Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обоснования содержания административных реформ в КНР 6
1.1. Административные реформы как общемировой тренд развития системы государственного управления 6
1.2. Китайские ученые о реформировании системы государственного управления в КНР 16
Глава 2. Основные направления административных реформ в КНР 25
2.1. Реализация принципов прозрачности, открытости и подотчетности государственного управления в Китае 25
2.2. Направления реформирования государственной службы в КНР 35
Глава 3. Результаты административных реформ (по материалам социологических исследований) 43
3.1. Сравнительный анализ содержания законодательных актов, регулирующих направления реформ государственной службы в КНР 43
3.2. Отношение населения к административным реформам 63
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложения 82
Приложение 1. Справка о сути государственного управления по трудам Конфуция 81
Приложение 2. Справка о содержании реформ государственных служб в КНР 82
Приложение 3. Программа социологического исследования об отношении населения к административным реформам
Актуальность. Китай является страной с многовековой историей. На протяжении всего своего существования в нем происходили разные сложные политические и социально-экономические процессы, но несмотря на это Китай сегодня демонстрирует потрясающие темпы экономического развития, колоссальные успехи в сфере социального управления. Во многом этот успех обусловлен сложившейся системой государственного управления.
В центре данной выпускной работы – органы, система функционирования и принципы организации труда работников государственного управления в Китае. Интерес к этой проблематике, помимо прочих причин, объясняется еще и тем, что наша страна, ранее других осознала важность института чиновников и, начиная с трудов великого Конфуция, постоянно совершенствовала его.
Другая причина постоянного внимания к проблеме со стороны ученых заключается в специфике ситуации функционирования государственных служб в Китае: они одновременно подчиняются принципам доминирования КПК, но в настоящее время не могут не учитывать общемировые тенденции: проведение всеми странами административных реформ, роста демократии и открытости.
Во всех странах мира, включая нашу, растет роль государственного управления как организатора курса на развитие экономики и рост благополучия населения. При этом успехи экономической и политологической науки позволяют оценивать эффективность расходования бюджетных средств, искать пути преодоления коррупции, развивать систему подотчетности деятельности руководителей (подразделений государственного управления) населению (пусть воплощенную в фору партийного отчета).
Объектом настоящего исследования являются органы и работники системы государственного управления.
В качестве предмета рассматривается специфика и особенности, современное состояние государственных служб и работников в Китае.
Цель исследования заключается в анализе и определении специфических черт сложившейся практики деятельности государственных служб в Китае.
Поставленная перед исследованием цель предполагает решение ряда частных задач, а именно:
1) Представить генезис взглядов зарубежных ученых на природу государственных служб как важнейшего социального института.
2) Рассмотреть мнения китайских ученых о реформировании системы государственного управления в КНР;
3) Определить особенности реализации принципов прозрачности, открытости и подотчетности системы государственного управления в Китае;
4) Охарактеризовать основные направления реформирования государственной службы в Китае;
5) Провести сравнительный анализ законодательных актов, регулирующих направления реформ государственной службы в КНР;
6) Исследовать отношение населения к административным реформам, вообще и совершенствованию государственных служб, в частности.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых разных стран и времен, оценивающих формы и эффективность системы государственного управления.
Учитывая приоритет западной науки в вопросах рассматриваемой проблематики были изучены работы М.Вебера, М.Крозье, Р.Мертона и многих других исследователей.
Большую помощь в написании работы оказали публикации кафедры социального управления и планирования СПбГУ: «Государственное и муниципальное правление: PublicAdministration» (2017г.) и «Государственное и муниципальное правление: агенты и технологии принятия политических решений» (2018г.).
В ходе написания работы нами были изучено содержание законодательных актов, регулирующих деятельность служб государственного управления и их персонала. В работе проанализированы работы китайских исследователей, изучающих данную проблематику, а именно – Лю И., Хао Л., Хуа И., Чжан Ч., Юй Ц., Жэнь Г., Цзян М., Ши Ц., Бай Я., Чэнь Ч., Го Л., Ян Х. и многие другие.
