционирования народного хозяйства, а также удовлетворение потребностей населения в перевозках, увеличение эффективности и производительности работы транспортной инфраструктуры.
Целью работы было совершенствование продвижения вагонопотоков на припортовые станции ОАО «РЖД».
В результате проведенной работы, были решены следующие поставленные задачи:
1) Описаны основные грузополучатели и грузоотправители ОАО «РЖД», основные регионы назначения грузов, основные регионы погрузки грузов, абсолютным лидером среди которых является Кемеровская область, где добывается каменный уголь. Проведен анализ транзитных и экспортных грузоперевозок. Более подробно рассмотрены грузы, отправляющиеся в адрес Мурманского морского торгового порта, сортируемые там и отправляемые на экспорт.
2) Изучена работа припортовых станций на примере станции Мурманск, выявлено ее техническое обеспечение, организация плана работ и перерабатывающая способность.
3) Изучены объемы и номенклатуры отправляемых грузов, как в масштабе всей страны, так и масштабе Северо-Западного региона и, в частности, Мурманского морского торгового порта. Представлены наглядные диаграммы и проведен их детальный анализ.
4) Исследована динамика роста внешнеторговых перевозок как в масштабе всей страны, так и масштабе Северо-Западного региона и, в частности, Мурманского морского торгового порта. Проанализированные данные представлены в виде диаграмм, поделенных по видам грузов и регионам назначения.
5) Изучены основные конкуренты компании в области грузоперевозок, которыми являются автомобильный и морской транспорт. Показаны достоинства и недостатки каждого вида транспорта и критерии, от которых зависит их выбор.
6) Проведен Pest-анализ грузовых перевозок.
7) Сформулированы проблемные ситуации, возникающие при взаимодействии железной дороги и морского порта. Проблемы выявлены на примере взаимодействия Октябрьской железной дорого и Мурманского морского торгового порта.
8) Проведен обзор литературы и лучших практик по данной теме, в частности, проанализировано значение мультимодальных перевозок для страны и качество их организации, описаны сухие порты, как один из методов решения проблем, проанализировано решение проблемы с помощью методов имитационного моделирования.
9) Разработаны методы и пути решения проблемы:
a. Проведено тестирование выборок по погрузке и выгрузке за пять лет и выявлено, что они соответствуют нормальному распределению;
b. На основе данных о выборках простроена модель в AnyLogic, отражающая текущую ситуацию на припортовой станции;
c. Создана задача линейного программирования, которая выступает в качестве основного метода решения проблемы.
При анализе данных было выявлено, что проблемы, регулярно возникающие при перевозке экспортных грузов по железной дороге через морские порты, показывают, что остро стоит вопрос об организации четкой синхронной работы всех участников системы, отвечающей за продвижение торговых грузов по сетям железных дорог и отправления их на экспорт. При этом основной проблемой является нарушение баланса системы движения грузовых поездов. У которой имеется несколько причин возникновения:
1) нехватка вагонов под погрузку;
2) задержка поезда в пути следования;
3) необеспечение выгрузки.
Для решения возникших проблем была создана задача линейного программирования, которая является частным случаем задачи о максимально потоке. Получившаяся модель масштабируема, аналогичные результаты можно получить как в случаи оптимизации отправки железной и марганцевой руды и химических минеральных удобрений в адрес Мурманского морского торгового порта, так и для грузов, отправляемых в адрес любого другого торгового порта.
В работе отражены результаты, получившиеся в ходе линейного программирования. Разброс значений по погрузке, получившийся в результате линейного программирования, меньше разброса, получившегося в действительности, примерно на 21%, что говорит о снижении неопределенности относительно количества отправляемых вагонов. Также в было проанализировано количество вагонов, не разгруженных к концу месяца. В результате использования значений, получившихся в результате линейного программирования, образования вагонов неразгруженных к концу месяца удалось избежать, что говорит о том, что компании удастся избежать штрафов за простой вагонов.
