Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Когнитивный компонент родительского отношения к детям с умственной отсталостью

Работа №121922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………6
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования…………………9
1.1 Историческое развитие учения об умственной отсталости…………..9
1.1.1 Определение умственной отсталости……………………………….14
1.1.2 Умственная отсталость по МКБ-10…………………………………14
1.2 Личность матери воспитывающей ребенка с умственной отсталостью……………………………………………………………..16
1.3 Взаимодействие родителей и детей с умственной отсталостью…….19
Глава 2. Методы и организация исследования…………………………..27
2.1 Цели и задачи исследования……………………………………………27
2.2 Характеристика выборки………………………………………………28
2.3 Методы и методики исследования…………………………………….29
2.3.1 Анкета для сбора социально-демографических характеристик матерей………………………………………………………………………29
2.3.2 Анкета на выявление детей групп риска…………………………...29
2.3.3 Опросник родительского отношения (ОРО)……………………….31
2.3.4 Шкала семейной адаптации и сплоченности……………………….32
2.3.5 Методика «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман)…………………………………………………………………….33
2.3.6 Методика «Отношение к болезни ребенка» (ДОБР) (В.Е. Каган, И.П. Журавлева)………………………………………………………………….34
2.4 Процедура проведения исследования………………………………..35
2.5 Методы обработки данных исследования…………………………...35
Глава 3. Результаты исследования и обсуждение…………………………36
3.1 Описание результатов исследования……………………………………36
3.1.1 Результаты оценки степени объективности материнских представлений о психическом развитии умственно отсталого ребенка..36
3.1.2 Результаты изучения связи социально-демографических характеристик матерей и объективности представления о психическом развитии умственно отсталого ребенка……………………………………38
3.1.3 Результаты изучения связей родительских представлений психического развития умственно отсталых детей с психологическими характеристиками матери и семьи………………………………………...48
3.2 Обсуждение результатов………………………………………………52
Выводы……………………………………………………………………...59
Заключение………………………………………………………………….60
Список литературных источников………………………………………..61
Приложение


В современной психологии среди множества различных отношений придается не малое значение взаимоотношениям между ребенком и родителем. Интерес к этому феномену обусловлен его значением и для развития ребенка, и для развития самого субъекта отношения. Отношение матерей и отцов влияет на становление самосознания, эмоциональной, волевой, коммуникативной и нравственной сфер детей.
В.Н.Мясищевым выдвинуто положение трехкомпонентной структуре отношения (В.Н.Мясищев, 1960). Оно находит свое отражение в описании компонентов родительского отношения. Под когнитивным компонентом понимается образ ребенка. Эмоциональный компонент представлен спектром разнообразных чувств к нему. Поведенческий компонент проявляет себя в типе родительского воспитания, характере общения с ребенком. Важной стороной когнитивного компонента родительского отношения являются представления родителя об уровне и особенностях психического развития. Это становится особенно актуальным в отношении детей с нарушенным развитием.
Исследование взаимоотношений в семьях умственно неполноценных детей изложено в трудах Т.А. Маллер, Н.В. Мастюковой, И.И. Мамайчук. [17, 25, 21]. Авторы всесторонне описывают восприятие ребенка родными людьми. Одним из важнейших факторов, влияющих на взаимодействие матери и ребенка, является психологическое состояние матери, принятие или непринятие болезни ребенка, а также объективность восприятия и понимания тяжести болезни. Существует вероятность возникновения психологических проблем связанных с восприятием своего ребенка самой матерью, что описывается в работах Боулби, Галасюк [37, 4].
Необъективность оценки психического развития умственно отсталого ребенка может снижать активность участия матери в коррекционном процессе, ослаблять сотрудничество матери со специалистами. С другой стороны, такая необъективность материнских представлений способна излишне завышать ожидания относительно развития детей и приводить в дальнейшем к более глубоким разочарованиям из-за отсутствия ожидаемых результатов.
Таким образом, изучение когнитивного компонента родительского отношения к ребенку с умственной отсталостью является весьма актуальным.
Целью настоящего исследования явилось изучение когнитивного компонента родительского отношения матерей к умственно отсталым детям дошкольного возраста.
Объект исследования – родительское отношение к детям с умственной отсталостью.
Предмет исследования – когнитивный компонент родительского отношения к детям с умственной отсталостью.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить представления матерей об уровне развития различных сторон психики детей, оценить степень их объективности;
2) изучить связи особенностей материнских представлений о психическом развитии детей с социально-демографическими характеристиками матерей;
3) изучить связи материнских представлений с особенностями воспитания;
4) изучить связи материнских представлений с психологическими характеристиками семьи;
5) изучить связи представлений о психическом развитии детей и способов совладающего поведения матерей.


