ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Понятие, сущность и виды и этапы процесса контроля 5
1.2. Задачи, структура и этапы внутреннего контроля 14
Глава 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ООО «СОЗВЕЗДИЕ АВРОРА» 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании 21
2.2. Анализ системы контроля в компании 32
Глава 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ООО «СОЗВЕЗДИЕ АВРОРА» 48
3.1. Разработка мероприятий по повышению эффективности системы внутреннего контроля 48
3.2. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших элементов управления является внутренний контроль. Его цель состоит в том, чтобы выявить «слабые места» и ошибочные решения, своевременно исправить их и не допустить повторения.
Актуальность контроля обусловлена постоянными изменениями внешней и внутренней среды, которые необходимо отслеживать и контролировать. Особенно актуальны вопросы контроля на производственных предприятиях, занимающихся реализацией своей продукции через розничные продажи. Злоупотребление и ошибки сотрудников может быть источником больших финансовых потерь. Планы не всегда выполняются так, как это было задумано. Люди не всегда принимают переданные им права и обязанности. Руководству не всегда удается в полной мере мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей. Организация должна адаптироваться к постоянным изменениям окружающей среды, необходимо следить за рынком и отслеживать конкурентов, чтобы понимать свои слабые стороны, а также конкурентные преимущества. У руководства появляется возможность обнаружить собственные ошибки и ошибки персонала, а также определить, достигнуты ли поставленные цели благодаря выполнению одной из функций менеджмента - функции контроля. В науке финансового права давно уделяется пристальное внимание общим вопросам правового регулирования финансового контроля. Так, в фундаментальном труде профессора Е. Ю. Грачевой впервые обоснован вывод о финансовом контроле как подотрасли финансового права. В. В. Бурцев, рассматривая внутренний контроль с позиции участия в процессе управления, применяя кибернетический подход, признает целью внутреннего контроля информационную прозрачность объекта управления для принятия эффективных решений и определяет внутренний аудит как одну из форм внутреннего контроля. Ю. Н. Воропаев отмечал, что средства (процедуры) контроля представляют собой методы, правила, мероприятия, специальные проверки, разработанные администрацией и направленные на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений информации в системе бухгалтерского учета.
Цель работы - провести анализ особенностей системы контроля в ООО «Созвездие Аврора» и разработать практические рекомендации для совершенствования данной системы.
Для того чтобы достичь поставленной цели были решены следующие задачи:
• дано понятие, определена сущность и выявлены основные виды контроля;
• проведено исследование этапов процесса контроля, а также задач, структуры и этапов системы внутреннего контроля;
• проанализированы особенности системы контроля в ООО «Созвездие Аврора», а также разработаны основные направления с целью совершенствования системы контроля с обоснованием их экономической эффективности.
Объект исследования - система контроля в ООО «Созвездие Аврора».
Предмет исследования - совокупность факторов, оказывающих влияние на особенности системы контроля.
Теоретической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам контроля в различных рыночных областях, в том числе и в страховании.
В процессе изучения проблемы исследования применялись экономико-математические методы исследования, сравнительный анализ, группировки, классификация, метод экспертных оценок, метод измерения и нормативный метод.
В выпускной квалификационное работе проведено исследование особенностей системы контроля в ООО «Созвездие Аврора» на основании проведенного исследования, можно сделать следующие основные выводы:
Контроль - процесс оценки и измерения фактического развития организации и его сопоставления с планами.
Контроль как функция управления применяется для предупреждения кризисных ситуаций, при общей неопределённости и динамичности среды, для поддержания успеха (позволяет сопоставить результаты и плановые показатели).
Контроль как функция управления предполагает наличие определённых требований:
• эффект влияния на людей;
• определение контролируемых границ;
• выполнение контрольных задач;
• эффективность самого контроля.
Выделяют следующие виды контроля:
• предварительный;
• текущий;
• заключительный;
Контроль в менеджменте должен обладать рядом принципов:
• Соответствие контроля стратегии организации;
• Результативность контроля;
• Системность контроля;
• Адаптивность контроля;
• Оптимальность контроля;
• Экономичность контроля.
Также были определены функции службы внутреннего аудита, как одного из контрольных органов на предприятии:
• оценка надежности и эффективности существующей системы внутреннего контроля, разработка рекомендаций по ее усовершенствованию;
• анализ финансовой и управленческой отчетностей, ее достоверность, полнота и адекватность;
• оценка разрабатываемых контрактов и выполнение сторонами своих контрактных обязательств;
• оценка финансовых рисков, выработка рекомендаций по их предупреждению и нивелированию;
• тестирование мошенничества в компании, разработка и внедрение процедур по его предупреждению.
Объектом исследования является предприятие - ООО «Созвездие Аврора», это стоматологическо-косметологическая клиника «Аврора» г. Москва, которая организована в форме Общества с ограниченной ответственностью и осуществляет свою деятельность на основании Устава.
Аврора - ведущая частная стоматологическая клиника города Москва, хорошо известная высоким качеством лечения и обслуживания. Она начала работу 1 июня 1998 года и стала одной из лучших стоматологических организаций Москвы.
