Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Телевидение СССР в период перестройки: легенды и уроки

Работа №121895

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы67
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Особенности развития нового телевидения в период перестройки (1985-1991 гг)...........................................................................................................5
1.1. Исторические события, повлиявшие на активное развитие СМИ.............5
1.2. Эфирное медиапространство 1985-1991 гг……………………..................13
1.3. Появление новых телевизионных форматов и жанров.............................. 20
Глава 2. Телевизионные программы как медиаявление перестроечного периода………………………………………………………………….………..30
2.1. Центральное телевидение в новых исторических условиях ……..….......30
2.2. Ленинградское телевидение и его роль в советском телевещании …..…36
2.3. Легенды и уроки периода перестройки………..…………………………..51
Заключение………………………………………………………………………58
Список литературы………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………………………………...65




Развитие телевидения имеет свои исторические периоды. На протяжении семидесяти лет советской власти все средства массовой информации, в том числе и телевидение, находились под непосредственным контролем коммунистической партии ЦК КПСС. С 1985 года происходят коренные изменения в структуре СМИ. Телевидение, как и другие виды СМИ, переходит на новый этап своего развития. Дипломная работа в целом посвящена исследованию развития телевидения в период перестройки, влиянию политики государства на него, появлению новых направлений телевещания.
Актуальность настоящей работы обусловлена важной ролью телевидения периода перестройки в формировании и развитии современных СМИ.
Научная новизна данного исследования состоит в выявлении специфики телевизионных программ периода 1985-1991 гг. В работе впервые даны психологические портреты телеведущих.
Цель исследования: выявить уроки телевидения периода перестройки и проследить его влияние на современные тенденции в тележурналистике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выявить общие закономерности и особенности развития телевидения в период перестройки.
– определить, какую роль в этом процессе сыграли исторические события 1985-1991 гг.
– определить формы и методы работы телевизионных журналистов периода перестройки, оказавших влияние на современное телевидение.
Объектом исследования являются особенности формирования и функционирования отечественного телевещания в 1985-1991 гг.
Предмет исследования: телевизионные программы новых форматов и жанров, выходившие в эфир на Центральном и Ленинградском ТВ в период перестройки.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Дипломная работа делится на две основные части. Первая теоретическая часть носит название «Особенности развития нового телевидения в период перестройки (1985-1991 гг)». Эта глава посвящена историческим событиям 1985-1991 гг и началу формирования нового эфирного медиапространства. Теоретическую базу работы составили труды советских и российских исследователей, посвященные развитию телевидения в историческом контексте. В их числе работы С. Н. Ильченко, В. В. Егоров, С. А. Муратова, С. Н. Ущиповского, О. С. Кругликовой, Е. Ю. Додолева, С. Ю. Агапитовой, М. А. Бережной, В. Г. Осинского, В. Л. Цвика и др.
Вторая часть работы носит название «Телевизионные программы как медиаявление перестроечного периода». В ней исследуются телевизионные программы, появившиеся в период перестройки, каторые и составили эмпирическую базу исследования: «Взгляд», «Прожектор перестройки», «До и после полуночи», «600 секунд», «Пятое колесо», «Телекурьер», «Музыкальный ринг», «Поле Чудес».
В дипломной работе использованы следующие методы:
- метод исторического анализа
- метод сравнительного анализа

