ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы психологии перехода из юношеского во взрослый спорт спортсменов –гребцов………………………………………6
Анализ психолого-педагогических подходов к изучаемой проблеме ……..6
1.2 Понятие кризиса в спортивной карьере…………………………………16
1.3 Психология кризиса подросткового возраста……………………………23
1.4Особенности перехода из юношеского во взрослый спорт у спортсменов -гребцов………………………………………………………………………….29
1.5 Программы психологической помощи спортсмену- гребцу в период перехода из юношеского во взрослый спорт………………………………....31
ГЛАВА 2. экспериментальное исследование особенностей психологии перехода из юношеского во взрослый спорт (на примере академической гребли)…………………………………………………………………………..56
2.1 Организация исследования………………………………………………..56
2.2 Полученные результаты и их обсуждение……………………………….59
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….79
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………85
Актуальность темы. Для отечественной психологии само понятие карьеры является относительно новым. До сих пор рассматривался только феномен деятельности, различные виды деятельности и их влияние на развитие человека.
Исследование спортивной карьеры в целом, начиная с первых шагов в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере, имеет большое как теоретическое, так и практическое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что спортивная карьера характеризуется относительном, ранним стартом, кульминацией и финишем, совпадая по времени с возрастными периодами детства, отрочества, юности и ранней взрослости, когда развитие человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности идет особенно интенсивно. В ряде видов спорта специализация начинается в дошкольном возрасте. Высоких спортивных результатов и высокого статуса в спорте нередко достигают спортсмены, еще не обладающие личностной зрелостью, например, подростки.
Изучение спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт необходимо для разработки системы психологического сопровождения спортивной карьеры.
В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры в России на 2006-2015 годы» подчеркивается, что в подготовке спортсменов должны участвовать специалисты-профессионалы – педагоги и психологи, квалифицированно использующие современные научные и методические подходы.
В современных исследованиях представлен широкий спектр данных о влиянии психологических факторов на деятельность спортсменов как в отечественной (О.А. Черникова, А.В. Родионов, С.Ю. Манухина, Т.О, Гордеева Т.Т. Джамгаров А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, О.А. Сиротин, Ю.А. Ханин, Н.А. Худадов, Е.П. Ильин) так и зарубежной науке (Г. Ридер, П. Рокушфалви, Ж. Риу, Р. Сингер, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи).
Сама же спортивная деятельность приобрела статус междисциплинарной проблемы, интегрируя в своем содержании научные достижения общей (А.Ц. Пуни А.В. Родионов, Я.В. Голуб, Л.В. Лотоненко), социальной (И.Ю. Воронин, С.И. Петров, Ю.В. Сысоев) и педагогической (Т.В. Гомельская, Ю.А. Коломейцев) психологии.
Объект исследования: кризис перехода из юношеского во взрослый спорт у гребцов академической гребли.
Предмет исследования: психологические и акмеологические закономерности спортивной карьеры и особенности ее психологического сопровождения в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.
Гипотеза: основным условием успешности спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского во взрослый спорт (на примере академической гребли) является кризисное консультирование, оптимизирующее мотивационную сферу, мотивационно – волевую сферу, эмоционально – поведенческую сферу, способности к саморегуляции.
Цель исследования: оценить проявление кризиса в условиях консультирования гребцов в период перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.
Задачи исследования:
- изучить мотивационную сферу в период перехода из юношеского спорта во взрослый спорт;
- изучить мотивационно – волевую сферу;
- изучить эмоционально – поведенческую сферу;
- изучить компонент саморегуляции;
-изучить влияние кризисного консультирования в период перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.
Методы исследования: теоретико-методологический анализ исследований по данной проблематике; организационные методы: метод поперечных срезов, в рамках которого были исследованы респонденты одного возрастного периода - подросткового; эмпирические методы: психодиагностические методики.
Теоретическое значение работы. В рамках структурного описания спортивной карьеры спортсменов-гребцов рассмотрена динамика психологических факторов, определяющих уровень спортивных достижений - мотивации, спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности.
Практическое значение заключается в разработке модели психологического сопровождения спортивной карьеры гребцов в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное теоретико-аналитическое исследование кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт на примере академической гребле показало, что тема исследования характеризуется высокой актуальностью и практической значимостью. Это подтверждается ее направленностью на решение одной из фундаментальных проблем психологии развития и педагогической психологии - развитие у человека способности к овладению собственным поведением, преодолению трудностей в деятельности, успешному ее выполнению, самоизменению и саморазвитию, то есть на раскрытие психологических условий формирования личности, активного субъекта собственной карьеры и поведения в период кризиса перехода.
