ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 21 ВЕКА THE EUROPEAN UNION IN WORLD POLITICAL SYSTEM OF THE 21-STCENTURY
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1. Современная мировая политическая система 7
1.2. Международные региональные объединения как элементы мировой политической системы 13
ГЛАВА 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ – КАК ЭЛЕМЕНТ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 21 ВЕКА 17
2.1 История создания Европейского Союза 17
2.2 Общее положение Европейского Союза на современном этапе 24
2.3 Многоуровневое управление ЕС 31
2.4 Европейский Союз в системе мегарегионального-пограничного сотрудничества 34
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 42
3.1 Брекзит и его последствия для Европейского Союза 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1. Современная мировая политическая система 7
1.2. Международные региональные объединения как элементы мировой политической системы 13
ГЛАВА 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ – КАК ЭЛЕМЕНТ МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 21 ВЕКА 17
2.1 История создания Европейского Союза 17
2.2 Общее положение Европейского Союза на современном этапе 24
2.3 Многоуровневое управление ЕС 31
2.4 Европейский Союз в системе мегарегионального-пограничного сотрудничества 34
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 42
3.1 Брекзит и его последствия для Европейского Союза 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что Европейский Союз сегодня является наиболее эффективной формой глобальной регионализации и важным мирополитическим актором. ЕС обладает уникальным статусом: это не государство и не международная организация, это абсолютно новый феномен мировой политики – международное образование, сочетающее в себе межгосударственность и наднациональность. Традиционно ЕС определяют как экономический и политический союз 28 государств-членов, которые передали часть своих суверенных прав наднациональным структурам ЕС. Принятие решений в рамках ЕС в ряде случаев осуществляется посредством наднациональных институтов ЕС, а в других – на уровне межгосударственных диалогов. Интеграционные успехи ЕС превратили эту структуру в востребованный формат региональной интеграции в мире. Стоит отметить, что Европейский Союз позиционирует себя и воспринимается другими государствами и интеграционными объединениями, как, возможно, самая успешный интеграционный проект, содействующий укреплению региональной безопасности в Европе, а также достижению мира, процветания, развитию демократии, продвижению прав человека и так далее.
В современном мире роль Европейского Союза в качестве крупного торгово-экономического блока, оказывающего значительное влияние на мировую экономику, практически никем не оспаривается. В то же время дебаты вокруг политического влияния ЕС в мире не утихают как в самом Евросоюзе, так и за его пределами. К настоящему времени написаны тысячи книг и отдельных статей, анализирующих внешнюю политику ЕС; при этом аналитики приходят, зачастую, к прямо противоположным выводам – одни утверждают, что Европейский Союз осуществляет внешнюю политику довольно давно и успешно, другие заявляют, что Союз абсолютно несостоятелен в качестве внешнеполитического актора. Представляется целесообразным говорить о Европейском Союзе как об акторе международных отношений, несмотря на то, что в сфере принятия решений говорить о полной автономности Союза не приходится, но это является следствием природы самого объединения: Европейский Союз – не федеративное государство, он создан государствами во имя достижения общего блага, и его автономность будет ограничена государствами-членами ЕС, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Кроме того, необходимо помнить о смешанной структуре процесса принятия решений: одни решения принимаются на наднациональном уровне, другие – на межгосударственном, и именно это не позволяет нам говорить о полной автономности Союза в области принятия решений.
Интерес разных исследователей к роли Европейского Союза в 21 веке не ослабевает. Особенно это актуально в связи с последними событиями в Великобритании, с проблемой санкций против Российской Федерации, а также решению исключить Россию из европейского интеграционного процесса. Это также обусловливает актуальность темы выпускной работы.
Объект работы – Европейский Союз – как элемент мировой политической системы XXI века. Предмет работы – трансформация Европейского Союза в мировой политической системе XXI века.
Цель работы – проанализировать роль Евросоюза в политической системе XXI века.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать мировую политическую систему XXI века.
