Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правоохранительные органы России и их роль в охране прав и законных интересов граждан

Работа №122008

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения деятельности правоохранительных органов России 6
1.1 Понятие правоохранительной деятельности и ее система 6
1.2 Роль суда в правоохранительной системе 19
1.3 Зарубежный опыт правоохранительных органов в обеспечении и охране прав и законных интересов граждан 30
2. Роль правоохранительных органов в обеспечении и охране прав и законных интересов граждан 38
2.1 Компетенция правоохранительных органов в сфере обеспечения законных интересов граждан 38
2.2 Оценка социально-ориентированная модели управления правоохранительной деятельностью в России 49
3. Проблемы и направления совершенствования правоохранительных органов в сфере обеспечения законных интересов граждан 59
3.1 Проблемы обеспечения правоохранительными органами обеспечения законных интересов граждан 59
3.2 Совершенствование правоохранительной деятельности в сфере обеспечения законных интересов граждан 66
Заключение 73
Список литературы 77

Сегодня должностные лица различного уровня называют органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, по-разному. Одни именуют их «правоохранительные органы», другие - «органы силового блока», третьи - «спецслужбы» и т. п. Продолжаются и научные споры о понятии правоохранительной деятельности, а также об отнесении тех или иных органов государственной власти, в том числе исполнительных, к категории правоохранительных.
Одни ученые к органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят нотариат, адвокатуру, суды Российской Федерации. Другие обоснованно считают, что нотариат, адвокатура и суды Российской Федерации не являются правоохранительными органами. В этой связи вопрос о понятии правоохранительной деятельности, об отнесении тех или иных органов государственной власти к правоохранительным по-прежнему остается актуальным и требующим дополнительного рассмотрения.
Как известно, деятельность государственных органов власти в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним непосредственно или опосредованно относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, развития науки, культуры, образования, создания условий для поддержания обороноспособности, обеспечения правопорядка, выполнения других важных функций, в том числе по обеспечению национальной безопасности.
В то же время диапазон деятельности большинства госорганов не ограничивается решением задач по осуществлению только правоохранительной деятельности, то есть охраны законности и правопорядка, обеспечения государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью и иными правонарушениями. Кроме того, и деятельность самих правоохранительных органов не ограничивается только правоохранительной, они осуществляют, например, кадровую, штабную, тыловую работу.
В последнее время грамотно спланированное проведение правоохранительной деятельности становятся все более востребованным среди рядовых граждан. Правоведение как наука пользуется огромной популярностью у абитуриентов, о чем свидетельствуют огромные очереди в приемные комиссии в соответствующих вузах и достаточно высокая конкуренция среди поступающих.
В социальном государстве высшей ценностью является человек, его права и свободы. Это закреплено в Конституции РФ. В соответствии со ст. 2 важнейшей обязанностью государства является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, можно сказать, что правоохранительная деятельность фактически охраняет право, его нормы от нарушений, обеспечивает режим законности. В результате режима законности устанавливается правопорядок. Законность и правопорядок являются непременными условиями эффективной деятельности государственных и общественных органов и организаций, реализации прав и свобод человека, оказывают огромное влияние на формирования правового сознания и правовой культуры граждан. В этом выражается актуальность темы исследования.
Объект исследования – правовое регулирование правоохранительной деятельности в РФ.
Предмет исследования – сущность и особенности правоохранительной деятельности в РФ.
Цель исследования – изучить правовое регулирование правоохранительной деятельности в РФ.
Задачи исследования:
 изучить понятие и организацию правоохранительной деятельности;
 изучить контроль за правоохранительной деятельностью;
 рассмотреть понятие и систему правоохранительных органов;
 рассмотреть взаимодействие правоохранительных органов РФ с правоохранительными органами зарубежных государств.
При проведении исследования автор руководствовался общенаучными методами исследования, в частности, сравнения, историческим, логическим, методом анализа, специальными юридическими методами, а именно: методом юридического анализа и сравнительно-правовым методом.
