Введение 3
Глава I. Особенности формирования и развития партийно-политической системы ФРГ 9
1.1 Формирование партийно-политической системы ФРГ 9
1.2 Основные этапы и тенденции эволюции партийно-политической системы ФРГ в XXI веке 16
1.3 Позиционирование политических партий ФРГ: анализ предвыборных программ на выборах в бундестаг 2017 года 30
Глава II. Эволюция партийно-политической системы ФРГ в контексте современных социально-политических вызовов 40
2.1 Миграционный кризис 2015-2016 гг. и его влияние на партийно-политическую систему ФРГ 40
2.2 Проблемы третьей «большой коалиции» А. Меркель 47
2.3 Перспективы изменения партийно-политической системы ФРГ в контексте парламентских выборов 2021 года 53
Заключение 60
Список источников и литературы 64
Актуальность исследования. Федеративная Республика Германия является парламентской республикой, и важную роль в ее государственном устройстве и структуре власти играет партийно-политическая система. Политические партии лежат в основе немецкой демократии – они не только являются гарантом стабильности политического процесса, но также определяют внутренний и внешний политический курс Германии. В связи с этим изменения в партийно-политической системе ФРГ также оказывают серьезное влияние на все сферы внутренней и внешней политики страны. Следовательно, принимая во внимание лидирующую роль Германии в Европейском Союзе, можно предположить, что эти изменения в равной мере могут отразиться на международной политике Германии и Евросоюза.
Германия, несколько позже, чем другие европейские страны, в настоящий момент также переживает серьезную трансформацию партийно-политического ландшафта. Несмотря на тот факт, что в течение пятнадцати лет пост федерального канцлера занимает Ангела Меркель, а в течение десяти из этих лет Германией управляет коалиционное правительство «большой коалиции», на протяжении XXI века партийно-политическая система Федеративной Республики неуклонного изменяется. В то время как во второй половине XX века традиционные немецкие партии продемонстрировали удивительно высокий уровень стабильности, представительности и интеграции, в XXI веке их политический вес и доля голосов постепенно уменьшается. С другой стороны, новые политические партии получают симпатии избирателей и оказывают все большее влияния на немецкую политику. Такие преобразования позволяют говорить о глубоких, фундаментальных изменениях в партийно-политическом ландшафте Германии.
Таким образом, представляется актуальным изучить процесс эволюцию партийно-политической системы Германии в XXI веке и установить тенденции и причины происходящих изменений для того, чтобы получить представление о ее последующем развитии в ближайшем будущем, что, в свою очередь, в дальнейшем позволит определить изменения, которые могут произойти во внутренней и внешней политики Германии.
Объектом исследования является партийно-политическая система Федеративной Республики Германии.
Предметом исследования является эволюция партийно-политической системы ФРГ на протяжении XXI века.
Основные хронологические рамки исследования охватывают период с конца XX века по настоящее время. Выбор нижней хронологической границы – 1998 год – обусловлен тем, что с приходом к федеральной власти красно-зеленого правительства, которое сменило находившееся у власти на протяжении шестнадцати черно-желтое правительство Гельмута Коля, начинается новый этап в процессе эволюции партийно-политической системы.
Цель исследования – определить ключевые тенденции эволюции партийно-политической системы ФРГ в XXI веке и их причины.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные этапы формирования партийно-политической системы ФРГ;
2. Выявить особенности и факторы эволюции партийно-политической системы Германии;
3. Провести анализ избирательных платформ основных политических партий ФРГ;
4. Рассмотреть существующие кризисные ситуации внутри партийно-политической системы Германии;
5. Дать оценку возможной перспективе дальнейших изменений партийно-политической системы Германии.
Гипотеза исследования: «К настоящему моменту партийно-политическая система ФРГ претерпела существенные изменения. По сравнению с концом XX века она более фрагментированная, плюралистическая и менее предсказуемая, склонная к нестабильности».
Источниковая база исследования состоит из:
1. Законодательства ФРГ, в частности Основного закона ФРГ и Закона о партиях, регулирующих роль и деятельность политических партий ;
2. Электоральной статистики, включающей, финальные результаты федеральных и региональных выборов в ФРГ, количество полученных партиями голосов и мест в законодательных органах в бундестаге и ландтагах соответственно, уровень явки избирателей, а также опрос электоральных предпочтений, проведенный Институтом исследования общественного мнения Forsa ;
3. Официальных документов политических партий ФРГ, таких как Христианско-демократический Союз, Христианско-социальный Союз, Социал-демократическая партия Германии, Свободная демократическая партия, партия «Союз 90/Зеленые», Левая партия, партия Альтернатива для Германии, включающих предвыборные программы, которые содержат их официальные позиции по вопросам немецкой политики .
