Телевидение СССР в период перестройки: легенды и уроки
|
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Особенности развития нового телевидения в период перестройки (1985-1991 гг)...........................................................................................................5
1.1. Исторические события, повлиявшие на активное развитие СМИ.............5
1.2. Эфирное медиапространство 1985-1991 гг……………………..................13
1.3. Появление новых телевизионных форматов и жанров.............................. 20
Глава 2. Телевизионные программы как медиаявление перестроечного периода………………………………………………………………….………..30
2.1. Центральное телевидение в новых исторических условиях ……..….......30
2.2. Ленинградское телевидение и его роль в советском телевещании …..…36
2.3. Легенды и уроки периода перестройки………..…………………………..51
Заключение………………………………………………………………………58
Список литературы………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………………………………...65
Глава 1. Особенности развития нового телевидения в период перестройки (1985-1991 гг)...........................................................................................................5
1.1. Исторические события, повлиявшие на активное развитие СМИ.............5
1.2. Эфирное медиапространство 1985-1991 гг……………………..................13
1.3. Появление новых телевизионных форматов и жанров.............................. 20
Глава 2. Телевизионные программы как медиаявление перестроечного периода………………………………………………………………….………..30
2.1. Центральное телевидение в новых исторических условиях ……..….......30
2.2. Ленинградское телевидение и его роль в советском телевещании …..…36
2.3. Легенды и уроки периода перестройки………..…………………………..51
Заключение………………………………………………………………………58
Список литературы………………………………………………………………61
Приложения……………………………………………………………………...65
Развитие телевидения имеет свои исторические периоды. На протяжении семидесяти лет советской власти все средства массовой информации, в том числе и телевидение, находились под непосредственным контролем коммунистической партии ЦК КПСС. С 1985 года происходят коренные изменения в структуре СМИ. Телевидение, как и другие виды СМИ, переходит на новый этап своего развития. Дипломная работа в целом посвящена исследованию развития телевидения в период перестройки, влиянию политики государства на него, появлению новых направлений телевещания.
Актуальность настоящей работы обусловлена важной ролью телевидения периода перестройки в формировании и развитии современных СМИ.
Научная новизна данного исследования состоит в выявлении специфики телевизионных программ периода 1985-1991 гг. В работе впервые даны психологические портреты телеведущих.
Цель исследования: выявить уроки телевидения периода перестройки и проследить его влияние на современные тенденции в тележурналистике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выявить общие закономерности и особенности развития телевидения в период перестройки.
– определить, какую роль в этом процессе сыграли исторические события 1985-1991 гг.
– определить формы и методы работы телевизионных журналистов периода перестройки, оказавших влияние на современное телевидение.
Объектом исследования являются особенности формирования и функционирования отечественного телевещания в 1985-1991 гг.
Предмет исследования: телевизионные программы новых форматов и жанров, выходившие в эфир на Центральном и Ленинградском ТВ в период перестройки.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Дипломная работа делится на две основные части. Первая теоретическая часть носит название «Особенности развития нового телевидения в период перестройки (1985-1991 гг)». Эта глава посвящена историческим событиям 1985-1991 гг и началу формирования нового эфирного медиапространства. Теоретическую базу работы составили труды советских и российских исследователей, посвященные развитию телевидения в историческом контексте. В их числе работы С. Н. Ильченко, В. В. Егоров, С. А. Муратова, С. Н. Ущиповского, О. С. Кругликовой, Е. Ю. Додолева, С. Ю. Агапитовой, М. А. Бережной, В. Г. Осинского, В. Л. Цвика и др.
Вторая часть работы носит название «Телевизионные программы как медиаявление перестроечного периода». В ней исследуются телевизионные программы, появившиеся в период перестройки, каторые и составили эмпирическую базу исследования: «Взгляд», «Прожектор перестройки», «До и после полуночи», «600 секунд», «Пятое колесо», «Телекурьер», «Музыкальный ринг», «Поле Чудес».
В дипломной работе использованы следующие методы:
- метод исторического анализа
- метод сравнительного анализа
- метод наблюдения
- метод интервью
- метод психологического анализа
В приложении будут представлены фотографии самых популярных ведущих периода перестройки.
Актуальность настоящей работы обусловлена важной ролью телевидения периода перестройки в формировании и развитии современных СМИ.
Научная новизна данного исследования состоит в выявлении специфики телевизионных программ периода 1985-1991 гг. В работе впервые даны психологические портреты телеведущих.
Цель исследования: выявить уроки телевидения периода перестройки и проследить его влияние на современные тенденции в тележурналистике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– выявить общие закономерности и особенности развития телевидения в период перестройки.
– определить, какую роль в этом процессе сыграли исторические события 1985-1991 гг.
– определить формы и методы работы телевизионных журналистов периода перестройки, оказавших влияние на современное телевидение.
Объектом исследования являются особенности формирования и функционирования отечественного телевещания в 1985-1991 гг.
