Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Понятие, классификация и основные причины возникновения конфликтов в организации 8
1.2. Управление конфликтами в менеджменте современной организации 14
1.3. Методы разрешения и предупреждения конфликтов в организации 19
2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЕЛТРАНС+» И МЕТОДЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Елтранс+» 27
2.2. Оценка персонала предприятия 37
2.3. Конфликты в деятельности ООО «Елтранс+» и их влияние на эффективность менеджмента в организации 42
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «ЕЛТРАНС+» 51
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления конфликтами ООО «Елтранс+» 51
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что в период реформирования российской экономики наблюдаются системные кризисные явления в возникающих социально- трудовых отношениях. Надо отметить, тот факт, что кризис труда характерен не только лишь преобразуемым отношениям, причины его более глубоки и превращают его в явление циклического характера.
В соответствии с концепцией К.Маркса, труд является всегда отчуждаемой деятельностью, деятельностью для остальных, а для работника он представляет ценность, имеющую значение лишь в качестве менового объекта. Произведенный продукт способен удовлетворить потребности остальных, а потребности самого работника, главным образом, удовлетворяются только доходами от его трудовой деятельности. В настоящее время главные причины отчуждения труда заключаются в том, что в общественном производстве труд не всегда способен обеспечить нормальный уровень для жизни работника, наблюдается отсутствие эффективной системы стимулирования труда, в следствие появляется явление общей трудовой пассивности.
Существенные признаки современного кризиса труда - это потеря трудовых ценностей, преобразование трудовой деятельности из образа жизни в обычное средство существования, упразднение некоторых профессий, недостаток маневренности в профессиональном пространстве рабочих. К специфическим признакам труда при реформировании стоит отнести видоизменение в экономике распределения собственности, преобразование производственной специализации. Для РФ специфичные признаки труда определены еще хозяйственными традициями и особенностями в культуре производства: трудовая пассивность, непрозрачность рынка труда, низкий уровень оплаты труда, который не обеспечивает удовлетворение даже основных потребностей, дифференциация в заработной плате, что говорит об отраслевом, профессиональном и территориальном дисбалансе в трудовых статусах.
Разноречивые взаимоотношения капитала и труда полагают наличие в социально-трудовой сфере конфликтов.
Конфликт представляет собой тип социально-трудовых отношений, который выступает в роли крайнего выражения в этих отношениях противоречий. Конфликт служит объективным и реальным проявлением противоречий, существующих постоянно в жизни людей, поскольку без них развитие отдельно взятого человека, группы людей или в целом общества невозможно.
Вопросы изучения конфликтов, включая трудовые, поднимались многими исследователями, в том числе: Е. В. Александровой, Н. В. Андреенковой, Н. В. Гришиной, А. С. Гусевой, Н. С. Данакиным, В. В. Козловым, С. В. Патрушевым, А. В. Соловьевым, В. И. Сперанским, Э. А. Уткиным, А. Н. Чумиковым и другими, в работах которых были рассмотрены отдельные теоретико-методологические аспекты в управлении конфликтными взаимодействиями.
Указанными авторами был внесен значительный вклад в практику и теорию управления трудовыми конфликтами, но существующие на сегодняшний день изменения на первый план выдвигают проблемы, ранее не стоявшие перед организациями разнообразных отраслей экономики. В изучениях трудовых конфликтов слабо освещены и проработаны вопросы мониторинга социально-трудовой сферы в целях профилактики и обнаружения причин зарождения конфликтов, нет технологий моделирования и диагностики трудовых конфликтов, не выработаны рекомендации по управлению трудовыми конфликтами системного характера.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов предупреждения и разрешения конфликтов на примере предприятия ООО «Елтранс+».
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты конфликтов в менеджменте организации;
• исследовать конфликты в деятельности организации ООО «Елтранс+» и методы их разрешения;
• разработать проект мероприятий по совершенствованию предупреждения и разрешения конфликтов в организации ООО «Елтранс+».
Объектом исследования выступает ООО «Елтранс+».
Предметом исследования является предупреждение и разрешение конфликтов в менеджменте организации.
Теоретическую основу исследования составляют законодательство Российской Федерации, работы отечественных и зарубежных ученых в области конфликтологии и управления персоналом, основные научные положения теории менеджмента и экономической теории, учебные пособия и результаты собственных исследований.
Методологическая основа исследования состоит в использовании комплексного, системного подхода к анализу проблем управления конфликтами в деятельности современного предприятия. Для написания данной работы были использованы следующие методы: статистико-экономические методы, графический метод, анкетный опрос, сравнительный анализ, экспертный метод.
Эмпирическую базу исследования составили статистические материалы, предоставленные объектом исследования.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, решаемыми в процессе исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений.
Процесс развития общества, социальной общности или группы, и даже отдельной личности является довольно сложным. Данный процесс не всегда разворачивается последовательно и связывается с возникновением, нарастанием и разрешением противостояний. Жизнь любого человека, коллектива или компании состоит из противоречий. Функционирование общества - это конфликты и консенсусы, согласия и противостояния.