В качестве методов исследования были использован комплекс общенаучных и частных (социологических) методов, среди которых:
метод анализа и синтеза;
анализ документов;
опрос, анкетирование.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 87страниц.
Таким образом, в результате проведенного исследования, было выяснено, что несмотря на использование Китаем передового зарубежного опыта, складывающаяся система государственной службы сегодня значительно отличается от государственного аппарата управления многих стран.
Во-первых, развитие государственной службы Китая осуществляется в русле директив руководства КПК, поэтому она достаточно далека от «политического нейтралитета». В отличие от политического устройства большей части развитых капиталистических стран, в которых преобладают демократические республики, конституционные монархии и прочих, в основе политической системы которых обнаруживается двух партийность или многопартийность и имеют место такие принципы, как разделение политическими партиями полномочий с правительством, следование политическому нейтралитету государственных служащих и так далее, китайская политическая система построена принципиально по-другому.
Во-вторых, система государственной службы в современном Китае ориентирована в основном на то, чтобы служить народу. Так, если в современных развитых западных странах государственные служащие представляют собой независимую группу, обладающую своими интересами, то в Китае внимание акцентируется прежде всего на совпадении интересов и целей народа, партии, правительства и государственных служащих.
В-третьих, специфичный характер государственной службы в Китае не предусматривает разделения должностных лиц с исполнительными, то есть государство в отношении кадров отдает управленческую функцию непосредственно партии. В других же развитых странах государственные служащие отдельно подразделяются на должностные лица и исполнителей. Каждый из данных двух типов образует относительно независимую группы, основу которой составляют свои принципы оплаты труда и способы продвижения по службе. При этом зачастую данные группы и вовсе могут не пересекаться между собой. В Китае же дело обстоит несколько иным образом, особое внимание акцентируется на равноправии и зарплатной политике, а также служебном росте. Так, китайский государственный чиновник в любом случае имеет возможность перевода на другую должность, поскольку все сотрудники, которые были зачислены в административный штат государства – начиная с самых низовых должностей и заканчивая главой правительства, относятся к государственным служащим.
В-четвертых, система государственной службы Китая предполагает такую норму назначения кадров, как «сочетание моральных и деловых качеств». Так, если в западных странах основное внимание уделяется деловым качествам кандидата и первостепенное значение имеет прежде всего квалификация назначенца, то в современном Китае в первую очередь рассматривается именно сочетание моральных и деловых качеств государственного чиновника.
Таким образом, на сегодняшний день девизом системы государственной службы Китая является фраза – «За народ, деловитость и неподкупность», при этом основное внимание акцентируется на «народе». Это означает, что с идеологической точки зрения руководство страны проводит идею, что деятельность государства направлена прежде всего на обеспечение благосостояния народных масс и опирается на низы, с другой же стороны, на практике руководящие кадры партии и правительства должны приложить усилия для решения наиболее острых проблем китайского народа и тем самым подтвердить верность служению своим идеалам социалистического государства.
В целом, проведенный анализ особенностей государственного управления в современном Китае и процедур реформирования государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что современный этап в развитии КНР является модернизационным в истории государства. Особенность функционирования системы госслужбы Китая в современных условиях его политического развития заключается в том, что модернизация предполагает демократизацию, но, как известно, в Китае не произошло смены политических систем как в других государствах. Проводимые социально-рыночные преобразования связаны с поиском приемлемой модели демократизации, которая позволила бы сохранить КНР свою специфику модернизации – сохранить возможность развития социализма. В этой связи важен поиск оптимального варианта системы госслужбы как сложного социального института, так и важного элемента политической власти и государственного управления, поскольку единая концепция реформирования систем госслужбы модернизирующихся стран не подходит для КНР. Основной целью реформирования системы государственной службы в Китае является повышение эффективности управленческой деятельности.