1) О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: постановление Правительства РФ от 18.09.2003 года № 585 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44411/(дата обращения: 11.12.2015).
2) Общая информация о компании ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]//Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан. – Режим доступа: http://mindortrans.tatarstan.ru/rus/o_company.htm(дата обращения: 20.01.2016).
3) Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: федер. закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ(ред. от 06.04.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=40444 (дата обращения: 15.12.2015).
4) Совет директоров ОАО «РЖД» положительно оценил деятельность компании по повышению эффективности в 2015 году [Электронный ресурс]// сайт компании ОАО «РЖД». – Режим доступа: http://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=654&layer_id=4069&refererLayerId=4065&refererVpId=1&refererPageId=704&id=87924(дата обращения: 18.12.2015).
5) Новости Октябрьской дороги[Электронный ресурс]// сайт компании ОАО «РЖД». – Режим доступа: http://ozd.rzd.ru/news/public/ru?id=124081&layer_id=4069&STRUCTURE_ID=2(дата обращения: 20.12.2015).
6) Технология работы логистического центра службы движения октябрьской дирекции управления движением центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» при организации завоза груза в морские порты: положение ОАО «РЖД» от 15.02.2015: утверждено начальником ОЖД 10 февраля 2015года.
7) Положение об организации работы логистического центра: положение ОАО РЖД от 29.05.2013 N 229: утверждено 29 мая 2013 года.– Режим доступа: http://scbist.com/scb/uploaded/docs/2013/maj-2013/4395-polozhenie-oao-rzhd-ot-29-05-2013-n-229.htm(дата обращения: 02.03.2016).
8) О нас [Электронный ресурс]// сайт компании «Суэк». – Режим доступа: http://www.suek.ru/about/(дата обращения: 02.03.2016).
9) Выбор вида транспортных средств[Электронный ресурс]// Информационно-образовательный портал. – Режим доступа: http://www.hanadeeva.ru/logictica/lekcui/vopros_3_4_2/index.html(дата обращения: 10.03.2016).
10) Транспортировка угля [Электронный ресурс]//Угольная биржа Uglex. – Режим доступа: http://uglex.com/articles/292-sposoby-transportirovki-uglya.html(дата обращения: 15.03.2016).
11) Business Guide (Грузовой Железнодорожный транспорт) [Электронный ресурс]// Коммерсант.– Режим доступа: http://www.kommersant.ru/apps/73582(дата обращения: 18.02.2016).
12) Грузовые перевозки[Электронный ресурс]//сайт компании ОАО «РЖД». – Режим доступа: http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4337(дата обращения: 20.02.2016).
13) BusinessGuide «Подвижной состав»[Электронный ресурс]// Коммерсант.– Режим доступа: http://www.kommersant.ru/apps/102707(дата обращения: 18.02.2016).
14) Колеса диктуют вагонные[Электронный ресурс]// Коммерсант.– Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2968585(дата обращения: 20.02.2016).
15) «УВЗ-Логистик» и «Сбербанк Лизинг» заключили крупнейшую сделку[Электронный ресурс]// сайт компании Уралвагонзавод.– Режим доступа: http://www.uvz.ru/presscenter/release/363(дата обращения: 15.02.2016).
16) Business Guide-«Грузовой железнодорожный транспорт» // Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ». – 2013. – №17
17) Численность сотрудников РЖД за первое полугодие сократилась на 5,9%[Электронный ресурс]//Агентство экономической информации «Прайм». – Режим доступа: http://1prime.ru/News/20150814/817321982.html(дата обращения: 19.04.2016).
18) РЖД просит еще 140 млрд рублей на ремонт рельсов[Электронный ресурс]// Новости экономики. – Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/12nov2013/rails.html(дата обращения: 26.04.2016).
19) Сильные и выносливые[Электронный ресурс]// Коммерсант.– Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2968584(дата обращения: 14.04.2016).