Гипотезы исследования:
1) Матери семилетних умственно отсталых детей демонстрируют объективные оценки одних сторон психического развития, и необъективные оценки других.
2) Социально-демографические характеристики матери влияют на когнитивный компонент ее отношения к ребенку с умственной отсталостью.
3) Характер материнских представлений о психическом развитии ребенка связан с особенностями семейной системы, воспитания и способами совладающего поведения матери.
Для достижения поставленной цели были использованы метод анкетирования для сбора социально-демографических данных и психодиагностические опросники: «Анкета на выявление детей группы риска (от 5 до 10 лет), Опросник родительского отношения (В.В.Столин, А.Я.Варга), Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности», опросник «Способы совладающего поведения» (Р.Лазарус, С.Фолкман), «Отношение к болезни ребёнка (ДОБР)» (В.Е Каган, И.П. Журавлева).
Исследование проводилось на базе специализированного детского сада «Дошкольное отделение коррекционной школы VIII вида Петроградского района № 30» (Санкт-Петербург). В исследовании приняли участие 30 матерей детей с умственной отсталостью умеренной степени и два психолога.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понимание особенностей личности матери умственно отсталого ребенка представляется чрезвычайно важным в процессе реабилитации, адаптации, помощи и развития интеллектуально малоразвитого ребенка. В данном исследовании была проведена работа по анализу и выявлению особенностей общения матери с умственно отсталым ребенком. Рассматривались социальные и демографические показатели влияющие на объективность оценки матери болезни своего ребенка. Наибольший интерес вызвали данные анкеты на выявление детей из группы риска (Основы специальной психологии, 2005), которые одновременно заполнялись как матерью, так и психологом образовательного учреждения ребенка. Обнаружена необъективность оценки матерей уровня умственного развития и социально адекватности, они оказались завышенными по сравнению с оценками психолога-диагноста. Было выявлено, что на когнитивный компонент материнского родительского отношения к ребенку с умственной отсталостью влияют особенности семейной системы и воспитания, так же найдены статистически значимые взаимодействия между социально демографическими показателями и степень обективной оценки матери болезни и общего психологического развития ребенка.
Поставленные задачи были реализованы, но требую дальнейших исследований для углубленного изучения как когнитивного, так и других (эмоционального и поведенческого) компонентов материнского отношения, а также личности матери и семейной системы.





1)Варга А. X. Идентификация с родителями и формирование психологического пола//Семья: фор­мирование личности. М., 1981.
2)Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М., 1983.
3)Галасюк И.Н. Проблема психологической травматизации членов семьи инвалида // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. №1
4)Галасюк И. Н.,Особенности родительских позиций в семье с умственно отсталым ребенком // «Журнал «Клиническая и специальная психология». 2014. №2
5)Горбунова Н. И., Федорова А. А. Особенности родительского отношения к детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 445-450
6) Демьяненок Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелым нарушением интеллекта в процессе их социально-бытовой адаптации // Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно-практической конференции. Минск, 2003. С. 197-201.
7)Жукова И. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —М., 1993.
8)Жутикова Н. В, Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. М., 1990.
9)Забрамная С. Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбеци-лов. М., 1979.
10)Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М., 1935.
11)Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.
12)Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003.
13)Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Методическое пособие. Под ред. Д.Н.Исаев, В.Е.Каган – СПб.- 1991
14) Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987.
15)Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. - М. : 2007
16)Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой —— М.: Издательский центр «Академия», 2002
17) В. Лебидинсикй, М. бардышевская, Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. В 2-х томах, 2002
18) Малер А. Р. Родителям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991.
19)Маллер А. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида (Некоторые вопросы педагогической этики) // Дефектология. 1996
20) Маллер А. Р. Принципы обучения детей с глубокими умственными нарушениями // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множе­ственными нарушениями. Псков, 2000.
21) Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям c проблемами в развитии- СПб.: Речь, 2001. - 220 с