- метод наблюдения
- метод интервью
- метод психологического анализа
В приложении будут представлены фотографии самых популярных ведущих периода перестройки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Телевидение всегда играло важную роль в жизни общества. Развитие телевидения в тот или иной период определялось в первую очередь политической ситуацией в стране. Каждый исторический период отечественной тележурналистики имел свои особенности функционирования. Период перестройки стал одним из этапов развития телевидения, который отличался широтой нововведений. Важнейшим фактором перестройки являлась политика гласности, которая дала новые возможности для СМИ. И хотя свободы слова все еще была под контролем коммунистической партии Советского Союза, в печати, на радио и телевидении начались коренные преобразования. Главные исторические события перестройки, повлиявшие на активное развитие СМИ, – это отмена 6-й статьи Конституции СССР, означающая отмену цензуры, а также принятие закона «О печати и других средствах массовой информации».
Перемены на телевидении начались с прямых трансляций Первого съезда народных депутатов СССР, затем в прямом эфире появляются общественные дискуссии, первые постоянные телемосты с Америкой. Структурные изменения на телевидении происходили в конце периода перестройки вместе с распадом Гостелерадио. Тогда и началось формирование нового эфирного медиапространства: появились первые коммерческие радиостанции («Радио Россия», «Эхо Москвы»), частный телеканал («2Х2»). Был создан Союз организаций кабельного и эфирного телевидения СССР, используется спутниковое вещание. Появляются новые телевизионные жанры и форматы. Выпуски программ затрагивают самые разносторонние темы, о которых нельзя было говорить и писать раньше, в доперестроечный период. Новые веяния с Запада подтолкнули отечественную тележурналистику к нововведениям: появляется прямой эфир, звонки в студию, телемосты, теледебаты. Телевидение стало брать пример с западных и американских СМИ: создаются похожие телепередачи, образы ведущих копируются. Развивается новый телевизионный жанр – ток-шоу, который сочетает в себе признаки интервью, игры, дискуссии. Развивается группа аналитических жанров, тогда как в прежние годы преобладали информационные. В вещании утвердился переход от монолога к диалогу, стали актуальными различные точки зрения на политические и социальные темы. Телевидение стало интерактивным.
Достижениями Центрального и Ленинградского ТВ стали программы «Взгляд», «Прожектор Перестройки», «До и после полуночи», «12 этаж», «600 секунд», «Пятое колесо», «Телекурьер», «Музыкальный ринг» и другие. Программа «Взгляд» стала самой рейтинговой передачей своего времени. В программе обсуждались разнообразные острые темы: межнациональный конфликты, деятельность правительства, правда о Чернобыле. Программа впервые оформлялась музыкальными клипами. Передача «До и после полуночи» первая транслировала церковное богослужение. «12 этаж» стала первой программой на советском телевидении, в которой право на свободную дискуссию предоставлялось подросткам. Ленинградская программа «600 секунд» представляла новый жанр инфотеймент, где информация предоставлялась своеобразным новым образом, с иронией, сарказмом и в быстром темпе. В «Телекурьере» микрофоны устанавливались прямо на улице. Изменение в форме вещания знаменовали начало авторской тележурналистики, персонификацию телеведущих. Проделанное интервью с двумя представителями периода перестройки В. Г. Осинским и Г. М. Нечаевой подтвердили активное развитие телевидения в рассматриваемый период.
В период перестройки легендами стали не только программы, но и ведущие этих программ. Среди них Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Невзоров, Владимир Молчанов и др. Они были не похожи на предыдущих телеведущих ни внешним обликом, ни манерой ведения программ. Согласно нашему анализу, все они были интересными, харизматичными людьми, с разными психотипами. Впервые в дипломной работе мы осуществили психологический анализ самых популярных телеведущих того времени, который подтвердил важность персонификации в сфере тележурналистики.
В дипломной работе нами были выявлены уроки телевидения периода перестройки. Самый главный из них состоял в том, что свобода слова способствовала росту творческого потенциала в сфере журналистики. Уроком также можно считать персонификацию ведущих: индивидуальный, своеобразный образ и манера поведения. Но есть и отрицательный урок: в период перестройки впервые встал вопрос о журналистской этике в связи с появлением неэтичных сюжетов. Впоследствии появились этические кодексы, но в основном редакции руководствуются корпоративными правилами.
Уроки перестройки имеют продолжение в настоящем времени. И здесь урок заключается в том, что программа может долго жить, когда ее героями являются участники, обычные люди, а не сам ведущий. Это говорит о принципе народной программы. Из прошлого периода перестройки также можно взять такой урок, как отношение к профессии журналиста, гордость за выбранное дело. Современное телевидение всегда должно опираться на исторический опыт прошлого, так как много положительных сторон можно использовать в настоящем.
Итак, на телевидение в период перестройки 1985-1991 гг идет активный процесс нововведений. Это время советские и российские тележурналисты называют «золотыми годами телевидения».




1. Источники
1. Агапитова С. Ю. Информационное вещание та ТВ. Эволюция и современное состояние. СПб., 2003.
2. Бережная М. А. Телевизионный журналист. Основы творческой деятельности. М., 2015.
3. Волковский Н. Л. Отечественная журналистика 1950-2000. СПб., 2006.
4. Волковский Н. Л., Гришина А. Н. Психология журналистики. СПб., 2010.
5. Волкогонов Д., Млечин Л. 10 вождей. От Ленина до Путина. М., 2012.
6. Димитриус Э., Мазарелла М. Читать человека как книгу. Как? М., 2007.
7. Додолев Е. Ю. Влад Листьев. Пристрастный реквием. М., 2012.
8. Додолев Е. Ю. The Взгляд. Битлы перестройки. М., 2012.
9. Додолев Е. Ю. Владислав Листьев. Поле чудес в стране дураков. М., 2014.
10. Егоров В. В. Теория и практика советского телевидения. М., 1980.
11. Егоров В. В. Телевидение: страницы истории. М., 2004.
12. Засурский Я. Н. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2005.
13. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и форматы вещания. СПб. 2006.
14. Ильченко С. Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб., 2009.
15. Ильченко С. И., Осинский В. Г. Эфир на фоне эпохи. Очерки истории Ленинградского – Петербургского радио и телевидения. СПб., 2013.
16. Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. М. 2014.
17. Кузин В. Психологическая культура журналиста. СПб., 2001.