2. Выделить основные этапы появления Европейского Союза.
3. Дать характеристику общему положению Европейского Союза.
4. Рассмотреть Восточное партнерство, а также партнерство Европейского Союза с АСЕАН и МЕРКОСУР.
5. Выявить последствия Брекзита для Европейского Союза.
Методология исследования. Автором был использован ряд научных методов, который позволил комплексно исследовать данную проблему. методов, позволивших комплексно исследовать проблему. Метод исторической ретроспективы был востребован при характеристике исторических предпосылок перехода к новой мирополитической системе и при освещении эволюции Европейского Союза. Системный подход был использован при характеристике Европейского Союза как элемента мировой политической системы XXI века. Прогностический метод послужил основой для построения будущего Европейского Союза без Великобритании. При работе с источниками и литературой крайне полезным оказался метод контент-анализа.
В библиографическую базу исследования вошли научные труды отечественных и зарубежных политологов, исследователей и специалистов в области экономики, международных отношений, а также работы политических деятелей.
В процессе теоретико-методологического осмысления проблемы многоуровневого управления ЕС крайне полезными оказались работы М.В. Стрежневой . Термин «многоуровневое управление» вошел в научный оборот в контексте исследований региональной политики ЕС в 1992 году благодаря работам Г.Маркса, которые были посвящены возросшей роли властей субнационального уровня в структурной политике Сообщества.
Основной опорой для написания данной работы послужила книга М.Л.Лагутиной «Мир регионов в мировой политической системе XXI века», благодаря которой были выявлены общие аспекты, касающиеся данной темы.
Источниковую базу работы составили:
• соглашения (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между АСЕАН и Европейским Союзом, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между МЕРКОСУР и Европейским Союзом)
• договоры (Лиссабонский Договор, Маастрихтский Договор, Парижский Договор, Римский Договор)
• хартии (The ASEAN Charter)
• уставы (Устав Содружества Независимых Государств)
• официальные речи, интервью политических руководителей (Т.Мэй, У.Черчилль, Ш. Де Голль)
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка литературы и источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи, а также методы исследования. В первой главе рассматривается современная мировая политическая система, ее структура, акторы, этапы трансформации.
Во второй главе проводится анализ истории Европейского Союза, рассматривается положение ЕС на современном этапе, изучается многоуровневое управление Европейского Союза, а также анализируется система двусторонних связей Европейского союза и таких объединений, как АСЕАН и МЕРКОСУР.
В третьей главе анализируется выход Великобритании из Европейского Союза, определяются перспективы дальнейшего их сотрудничества.
В заключении раскрываются цели и задачи исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В современном мире роль Европейского Союза в качестве крупного торгово-экономического блока, оказывающего значительное влияние на мировую экономику, практически никем не оспаривается. В то же время дебаты вокруг политического влияния ЕС в мире не утихают как в самом Евросоюзе, так и за его пределами. К настоящему времени написаны тысячи книг и отдельных статей, анализирующих внешнюю политику ЕС; при этом аналитики приходят, зачастую, к прямо противоположным выводам – одни утверждают, что Европейский Союз осуществляет внешнюю политику довольно давно и успешно, другие заявляют, что Союз абсолютно несостоятелен в качестве внешнеполитического актора. Представляется целесообразным говорить о Европейском Союзе как об акторе международных отношений, несмотря на то, что в сфере принятия решений говорить о полной автономности Союза не приходится, но это является следствием природы самого объединения: Европейский Союз – не федеративное государство, он создан государствами во имя достижения общего блага, и его автономность будет ограничена государствами-членами ЕС, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Кроме того, необходимо помнить о смешанной структуре процесса принятия решений: одни решения принимаются на наднациональном уровне, другие – на межгосударственном, и именно это не позволяет нам говорить о полной автономности Союза в области принятия решений.
Интерес разных исследователей к роли Европейского Союза в 21 веке не ослабевает. Особенно это актуально в связи с последними событиями в Великобритании, с проблемой санкций против Российской Федерации, а также решению исключить Россию из европейского интеграционного процесса. Это также обусловливает актуальность темы выпускной работы.