Конфликт - это столкновение сторон, мнений и сил. Причинами столкновения могут определяться в отношении: материальных ресурсов, важнейших жизненных установок, властных полномочий, статусно-ролевых различий в социальной сфере, личностных (эмоционально-психологических) различий и т.п. Конфликты могут охватывать все стороны жизни людей, весь комплекс социальных отношений, и элементы социальных взаимоотношений. Конфликт, по своей сущности, представляет собой один из видов социальных взаимоотношений, где субъектами и участниками становятся отдельные личности, группы и организации. Конфликтные ситуации предполагают противостояние сторон, то есть действия направлены против друг друга.
В основании конфликтной ситуации находятся противоречия субъективно-объективного характера, однако эти явления не стоит объединять. Противоречия могут быть длительными и имеют особенность перерастать в конфликтные ситуации. В основании же конфликта находятся лишь такие противоречия, где причиной являются интересы, потребности и ценности, которые невозможно совместить. Данные противоречия перерастают в открытое противоречие сторон, в реальную борьбу.
Объектом данной выпускной квалификационной работы было выбрано предприятие ООО «Елтранс+».
ООО «Елтранс+» основано в 2000 году. С февраля 2003 года осуществляет свою деятельность в качестве таможенного брокера. В настоящий момент ООО «Елтранс+» включено в Реестр таможенных представителей Федеральной Таможенной Службы РФ и имеет статус Общероссийского таможенного представителя, международного экспедитора и складского оператора.
Проведенный анализ эффективности деятельности предприятия показал, что ООО «Елтранс+» является довольно прибыльным и рентабельным, причем его рентабельность и прибыльность увеличиваются в течение всего исследуемого периода. Ресурсы предприятия используются достаточно эффективно.
Анализ персонала предприятия показал, что в настоящее время в ООО «Елтранс+» высококвалифицированный персонал является главным конкурентным преимуществом. В качестве основного положительного фактора следует отметить повышение образовательного уровня персонала.
В работе исследование управления конфликтами в коллективе проводилось с использованием следующих методик:
1. Методика оценки глубины конфликта.
2. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам, разработанная Ю.М. Забродиным.
3. Методика К. Томаса предназначена для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях .
4. Тест «Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации».
Результаты исследования конфликтных ситуаций Подмосковного филиала ООО «Елтранс+» свидетельствуют о том, что склонны к конфликтам 7 человек исследуемого филиала (около 19,44%), а у большинства же работников (63,89%) высокий уровень конфликтоустойчивости.
Таким образом, в целом мы наблюдаем, что сотрудники данной компании, способны оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия и бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.
Проведенное исследование показало, что соперничество в конфликте характерно для 25% сотрудников, приспособление для 25% сотрудников, компромисс - для 22,22%, избегание для 16,67% и сотрудничество для 11,11%.
Таким образом, стили конфликтного поведения коллектива Подмосковного филиала ООО «Елтранс+» не оптимальны.
Тестирование руководителей Подмосковного филиала ООО «Елтранс+» показало, что большинство руководителей компании предпочитают компромиссный стиль поведения в конфликте, что проявляется в том, что они стараются не обострять и не продолжать конфликт, пытаются решить его на ранней стадии.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно придти к выводу о том, что в коллективе Подмосковного филиала ООО «Елтранс+» немного сотрудников, настроенных агрессивно и предрасположенных к конфликтам: большинство членов коллектива дружелюбны и настроены на сотрудничество и компромисс.
На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что в коллективе ООО «Елтранс+» необходимо проведение активной и целенаправленной работы с целью предупреждения возникновения конфликтных ситуаций.
ООО «Елтранс+» были даны рекомендации по:
1. устранению влияния фактора конфликтного поведения на работу персонала;
2. созданию программы адаптации для новых сотрудников.
Устранить влияние фактора конфликтного поведения на работу персонала ООО «Елтранс+» можно с использование таких методов, как разъяснение требований к работе, использование тренинговых механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей. Кроме того, Директор предприятия должен придерживаться определенной стратегии при реагировании на жалобы клиентов, чтобы и не испортить репутацию предприятия, и в то же время справедливо поступить по отношению к персоналу.
В качестве этапов внедрения процедуры адаптации предлагается предпринять следующие шаги:
• разработка и введение в действие положения об адаптации и программ адаптации для различных категорий работников, а также выпуск вспомогательных материалов для сотрудников, проходящих адаптацию: памяток сотрудника, корпоративных тетрадей и т.п.;
• проведение организационно-разъяснительных мероприятий для руководителей и сотрудников кадровой службы по поводу осуществления процесса адаптации: презентации положения и программ адаптации, обучающих семинаров на тему адаптации;
• проведение разъяснения процесса адаптации и обучение способам и методам работы с новыми сотрудниками для тех работников, на которых непосредственно возлагаются функции адаптации: руководителей подразделений, наставников.
Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий, заключался в определении суммы общей экономии от управления текучестью кадров вследствие нейтрализации фактора конфликтного поведения таможенных брокеров ООО «Елтранс+». Сумма средств составляет 144 тыс. руб., что прямо указывает на финансовую эффективность
Общая годовая экономия от внедрения разработанных предложений в ООО «Елтранс+» составила 37250 тыс. руб.
Реализация предложенных мероприятий приведет к улучшению психологического климата ООО «Елтранс+», а именно: к повышению удовлетворенности трудом (мотивационный эффект), поскольку процесс работы таможенных брокеров станет восприниматься ими положительно, сократится количество конфликтных ситуаций, стабилизируется коллектив. В дальнейшем эффект проявится в увеличении объема реализации, что повысит общую эффективность деятельности предприятия.