18. Кузнецов Г., Цвик В., Юровский А. Телевизионная журналистика. М., 2002.
19. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики 1917-2000. М., 2006.
20. Марк К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. 2-е издание. Т. 1.
21. Матвеева Л., Аниксеева Г., Молчанова Ю. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.
22. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2008.
23. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2009.
24. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. М., 1999.
25. Олешко В. Ф. Психология журналистики. СПб., 2006.
26. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2008.
27. Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М., 1990.
28. Саппак В. Ф. Телевидение и мы. М., 1988.
29. Семенова Н. М. новый краткий словарь иностранных слов. М., 2005.
30. Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. М., 2010.
31. Ущиповский С. Н., Кругликова О. С. Российская историческая журналистика. СПб., 2012.
32. Цвик В. Л. Введение в журналистику. М., 2000.
33. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика. М., 2004.
34. Черняев А. С. Шесть лет с Горбачевым. М., 1993.
35. Шереля А. А. Радиожурналистика. М. 2000.
36. Яновский О. А. История России: новое и новейшее время. М., 2010.

2. Печатные издания
1. Быков Д. Взгляд и Нечто//Искусство кино. – 1998. - №3.
2. Додолев Е. Ю. Пристрастный реквием//Московский комсомолец. – 1 марта 2010.
3. Додолев Е. Ю. Влад Листьев – чужой среди своих// Комсомольская правда. 1 марта 2012.
4. Кавалеров Н. Глазастый и глазастик//ТВ-ревю. 1992. № 9.
5. Москвина Т. Русский культурный бунт 90-х, безобидный и безобразный//Искусство кино. – 2000. – №6.
6. Федотова С. Александр Любимов: «Нового «Взгляда» не будет никогда»//Вечерняя Москва. 2004. № 45 (23843) 11 марта.
7. Фомин С. Похождения Невзорова, или Рыцарь сенсации//Искусство кино. – 1991. – № 7.

3. Видео материал
1. Александр Невзоров. 600 секунд и вся жизнь. Документальный фильм// Реж. Однопознов Ю. – Россия, студия «Красный квадрат», 2013.
2. Владислав Листьев. Мы помним. Документальный фильм// Россия, телекомпания «Останкино», Москва, 2010.
3. 600 секунд. Документальный фильм// Авт. Калитин А. – Россия, телекомпания «Останкино», Москва, 2007.
4. Электронные ресурсы
1. Агапитова С. Ю. Диссертация на соискание учной стпени кандидата филологических наук. Информационное вещание на ТВ. Эволюция и современное состояние. СПб., 2003. [электронный ресурс] – Режим доступа http://cheloveknauka.com/informatsionnoe-veschanie-na-tv-evolyutsiya-i-sovremennoe-sostoyanie
2. Дашевская И. Масс Медиа: программирование на ТВ. [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.broadcasting.ru/articles2/content/mass-media-programmirovanie-na-tv
3. Здравомыслова О. М. перестройка и фактор Горбачева в общественном мнении Запада и СССР, 1985-1991 гг// Прорыв к свободе// 2005. [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.gorby.ru/userfiles/file/zdravomyslova.pdf
4. Ростова Н. Рождение российских СМИ: эпоха Горбачева 1985-1991 [электронный ресурс] – Режим доступа gorbymedia.com
Цвик В., Качкаева А. Реформы в обществе и на телевидении. [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=4625
5. Чернова М. И. Личности в истории о М. С. Горбачеве. Россия – век ХХ//Современники и историки о М. С. Горбачеве//М., 2005. [электронный ресурс] – Режим доступа ВСТАВИТЬ????????????????????????????????????????????????????
6. Шарапова А. А. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Динамика социокультурных функций телевидения в условиях постиндустриального общества. М., 2005. [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.dissercat.com/content/dinamika-sotsiokulturnykh-funktsii-televideniya-v-usloviyakh-postindustrialnogo-obshchestva
7. По волнам нашей памяти. Телевидение нашего детства. [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1161969
8. Двадцать лет на Ленинградском ТВ вышла программа «600 секунд». [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.pressing.spb.ru/1/69500/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