Государственное управление в Китае
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обоснования содержания административных реформ в КНР 6
1.1. Административные реформы как общемировой тренд развития системы государственного управления 6
1.2. Китайские ученые о реформировании системы государственного управления в КНР 16
Глава 2. Основные направления административных реформ в КНР 25
2.1. Реализация принципов прозрачности, открытости и подотчетности государственного управления в Китае 25
2.2. Направления реформирования государственной службы в КНР 35
Глава 3. Результаты административных реформ (по материалам социологических исследований) 43
3.1. Сравнительный анализ содержания законодательных актов, регулирующих направления реформ государственной службы в КНР 43
3.2. Отношение населения к административным реформам 63
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложения 82
Приложение 1. Справка о сути государственного управления по трудам Конфуция 81
Приложение 2. Справка о содержании реформ государственных служб в КНР 82
Приложение 3. Программа социологического исследования об отношении населения к административным реформам
Глава 1. Теоретические основы обоснования содержания административных реформ в КНР 6
1.1. Административные реформы как общемировой тренд развития системы государственного управления 6
1.2. Китайские ученые о реформировании системы государственного управления в КНР 16
Глава 2. Основные направления административных реформ в КНР 25
2.1. Реализация принципов прозрачности, открытости и подотчетности государственного управления в Китае 25
2.2. Направления реформирования государственной службы в КНР 35
Глава 3. Результаты административных реформ (по материалам социологических исследований) 43
3.1. Сравнительный анализ содержания законодательных актов, регулирующих направления реформ государственной службы в КНР 43
3.2. Отношение населения к административным реформам 63
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложения 82
Приложение 1. Справка о сути государственного управления по трудам Конфуция 81
Приложение 2. Справка о содержании реформ государственных служб в КНР 82
Приложение 3. Программа социологического исследования об отношении населения к административным реформам
Актуальность. Китай является страной с многовековой историей. На протяжении всего своего существования в нем происходили разные сложные политические и социально-экономические процессы, но несмотря на это Китай сегодня демонстрирует потрясающие темпы экономического развития, колоссальные успехи в сфере социального управления. Во многом этот успех обусловлен сложившейся системой государственного управления.
В центре данной выпускной работы – органы, система функционирования и принципы организации труда работников государственного управления в Китае. Интерес к этой проблематике, помимо прочих причин, объясняется еще и тем, что наша страна, ранее других осознала важность института чиновников и, начиная с трудов великого Конфуция, постоянно совершенствовала его.
Другая причина постоянного внимания к проблеме со стороны ученых заключается в специфике ситуации функционирования государственных служб в Китае: они одновременно подчиняются принципам доминирования КПК, но в настоящее время не могут не учитывать общемировые тенденции: проведение всеми странами административных реформ, роста демократии и открытости.
Во всех странах мира, включая нашу, растет роль государственного управления как организатора курса на развитие экономики и рост благополучия населения. При этом успехи экономической и политологической науки позволяют оценивать эффективность расходования бюджетных средств, искать пути преодоления коррупции, развивать систему подотчетности деятельности руководителей (подразделений государственного управления) населению (пусть воплощенную в фору партийного отчета).
Объектом настоящего исследования являются органы и работники системы государственного управления.
В качестве предмета рассматривается специфика и особенности, современное состояние государственных служб и работников в Китае.
Цель исследования заключается в анализе и определении специфических черт сложившейся практики деятельности государственных служб в Китае.
Поставленная перед исследованием цель предполагает решение ряда частных задач, а именно:
1) Представить генезис взглядов зарубежных ученых на природу государственных служб как важнейшего социального института.
2) Рассмотреть мнения китайских ученых о реформировании системы государственного управления в КНР;
3) Определить особенности реализации принципов прозрачности, открытости и подотчетности системы государственного управления в Китае;
4) Охарактеризовать основные направления реформирования государственной службы в Китае;
5) Провести сравнительный анализ законодательных актов, регулирующих направления реформ государственной службы в КНР;
6) Исследовать отношение населения к административным реформам, вообще и совершенствованию государственных служб, в частности.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых разных стран и времен, оценивающих формы и эффективность системы государственного управления.
