Введение 3
Глава 1. Средства выражения субъективной модальности в художественном тексте 7
1.1. Выразители субъективной модальности как средство характеристики образа автора 7
1.2. Место вводных конструкций среди средств выражения субъективной модальности 12
1.3. Функционально-семантическая классификация вводных конструкций 14
1.4. Значения и текстовые функции отдельных групп вводных конструкций 21
Выводы 25
Глава 2. Вводные конструкции в рассказах И.А. Бунина 27
2.1. Общая характеристика материала исследования 27
2.2. Позиция вводных в структуре предложения и рассказа 28
2.3. Функционально-смысловые группы вводных конструкций в рассказах 35
Выводы 36
Глава 3. Вводные конструкции в разных типах повествования 38
3.1 Типы повествователя в прозе И. А. Бунина 38
3.2. Классификация вводных по контекстам употребления 41
3.3. Вводные конструкции в разных типах повествования 44
3.4. Текстовые функции вводных конструкций 51
Выводы 63
Заключение 65
Использованная литература 67
Приложение 73
Изменить начало. О современных подходах к изучению худ.текста, о субъектной перспективе, далее к вводным.
Коммуникативная грамматика, грамматика говорящего. Образ автора в художественном тексте, авторская модальность, модальность как текстообразующая категория.
Большакова А. Ю. Теории автора в современном литературоведении
Виноградов В. В. Стиль «Пиковой дамы»
Выразители субъективной модальности формируют субъективно-оценочную модальность текста, которая принадлежит автору.
Романова Т. В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной литературе
Вводные как обособленная группа эгоцентриков по Падучевой
Актуальность работы определяется тем, что анализ при помощи анализа выразителей субъективной модальности (вводных конструкций) дается с опорой на понятия коммуникативной грамматики, грамматики говорящего. Их функции и семантика рассматриваются в приложении к характеристика характеристике субъектов повествования и образа автора в рассказах И.А. Бунина. Принимается во внимание субъектная перспектива текста. Анализ вводных конструкций как средств выражения модальных значений соотносится с описанием языковых средств выражения образа автора в тексте. Выразители субъективной модальности формируют субъективно-оценочную модальность текста, которая принадлежит автору .
С выявлением языковых средств, «материализующих роль говорящего в тексте», эксплицирующих точку зрения повествователя и помогающих определить субъект сознания, связан лингвистический аспект изучения образа автора. Через средства языка В. В. Виноградов анализирует стиль «Пиковой дамы», через анализ эгоцентриков дается характеристика типов повествователя и форм нарратива Е. В. Падучевой.
Анализ средств выражения субъективной модальности относительно типов повествования и повествователя используется при описании авторской модальности, и образа автора.
Вводные конструкции рассматриваются в составе средств выражения субъективной модальности как способы выражения авторства, используются при интерпретации смысла художественного текста.
Виноградов, Шмид, Падучева.
Вольф Е. М. Субъективная модальность и семантика пропозиции
Зеленщиков А.В. Пропозиция и модальность
Казаковская В. В. Способы выражения авторства в структуре предложения
Андреева Е. В. Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А. П. Чехова: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. СПб, 2004.
Вяткина С. В. От анализа вводных конструкций к интерпретации смысла художественного текста (Ф. М. Достоевский и М. Петросян)
Глухова О. П. Средства и способы выражения субъективной модальности в текстовом пространстве Ю. ПоляковаГлухова О. П. Средства и способы выражения субъективной модальности в текстовом пространстве Ю. Полякова
Девина О. В. Авторская модальность в произведениях А.Т. Твардовского
Мухин Н. Ю. Вводные компоненты как средство выражения и установления авторства текста
Проведенный контекстный анализ в сочетании со статистическим выявил зависимость употребления вводных с семантикой «уверенность - неуверенность» от типа нарратива (преобладание контекста перволичного повествования), типа повествователя, характера события или ситуации, по отношению к которым употребляется вводное слово.
