Проведена опытно- экспериментальная работа.
Выборка: 10 обучающихся в 4 классе общеобразовательной школы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВКЛЮЧЕНИЕ ИГРЫ В ОСНОВУ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - РЕШЕНИЯ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 5
1.1 Сущность личностного подхода в обучении 5
1.2 Возможности использования различных видов игр в педагогическом процессе школы 9
1.3 Функции и виды игровых технологий 18
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 25
2.1 Применение игровых технологий на уроках математики 25
2.2 Организация и этапы проведения опытно-экспериментальной работы 28
2.3 Разработка рекомендаций по использованию дидактических игр на уроках математики.38
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Актуальность темы исследования определяют задачи повышения эффективности и качества учебного процесса в условиях современного информационного общества, когда роль учителя трансформируется в сочетание нескольких функций: консультанта, наставника, направляющего учащихся в их познавательной деятельности и собственно учителя. Данное сочетание функций педагога требует иного подхода к организации обучения. Применение технологии дидактических игр в образовательном процессе не является инновацией. Однако игра, как средство стимулирования умственной познавательной деятельности меняет свою классическую форму и приобретает новую современную. Кроме того, ряд педагогических ошибок, отсутствие владения технологией организации дидактических игр не только не способствует реализации современного образовательного процесса, но и вредит ему. Данное исследование предполагает выявление технологических ошибок и средств актуализации применения дидактических игр в образовательном процессе на примере обучения географии.
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются различные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Учитель перестает быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельности учащихся, направляемой на разрешение проблем. Ученик теперь уже активный участник учебного процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно-воспитательного процесса, что и делает обучение по-настоящему личностно-ориентированным.
Цель работы – показать роль игровых технологий в развитии познавательного интереса учащихся на уроках математики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретической, методологической литературы по игровым технологиям.
2. Адаптация игровых технологий к уже известным методам и средствам обучения и воспитания.
3. Разработка систем игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и местных условий.
Методы: -теоретические: анализ, обобщение;
- эмпирические: анкетирование;
- математическая обработка результатов исследования.
Игра – это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в ее результате, так и в самом процессе. Игра, по своей сути, представляет форму деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Уже начиная с первых лет жизни, ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании и др. Игровые педагогические технологии могут быть реализованы в следующих направлениях:
– дидактическая цель, которая связана с обучением ребенка;
– подчинением правилам игры;
– применение учебных средств в игровой деятельности;
– использование элементов соревнования для активизации мыслительных процессов обучающихся.
Игровые педагогические технологии выполняют следующие педагогические функции:
1. Функция социокультурного назначения. Игра выступает важным средством для социализации ребенка в общество, поскольку она включает в себя элементы, применяемые в повседневной жизни.
2. Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет сформировать модель жизненных ситуаций, исходя из конфликтных ситуаций.
3. Функция самореализации. Она является одной из ключевых в процессе использования игры. Именно посредством применения игровых технологий можно достигнуть определенной цели.
4. Коммуникативная функция. Игра выступает как форма сближения в коллективе, все подчинены единым правилам.
5. Диагностическая функция. Игровые технологии позволяют определить различного рода отклонения от нормы, игра выступает в определенном роде «полем самовыражения».
6. Терапевтическая функция. Игра используется как средство лечения различного рода дисгармоний: человека и общества, человека и коммуниканта. Игра позволяет выстраивать естественные условия окружения, определять проблемы и моделировать возможные пути решения проблем.
7. Коррекционная функция, когда игра применяется в коррекционной педагогике для определения правил игры, участников, чтобы приблизить условия к реальным. 8. Развлекательная функция. Данная функция связана с формирование комфортных условий для воспитания и обучения ребёнка.
Игровые педагогические технологии основаны на следующих целях, которые имеют своеобразную иерархию.
Первая цель – удовлетворение от игровой деятельности. В основании данной цели лежит установка готовности к активной деятельности, которая будет приносить его участнику радость.
Вторая цель – функциональная, которая связана с соблюдением определенных правил игры.
Третья цель состоит в творческом подходе к процессу: угадать, добиться, реализовать и пр.