Учитывая приоритет западной науки в вопросах рассматриваемой проблематики были изучены работы М.Вебера, М.Крозье, Р.Мертона и многих других исследователей.
Большую помощь в написании работы оказали публикации кафедры социального управления и планирования СПбГУ: «Государственное и муниципальное правление: PublicAdministration» (2017г.) и «Государственное и муниципальное правление: агенты и технологии принятия политических решений» (2018г.).
В ходе написания работы нами были изучено содержание законодательных актов, регулирующих деятельность служб государственного управления и их персонала. В работе проанализированы работы китайских исследователей, изучающих данную проблематику, а именно – Лю И., Хао Л., Хуа И., Чжан Ч., Юй Ц., Жэнь Г., Цзян М., Ши Ц., Бай Я., Чэнь Ч., Го Л., Ян Х. и многие другие.
В качестве методов исследования были использован комплекс общенаучных и частных (социологических) методов, среди которых:
метод анализа и синтеза;
анализ документов;
опрос, анкетирование.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 87страниц.
В центре данной выпускной работы – органы, система функционирования и принципы организации труда работников государственного управления в Китае. Интерес к этой проблематике, помимо прочих причин, объясняется еще и тем, что наша страна, ранее других осознала важность института чиновников и, начиная с трудов великого Конфуция, постоянно совершенствовала его.
Другая причина постоянного внимания к проблеме со стороны ученых заключается в специфике ситуации функционирования государственных служб в Китае: они одновременно подчиняются принципам доминирования КПК, но в настоящее время не могут не учитывать общемировые тенденции: проведение всеми странами административных реформ, роста демократии и открытости.
Во всех странах мира, включая нашу, растет роль государственного управления как организатора курса на развитие экономики и рост благополучия населения. При этом успехи экономической и политологической науки позволяют оценивать эффективность расходования бюджетных средств, искать пути преодоления коррупции, развивать систему подотчетности деятельности руководителей (подразделений государственного управления) населению (пусть воплощенную в фору партийного отчета).
Объектом настоящего исследования являются органы и работники системы государственного управления.
В качестве предмета рассматривается специфика и особенности, современное состояние государственных служб и работников в Китае.
Цель исследования заключается в анализе и определении специфических черт сложившейся практики деятельности государственных служб в Китае.
Поставленная перед исследованием цель предполагает решение ряда частных задач, а именно:
1) Представить генезис взглядов зарубежных ученых на природу государственных служб как важнейшего социального института.
2) Рассмотреть мнения китайских ученых о реформировании системы государственного управления в КНР;
3) Определить особенности реализации принципов прозрачности, открытости и подотчетности системы государственного управления в Китае;
4) Охарактеризовать основные направления реформирования государственной службы в Китае;
5) Провести сравнительный анализ законодательных актов, регулирующих направления реформ государственной службы в КНР;
6) Исследовать отношение населения к административным реформам, вообще и совершенствованию государственных служб, в частности.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых разных стран и времен, оценивающих формы и эффективность системы государственного управления.
Учитывая приоритет западной науки в вопросах рассматриваемой проблематики были изучены работы М.Вебера, М.Крозье, Р.Мертона и многих других исследователей.
Большую помощь в написании работы оказали публикации кафедры социального управления и планирования СПбГУ: «Государственное и муниципальное правление: PublicAdministration» (2017г.) и «Государственное и муниципальное правление: агенты и технологии принятия политических решений» (2018г.).
В ходе написания работы нами были изучено содержание законодательных актов, регулирующих деятельность служб государственного управления и их персонала. В работе проанализированы работы китайских исследователей, изучающих данную проблематику, а именно – Лю И., Хао Л., Хуа И., Чжан Ч., Юй Ц., Жэнь Г., Цзян М., Ши Ц., Бай Я., Чэнь Ч., Го Л., Ян Х. и многие другие.