В работе раскрывается сущность правоохранительной деятельности, а именно понятие и организация правоохранительной деятельности, контроль за правоохранительной деятельностью, рассматривается вопрос роли правоохранительных органов в системе правоохранительной деятельности, а именно их понятие и система, а так же взаимодействие правоохранительных органов и их коллегами из зарубежных стран.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания.
При написании работы были использованы также такие методы, как: диалектический, сравнительно-правовой, логический, формально-юридический и т.д.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Правоохранительная деятельность государства представляет собой вид государственной деятельности, сущность которой раскрывается двумя направлениями: во-первых, это деятельность, осуществляемая в целях охраны публичных интересов государства и общества в целом, а, во-вторых, это деятельность по охране прав и законных интересов человека и гражданина.
До недавнего времени законодатель использовал и другое смежное понятие «правоохранительная служба», без указания на его признаки.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ с 13 июля 2015 г. правоохранительная служба уже не рассматривается на законодательном уровне как отдельный вид государственной службы. Статья 2 данного Закона вместо понятия «правоохранительная служба» использует понятие «государственная служба иных видов».
Исчерпывающей формулировки понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительный орган» не содержалось и в ранее действующих указах Президента России.
Словосочетания «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» встречаются и в различных документах ненормативного характера. Например, в федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью говорится о правоохранительной деятельности, правоохранительной системе, «взаимодействии правоохранительных органов». Эти понятия достаточно часто применяются и в других документах для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность (в основном или главным образом) осуществления правоохранительной деятельности.
В научной литературе по вопросам о том, какие органы относятся к правоохранительным и что следует относить к правоохранительной деятельности, существует немало точек зрения.
Анализируя понятие «правоохранительная деятельность», важно иметь в виду, что в него нередко вкладывается различное содержание.
Так, для одних специалистов-практиков данная деятельность — это то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. В этом случае ставится знак равенства между понятием правоохранительной деятельности и понятием борьбы с преступностью, правонарушениями.
Для других ученых — это обеспечение общественного порядка в общественных местах, на улицах, контроль за правильным проведением массовых мероприятий и т.д.
Данные подходы не все признают правильными, так как они значительно сужают суть рассматриваемого нами вида деятельности. В целом сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка.
Очевидно, что недопустимыми являются всевозможные проявления противоправности. Поэтому они должны пресекаться, устраняться, как и любые другие противоправные действия (бездействие). В противном случае рассуждения о законности и правопорядке, их обеспечении будут сомнительными и противоречивыми. Чтобы такого не происходило или не приобретало массового характера, необходим контроль за правоохранительной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, направленный на своевременное и в полном объеме исполнение предписаний соответствующих законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов.
Таким образом, государственная деятельность в Российской Федерации многообразна. Одной из ее разновидностей является правоохранительная деятельность.
Так как противоправная деятельность покушается на права и свободы, принадлежащие человеку и гражданину, то и цель деятельности органов внутренних — защита конституционных прав и свобод. В большинстве случаев это сопровождается использованием принудительных мер, таких как, например, задержание, применение специальных средств, назначение наказания, пресечение и др.
Вместе с тем каждый человек должен исходить из того, что его права и свободы не должны мешать или ограничивать права и свободы иных граждан.
В общем, каждому лицу принадлежит свобода в избрании методов и способов реализации собственных и коллективных интересов в пределах предоставленной им свободы. Другой порядок может привести к борьбе интересов, разногласиям и конфликтам. Поэтому структура прав и свобод должна формироваться так, чтобы предупредить случаи притеснения некоторыми лицами или группами лиц правового статуса остальных людей. Практически создание такого механизма с помощью одних только юридических средств неосуществимо, поскольку законы обеспечивают собственное действие только частично.
Один из основных принципов деятельности органов внутренних дел — это уважение человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов личности. При этом в процессе защиты зачастую происходят нарушения прав и законных интересов других лиц. Порой невозможно защитить права какого-либо одного лица, не нарушив границу прав и свобод другого. Например, во время защиты права человека на неприкосновенность жилища сотрудникам органов внутренних дел требуется временно ограничить право на свободу передвижения, задерживая то самое лицо, которое ворвалось в жилище первого лица. Иначе действовать не представляется возможным.