. Алексеенко А.П., Сонин В.В. Особенности законодательства КНР о государственной гражданской службе // Административное и муниципальное право. - 2017. - № 8. – C. 40-52.
2. Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. – М.: WoltersKluwer, 2009. – 260 с.
3. Бланшар К., Полный энтузиазм. Повернитесь лицом к людям. – М., 1997.
4. Борисов А.М. Реформирование системы органов исполнительной власти и новая схема государственного территориального управления // Административное и муниципальное право. – 2012. – 9. - C. 33-37.
5. Бурлацкий Ф.М. Ленин, государство и революция. – М., Политиздат, 1970.
6. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2012 – 431 с.
7. Вебер М. Типы господства. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/veber/tip_gosp.php (дата обращения 10.05.2018).
8. Вебер М. Политика как призвание и профессия. – М., 1917.
9. Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И. М. Мировое хозяйство и экономика стран мира: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 240 с.
10. Ву Цзинлянь, Учебник экономической реформы в современном Китае // Цзинлянь Ву. – Шанхай: Шанхайское Издательство Дальнего Востока, 2010. – 430 с.
11. Гончаров В.В. Современные проблемы и перспективы построения эффективной системы государственного управления в Китайской Народной Республике // Научная сеть «Современное право». – URL: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/Современные-проблемы-и-перспективы-построения-эффективной-системы-государственного-управления-в-Китайской-Народной-Республике (дата обращения 4.12.2017).
12. Гудошников Л.М. Реформирование системы государственного управления в КНР // Проблемы Дальнего Востока. – 2006. - № 4. – С. 54-57.
13. Гудошников Л. Метаморфозы государственной службы в Китае / Л. Гудошников // Отечественные записки. – 2008. – Т. 42. – № 3. – С. 247-253.
14. Доннел Г.О. Делегативная демократия // JournalofDemocracy. – 1994. - Vol. 5. - № 1. - P. 55.
15. Драго Р. Административная наука. – М.: Прогресс, 1982. – С. 72.
16. Жуджунь Д., Коваـлев М.М., Новик В.В. Феномен экономического развития Китая. – М.: Исследовательский центр БГУ, 2008 – 446 с.
17. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М.: ЭКСМИ, 2005.
18. Карамзин Н.М. История государства российского. – М., 2008.
19. Катышев П.К., Полтерович В.М. Политика реформ, начальные условия и трансформационный спад // Workingpaper. – 2006. – URL:https://www.nes.ru/dataupload/files/programs/econ/preprints/2006/Katyshev_Polterovich.pdf (дата обращения 12.05.2018).
20. Кириллов А. Китай: время перемен // Ежемесячный журнал Китай. – 2013. - № 12. – С. 22-25.
21. Ключевский О.В. Публичные лекции о Петре Великом. – М., 1989.
22. Кондрашова Л. КНР: выбор региональных приоритетов // Проблемы Дальнего Востока. – 2005. – № 1.
23. Кондрашова, Л. Китай: эволюция финансовых отношений между центром и регионами // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – № 4.
24. Конституция Китайской Народной Республики // Конституции зарубежных государств. – Минск, 2007.
25. Крозье М. Феномен бюрократии. – М., 1963.
26. Лебедев С.В. Русская идея и русское дело. Национально-патриотическое движение в России в прошлом и настоящем. – СПб, 2007.
27. Лю И. Сравнительный анализ кадровой политики России и КНР. – 2006. - № 1. – С. 62.
28. Милюков П.Н., История государства и права России. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007
29. Миннибаев Б.И. Специфика системы государственного управления Китайской Народной Республики // Сборник научных трудов. – 2013. - № 4. – С. 31-34.
30. Мировая экономика и международный бизнес / Учебник под ред. В.В. Полякова. – 2-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2010. – 280 с.
31. Мэннинг Н, Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт. -М. 2003.
32. Оболонский А.В. Бюрократия для ХХ1 века // Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. – М. «Дело», 2002.
33. Оболонский А.В. Государственная служба (комплексный подход). – М.: Дело. – 2003.