4. Материалов, опубликованных в авторитетных средствах массовой информации, таких как Der Spiegel, Der Tagesspiegel, Deutsche Welle, Zeit Online .
Методология исследования. Автор главным образом опирается на общенаучные методы анализа такие как сравнительный, логический, метод системного анализа, использованные для комплексного изучения поднятой в исследовании проблемы. Кроме того, в исследовании использованы методы дедукции и индукции, которые дают возможность определить особенности процесса эволюции партийно-политической системы ФРГ и оценить перспективы ее развития в ближайшем будущем соответственно. В настоящем исследовании также применены междисциплинарный и исторический подходы, для того, чтобы рассмотреть происходящие изменения в партийно-политической системе ФРГ и установить причинно-следственные связи в более широком контексте.
Степень научной разработанности темы. К настоящему моменту как в отечественных, так и в зарубежных научных кругах представлено определенное количество исследований, которые затрагивают поднятую в исследовании проблему.
В отечественной науке следует, в первую очередь, отметить монографии Института Европы РАН под редакцией Е.П. Тимошенковой и В.Б. Белова, освещающие широкий круг проблем эволюции партийно-политической системы Германии .
Следует выделить работы, исследующие аспекты происходящих изменений в партийно-политической системе ФРГ в определенные хронологические рамки. Это работы Е.П. Тимошенковой, В.И. Васильева, В.П. Иерусалимского .
Кроме того, среди отечественных ученых следует выделить работы, посвященные изменениям политических партий Германии. Это работы А.В. Белинского, А.В. Кузнецова, Н.А. Власова, А.К. Камкина, С.В. Погорельской .
В зарубежной науке среди основополагающих трудов следует отметить работу под редакцией Ф. Декера и В. Ной, которая направлена на устранение пробела в литературе по проблеме политических партий . Также следует отметить монографию Г. Глесснера, которая комплексно рассматривает развитие ФРГ в послевоенный период, включая ее партийно-политическую систему .
Среди работ, комплексно рассматривающих изменения в партийно-политической системе Германии, стоит отметить работы А. Абеди, М. Виллльямс, Т. Погунтке .
Более того, следует также выделить работы зарубежных ученых, исследующих трансформацию отдельных политических партий в современной Германии. Это работы О. Нидермайера, Ю. Хофрихтера Г. Гейлинга, Р. Гримма, Р. Шмитт-Бекка .
Следующая группа работ рассматривает эволюцию партий-политической системы в контексте изменения системы ценностей в немецком обществе, а также в Западной Европе в целом. Это работы Г. Кризи, Э. Гранде, Р. Лашата, М. Долецаля, С. Борншиера и Т. Фрея; С. Францманна, Г. Гиблера и Т. Погунтке; М. Янковски, С. Шнайдера и М. Тепе .
Также следует отметить работы, посвященные исследованию процесса формирования коалиций в политике Германии. Это многочисленные публикации Ч. Лиса, а также М. Рихтер .
Научная новизна работы заключается в том, что в ее рамках осуществлена первая попытка такого комплексного исследования партийно-политической системы Германии на протяжении XXI века, охватывающего наиболее актуальные хронологические рамки.
Политические партии Германии по-прежнему остаются основной и незаменимой движущей силой демократического процесса, обеспечивая представительство и подотчетность на уровне правительства. Тем не менее, партийно-политическая система ФРГ в течение XXI века претерпела существенные изменения. Ключевыми тенденциями эволюции партийно-политической системы ФРГ в XXI веке являются рост фрагментации партийного ландшафта, постепенное уменьшение поддержки традиционных партий ХДС/ХСС, СДПГ, а также СвДП, появление новых политических партий в бундестаге, что значительно усложнило процесс формирования правительственных коалиций, и растущая неустойчивость политических предпочтений избирателей. С другой стороны, можно утверждать, что партийно-политическая система стала более демократичной, включающей большее разнообразие политических взглядов: в бундестаге 19-го созыва представлено шесть политических фракций от Левой партии до крайне правой Альтернативы для Германии, которая стала первой успешной партией правее ХДС/ХСС в политическом спектре Германии.