Представляется логичным проследить зависимость особенностей употребления разных функционально-семантических групп вводных конструкций, выражающих субъективно-модальные значения, других функционально-семантических групп от типа нарратива, типа повествователя, характера события или ситуации, по отношению к которым употребляется вводное слово, этих параметров и сопоставить результаты с выделяемыми в литературоведении исследователями типами повествователя в творчестве И.А. Бунина.
Объектом исследования являются 92 77 рассказа рассказов И. А. Бунина, приведенных в собрании сочинений в шести томах (тома 2 - 4) , , , в. Из них вкоторых 79 употребляются вводные конструкции.
Предметом исследования являются вводные конструкции разных функционально-семантических групп в рассказах И.А. Бунина.
Целью работы является описание особенностей употребления и функционирования вводных конструкций в рассказах И.А. Бунина.
Задачи:
1. Определить место вводных конструкций среди средств выражения субъективной модальности.
2. На основе анализа лексико-грамматических источников определить состав функционально-семантических групп вводных конструкций.
3. Методом сплошной выборки выявить в рассказах И. А. Бунина вводные конструкции и контексты их употребления.
4. Охарактеризовать контексты употребления вводных конструкций.
5. Проследить зависимость употребления вводных конструкций от типа повествователя в рассказе.
7. Сопоставить особенности употребления вводных конструкций в разных типах повествования.
8. Соотнести полученный результат с Дать характеристику особенностейями идиостиля И. А. Бунина на основании функционирования вводных конструкций в рассказах.
Материал исследования представлен 70410 употреблениями вводных конструкций в 77 рассказах И.А. Бунина, написанных в период с 1892 по 1932 гг.
Методы описания: описательный, контекстуальный, функционально-семантический, статистический.
Новизна работы заключается в рассмотрении особенностей употребления вводных конструкций на материале рассказов И.А. Бунина.
Рассказы рассматривались при описании структуры повествования , эволюции повествования И. А. Бунина. Основное внимание уделялось описанию типов нарратива, особенностей их употребления. Вводные конструкции рассматриваются в составе средств создания определенного типа повествования (несобственно-авторская речь) .
Также вводные конструкции рассматривались в составе эгоцентрических элементов рассказов при описании особенностей авторского повествования прозы И. А. Бунина .
Лингвистические средства создания образа автора в творчестве Бунина подробно рассматривались на другом материале («Темные аллеи» , «Жизнь Арсеньева» ).
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты работы могут помочь при дальнейшем изучении идиостиля И.А. Бунина. Возможно соотнесение особенностей функционирования вводных конструкций в различных повествовательных формах с другими группами средств выражения субъективной модальности, эгоцентриками, способствующее описанию речевых средств выражения авторской модальности И. А. Бунина.
Структура работы определена целью и задачами исследования. ВКР состоит из введения, теоретической и двух практических глав, заключения, приложения и библиографического списка использованной литературы и практической глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
При рассмотрении вводных конструкций как средств выражения субъективной модальности были выявлены следующие спорные вопросы: проблема разделения модальности на субъективную и объективную, область значений, входящая в состав субъективно-модальных значений, состав и критерии выделения экспликаторов модальных значений.
Средства выражения субъективной модальности рассматриваются как языковые средства выражения субъекта повествования, являющегося реализацией образа автора в тексте. Субъективная модальность входит в состав авторской модальности.
При рассмотрении функционально-семантических групп вводных конструкций была выявлена их неоднородность и отсутствие единого мнения в вопросе отнесения всех групп вводных к выразителям модальных значений.
При анализе состава функционально-семантических групп вводных в рассказах И. А. Бунина выразители степени уверенности в достоверности высказывания оказались самыми частотными. Такую особенность можно объяснить разнообразием функций, выполняемых ими в текстах.
Были выявлены контексты употребления и распределение вводных по типам повествования в зависимости от типа повествователя.
На основе рассмотренных модальных значений и функций групп вводных конструкций, были определены их текстовые функции в рассказах И. А. Бунина. Общими для показателей степени уверенности функциями являются привлечение внимания к компоненту высказывания с целью подчеркнуть его значение, выражение значение отвергаемого предположения, создание иронического эффекта.