34. Олсон М. Власть и процветание. Перерастая коммунистические и капиталистические диктатуры. – М.: Новое изд-во, 2012.
35. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. – 1999. - № 35. – Вып. 2.
36. Полтерович В., Попов В., Демократия и экономически рост // Экономические науки и современность. – 2007. - № 2. – С. 13-27.
37. Полтерович, В.М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономика и управление. – 2008. – № 3 (35). – С. 10–17.
38. Поповкин А.В., Коваленко С.Г. Этапы государственного служения: реформы в Китае и России в горизонте поиска новых этических оснований политики // Россия и АТР. – 2011. - № 2.
39. Пресс-служба Государственного Совета Народной Республики Китая. – Пекин: Издательство партийных документов, 2010. – С. 5.
40. Риггс Ф. Бюрократия и Конституция. – 1994, http://ecsocman.hse.ru/data/915/847/1217/011_Rigz.pdf (дата обращения 12.05.2018).
41. Рыбаков В.М. Взятка и взяткоподобные преступления в традиционном китайском праве // Вестник СПбГУ. – 2012. – Сер. 13. – Вып. 4. – С. 104-110.
42. Севальнев В.В. Противодействие коррупции: опыт КНР // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2014. – № 1. – С. 89-96.
43. Современная ситуация в области прав человека в Китае. – Пекин: Издательство Наука и техника, 2006. – С. 13.
44. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. Кн.1: История России с древнейших времен. Т.1–2 – М.: Голос, 1993. – 768 с.
45. Стиглиц Дж Экономика государственного сектора. – М.: ИНФРА-М, 1997.
46. Таймасов А.Р. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебное пособие / Таймасов А.Р., Муратова З.М., Юсупов К.Н. – М.: КноРус, 2015. – 288 с.
47. Трощинский П.В. Особенности социалистической правовой системы с китайской спецификой // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2012. – № 2 – С. 125-135.
48. Трощинский П.В. Юридическая ответственность в праве Китайской Народной Республики. – М.: ИДВ РАН, 2011. – С. 153-181.
49. Хао Л. Функционирование и развитие системы государственной службы в КНР на современном этапе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. – М., 2015. – С. 137.
50. Хуа Ивэнь. Создание Комитета по делам национальной безопасности как никогда своевременно // Ежемесячный Журнал Китай. – 2013. - № 12. – С. 4.
51. Чжан Чжоюань, Экономическая реформа и ее переход после 18-ого Всекитайского съезда КПК / Чжоюань Чжан. – Пекин: Издательство Китайского Университета Жэньминь, 2014. – 260 с.
52. Шикер Т.П., Востриков К.В. Государственное управление КНР: структурирование этнических меньшинств // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. - № 4 (60). – Т.2. – С. 110-111.
53. Шугарт М., Кэрри Дж.Президентские системы. – URL: http://personnel.uapa.ru/courses/013_/Шугарт%20М.%20С.,%20Кэри%20Д.%20М.%20Президентские%20системы%20_Хрестоматия%20Голосова.pdf (дата обращения 13.05.2018).
54. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. – 1995. - № 5. – С. 106-115.
55. Юй Цюаньюй Сравнение прав человека в Китае и Соединенных Штатах // Избранные статьи из агентства Синьхуа. – 2011. – С. 8-12.
56. Юсупов К.Н. Национальная экономика учебное пособие / К.Н. Юсупов, Ю.С. Токтамышева и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284 с.
Источники на английском языке:
57. Alesina A, Drazen A. Why are stabilizations delayed // American economic review. – 1991. - Vol. 81 (5). –P.1170-1188.
58. Barber M. Instruction to Deliver. Fighting to Transform Britain’s Public Services. – L. 2007, 2008.
59. Burns, JP; Xiaoqi, W. Civil service reform in China: Impacts on civil servants' behaviour. – China Quarterly. – 2010. – №. 201. – рp. 58-78.