В связи с тем, что партии Союза и Социал-демократическая партия потеряли свое прежнее доминирующее положение в партийно-политической системе, возникает вопрос о корректности использования названия «народные партии» в настоящее время. Несмотря на то, что СДПГ и в большей степени ХДС/ХСС, балансируя между идеологическими позициями, пытаются привлечь как можно больше электората, их доля голосов в совокупности постепенно уменьшается, достигая новых минимумов. Их связи с обществом, с избирателями стали намного более неустойчивыми, так как классическая стратегия охвата широких групп населения со временем исчерпала себя, в результате чего традиционные избиратели «народных партий» все меньше идентифицируют себя с ними.
Особенно сильно это сказалось на социал-демократах, которые потеряли значительную поддержку и в настоящий момент переживают кризис идентичности. Причины такого состояния СДПГ во многом заключаются в неолиберальном повороте партии в 2003 году и последовавшей за этим обратной реакции населения, а также в вакууме лидерства внутри партии, образовавшемся в результате окончания эры Г. Шредера, что привело к многочисленной смене лидеров СДПГ в течение периода 2004-2019 гг. Кроме того, как было отмечено, программные положения партии не отвечают современным требованиям своего электората, поскольку на протяжении XXI века большая часть ее традиционных избирателей изменила свой социальный статус с рабочего класса на средний класс по мере того как социально-экономических условия в Германии улучшались, а экономический конфликт между трудом и капиталом утратил свою остроту. Однако СДПГ на данный момент не удалось модернизировать идеологические позиции в той мере, чтобы они могли эффективно отражать происходящие социальные изменения и соответствовать новым ценностям избирателей.
Кризис социал-демократов также способствовал появлению и консолидации более сильного конкурента слева в лице Левой партии, которая целенаправленно мобилизирует определенную часть избирателей СДПГ, а также представляет интересы населения Восточной Германии. Левой партии удалось добиться значительных успехов: она представлена в ландтагах в нескольких западных федеральных землях и во всех восточных землях, включая Тюрингию, где представитель Левых стал премьер-министром во второй раз подряд. Тем не менее, тот факт, что другие парламентские партии не рассматривают вариант формирования коалиции с Левой партией на национальном уровне, усложняет ее позицию в партийно-политическом ландшафте.
В случае ХДС/ХСС потеря поддержки населения в целом не такая резкая и значительная, как в случае СДПГ, принимая во внимание показатели последних месяцев, во многом благодаря прагматичному подходу к управлению и разрешению кризисных ситуаций. Однако консенсусный подход к формированию государственной политики привел к тому, что идеологическая позиция христианских демократов остается неоднозначной, отдалившись от консервативной традиции. Более того, это приводит к внутрипартийным разногласиям, которые особенно опасны для стабильности ХДС/ХСС и всей партийно-политической системы в контексте окончания эры А. Меркель и неопределенности в отношении будущего лидера партии.
На фоне недовольства избирателей статусом-кво и потери доверия к способности традиционных партий ответить на новые актуальные проблемы, стоящие перед немецким обществом, такие как миграция, Европейская интеграция и экологические вопросы, растет популярность новых и малых партий, которые заняли эту нишу, в особенности АдГ и «Союз 90/Зеленые». Именно проблемы, вызванные миграционным кризисом, легли в основу политического возрождения Альтернативы для Германии, которая является рупором антииммиграционных и евроскептических настроений, проложив ей путь в бундестаг. Кроме того, следует отметить, что рост популярности АдГ происходил в контексте подъема правого популизма в Европе, также как упадок социал-демократических партий затронул многие европейские страны.
В свою очередь, «Зеленые» прошли через глубокую трансформацию от «антипартийной» до второй по значимости партии на политической сцене Германии, при этом изменив свою первоначальную идеологическую платформу и сместившись к центру. В настоящее время популярность «Зеленых» постоянно возрастает с тех пор, как проблема изменения климата заняла первое место в политической повестке дня, а космополитическая и про-мигрантская риторика «Зеленых» привлекает симпатии единомыслящих избирателей из других партий, которые не сформировали четкие позиции по обозначенным вопросам, в частности из ХДС/ХСС и Свободной демократической партии, которая не только потеряла свое стратегическое положение несменного партнера для формирования коалиции, но также поддержку электората.
Таким образом, многопартийная и склонная к нестабильности партийно-политическая система 2020 года фундаментально отличается от двухблочной системы из двух коалиций, которая сложилась на рубеже XX – XXI вв. Однако, на наш взгляд, стоит отметить, что эти изменения являются скорее показателем функционирования партийно-политической системы ФРГ в меняющемся обществе, чем результатом ее продолжительного кризиса. С этой точки зрения, эволюция партийно-политической системы Германии на различных этапах развития непосредственно отражает происходящие изменения в социальной, экономической, культурной сферах общественной жизни.