Предмет исследования: телевизионные программы новых форматов и жанров, выходившие в эфир на Центральном и Ленинградском ТВ в период перестройки.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Дипломная работа делится на две основные части. Первая теоретическая часть носит название «Особенности развития нового телевидения в период перестройки (1985-1991 гг)». Эта глава посвящена историческим событиям 1985-1991 гг и началу формирования нового эфирного медиапространства. Теоретическую базу работы составили труды советских и российских исследователей, посвященные развитию телевидения в историческом контексте. В их числе работы С. Н. Ильченко, В. В. Егоров, С. А. Муратова, С. Н. Ущиповского, О. С. Кругликовой, Е. Ю. Додолева, С. Ю. Агапитовой, М. А. Бережной, В. Г. Осинского, В. Л. Цвика и др.
Вторая часть работы носит название «Телевизионные программы как медиаявление перестроечного периода». В ней исследуются телевизионные программы, появившиеся в период перестройки, каторые и составили эмпирическую базу исследования: «Взгляд», «Прожектор перестройки», «До и после полуночи», «600 секунд», «Пятое колесо», «Телекурьер», «Музыкальный ринг», «Поле Чудес».
В дипломной работе использованы следующие методы:
- метод исторического анализа
- метод сравнительного анализа
- метод наблюдения
- метод интервью
- метод психологического анализа
В приложении будут представлены фотографии самых популярных ведущих периода перестройки.
Телевидение всегда играло важную роль в жизни общества. Развитие телевидения в тот или иной период определялось в первую очередь политической ситуацией в стране. Каждый исторический период отечественной тележурналистики имел свои особенности функционирования. Период перестройки стал одним из этапов развития телевидения, который отличался широтой нововведений. Важнейшим фактором перестройки являлась политика гласности, которая дала новые возможности для СМИ. И хотя свободы слова все еще была под контролем коммунистической партии Советского Союза, в печати, на радио и телевидении начались коренные преобразования. Главные исторические события перестройки, повлиявшие на активное развитие СМИ, – это отмена 6-й статьи Конституции СССР, означающая отмену цензуры, а также принятие закона «О печати и других средствах массовой информации».
Перемены на телевидении начались с прямых трансляций Первого съезда народных депутатов СССР, затем в прямом эфире появляются общественные дискуссии, первые постоянные телемосты с Америкой. Структурные изменения на телевидении происходили в конце периода перестройки вместе с распадом Гостелерадио. Тогда и началось формирование нового эфирного медиапространства: появились первые коммерческие радиостанции («Радио Россия», «Эхо Москвы»), частный телеканал («2Х2»). Был создан Союз организаций кабельного и эфирного телевидения СССР, используется спутниковое вещание. Появляются новые телевизионные жанры и форматы. Выпуски программ затрагивают самые разносторонние темы, о которых нельзя было говорить и писать раньше, в доперестроечный период. Новые веяния с Запада подтолкнули отечественную тележурналистику к нововведениям: появляется прямой эфир, звонки в студию, телемосты, теледебаты. Телевидение стало брать пример с западных и американских СМИ: создаются похожие телепередачи, образы ведущих копируются. Развивается новый телевизионный жанр – ток-шоу, который сочетает в себе признаки интервью, игры, дискуссии. Развивается группа аналитических жанров, тогда как в прежние годы преобладали информационные. В вещании утвердился переход от монолога к диалогу, стали актуальными различные точки зрения на политические и социальные темы. Телевидение стало интерактивным.
Достижениями Центрального и Ленинградского ТВ стали программы «Взгляд», «Прожектор Перестройки», «До и после полуночи», «12 этаж», «600 секунд», «Пятое колесо», «Телекурьер», «Музыкальный ринг» и другие. Программа «Взгляд» стала самой рейтинговой передачей своего времени. В программе обсуждались разнообразные острые темы: межнациональный конфликты, деятельность правительства, правда о Чернобыле. Программа впервые оформлялась музыкальными клипами. Передача «До и после полуночи» первая транслировала церковное богослужение. «12 этаж» стала первой программой на советском телевидении, в которой право на свободную дискуссию предоставлялось подросткам. Ленинградская программа «600 секунд» представляла новый жанр инфотеймент, где информация предоставлялась своеобразным новым образом, с иронией, сарказмом и в быстром темпе. В «Телекурьере» микрофоны устанавливались прямо на улице. Изменение в форме вещания знаменовали начало авторской тележурналистики, персонификацию телеведущих. Проделанное интервью с двумя представителями периода перестройки В. Г. Осинским и Г. М. Нечаевой подтвердили активное развитие телевидения в рассматриваемый период.
В период перестройки легендами стали не только программы, но и ведущие этих программ. Среди них Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Невзоров, Владимир Молчанов и др. Они были не похожи на предыдущих телеведущих ни внешним обликом, ни манерой ведения программ. Согласно нашему анализу, все они были интересными, харизматичными людьми, с разными психотипами. Впервые в дипломной работе мы осуществили психологический анализ самых популярных телеведущих того времени, который подтвердил важность персонификации в сфере тележурналистики.