60. Cheung A.B. Understanding Public Sector Reforms: Global Trends and Diverse Agendas, // International Review of administrative Sciences. – 1997. - Vol. 3. – P. 347-354.
61. China issues guideline on government openness // China Daily, February 17, 2016, at: http://usa.chinadaily.com.cn/china/2016-02/17/content_23526573.htm (дата обращения 10.05.2018).
62. Chinese text: Chinese Communist Party Central Committee and State Council, “Opinions on Comprehensively Promoting Open Government Affairs Work” [Zhonggong zhongyang bangongting, Guowuyuan bangongting yinfa “Guanyu quanmian tuijin zhengwu gongkai gongzuo de yijian”], published February 17, 2016, at: http://www.gov.cn/xinwen/2016-02/17/content_5042791.htm (дата обращения 10.05.2018).
63. «China lays out plans to build law-based govt by 2020» // China Daily, December 28, 2015, at: http://english.gov.cn/policies/latest_releases/2015/12/29/content_281475262859416.htm (дата обращения 10.05.2018).
64. Chinese Communist Party Central Committee and State Council // Implementing Framework for Establishing Rule of Law Government (2015-2020) [Fazhi zhengfu jianshe shishi gangyao (2015-2020)], published December 28, 2015 at: http://www.gov.cn/xinwen/2015- 12/28/content_5028323.htm (дата обращения 10.05.2018).
65. Denshire A. Bureaucratic Morality // International Political Science Review, Bureaucratic Morality. – 1988. - Vol.9. - № 3. – P. 179-192.
66. Giobin Zhu Reform or reorganization: constructing and implementing the new Chinese civil service // International Review of Administrative Sciences. – 1995. – Vol. 61. - № 1.
67. Eisenstadt S.N. Tradition: Change and Modernity. – NY, 1973.
68. Encyclopedia Dictionary of Public Administration (on-line), 2012. – URL: www.dictionare.enap.ca (дата обращения 10.05.2018).
69. Frank J. Goodnow, Politics and Administration // Classics of Public Administration, Fourth Edition (Fort Worth: Harcourt-Brace, 1997).
70. Hellmen J. Winners take all: the politics of Partial Reform in Post-Communist Transition // World Politics. – 1998. - Vol. 50 (2). - P.203-234.
71. Hoogenboom A, Outlawing the spoils: a History of the Civil Service reform Movement, 1865-1883, Urbana, Univ. of Illinois Press, 1961
72. Jamie P. Horsley, China’s Leaders Endorse Disclosure as the Norm // November 4, 2014, at: http://www.freedominfo.org/2014/11/chinas-leaders-endorse-disclosure-norm (дата обращения 10.05.2018).
73. Jamie P. Horsley, China Adopts First Nationwide Open Government Information Regulations // on Freedominfo.org, posted May 9, 2007, at: http://www.freedominfo.org/features/20070509.htm (дата обращения 10.05.2018).
74. Kamenka E. Bureaucracy. – Oxford, 1989.
75. Konig, H, J.von Oertzen, Wagner F. Public Administration in FRG, 1989,
76. Niskanen W. Bureaucracy and Representative Government. – Chicago, 1971.
77. Peters G. The Politics of Bureaucracy. – N.Y. 1990
78. Pollitt C., Bouckaert G. Public Management Reform: a comparative analyses. - Oxford University press. – 2012.
79. Roland G. Transition and economics. - Cambr. MA., MIT Press, 2000.
80. Rozenblum D. Public Administration Theory and the Separation of Powers, 1983.
Rourke F. Bureaucratic Power in National Policy making. – Boston, 1990.
81. Susan Finder, How China Classifies State Secrets // The Diplomat, December 23, 2014, at: http://thediplomat.com/2014/12/how-china-classifies-state-secrets/ (дата обращения 10.05.2018).
82. Xi Jinping vows ‘power within cage of regulations // Xinhua News Agency, January 22, 2013, at: http://news.xinhuanet.com/english/china/2013-01/22/c_132120363.htm (дата обращения 10.05.2018).