Психологическое содержание в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт включает четыре компонента: мотивационный, волевой, эмоционально- поведенческий, саморегуляцию.
Содержание понятия мотивации и воли, включает в себя сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевую саморегуляцию следует рассматривать как составную часть произвольного управления личностью своим поведением и деятельностью в спортивной карьере.
Структура волевой саморегуляции личности спортсменов - гребцов, состоит из трех блоков: побудительного, исполнительного и результативного, которые в свою очередь включают следующие компоненты: самостоятельность при выборе цели, ее осознанность, способы реагирования на удачи и неудачи, способы реализации целей (внешние и внутренние), самовоспитание, эмоциональные реакции при столкновении с трудностями, удовлетворенность собой и др.
В научной литературе доказано, что детерминантами развития волевой сферы спортсменов - гребцов являются такие составляющие личностной сферы, как тип контроля над значимыми жизненными событиями, локализация контроля в области достижений и в области неудач, саморегуляция, эмоционально – поведенческий компонент: настойчивость и самообладание, целеполагание, выбор средств и оценка результата деятельности в спортивной карьере.
В результате экспериментального психолого-педагогического исследования была подтверждена гипотеза о том, что в качестве основного психолого-педагогического условия успешности спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт в групповых видах спорта (на примере академической гребли) являются ролевые установки в системе «спортсмен-тренер», реализуемые через авторитарный стиль взаимодействия и общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;
- программа психолого-педагогического сопровождения карьеры спортсменов в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт будет успешной, если её содержание ориентировано на оптимизацию ролевых установок в системе «спортсмен-команда».
Психолого-педагогическими условиями успешности спортивной карьерыв период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт (на примере академической гребли) выступают: высокая эффективность взаимодействия в системе «спортсмен-тренер», позитивный эмоциональный фон взаимодействий. Ролевыми установками, обеспечивающие успешность спортивной деятельности, являются «лидер-тренер» и «исполнитель-тренер». Значимыми условиями также являются прагматический тип восприятия группы, сплоченность команды, эффективность взаимодействия в команде.
Индивидуально-личностными факторами успешности спортивной карьеры в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт (на примере академической гребли) выступают: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, самостоятельность и ин инициативность; оптимально высокий уровень нервно-психического напряжения.
В системе саморегуляции поведения в качестве фактора успешности спортивной карьеры выступает высокий уровень параметров саморегуляции (гибкость и самостоятельность).
Мотивационные факторы (мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач) имеют существенное влияния на успешность спортивной карьеры в академической гребле в период кризиса перехода из юношеского спорта во взрослый спорт .
Специфика академической гребли характеризуется активной позицией тренера в связи с необходимостью планирования и организации деятельности не каждого спортсмена, а спортивной команды в целом, характеризующейся позиционной и статусно-ролевой структурой.
В академической гребле в качестве факторов успешности спортивной карьеры преобладающими являются группа психолого-педагогических факторов, отражающих три основных линии взаимодействий: в системах «спортсмен-тренер», «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-соперник».
Программа психолого-педагогического сопровождения подростков-спортсменов в период перехода из юношеского во взрослый спорт, направленная на оптимизацию ролевых установок в системе «спортсмен-команда», показала высокую эффективность, и её внедрениев практику спортивных школ будет способствовать оптимизации процесса индивидуально-личностного развития и успешности спортивной деятельности подростков в переходной период карьеры спортсмена.
1. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, еепсихологические механизмы и пути повышения: автореф. дис. … канд. пед. наук [Текст] / Л.М.Аболин //М., 1989. -43 с.
2. Бабушкин, Г.Д. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности [Текст]/ Г.Д.Бабушкин, А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, А.Н. Соколов// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 13-17.
3. Бадулин, В.Д. Аутомиокоррекция в реабилитации спортсменов, занимающихся академической греблей [Текст] / В.Д.Бадулин, А.И. Петкевич // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 5. - С. 76-78.
4. Биспен Е.Р. Воспитание смелости-решительности в процессе спортивной тренировки футболистов 13-15 лет: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] /Е.Р. Биспен//М., 2002. - 23 с.
5. Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе [Текст] /Л.И.Божович //Вопросы психологии. 2006. - №6.- С.45-53
6. Визитей, Н.Н. Социальная природа современного спорта[Текст] / Н.Н.Визитей // Кишинев, 2009. - 84 с.