Объект работы – Европейский Союз – как элемент мировой политической системы XXI века. Предмет работы – трансформация Европейского Союза в мировой политической системе XXI века.
Цель работы – проанализировать роль Евросоюза в политической системе XXI века.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать мировую политическую систему XXI века.
2. Выделить основные этапы появления Европейского Союза.
3. Дать характеристику общему положению Европейского Союза.
4. Рассмотреть Восточное партнерство, а также партнерство Европейского Союза с АСЕАН и МЕРКОСУР.
5. Выявить последствия Брекзита для Европейского Союза.
Методология исследования. Автором был использован ряд научных методов, который позволил комплексно исследовать данную проблему. методов, позволивших комплексно исследовать проблему. Метод исторической ретроспективы был востребован при характеристике исторических предпосылок перехода к новой мирополитической системе и при освещении эволюции Европейского Союза. Системный подход был использован при характеристике Европейского Союза как элемента мировой политической системы XXI века. Прогностический метод послужил основой для построения будущего Европейского Союза без Великобритании. При работе с источниками и литературой крайне полезным оказался метод контент-анализа.
В библиографическую базу исследования вошли научные труды отечественных и зарубежных политологов, исследователей и специалистов в области экономики, международных отношений, а также работы политических деятелей.
В процессе теоретико-методологического осмысления проблемы многоуровневого управления ЕС крайне полезными оказались работы М.В. Стрежневой . Термин «многоуровневое управление» вошел в научный оборот в контексте исследований региональной политики ЕС в 1992 году благодаря работам Г.Маркса, которые были посвящены возросшей роли властей субнационального уровня в структурной политике Сообщества.
Основной опорой для написания данной работы послужила книга М.Л.Лагутиной «Мир регионов в мировой политической системе XXI века», благодаря которой были выявлены общие аспекты, касающиеся данной темы.
Источниковую базу работы составили:
• соглашения (Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между АСЕАН и Европейским Союзом, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между МЕРКОСУР и Европейским Союзом)
• договоры (Лиссабонский Договор, Маастрихтский Договор, Парижский Договор, Римский Договор)
• хартии (The ASEAN Charter)
• уставы (Устав Содружества Независимых Государств)
• официальные речи, интервью политических руководителей (Т.Мэй, У.Черчилль, Ш. Де Голль)
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка литературы и источников.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи, а также методы исследования. В первой главе рассматривается современная мировая политическая система, ее структура, акторы, этапы трансформации.
Во второй главе проводится анализ истории Европейского Союза, рассматривается положение ЕС на современном этапе, изучается многоуровневое управление Европейского Союза, а также анализируется система двусторонних связей Европейского союза и таких объединений, как АСЕАН и МЕРКОСУР.
В третьей главе анализируется выход Великобритании из Европейского Союза, определяются перспективы дальнейшего их сотрудничества.
В заключении раскрываются цели и задачи исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
При подведении итогов бакалаврской квалификационной работы по теме «Европейский Союз в современной политической системе 21 века», можно отметить, что поставленные задачи и цели были выполнены.
Рассмотрев мировую политическую систему XXI века, были изучены процессы ее трансформации, акторы, а также подробно ее элементы – международные региональные объединения, которые являются наиболее эффективной формой взаимодействия. Можно прийти к выводу, что в XXI веке наблюдаются явные структурные изменения в мировой политической системе. Они связаны с множественностью акторов, их неоднородностью. Все это протекает на фоне научно-технической революции, которая оказывает совершенно иные возможности воздействия на мир.
Проанализировав основополагающие документы Европейского Союза, такие как: Маастрихтский, Парижский, Римский, Лиссабонский Договоры были прослежены исторические предпосылки определены основные этапы появления Европейского Союза:
• Первый этап (1958-1966 гг.) - это этап создания зоны свободной торговли.