83. China Restates Openness Policy in New Guidance // Freedominfo.org, August 4, 2011, at: http://www.freedominfo.org/2011/08/china-restates-openness-policy-in-new-guidance (дата обращения 10.05.2018).
84. Charles Clark, Obama’s ‘Open Government is Closed Until Further Notice // The Fiscal Times, December 21, 2015, at: http://www.thefiscaltimes.com/2015/12/21/Obama-s-OpenGovernment-Closed-Until-Further-Notice. (дата обращения 10.05.2018).
85. Wilson W. Study of Public Administration, 1887.
86. Schmid G and Treiber H. Burokratie und Politik. Zur Struktur und Funktion der Ministerialburokratie in der Bundesrepublik Deutschland (1975)
Источники на китайском языке:
87. Цзян Мин'ан. Административное право и Закон административного судебного процесса [J]. Издательство Пекинского университета, 2011.姜明安. 行政法与行政诉讼法[J].北京大学出版社2011.
88. Жэнь Гун. Пять лет с начала реализация системы государственной службы в течение пяти лет (в основном создана система государственной службы с китайской спецификой) [J]. Китайская государственная служба, 1999 (03). Пекин, Издательство: Государственный административный институт. 任公.推行公务员制度五年来 – 有中国特色的公务员制度基本建立[J].中国公务员,1999 (03).
89. Ши Цинхуань. Наследование практики древней китайской системы императорских экзаменов и западной системы государственной службы в новой и новейшей истории [J]. Чан Чунь. Вестник Северо-Восточного педагогического университета, 1999 (02). 石庆环.中国古代科举制度与西方近现代公务员制度的传承[J].东北师大学报,1999 (02)
90. Бай Яньцю. Исследование источников системы государственной службы Китая [J]. Поиск теорий, 2009 (04), 150027. Харбин, Издательство Общества гуманитарных наук Хэйлунзянского научно-технического института 白艳秋.中国公务员制度探源[J].学理论,2009(04).
91. Чэнь Чжэньмин. Система государственной службы на повороте—тенденция реформы и развития системы государственной службы в Китае и в Западе, и их сравнения [J]. Вестник Сямэньского университета (полоса философии и общественной науки), 2001(02).陈振明.转变中的国家公务员制度-中西方公务员制度改革与发展的趋势及其比较[J].厦门大学学报(哲学社会科学版),2001(02).
92. Го Ли. Китайская система управления государственной службой с аспектом глабализации [J]. Право и общество, 2009(04). Пекин. 郭莉.全球化视域下的中国公务员管理制度[J].法制与社会,2009(04).
93. Чжан Биньбинь. Анализ «профессионального пути» в иерархии системы государственной службы в стране [J]. Вестник Партшколы КПК при горкоме Тай Юань, 2012(05). 张斌斌.我国公务员制度演进的“职业化”路径探析[J].中共太原市委党校学报,2012 (05)
94. Ян Хун, Ван Цзянь. Создание и обеспечение нормального механизма выхода государственной службы [J]. Вестник Ганьсуского объединенного университета (полоса общественной науки), 2012 (05). 杨红,王健.公务员正常退出机制的构建与保障[J].甘肃联合大学学报(社会科学版),2012 (05)
95. Чжан Биньбинь. Анализ «профессионального пути» в иерархии системы государственной службы в стране [J]. Вестник Партшколы КПК при горкоме Тай Юань, 2012 (05).C7 张斌斌.我国公务员制度演进的“职业化”路径探析[J].中共太原市委党校学报,2012 (05)第7页.