20) Голомолзин А.Н., Давыдов Г.Е. Рынок грузовых железнодорожных перевозок / А.Н. Голомолзин, Г. Е. Давыдов. – М.: БукиВеди, 2013.
21) Ход реализации IV этапа реформирования[Электронный ресурс]//сайт компании ОАО «РЖД». – Режим доступа: http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5103(дата обращения: 20.03.2016).
22) Страны назначения экспортных перевозок[Электронный ресурс]// Информационно-справочный портал «Железнодорожные перевозки».– Режим доступа: http://cargo-report.info/stat/export-cargo/(дата обращения: 25.03.2016).
23) Долгая дорога в порт[Электронный ресурс]// Октябрьская магистраль. – Режим доступа: http://oktmag.spb.ru/archive/?aday=08&amonth=02&ayear=2013(дата обращения: 27.04.2016).
24) Преодоление территориальной и информационной разобщенности: развитие транспортной системы, связи и информации [Электронный ресурс]//Стратегия 2020. – Режим доступа: http://2020strategy.ru/g19/news/32734997.html(дата обращения: 25.03.2016).
25) Взаимодействие ОАО «РЖД» и морских торговых портов России при смешанных перевозках грузов [Электронный ресурс]// Амурский институт железнодорожного транспорта. – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer27/625.pdf(дата обращения: 27.04.2016).
26) Логистика: управление в транспортно-логистических системах / Под ред. Л. Б. Миротина. – М.: Юристъ, 2008. – С. 276
27) Обоснование целесообразности организации мультимодальных «сухих портов»[Электронный ресурс]//Технические науки. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2014/Tecnic/4_155946.doc.htm(дата обращения: 14.04.2016).
28) «Сухой» порт в Шушарах будет проводить таможенную обработку контейнеров[Электронный ресурс]// Деловой Петербург. – Режим доступа: http://www.dp.ru/a/2009/10/19/Suhoj_port_v_SHusharah_bu/(дата обращения: 05.04.2016).
29) Roso, V. The dry port concept: connecting container seaports with the hinterland [Электронный ресурс] / Violeta Roso // Journal of Transport Geography. – 2009. – Vol. 17, Issue 5. – Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0966692308001245(дата обращения: 18.04.2016).
30) Шишкова, Э. Сухие порты - перспективы развития / Э. Шишкова // Логистика и управление. – 2008 - №4 – С. 35-43
31) Конкуренция контейнерных терминалов на Балтике[Электронный ресурс]//Морские вести России. – Режим доступа: http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=24439(дата обращения: 28.04.2016).
32) Гаджинский, А.М. Логистика / А.М. Гаджинский – М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 2007. – С. 124-125
33) Первый Сухой Порт на Дальнем Востоке [Электронный ресурс]//сайт компании Fialan. – Режим доступа: http://fialan-china.ru/news/vagno-znat/suhoy-port-na-dalnem-vostoke/(дата обращения: 28.04.2016).
34) Король Р.Г., Балалаев А.С. Имитационное моделирование системы «железнодорожная станция - морской порт» на примере Владивостокского транспортного узла [Электронный ресурс] / Р. Г. Король, А.С. Балалаев // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. – 2015. – T. 3, №31. – Режим доступа: http://journal.gumrf.ru/default.php?journal=2015_3&art=28(дата обращения: 21.04.2016).
35) Муравьев Д.С., Мишкуров П.Н., Рахмангулов А.Н. Использование имитационного моделирования для оценки перерабатывающей способности морских портов и обоснования необходимости сооружения «сухого» порта [Электронный ресурс] / Д.С.Муравьев, П.Н Мишкуров., А.Н. Рахмангулов //Современные проблемы транспортного комплекса в России. – 2013. В. №4. – Режим доступа: http://www.magtu.ru/dokumenty/finish/578-sovremennye-problemy-transportnogo-kompleksa-rossii/4264-4-2013.html(дата обращения: 05.05.2016).