Для показателей категорической достоверности это оценка типичности, соответствия ожиданию говорящего, согласие с позицией адресата, выражение уверенности в достоверности сообщаемого, уверенности в естественности, несомненности сообщаемого, указание на внутреннее состояние говорящего.
Для показателей проблематической достоверности это выражение неуверенного из-за недостатка информации предположения, воздействие на адресата (просьба, предложение), употребление, оправдывающее ввод олицетворения, передача восприятия субъекта речи, создание эффекта «речевой демагогии», эмоциональности высказывания, выражение вежливого несогласия с собеседником.
При помощи вводных со значением эмоциональной оценки выражается эмоциональное отношение к происходящему (свое или, в случае с экзегетическим повествователем, описываемого персонажа).
При помощи вводных, характеризующих степень обыденности явления, оценивается степень обыденности и регулярности сообщаемого, вводится контекст воспоминания.
Выявленные закономерности иллюстрируют особенности повествования в творчестве И. А. Бунина (внешняя позиция имплицитного повествователя по отношению к внутреннему миру персонажа, значимость темы памяти, связи настоящего и прошлого и т. д.).
1. Бунин И. А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 2. Произведения 1887 – 1909 г. / Статья-послесловие О. Михайлова; Коммент. В. Титовой. М., 1987.
2. Бунин И. А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 3. Повести и рассказы 1907 – 1914. / Редкол.: Ю. Бондарев, О. Михайлов, В. Рынкевич; Подгот. Текста и коммент. А. Баборейко; Статья-послесловие Л. Крутиковой. М., 1987.
3. Бунин И. А. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. Произведения 1914 – 1931. / Редкол.: Ю. Бондарев, О. Михайлов, В. Рынкевич; Статья-послеслов. и коммент. А. Саакянц. М., 1988.
Справочная литература
1. Болотнова Н. С.Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М., 2009.
2. Русская грамматика. Т. 2 :Синтаксис. М., 1980.
3. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1999.
4. Словарь структурных слов русского языка / Под ред. В. В. Морковкина. М., 1997.
5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под редакцией М.Н. Кожиной. М., 2006.
Научная литература
1. Андреева Е. В. Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А. П. Чехова: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. СПб., 2004.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
3. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.
4. Биренбаум Я. Г. Пространство вводности и придаточные предложения: (Пособие по спецкурсу). Челябинск, 1976.
5. Большакова А. Ю. Теории автора в современном литературоведении // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 15 – 24.
6. Бондаренко В. Н. Виды модальных значений и их выражение в языке // Филологические науки. 1979. № 2. С. 54 - 61.
7. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. М., 2000.
8. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.
9. Вантенков И. П. Структура повествования в рассказах И. А. Бунина (1890-1916 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Киев,1979.
10. Виноградов B. B. О теории художественной речи. М.,1971.
11. Виноградов В. В.Стиль "Пиковой дамы"// Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л.,1936. Т. 2. С. 74 – 147.
12. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избранные труды. М., 1975.С. 38 – 79.
13. Вихрян О. Е. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1990.
14. Вольф Е. М. Субъективная модальность и семантика пропозиции // Логический анализ языка. Избранное. 1988 – 1995. Редколлегия: Н. Ю. Арутюнова, Н. Ф. Спиридонова. М., 2003.С. 87 - 102.
15. Вяткина С. В. От анализа вводных конструкций к интерпретации смысла художественного текста (Ф. М. Достоевский и М. Петросян) // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: Материалы IV Конгресса «РОПРЯЛ», проходящего в рамках I Педагогического форума «Русский язык в современной школе» (Сочи, 1–2 ноября 2014 года) / Редкол. К. А. Рогова, Г. М. Васильева, А. Д. Щукина и др. Т. 2. СПб, 2014.С. 30 – 36.
16. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
17. Глинина О. Г. «Темные аллеи» И. А. Бунина как художественное единство: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Волгоград, 1999.
18. Глухова О. П. Средства и способы выражения субъективной модальности в текстовом пространстве Ю. Полякова: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Кемерово, 2010.
19. Грунина Л. П. Особенности авторского повествования прозы И.А. Бунина (нарративность и эгоцентричность): проблема нарушения границ чужого сознания // Этногерменевтика: Грамматические и семантические проблемы. Вып.1 Кемерово, 1998. С. 41-46.