Но часто правоохранительные органы злоупотребляют предоставленными им правами по охране и защите граждан. К примеру, в следствии и дознании наблюдается увеличение случаев отказа в возбуждении уголовных дел, а также их незаконного прекращения, соответственно и приостановления. Жалобы на следователей возросли в два раза и продолжают расти, что не является благоприятным применительно к системе защиты прав и свобод личности.
Безосновательно применяются также меры пресечения, особенно содержание под стражей. По статистике, более 90% ходатайств следователей о заключении под стражу были удовлетворены. По данным статистики, меру наказания без лишения свободы применяют лишь к 30% лиц, обвиняемых непосредственно в совершении преступлений небольшой и средней тяжести.
Граждане РФ не раз обращались в Европейский суд по правам человека, который счел, что тяжесть совершенного преступления не всегда служит основанием для ареста в России.
Уполномоченный по правам человека в РФ каждый год упоминает о цикличных нарушениях прав человека правоохранительными органами, в частности органами внутренних дел.
В заключение отметим, что необходимо следить за соблюдением законодательства при приеме жалоб от населения относительно сотрудников правоохранительных органов. Требуется усилить контроль и проверку за деятельностью органов внутренних дел в области соблюдения прав и свобод граждан, так как в первую очередь они должны охранять и защищать права, свободы, интересы и непосредственно безопасность человека.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изменениями и дополнениями от 21.07.2014 года).
2. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 года № 390-ФЗ (в редакции от 05.10.2015 года, действующая редакция).
3. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 07.02.2011 года №3-ФЗ (в редакции от 29.07.2017 года).
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно - розыскной деятельности» от 12.08. 1995 года № 144-ФЗ (в редакции от 06.07.2017 года).
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 31.05.2002 года № 63-ФЗ (в редакции от 29.07.2017 года).
6. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 03.04.2017 года).
7. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993 года № 4462-1(в редакции от 03.06.2016 года).
8. Указ Президента РФ от 01.03.2011года № 248 (в редакции от 15.07.2017 года) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»).
9. Указ Президента РФ от 21.12.2016 года № 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации".
10. Авдонкин В.С., Бобренев В.А., Диордиева О.Н. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 434 с.
11. Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2018. С. 144.
12. Байниязов Р. С. Правосознание и правоохранительная деятельность // Современное право. – 2017. – № 6.– С. 144.
13. Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. – М., 2015. С. 25.
14. Божьев В. П., Гаврилов Б. Я. Правоохранительные и судебные органы. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 296 с.
15. Бондарь Н. С. Буква и дух российской Конституции: 20-летний опыт гармонизации в свете конституционного правосудия // Журнал российского права. 2013. № 11. С. 11.
16. Бондарь Н. С. Буква и дух российской Конституции: 20-летний опыт гармонизации в свете конституционного правосудия // Журнал российского права. 2013. № 11. С. 11.
17. Борисенко А. В., Величко А. Ю. Субъекты правоохранительной системы Российской Федерации: основные аспекты сотрудничества // Гражданин и право. – 2018. – № 4. – С. 143.
18. Бочаров Р. Профилактика политического экстремизма и терроризма в молодежной среде // Власть. – 2013. – № 5. – С. 77.
19. Василенко А. С. Медиация и другие программы восстановительного правосудия в уголовном процессе стран англосаксонского права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
20. Василенко А. С. Медиация и другие программывосстановительного правосудия в уголовном процессе стран англосаксонского права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
21. Головка Л. В., Брусницын Л. В., Ветрова Г. Н. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. — М.: Городец, 2020. 768 с.
22. Гулягин А. Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. – 2015. – № 6. – С. 148.
23. Гулягин А. Ю. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности // Российская юстиция. – 2015. – № 11. – С. 36.
24. Гулягин А. Ю. Характеристика правоохранительной деятельности и осуществляющих ее органов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 5. – С. 88.