22)Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.
23)Мастюкова Е. М., Певзнер М. С, Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития: Учебное пособие. Вып. I. Иркутск, 1992
24)Мастюкова Е.М., Москоекина A.С. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И.Селиверстова и Б.П.Пузанова. —М.,2001.
25)Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003
26) Майрамян Р.Ф. Особенности постреактивных психогенных развитий у матерей умственно отсталых детей // Проблемы бреда, пограничные состояния и вопросы организации психиатрической помощи.-М.:Медицина,1975
27)Певзнер М. С, Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушения­ми умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М., 1982.
28)Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2005.
29)Человек и общество. Программа по социальной адаптации детей с глубоким нарушением ин­теллекта / Под ред. Л. М. Шипицыной, А. А. Хилько, В. Н. Асикритова. СПб., 1996.
30)Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005

31)Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитиелич-ности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 1998.
32) Шипицына Л. М. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умствен­ной отсталостью // «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с наруше­нием интеллекта. 2-е изд., переработанное и дополненное. СПб.: Речь, 2005
33) Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие / Сост. Н. Д. Шматко. М., 1997.
34)Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999
35)Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Изд. 3-е. – СПб.: Речь, 2007
36)Blanton, Elsie, (1971) A Helpful Guide in the Training of a Mentally Retarded Child., National Association for Retarded Children, P.O. Box 6109, 2709 Avenue E East, Arlington, Texas
37) Bowlby J (1960). «'Separation Anxiety'».International Journal of Psychoanalysis41: 89–113.
38)Grossman, Herbert , (1983), Mental deficiency-Classification. , American Association on Mental Deficiency, (https://law.resource.org/pub/us/cfr/ibr/001/aamd.classification.1973.pdf)
39) Leonard Saxe, Denise Dougherty, (1986), Children's Mental Health: Problems and Services : a Report by the Office of Technology Assessment, Duke University Press, 184.
40) Ravindranadan and Raju, S. University of Kerala, Thiruvananthapuram (January 2007) , Adjustment and Attitude of Parents of Children with Mental Retardation, Journal of the Indian Academy of Applied Psychology, Vol. 33, No.1, 137-141. URL: http://medind.nic.in/jak/t07/i1/jakt07i1p137.pdf
41) Edward Zigler,Robert M. Hodapp , (1996), Understanding Mental Retardation ,Yale University of USA, Cambridge University Press, New York
42)Romayne Smith, (May 1993)Children With Mental Retardation: A Parents' Guide (The Special Needs Collection)Paperback 437 pages–Woodbine House; First Edition URL: https://globaljournals.org/GJHSS_Volume13/1-The-Parental-Attitude.pdf
43) Dr. SribasGosvami (2013), The Parential Attitude Of Mentally Retarded Children, Global jornal of human science (A) Vollume VIII Issue VI Verthion I, by(https://globaljournals.org/GJHSS_Volume13/1-The-Parental-Attitude.pdf)
44) Waters, E., Corcoran, D. &Anafarta, M. (2005) 'Attachment, Other Relationships, and the Theory that All Good Things Go Together' Human Development 48:80-84 URL: https://www.karger.com/Article/Abstract/83217
45) (2013) «Parsing the construct of maternal insensitivity: distinct longitudinal pathways associated with early maternal withdrawal».Attachment & Human Development15(5–6):562582. URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3861901/




Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