В качестве методов исследования были использован комплекс общенаучных и частных (социологических) методов, среди которых:
метод анализа и синтеза;
анализ документов;
опрос, анкетирование.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 87страниц.
Таким образом, в результате проведенного исследования, было выяснено, что несмотря на использование Китаем передового зарубежного опыта, складывающаяся система государственной службы сегодня значительно отличается от государственного аппарата управления многих стран.
Во-первых, развитие государственной службы Китая осуществляется в русле директив руководства КПК, поэтому она достаточно далека от «политического нейтралитета». В отличие от политического устройства большей части развитых капиталистических стран, в которых преобладают демократические республики, конституционные монархии и прочих, в основе политической системы которых обнаруживается двух партийность или многопартийность и имеют место такие принципы, как разделение политическими партиями полномочий с правительством, следование политическому нейтралитету государственных служащих и так далее, китайская политическая система построена принципиально по-другому.
Во-вторых, система государственной службы в современном Китае ориентирована в основном на то, чтобы служить народу. Так, если в современных развитых западных странах государственные служащие представляют собой независимую группу, обладающую своими интересами, то в Китае внимание акцентируется прежде всего на совпадении интересов и целей народа, партии, правительства и государственных служащих.
В-третьих, специфичный характер государственной службы в Китае не предусматривает разделения должностных лиц с исполнительными, то есть государство в отношении кадров отдает управленческую функцию непосредственно партии. В других же развитых странах государственные служащие отдельно подразделяются на должностные лица и исполнителей. Каждый из данных двух типов образует относительно независимую группы, основу которой составляют свои принципы оплаты труда и способы продвижения по службе. При этом зачастую данные группы и вовсе могут не пересекаться между собой. В Китае же дело обстоит несколько иным образом, особое внимание акцентируется на равноправии и зарплатной политике, а также служебном росте. Так, китайский государственный чиновник в любом случае имеет возможность перевода на другую должность, поскольку все сотрудники, которые были зачислены в административный штат государства – начиная с самых низовых должностей и заканчивая главой правительства, относятся к государственным служащим.
В-четвертых, система государственной службы Китая предполагает такую норму назначения кадров, как «сочетание моральных и деловых качеств». Так, если в западных странах основное внимание уделяется деловым качествам кандидата и первостепенное значение имеет прежде всего квалификация назначенца, то в современном Китае в первую очередь рассматривается именно сочетание моральных и деловых качеств государственного чиновника.
Таким образом, на сегодняшний день девизом системы государственной службы Китая является фраза – «За народ, деловитость и неподкупность», при этом основное внимание акцентируется на «народе». Это означает, что с идеологической точки зрения руководство страны проводит идею, что деятельность государства направлена прежде всего на обеспечение благосостояния народных масс и опирается на низы, с другой же стороны, на практике руководящие кадры партии и правительства должны приложить усилия для решения наиболее острых проблем китайского народа и тем самым подтвердить верность служению своим идеалам социалистического государства.
В целом, проведенный анализ особенностей государственного управления в современном Китае и процедур реформирования государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что современный этап в развитии КНР является модернизационным в истории государства. Особенность функционирования системы госслужбы Китая в современных условиях его политического развития заключается в том, что модернизация предполагает демократизацию, но, как известно, в Китае не произошло смены политических систем как в других государствах. Проводимые социально-рыночные преобразования связаны с поиском приемлемой модели демократизации, которая позволила бы сохранить КНР свою специфику модернизации – сохранить возможность развития социализма. В этой связи важен поиск оптимального варианта системы госслужбы как сложного социального института, так и важного элемента политической власти и государственного управления, поскольку единая концепция реформирования систем госслужбы модернизирующихся стран не подходит для КНР. Основной целью реформирования системы государственной службы в Китае является повышение эффективности управленческой деятельности.