В дипломной работе нами были выявлены уроки телевидения периода перестройки. Самый главный из них состоял в том, что свобода слова способствовала росту творческого потенциала в сфере журналистики. Уроком также можно считать персонификацию ведущих: индивидуальный, своеобразный образ и манера поведения. Но есть и отрицательный урок: в период перестройки впервые встал вопрос о журналистской этике в связи с появлением неэтичных сюжетов. Впоследствии появились этические кодексы, но в основном редакции руководствуются корпоративными правилами.
Уроки перестройки имеют продолжение в настоящем времени. И здесь урок заключается в том, что программа может долго жить, когда ее героями являются участники, обычные люди, а не сам ведущий. Это говорит о принципе народной программы. Из прошлого периода перестройки также можно взять такой урок, как отношение к профессии журналиста, гордость за выбранное дело. Современное телевидение всегда должно опираться на исторический опыт прошлого, так как много положительных сторон можно использовать в настоящем.
Итак, на телевидение в период перестройки 1985-1991 гг идет активный процесс нововведений. Это время советские и российские тележурналисты называют «золотыми годами телевидения».
Перемены на телевидении начались с прямых трансляций Первого съезда народных депутатов СССР, затем в прямом эфире появляются общественные дискуссии, первые постоянные телемосты с Америкой. Структурные изменения на телевидении происходили в конце периода перестройки вместе с распадом Гостелерадио. Тогда и началось формирование нового эфирного медиапространства: появились первые коммерческие радиостанции («Радио Россия», «Эхо Москвы»), частный телеканал («2Х2»). Был создан Союз организаций кабельного и эфирного телевидения СССР, используется спутниковое вещание. Появляются новые телевизионные жанры и форматы. Выпуски программ затрагивают самые разносторонние темы, о которых нельзя было говорить и писать раньше, в доперестроечный период. Новые веяния с Запада подтолкнули отечественную тележурналистику к нововведениям: появляется прямой эфир, звонки в студию, телемосты, теледебаты. Телевидение стало брать пример с западных и американских СМИ: создаются похожие телепередачи, образы ведущих копируются. Развивается новый телевизионный жанр – ток-шоу, который сочетает в себе признаки интервью, игры, дискуссии. Развивается группа аналитических жанров, тогда как в прежние годы преобладали информационные. В вещании утвердился переход от монолога к диалогу, стали актуальными различные точки зрения на политические и социальные темы. Телевидение стало интерактивным.
Достижениями Центрального и Ленинградского ТВ стали программы «Взгляд», «Прожектор Перестройки», «До и после полуночи», «12 этаж», «600 секунд», «Пятое колесо», «Телекурьер», «Музыкальный ринг» и другие. Программа «Взгляд» стала самой рейтинговой передачей своего времени. В программе обсуждались разнообразные острые темы: межнациональный конфликты, деятельность правительства, правда о Чернобыле. Программа впервые оформлялась музыкальными клипами. Передача «До и после полуночи» первая транслировала церковное богослужение. «12 этаж» стала первой программой на советском телевидении, в которой право на свободную дискуссию предоставлялось подросткам. Ленинградская программа «600 секунд» представляла новый жанр инфотеймент, где информация предоставлялась своеобразным новым образом, с иронией, сарказмом и в быстром темпе. В «Телекурьере» микрофоны устанавливались прямо на улице. Изменение в форме вещания знаменовали начало авторской тележурналистики, персонификацию телеведущих. Проделанное интервью с двумя представителями периода перестройки В. Г. Осинским и Г. М. Нечаевой подтвердили активное развитие телевидения в рассматриваемый период.
В период перестройки легендами стали не только программы, но и ведущие этих программ. Среди них Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Невзоров, Владимир Молчанов и др. Они были не похожи на предыдущих телеведущих ни внешним обликом, ни манерой ведения программ. Согласно нашему анализу, все они были интересными, харизматичными людьми, с разными психотипами. Впервые в дипломной работе мы осуществили психологический анализ самых популярных телеведущих того времени, который подтвердил важность персонификации в сфере тележурналистики.
В дипломной работе нами были выявлены уроки телевидения периода перестройки. Самый главный из них состоял в том, что свобода слова способствовала росту творческого потенциала в сфере журналистики. Уроком также можно считать персонификацию ведущих: индивидуальный, своеобразный образ и манера поведения. Но есть и отрицательный урок: в период перестройки впервые встал вопрос о журналистской этике в связи с появлением неэтичных сюжетов. Впоследствии появились этические кодексы, но в основном редакции руководствуются корпоративными правилами.
Уроки перестройки имеют продолжение в настоящем времени. И здесь урок заключается в том, что программа может долго жить, когда ее героями являются участники, обычные люди, а не сам ведущий. Это говорит о принципе народной программы. Из прошлого периода перестройки также можно взять такой урок, как отношение к профессии журналиста, гордость за выбранное дело. Современное телевидение всегда должно опираться на исторический опыт прошлого, так как много положительных сторон можно использовать в настоящем.
Итак, на телевидение в период перестройки 1985-1991 гг идет активный процесс нововведений. Это время советские и российские тележурналисты называют «золотыми годами телевидения».
Подобные работы
- Телевидение СССР в период перестройки: легенды и уроки
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