В основании использования игровых педагогических технологий заложены следующие мотивы [1, с. 52]:
1. Коммуникационные мотивы, состоящие из следующих аспектов: в процессе игры дети решают поставленные задачи совместно, участвуя всем коллективом в игровой деятельности; эмоциональное выражением в коллективе, что укрепляет межличностное общение в группе.
2. Моральные мотивы. В игровой деятельности дети могут проявлять познавательные, умственные, волевые качества, проявлять свое отношение в общении.
3. Познавательные мотивы, проявляющиеся в следующем:
– игра ставит перед собой основную цель;
– в игровой деятельности команды или игроки участвуют на равных условиях. Результативность зависит от каждого игрока, их личностных качеств;
– ситуация успеха формирует благоприятный эмоциональный настрой для активизации познавательной активности;
– состязательность – это неотъемлемая часть игровой деятельности;
– в игровой деятельности в процессе достижения общих целей активизируются мыслительные процессы.
В игровой деятельности обычно применяются следующие приемы: определение роли ведущего; распределение ролей; определение алгоритма выполнения ролей.
Таким образом, игра является не просто средством получения удовольствия, но и выступает средством развития и активизации мыслительных, познавательных процессов. В процессе игровой деятельности обучающийся познает мир, моделирует будущие процессы, которые должны быть максимально приближены к реальным. Игровые педагогические технологии играют одну из основных ролей в образовательном процессе. Они являются универсальной формой обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс освоения материала учебных дисциплин.
1. Глушкова, Д. В. Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Д. В. Глушкова, С. Л. Шалаева // Дошкольное детство: теория, методология, практика : Сборник статей. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2019. – С. 83-87.
2. Дудкина, А. А. Дидактические игры и их влияние на развитие внимания у дошкольников с нарушением интеллектуального развития / А. А. Дудкина, А. Р. Ибрагимова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12-2. – С. 86-89.
3. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: методическое пособие / М.Г. Ер молаева. – 2-е изд., доп. -СПб.: СПб АППО, 2015. – 170 с.
4. Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2004. – 54 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. 2-е изд. М.: Логос, 2005. 382 с.
6. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. – 2005.- №4.
7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 1990.
8. Коломинский Я.Л. Психологическая культура детства пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. – Минск: Высшая школа, 2013. – 109 с.
9. Лыжин, А. В. Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира средствами дидактических игр / А. В. Лыжин, Н. М. Жданова // Ребенок в современном образовательном пространстве : Материалы XII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Шадринск, 07 апреля 2021 года / Отв. ред. Ю.О. Галущинская, ред. О.А. Спицына. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2021. – С. 113-117.
10. Ляшова М.Н., Кумскова Е.Н. и др. Математика, открытые уроки. - Волгоград, 2005.
11. Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания [Текст] / И.Ю. Матюгин. – М.: Рипол Классик, 2007. – 112с.
12. Монгуш, А. В. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР с помощью дидактических игр / А. В. Монгуш // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях , Новосибирск, 04–06 декабря 2019 года / Под редакцией Г.С. Чесноковой, Н.В. Якуниной. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 113-115.
13. Никандров В.В. Психология [Текст] / В.В. Никандров. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 1008 с.
14. Оганджанян Н. Л. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку. М., 2005. — С. 46-49.
15. Пепеляева, А. Ю. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у младших дошкольников / А. Ю. Пепеляева // Воспитательная деятельность образовательной организации - пространство личностного роста участников образовательных отношений : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Нижняя Салда, 19–20 января 2022 года / Гл. редактор М.А. Терентьева. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 137-141.
16. Психология: Учебное пособие / под. Ред. И.В. Дубровина. – М., Гардарики, 1998. – 176 с.
17. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова, С. А. Морозов; под ред. Н. М. Назаровой. -11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 384 с.
18. Тюнников, Ю.С. Игровое обучение как дидактическая система будущего [Текст] / Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова // Гуманизация.- М., 2002.
19. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // Дошкольное воспитание. 2017. № 10. С. 79-83.
20. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — Москва : Педагогика, 1988. — 208 с.
21. Эльконин Д.Б. Психология развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 194с.