7. Волков, И.П., Цикунова Н.С. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия [Текст]/И.П.Волков, Н.С.Цикунова //М.: Спортивная жизнь.- 2005.-425 с.
8. Волков, И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия[Текст] / И.П.Волков// СПб.: Питер, 2008.-230 с.
9. Выготский, Л.С. Собр.соч.: в 6-ти т. Т.З Проблемы развития психики [Текст] / Л.С. Выготский, под ред. А.М.Матюшкина//М.: Педагогика, 2005. - 368 с.
10. Ганзен, В.А. К системному описанию онтогенеза человека [Текст] / В.А.Ганзен, Л.А.Головей// Психологический журнал. 2010. - № 6. - С.42-53.
11. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие [Текст] / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов//М.: Академия, 2008.-389 с.
12. Горбунов, Г.Д. Психология физической культуры и спорта[Текст] /Г.Д. Горбунов, Е.Н.Гогунов//М.: Академия, 2009.-354 с.
13. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов[Текст] / Г.Б.Горская // Краснодар, 2008.- 220 с.
14. Грибкова, Л.П. Влияние личностных особенностей гимнасток на надежность спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Л.П. Грибкова // СПб.: Питер,2001. -20 с.
15. Грицак, Н.И. Студенческий спорт и его связь с общей культурой общества [Текст] / Н.И.Грицак// Фундаментальные исследования. 2012. №1. С. 89-90.
16. Демина, Д.С. Социально-психологические факторы успешности спортивной деятельности [Текст] / Д.С.Демина //Научно-теоритический журнал Ученые записки имени П.Ф. Лесгафта.- № 6 (76). – 2013. С.72-76.
17. Джамгаров, Т.Т. Лидерство в спорте [Текст]/ Т.Т.Джамгаров, В.И.Румянцева // М.: Физкультура и спорт, 2009. - 80 с.
18. Енин, В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / В.И.Енин // СПб. 2003. - 16 с.
19. Загайнов, Р.М. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности) - Автореф. дис. ... д.п.н. [Текст] / Р.М.Загайнов // - СПб., 2002.-256 с.
20. Зайцев, П.В. Формирование готовности к соревнованиям с учетом индивидуальных особенностей спортсменов: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / П.В.Зайцев / /М., 2001. - 25 с.
21. Захаров, М.А. Социология спорта: Учебно-методическое пособие. – [Текст] / М.А.Захаров //Смоленск: СГАФКСТ, 2008.- 352 с.
22. Земляков, В.Е. Методические рекомендации по управлению тренировочным процессом гребцов-байдарочников и каноистов при подготовке к соревнованиям [Текст] / В.Е.Земляков //Херсон, ХПИ, 2010. - 65 с.
23. Ильин, Е.П. Психология спорта [Текст] / Е.П.Ильин // СПб.: Питер, 2013.-196 с.
24. Каськова Д.С. Социально-психологические и индивидуально-личностные особенности спортсменов-теннисистов подросткового возраста [Текст] / Д.С.Каськова //Ученые записки российского государственного социального университета. - №6 (94). – 2011. С.326-330.
25. Каськова, Д.С. Физическое воспитание молодежи: содержание и принципы [Текст] / Д.С.Каськова, Е.В.Конищева// Молодежная политика: Состояние и перспективы инновационного развития в условиях экономической нестабильности Материалы симпозиума, проведенного в Курском государственном медицинском университете 26 мая 2009 года Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрав, 2009, С. 74- 76.
26. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде [Текст] / Ю.А.Коломейцев / М.: Физкультура и спорт, 2009. - 128 с.
27. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О.А.Конопкин //М.: Наука, 2011. -256 с.
28. Котырев В.Д., Лаптев А.П. Влияние больших нагрузок на динамику психофизиологических функций у гребцов [Текст] /В.Д.Котырев, А.П.Лаптев. В кн.: На веслах // М.: Физкультура и спорт, 2007, с.95-100.
29. Котырев В.Д., Лаптев А.П. Изменение психических функций гребцов при подготовке и участии в марафонских гонках на байдарках и каноэ. [Текст] / В.Д.Котырев, А.П.Лаптев.В кн.: Гребной спорт: Сб. статей// М.: Здоровья, 2014, с.51-58.
30. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии [Текст] / А.Н.Леонтьев // Вопросы философии.- 2004. № 1. С.95-108.
31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф.Ломов//М.: Наука, 2007.- 443 с.
32. Марищук В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса [Текст] / Марищук В.Л. // В кн.: Стресс и тревога в спорте / Сост.: Ю.Л.Ханин. М.: Физкультура и спорт, 2011. - С.72-86.