20. Горельникова Ю. А. Выражение модального значения кажимости в структуре предложения. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1993.
21. Девина О. В. Авторская модальность в произведениях А.Т. Твардовского. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Калининград, 2012
22. Дмитриева Л. К. Обращение и вводный компонент. Лекции. Л., 1976.
23. Думанишева Ж. Б. Языковые средства репрезентации субъективной модальности в романе Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол".Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Майкоп, 2011.
24. Захарова В. Т. Импрессионизм в русской прозе Серебряного века. Н. Новгород, 2012.
25. Золотова Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. М., 1998.
26. Зорина Е. С. Авторская модальность как организующая категория художественного повествования (на материале сборника рассказов В. Набокова "Весна в Фиальте"). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филол. н. СПб., 2005.
27. Ильенко С. Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка. СПб., 2009.
28. Казаковская В. В. Способы выражения авторства в структуре предложения :Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1996.
29. Каменецкая Т. Я. Эволюция повествования в произведениях И. А. Бунина 1910 - 1920-х годов. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Екатеринбург, 2008.
30. Каменская Н. В. Выражение модальной оценки обычности высказывания: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1996.
31. Кочеткова О.Л. Средства выражения модального значения возможности и необходимости в русском языке второй половины XVII — начала XVIII века: Автореф. дис. канд. филол. наук. Тверь, 1998.
32. Краснова Т. И. Субъективность – Модальность (материалы активной грамматики). СПб., 2002.
33. Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.
34. Мальцев Ю. А. Иван Бунин. 1870 — 1953. Франкфурт-на-Майне М., 1994.
35. Маркелова Т.В. Взаимодействие оценочных и модальных значений в русском языке // Филологические науки. 1996. № 1. С. 80 – 90.
36. Мухин Н. Ю. Вводные компоненты как средство выражения и установления авторства текста. автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Екатеринбург : 2002.
37. Небыкова С.И. Синонимия средств выражения модальности возможности и необходимости // Филологические науки. 1973. № 3. С. 85 – 92.
38. Норман Б. Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994.
39. Падучева Е. В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996.
40. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 8-е изд. М., 2001.
41. Пляскина М. В. Модальные слова группы категорической достоверности: структурно-семантический и функциональный аспекты. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. филол. н. Новосибирск, 2001.
42. Попова Е.А. Авторская модальность как средство выражения антропоцентричности текста: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Липецк, 1996.
43. Прияткина А. Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения. М., 1990.
44. Распопов И. П., Ломов А.М. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис. Воронеж, 1984.
45. Романова Т.В. Модальность. Оценка. Эмоциональность. Нижний Новгород, 2008.
46. Рыжова Н. В. Речевые средства создания образа автора в прозе И.А. Бунина: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. М., 1991.
47. Синтаксис современного русского языка : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.Н.Акимова, С. В. Вяткина, В.П.Казаков, Д.В.Руднев; под ред. С. В. Вяткиной. СПб., 2009.
48. Скобликова Е.С. Синтаксис простого предложения. М., 1979.
49. Современный русский язык. Учебник. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация/ В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М., 1987.
50. Солганик Г.Я. К проблеме модальности текста // Русский язык: Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. М., 1984. С. 173 – 186.
51. Степанов С. П. Субъективация повествования и способы организации текста (на материале повествовательной прозы Чехова) – Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. СПб, 2002.
52. Трофимова И. А. Средства выражения субъективной модальности в художественном тексте : На материале прозаических произведений А. П. Чехова. Автореф. дис. на соиск. учен.степ. к. филол. н. Калининград, 2004.
53. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941.
54. Шмид В. Нарратология. М., 2003.
55. Яковлева Е. С. О связи дейксиса и модальности // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М., 1990.С. 225 – 245.
56. Яковлева Е. С. Согласование модусных характеристик в высказывании // Логический анализ языка. Избранное. 1988 – 1995. Редколлегия: Н. Ю. Арутюнова, Н. Ф. Спиридонова. М., 2003.С. 129 – 147.