С подписанием в 1963 г. Яундского соглашения, ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕЭС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров.
• Второй этап (1968-1986 гг.) - формирование таможенного союза. Происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. В 1975, 1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции , на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. С 1979 г. начала функционировать европейская валютная система.
• Третий этап (1987-1992 гг.) - создание общего рынка. На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «WhitePaper» о программе создания внутреннего рынка, страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС.
На основе анализа Европейского Союза, можно дать характеристику его общему положению:
• Европейский Союз – это общее экономическое, социальное, культурное, информационное и т.д. пространства 28 стран-членов;
• ЕС обладает уникальным статусом: это ни государство, ни международная организация;
• ЕС функционирует как посредством межгосударственных, так и наднациональных органов (система многоуровневого управления);
• в рамках политики ЕС существует ряд транснациональных программ, которые придают региональному европейскому развитию трансграничный характер (например, BalticSeaRegionProgramme - Программа региона Балтийского моря);
• ЕС активно участвует в развитии транконтинентальных связей с другими региональными блоками (АСЕАН, МЕРКОСУР и т.д.).
Проанализировав хоть и малую, но, все же, динамику развития отношений между Европейским Союзом и Великобританией в рамках Брекзита, уже можно говорить о том, что выход Великобритании несет существенный удар по авторитету сообщества, не говоря уже об экономических последствиях и о том, что Европейский Союз теряет вторую по своей мощи военную державу. Однако для мирового сообщества выход Великобритании из ЕС создает прецедент и порядок выхода из интеграционных объединений, тенденция к образованию которых набирает ход.
Рассмотрев мировую политическую систему XXI века, были изучены процессы ее трансформации, акторы, а также подробно ее элементы – международные региональные объединения, которые являются наиболее эффективной формой взаимодействия. Можно прийти к выводу, что в XXI веке наблюдаются явные структурные изменения в мировой политической системе. Они связаны с множественностью акторов, их неоднородностью. Все это протекает на фоне научно-технической революции, которая оказывает совершенно иные возможности воздействия на мир.
Проанализировав основополагающие документы Европейского Союза, такие как: Маастрихтский, Парижский, Римский, Лиссабонский Договоры были прослежены исторические предпосылки определены основные этапы появления Европейского Союза:
• Первый этап (1958-1966 гг.) - это этап создания зоны свободной торговли.
С подписанием в 1963 г. Яундского соглашения, ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕЭС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕЭС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров.
• Второй этап (1968-1986 гг.) - формирование таможенного союза. Происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. В 1975, 1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции , на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. С 1979 г. начала функционировать европейская валютная система.
• Третий этап (1987-1992 гг.) - создание общего рынка. На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «WhitePaper» о программе создания внутреннего рынка, страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС.
На основе анализа Европейского Союза, можно дать характеристику его общему положению:
• Европейский Союз – это общее экономическое, социальное, культурное, информационное и т.д. пространства 28 стран-членов;
• ЕС обладает уникальным статусом: это ни государство, ни международная организация;
• ЕС функционирует как посредством межгосударственных, так и наднациональных органов (система многоуровневого управления);
• в рамках политики ЕС существует ряд транснациональных программ, которые придают региональному европейскому развитию трансграничный характер (например, BalticSeaRegionProgramme - Программа региона Балтийского моря);
• ЕС активно участвует в развитии транконтинентальных связей с другими региональными блоками (АСЕАН, МЕРКОСУР и т.д.).
Проанализировав хоть и малую, но, все же, динамику развития отношений между Европейским Союзом и Великобританией в рамках Брекзита, уже можно говорить о том, что выход Великобритании несет существенный удар по авторитету сообщества, не говоря уже об экономических последствиях и о том, что Европейский Союз теряет вторую по своей мощи военную державу. Однако для мирового сообщества выход Великобритании из ЕС создает прецедент и порядок выхода из интеграционных объединений, тенденция к образованию которых набирает ход.