«Аврора» - клиника высоких технологий. Здесь в комплексе оказываются все виды стоматологических услуг. В клинике работает более 30 врачей различных специальностей. Действует 9 кабинетов с мощной технической базой. Здесь в комплексе оказываются все виды стоматологических услуг: терапия; ортопедия, протезирование; ортодонтия, исправление прикуса; хирургия, имплантации; пародонтология; детская стоматология; косметическая стоматология. Особое внимание в клинике уделяется безопасности стоматологических процедур для пациентов, что стало особенно актуально в наше время. Клиника обладает золотым сертификатом программы АнтиСПИД - АнтиГепатит, это означает полное соответствие мер безопасности международным требованиям.
Наибольшее влияние на деятельность организации оказывают политические, экономические и технологические факторы внешней среды. Основными движущими силами, определяющими конкурентную стратегию организации являются рыночная власть поставщиков, рыночная власть покупателей клиентов, а также опасность появления товаров-заменителей.
Анализ внутренней среды организации показал, что в ООО «Созвездие Аврора» сильными стратегическими позициями являются организационная структура, конкурентоспособность услуг, уровень себестоимость услуг, эффективность системы реализации услуг, уровень менеджмента, использование информационных технологий и инноваций, способность к лидерству руководства и персонала, качество материальной базы, корпоративная культура. Финансовое состояние организации, репутация на рынке, известность товарного знака, отношения с органами власти, степень вертикальной интегрированности оценивается нейтрально.
Наблюдается повышение эффективности деятельности предприятия, мы наблюдаем рост выручки на 12%, при этом себестоимость выросла на 15%. Что говорит о том, что растет доля себестоимости в выручке, это связано с использованием в последнем отчетном году более качественных, а соответственно более дорогих материалов.
Однако при этом растет показатель валовой прибыли, его рост составил 1 221,9 тысяч рублей или 19%, более высокий уровень роста прибыли связан с низкой долей себестоимости в объеме выручки предприятия.
Как мы видим, происходит рост рентабельности продукции предприятия, который на достаточно высоком уровне. Предприятие работает в сегменте среднего и высокого уровня дохода потребителей.
Была проанализирована система контроля, которая выявила следующие недостатки:
• график документооборота, имеющие отношение к отчетности, на предприятии ООО «Созвездие Аврора» отсутствует, что вызывает вероятность возникновения угрозы риска;
• служба внутрихозяйственного контроля (внутреннего аудита) на предприятии отсутствует. В результате можно сделать вывод, что система внутреннего контроля организации имеет низкий уровень надежности;
• деятельность структурного подразделения в компании, занимающегося организацией процесса внутреннего контроля или аудита была поставлена оценка 4 из 10, так как в компании как такового структурного подразделения нет, проведением внутреннего контроля занимаются другие структурные подразделения, именно поэтому особой эффективности в данном случае нет;
• бухгалтерская и налоговая отчетность составляется с небольшими нарушениями требований законодательства;
• постоянно действующей ревизионной (инвентаризационной) комиссии нет, она всегда создается заново из свободных специалистов;
• оперативные совещания проводятся нерегулярно, т.е. только по мере необходимости, а это порой достигает до 1 раза в месяц ;
• не со всеми работниками заключены договора о материальной ответственности, а это приводит зачастую к хищениям.
С целью улучшения системы контроля были предложены следующие мероприятия:
• с целью усиления доверия к компании со стороны инвесторов было предложено провести внешний аудит. Возможный экономический эффект при проведении данной процедуры должен составить 15545 тыс.руб.;
• для укрепления системы внутреннего контроля было предложено создать отдел службы безопасности, который будет действовать совместно с отделом финансового планирования и бюджетирования. Возможный экономический эффект от создания отдела - 13182 тыс.руб.;
• разработка Политики внутреннего контроля. Возможный экономический эффект - 13390 тыс.руб.
Нормативная документация
1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием от 25.12.1993 г. (с изм. и доп., внесенными законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 2008. - № 1278.
2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа - URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (Дата обращения 16.01.2017).
3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 2013. - № 2687.
Литературные источники
1. Архипов А.П. Виды контроля // Деньги. - 2016. - № 5. - с.21-22.
2. Ашмарина С.В. Сущность контроля // Менеджмент и маркетинг. - 2016. - № 8. - с.26.
3. Балашов А.П. Теория менеджмента. - М.: Инфра-М, 2015. - 260 с.
4. Ван Ассен М. Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер. - М.: Бином, 2015. - 317 с.
5. Гапоненко А.Л. Менеджмент. - М.: Юрайт, 2015. - 297 с.
6. Горфинкель В.Я. Производственный менеджмент. - М.: Проспект, 2013. - 285 с.
7. Денисов Д.В., Котлобовский И.Б. Актуарные расчеты в страховании жизни. - М.: Приор, 2015. - 298 с.
8. Должикова А.И. Менеджмент для бакалавров сервиса. - М.: Феникс, 2015. - 319 с.
9. Ермасов С.В. Страхование. - М.: Юрайт, 2013. - 255 с.
10. Звонников В. И. Менеджмент. - М.: Инфра-М, 2013. - 304 с.
11. Латфуллин Г.Р. Теория менеджмента. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 260 с.
12. Лепехин Н.Н. Переговорная деятельность. Менеджмент, аналитика, коммуникация. - М.: Синергия, 2015. - 306 с.
...