Во-первых, развитие государственной службы Китая осуществляется в русле директив руководства КПК, поэтому она достаточно далека от «политического нейтралитета». В отличие от политического устройства большей части развитых капиталистических стран, в которых преобладают демократические республики, конституционные монархии и прочих, в основе политической системы которых обнаруживается двух партийность или многопартийность и имеют место такие принципы, как разделение политическими партиями полномочий с правительством, следование политическому нейтралитету государственных служащих и так далее, китайская политическая система построена принципиально по-другому.
Во-вторых, система государственной службы в современном Китае ориентирована в основном на то, чтобы служить народу. Так, если в современных развитых западных странах государственные служащие представляют собой независимую группу, обладающую своими интересами, то в Китае внимание акцентируется прежде всего на совпадении интересов и целей народа, партии, правительства и государственных служащих.
В-третьих, специфичный характер государственной службы в Китае не предусматривает разделения должностных лиц с исполнительными, то есть государство в отношении кадров отдает управленческую функцию непосредственно партии. В других же развитых странах государственные служащие отдельно подразделяются на должностные лица и исполнителей. Каждый из данных двух типов образует относительно независимую группы, основу которой составляют свои принципы оплаты труда и способы продвижения по службе. При этом зачастую данные группы и вовсе могут не пересекаться между собой. В Китае же дело обстоит несколько иным образом, особое внимание акцентируется на равноправии и зарплатной политике, а также служебном росте. Так, китайский государственный чиновник в любом случае имеет возможность перевода на другую должность, поскольку все сотрудники, которые были зачислены в административный штат государства – начиная с самых низовых должностей и заканчивая главой правительства, относятся к государственным служащим.
В-четвертых, система государственной службы Китая предполагает такую норму назначения кадров, как «сочетание моральных и деловых качеств». Так, если в западных странах основное внимание уделяется деловым качествам кандидата и первостепенное значение имеет прежде всего квалификация назначенца, то в современном Китае в первую очередь рассматривается именно сочетание моральных и деловых качеств государственного чиновника.
Таким образом, на сегодняшний день девизом системы государственной службы Китая является фраза – «За народ, деловитость и неподкупность», при этом основное внимание акцентируется на «народе». Это означает, что с идеологической точки зрения руководство страны проводит идею, что деятельность государства направлена прежде всего на обеспечение благосостояния народных масс и опирается на низы, с другой же стороны, на практике руководящие кадры партии и правительства должны приложить усилия для решения наиболее острых проблем китайского народа и тем самым подтвердить верность служению своим идеалам социалистического государства.
В целом, проведенный анализ особенностей государственного управления в современном Китае и процедур реформирования государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что современный этап в развитии КНР является модернизационным в истории государства. Особенность функционирования системы госслужбы Китая в современных условиях его политического развития заключается в том, что модернизация предполагает демократизацию, но, как известно, в Китае не произошло смены политических систем как в других государствах. Проводимые социально-рыночные преобразования связаны с поиском приемлемой модели демократизации, которая позволила бы сохранить КНР свою специфику модернизации – сохранить возможность развития социализма. В этой связи важен поиск оптимального варианта системы госслужбы как сложного социального института, так и важного элемента политической власти и государственного управления, поскольку единая концепция реформирования систем госслужбы модернизирующихся стран не подходит для КНР. Основной целью реформирования системы государственной службы в Китае является повышение эффективности управленческой деятельности.
Подобные работы
- Становление и развитие государственной службы в Китае (1993 - 2012 гг.)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Механизмы в государственном управлении: опыт Китая в реагировании на пандемию COVID-19 (Основы социального управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ПРАКТИКИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Принципы разделения, тенденции развития и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Государственный PR в интернете
(на примере правительственных микроблогов в Китае)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2015 - Правовые и организационные меры по предупреждению коррупции в сфере государственного управления
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Система социального доверия как форма государственного контроля в эпоху цифровизации
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - Новации в правовом регулировании государственной службы в КНР после 2012 г.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2023 - Государственный PR в интернете (на примере правительственных микроблогов в Китае)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2017