96. Джай Годжан:Джонго кэцзьюй цзьдянь. Китайский имперской словарь // Педагогическое издание Цзиьан Щи, 2006. – С. 1-2. 翟国璋:《中国科举词典》,江西教育出版社,2006年,第1-2页。
97. Го Цзяци: Древняя экзаменационная система Китая. – Шанхай: Издательство Шанхайская коммерческая печать, 1997, стр. 48. 郭家齐:中国古代考试制度,上海商务印书馆,1997年,第48页。
98. Мао Шоулон. Система государственной службы и эффективное правительство, Ганьсуский теоретический научный журнал, 2003(5) C.4-5毛寿龙:国家公务员制度与有效政府,甘肃理论学刊,2003(5) 第4-5页。
99. Юань Ган: Госслужащие, кадры и бюрократизм. Ж. «Учёба и практика». Издательство: Литература по общественным наукам. 2007 (3).C59-60 Пекин. 袁刚:公务员、干部和官僚制,学习与实践,2007 (3) 第59-60页。
100. Чжан Чжицзюнь: Исследование о системе управления руководящим составом в современном Китае. Докторская диссертация. Цзилинский университет, 2005.Стр.54-55 张志军:当代中国领导干部管理机制研究,吉林大学博士论文,2005年,页码54-55。интернет ссылка http://cdmd.cnki.com.cn/Article/CDMD-10511-1011135187.htm
101. Цзян Мин'ан. Административное право и Закон административного судебного процесса [J]. Пекин, Издательство Пекинского университета, 2011. Стр.129-131 姜明安. 行政法与行政诉讼法[J].北京大学出版社 2011. 页码:129-131
102. Цзинь Тайцзюнь. Инновация в системе государственных служащих и ее осуществление. г. Гуандун жэйминь чубаньшэ, 2002, страницы 16-30.金太军:公务员制度创新与实施,广东人民出版社,2002年,第16-30页。
103. Шу Фан, Ван Кэлян. Руководство по управлению государственной службой. Пекин, Издательство народного университета Китая, 2007, стр. 舒放、王克良:国家公务管理教程,中国人民大学出版社,2007年,第11页
104. Фу Либай. Введение в систему государственных служащих. Цзи Нань, Издательство Шаньдунского университета, 2004, стр. 72-73. 傅礼白:国家公务员制度概论,山东大学出版社,2004年,第72-73页。
105. Цзян Хайжу. Сравнение между китайской и зарубежными системами государственной службы. Пекин: Коммерческое издательство, 2007, стр. 344-345. 姜海如:中外公务员制度比较,商务印书馆,2007年,第344-345页
Интернет-источники:
106. Коммерсант:https://www.kommersant.ru/doc/3570758
107. Tass: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4745101
108. RNS Online: https://rns.online/economy/Si-TSzinpin-predlozhil-sdelat-SHanhai-lokomotivom-kitaiskih-reform-2017-03-06/
109. Коммюнике 3-гоПленумаЦККПК XVIII созыва (中国共产党第十八届中央委员会第三次全本会议公报);
110. ДокладЧжаоЦзыянанаХIII съездеКПК (赵紫阳在中国共产党第十三次全国代表大会上的报告);
111. 国务院办公厅关于转发人力资源社会保障部国家公务员局“十三五”行政机关公务员培训纲要的通知 (Директива Канцелярии Госсовета КНР «Обучебныхпланахдлягосударственныхгражданскихслужащихвцеляхвыполнения 13-гопятилетнегоплана» от 13.12.2016). - URL:http://www.gov.cn/zhengce/content/2016-12/23/content_5152015.htm (дата обращения: 07.08.2017).
112. «О плане претворения в жизнь Закона КНР «О государственной гражданской службе»). – URL: http://cpc.people.com.cn/GB/64162/71380/102565/182147/11002816.html (дата обращения: 07.08.2017).
113. 国家公务员局关于公务员管理工作更好服务于京津冀协同发展战略的实施意见 (Мнение Государственной администрации гражданской службы «О внедрении стратегии взаимодействия между государственными гражданскими служащими Пекина, Тяньцзиня и Хэбэй в целях лучшего управления» от 25.05.2017). –URL:http://www.scs.gov.cn/zcfg/201705/t20170525_8988.html (дата обращения: 07.08.2017).