33. Меныцикова А.Л. Публичность соревнований и ее отражение спортсменами: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / А.Л. Меныцикова // СПб., 2003. - 20 с.
34. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности [Текст] / В.Э.Мильман / В кн.: Стресс и тревога в спорте / Сост.: Ю.Л.Ханин. М.: Физкультура и спорт, 2004. - С.24-46.
35. Никандров В.В. Психология[Текст] /В.В. Никандров //. – М.: Волтерс Клувер, 2009.-284 с.
36. Никоноров А.Н. Методика управления технической подготовкой в гребле на байдарках [Текст] / Никоноров // Гребной спорт: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 2008.- С.34-37.
37. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов [Текст] / В.Г.Никитушкин //. М.: Физическая культура, 2010. 240 с.
38. Носачева С.Ю. Формирование и проявление отношений юных спортсменов к тренировочным нагрузкам: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / С.Ю.Носачева // СПб., 1998,- 19 с.
39. Пасмуров А.Г. Влияние наследия Универсиад на развитие студенческого спорта: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Текст] /А.Г.Пасмуров// Набережные Челны, 2011.- 21 с.
40. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст] / В.Н.Платонов // М.: Физкультура и спорт,2005. 287 с.
41. Пономарев Н.И. Спорт и социальные проблемы общества / В кн.: Спорт в современном обществе [Текст] / Н.И. Пономарев. Под ред. В.М.Выдрина// М.: Физкультура и спорт, 2009.- С.46-82.
42. Попов А.Л. Спортивная психология [Текст] /А.Л. Попов //М.: Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 2012.-247 с.
43. Прохоров А.О. Влияние спортивной подготовки на психофизиологическую реактивность студентов: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / А.О.Прохоров // М., 2003. - 19 с.
44. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям: Сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. П.А.Рудика, А.Ц.Пуни, Н.А.Худадова//М.: Физкультура и спорт, 2004. -268 с.
45. Психология: Учебник для техникумов физ. культуры [Текст] // под ред. А.Ц.Пуни. М.: Физкультура и спорт, 2001. - 255 с .
46. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях: Словарь-справочник [Текст] / под. ред. Е.Н. Суркова//. – СПб.: ГАФК им. Лесгафта, 2011.- 620 с.
47. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. Учебник для вузов [Текст] / А.В.Родионов// М.: Академический проект, Фонд "Мир", 2009. – 85 с.
48. Рудик П.А. Психологические аспекты спортивной деятельности / В кн.: Психология и современный спорт [Текст] / Сост.: П.А.Рудик и др.// М.: Физкультура и спорт, 2008. - С. 14-39.
49. Румянцева В.И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятельности группы (на примере изучения гандбольных команд): Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / В.И.Румянцева// М, 2006. - 23 с.
50. Спортивная и возрастная психофизиология: Сб. науч. тр. [Текст] / под ред. Е.П.Ильина// М., 2004. - 184 с.
51. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 : [Текст] / Н.Б.Стамбулова // СПб., 1999.- 417 c.
52. Стоуне Э. Психопедагогика (психологическая теория и практика обучения): Пер. с англ. [Текст] / Э.Стоуне //М.: Педагогика, 2006.- 472 с.
53. Суходольский Г.В. Понятийная система психологической теории деятельности[Текст] / Г.В. Суходольский //Психологический журнал. -2009. Т.2. - №3. - С. 12-24.
54. Толочек В.А. Устойчивые и изменчивые характеристики и компоненты индивидуального стиля деятельности (на примере спортивной борьбы дзюдо): Автореф. дис. канд. психол. наук. [Текст] / В.А.Толочек// М., 1999. - 25 с.
55. Тропников В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. [Текст] / В.И.Тропников//М., 2004. - 14 с.
56. Физическая культура и образование, спорт, биомеханика, безопасность жизнедеятельности: материалы Международной научной конференции, посвященной 70-летию АГУ [Текст] / Под общ. ред. Я.К. Коблева, Е.Г. Вержбицкой . – Майкоп: Издательство АГУ, 2015.- 328 с.
57. Ханин Ю.Л., Стамбулов А.В. Методика исследования отношений между спортсменом и тренером: Методическое письмо [Текст] / Ю.Л.Ханин, А.В.Стамбулов// Л.: ЛНИИФК, 1976. - 13 с.
58. Чашина Г.А. Психическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления: Автореф. дис. канд. психол. наук. [Текст] / Г.А.Чашина //М, 2005,- 19 с.