25. Джелали Т. И., Лещенко О. В. Межгосударственный и международный розыск обвиняемых и осужденных // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 6. С. 156.
26. Егорышев С. В. Органы внутренних дел как социальная организация: проблемы их реформирования и повышения эффективности деятельности: автореф. дисс. ... докт. соц. наук. Уфа, 1998.
27. Егорышев С. В. Органы внутренних дел как социальная организация: проблемы их реформирования и повышения эффективности деятельности: автореф. дисс. ... докт. соц. наук. Уфа, 1998.
28. И.Э. Мартыненко. Развитие теоретических взглядов о сущности правоохранительной деятельности/Развитие судебной власти в РФ.-2018.-№1.-С.56.
29. Иванцова Т. Г. Роль правоохранительных органов по соблюдению и защите прав человека в России (история и современность) // Таврический научный обозреватель. 2016 // URL://https://cyberlenmka.m/artide/n/rol-pravoohra-nitelnyh-organov-po-soblyudeniyu-i-zaschite-prav-cheloveka-v-rossii-istoriya-i-sovremennost.
30. Иванцова Т. Г. Роль правоохранительных органовпо соблюдению и защите прав человека в России (история и современность) // Таврический научный обозреватель. 2016 // URL://https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pravoohranitelnyh-organov-po-soblyudeniyu-i-zaschite-prav-chelovekav-rossii-istoriya-i-sovremennost.
31. Лиховицкая Е. П. Судоустройство и правоохранительные органы. Краткий курс. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2019. 224 с.
32. Маслеев А. Г., Бердюгина О. Г., Грибакина Э. Н. Профессиональная этика (в правоохранительных органах). — М.: Юстиция, 2020. 144 с.
33. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства иправа: учебник. М. : Юристъ, 2004.
34. Н.И. Свечников. Сущность правоохранительной деятельности/ Lex Russica.-2017.-№7 (116).-С.29.
35. Обзор заседания рабочей группы по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации // URL:// https://www.business-gazeta.ru/news/459198.
36. Орлов Ю. К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник для бакалавров. — М.: Проспект, 2020. 336 с.
37. Орлов Ю.К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник. — М.: Проспект, 2018. 336 с.
38. Понкратова, С. А. Сущность правоохранительной деятельности / С. А. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 288-289. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76369/
39. Попова Н. Ф. Основы управления в правоохранительных органах. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2017. 288 с.
40. Правоохранительные органы России. Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2019. 296 с.
41. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / под ред. Ляхов Ю. А. — М.: Инфра-М, Норма, 2018. 416 с.
42. Правоохранительные органы. Учебник и практикум / под ред. Поляков М.П. — М.: Юрайт, 2016. 364 с.
43. Правоохранительные органы: учебник и практикумдля вузов / М. П. Поляков [и др.]; под общ. ред. М. П. Полякова. М. : Юрайт, 2020.
44. Романовский Г. Б., Романовская О. В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М, 2017. 300 с.
45. Седова Г. И., Степанов В. В. Дознание в правоохранительных органах. Учебное пособие. — М.: Юрайт, 2019. 130 с.
46. Станкевич Г. В., Григорова К. С., Акопов С. М. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособи. — М.: Проспект, 2020. 80 с.
47. Стойко Н. Г., Кириллова Н. П., Лодыженская И. И. Правоохранительные органы. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019. 518 с.
48. Федеральный закон № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
49. Шагиев Б.В. Правоохранительные и судебные органы РФ. (СПО). Учебник. — М.: КноРус, 2019.
50. Шайхуллин М. С. К вопросу о конституционныхгарантиях местного самоуправления в России. В сб.: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: мат. XIII междунар. науч.-практ. конф. В 5 т. 2016. С. 130–133.
51. Мишиев Ю.В. К вопросу о сущности и содержании правоохранительной деятельности/ Гуманитарный вестник. - 2018. - № 4 (23).-С. 73
52. Москвина Н.А. Понятие и сущность законности в деятельности правоохранительных органов/ Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение. - 2018. - №3.-С.340.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