Управление развитием музыкально-координационных способностей на этапе начальной специализации в танцевальном спорте (Нижегородский государственный университет)
Проведен педагогический эксперимент.
Выборка: две группы: экспериментальная и контрольная по 20 человек в каждой.
Введение..……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Состояние вопроса в теории и практике танцевального спорта………………6
1.1.Возрастные особенности развития ритмических качеств у детей……..….6
1.2. Характеристика танцевального спорта11
1.3.Методы развития музыкально-ритмических способностей танцоров…16
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования……………….19
2.1. Задачи исследования……………19
2.2. Методы исследования…………19
2.3.Организация исследования…………22
ГЛАВА 3. Результаты собственных исследований………………………24
3.1. Анализ показателей музыкально-двигательной подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп в начале эксперимента………..…24
3.2. Методика музыкально-двигательной подготовки танцоров на начальном этапе подготовки………………………………...………………………………25
3.3. Анализ эффективности разработанной методики в педагогическом эксперименте…..35
Вывод…………………………………………………………..………………..39
Практические рекомендации…………………….40
Библиографический список………….41
Танцевальный спорт, не смотря на его все возрастающую популярность, все еще остается не олимпийским видом спорта и основным направлением его развития является обеспечение дальнейшего развития, как танцевальных направлений, так и спорта в целом.
На данный момент, ежегодно на крупных турнирах международного и Российского масштаба можно наблюдать усложнение композиций, как европейской, так и в латиноамериканской программ. Это усложнение проходит в геометрической прогрессии.
Координированность и ритмичность имеют огромное влияние на спортивный результат спортсмена, об этом говорят авторы различных статей и изданий, такие как С.В. Вишнякова (1998), Л.В. Бурбо (2000) и М.Я. Набатникова (2012). Приводит спортсмена к наивысшим результатам, победе наиболее развитое чувство ритма, хорошая двигательная и мышечная память, а также согласованность движений и усилий именно в паре. Успех в танцевальном спорте абсолютно невозможен без постоянного совершенствования и развития музыкальных, ритмических, а в последствии и физических способностей. Поэтому можно сделать вывод, что в танцевальном спорте, также как и в других видах спорта необходимы разработки научных основ в спортивной тренировке, анализ уже имеющихся средств и методов в работе с танцорами (В.Н.Жукова, 2002; М.И. Гимаев, 2003).
Но, на данный момент, самой большой проблемой является научно-методическое обеспечение тренировочного процесса в танцевальном спорте. В доступной нам литературе есть только техническая составляющая, а точнее, техническая характеристика фигур. А в периодических изданиях публикуется информация, интересная только для действующих спортсменов, а точнее, итоги соревнований, изменения в правилах и положениях. Весь накопленный опыт в методической сфере передаётся от тренера ученику и нигде не описаны. Также новые методы и средства тренировок могут быть озвучены на семинарах, конгрессах и приобретены собственным опытом. Это в очередной раз доказывает, что нет чётко разработанной методики, в которой будет описаны средства развития музыкальных и ритмических способностей спортсмена.
Поэтому актуальность исследования заключается в том, что при наличии большого количества научно-исследовательских работ по изучению проблем совершенствования координированности и музыкально-ритмичной составляющих успешного спортсмена, практически отсутствуют работы по развитию музыкально-ритмический способностей в процессе подготовки танцоров.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в танцевальном спорте на этапе начальной специализации.
Предмет исследования: средства и методы развития музыкально-ритмических качеств у спортсменов-танцоров 8-10 лет на этапе начальной специализации.
Цель: разработать и экспериментально обосновать методику развития музыкально-двигательных качеств у спортсменов-танцоров 8-10 лет на этапе начальной специализации.
Гипотеза: мы предположили, что использование специально подобранных средств и методов развития музыкально-двигательных способностей в тренировочном процессе спортсменов, занимающихся танцевальным спортом на этапе начальной специализации, повысит уровень физической подготовленности танцоров 8-10 лет, что выразится улучшением их спортивно-технического результата.
Практическая значимость работы заключается в том, что данная методика, позволяет воздействовать на совершенствование музыкально-ритмических способностей юных спортсменов, занимающихся танцевальным спортом, тем самым, повышая эффективность тренировочного процесса. Полученные данные могут быть использованы специалистами-педагогами в технико-эстетических видах спорта.
Анализ научно-методической литературы показал с одной стороны важную роль музыкально-ритмического воспитания в становлении технического мастерства юных танцоров, с другой – недостаточность разработки средств и методов их применения в тренировочном процессе начинающих спортсменов.
2.Разработана методика использования музыкально-римических заданий по танцевальному спорту с целью повышения чувства ритма у юных танцоров на этапе начальной специализации, основу которой составили специально подобранные упражнения с учетом темпо-ритмовой структуры танцев соревновательной программы.
3.Определена эффективность разработанной методики. Так, после проведенного эксперимента статистически достоверно (р<0,01) экспериментальная группа превзошла контрольную группу по всем тестам, определяющим музыкально-римическую подготовленность, так в процентном соотношении в экспериментальной группе юные спортсмены допустили в 4,5 раза меньше ошибок, чем танцоры контрольной группы.
4. Аналогичная ситуация наблюдалась и при оценке уровня технического мастерства по соревновательным видам танцевального спорта (р<0,05 – квикстеп и джайв, р<0,05 – медленный вальс, ча-ча-ча, самбы и джайв).