Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ 8
1.1. Сущность, цели и задачи маркетинговой стратегии компании 8
1.2 Этапы и методы разработки маркетинговой стратегии компании 11
1.3. Система управления маркетинговой деятельностью 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «ТЕХНОСТРОЙ» 31
2.1. Общая организационно-экономическая характеристика компании 31
2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Технострой» на локальном рынке строительных услуг 39
2.3. Анализ текущей маркетинговой стратегии компании 53
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ В ООО «ТЕХНОСТРОЙ» 61
3.1. Разработка программы стратегии маркетинга строительной компании 61
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Для успешного развития организаций строительной индустрии на сегодняшний день имеются все условия: так, практически полностью вышла из кризиса отрасль по производству строительных материалов; в целом можно сказать, что полностью восстановился спрос на продукцию строительной отрасли. Таким образом, строительная отрасль остается одним из ключевых катализаторов экономического роста в России. Его роль, как ожидается, еще более укрепится в ближайшие годы, так как правительство намерено инвестировать финансовые средства в модернизацию и расширение инфраструктуры страны. В этой связи особенную значимость приобретают вопросы разработки и организации маркетинговой стратегии строительной организации, что в современных условиях повысит способность предприятия к конкуренции на рынке.
Актуальность темы исследования заключается в том, что для строительных организаций важно обладать гибкостью и возможностью к быстрой адаптации в меняющихся экономических условиях. Своевременный менеджмент и качественно разработанная маркетинговая стратегия способны значительно увеличить эффективность деятельности, улучшить финансово-экономическое состояние организации. В этой связи приобретает значимость исследование системных подходов к разработке маркетинговой стратегии организации в условиях глобализации экономики, меняющееся внешней и внутренней среды.
Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ строительной организации и разработка на этой основе стратегии, направленной на усиление конкурентной позиции. От того, насколько успешно применяется маркетинговая стратегия организации, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Данные вопросы можно решить, только изучив все слагающие маркетинговой стратегии.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка маркетинговой стратегии компании ООО «Технострой», направленной на повышение эффективности её деятельности.
Исходя из поставленной цели, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
• изучить сущность, цели и задачи маркетинговой стратегии компании;
• рассмотреть этапы и методы разработки маркетинговой стратегии компании;
• обозначить систему управления маркетинговой деятельностью ;
• дать общую организационно-экономическая характеристику ООО «Технострой»;
• проанализировать конкурентоспособность ООО «Технострой» на локальном рынке строительных услуг и текущую маркетинговую стратегию компании;
• разработать программу стратегии маркетинга строительной организации;
• дать расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Технострой», специализирующееся на выполнении строительно-монтажных работ, в том числе: коммерческом строительстве, оказании транспортных услуг, производстве строительных материалов и пр.
Предметом исследования выступают экономические и организационно - управленческие отношения, возникающие в процессе реализации маркетинговой стратегии в строительной организации.
Методологическую базу исследования составили расчетно - аналитический, метод сравнения, методы маркетингового анализа (макроанализ, анализ конкурентного окружения, бенчмаркинг, SWOT-анализ и т.д.), а также общенаучный метод.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий.
Информационную базу исследования составили законы РФ и нормативно-правовые акты, финансовая отчетность объекта исследования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в прикладном характере научных положений и рекомендаций, позволяющих использовать их в практической деятельности предприятий и организаций строительной отрасли, при проведении анализа текущей маркетинговой стратегии и формировании маркетинговой стратегии на будущие периоды, что будет способствовать повышению эффективности и результативности принимаемых управленческих решений.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка используемых источников, заключения и приложений. Структура работы обусловлена ее предметом, целями и задачами исследования.
Исследование теоретических аспектов разработки маркетинговой стратегии строительной компании позволило сделать вывод о том, что маркетинговая стратегия строительной организации представляет собой целенаправленное приведение содержания и формы организации маркетинга в соответствие с требованиями рынка. Между содержанием маркетинга и его средой всегда существуют противоречия. При этом следует иметь в виду, что ни одна строительная компания не в состоянии оказать какое-либо серьезное воздействие на маркетинговую среду.
Методология разработки маркетинговой стратегии связана с учетом требований рыночной среды, рынка, запросов потребителей и конкурентных преимуществ и недостатков самой строительной организации. Маркетинговые стратегии разнообразны: они включают различные варианты и их комбинации в зависимости от ситуации на рынке и конкурентного положения самой фирмы.
Анализ основных теоретических аспектов формирования маркетинговой стратегии строительной организации, проведенный в рамках дипломного проекта позволил сформулировать следующие выводы.
ООО «Технострой» может строить свое управление исходя из разных концепций - финансовой, просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций; конкурентной, вытесняя любыми способами конкурента с рынка; товарной, улучшая качественные показатели своей продукции, и др. однако в настоящее время, по многочисленным исследованиям ученых и практических подтверждений работающих предприятий, наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
ООО «Технострой» старается активно работать на рынке производства и сбыта железобетонных изделий. Отрицательным моментом в деятельности является то, что за последние годы строительная организация не расширяла ассортимент выпускаемой продукции, при том, что на рынке повышенный спрос на такие элементы благоустройства, как цветная (окрашенная) тротуарная плитка, отливы, уличные вазоны для цветов и др.
У ООО «Технострой» есть возможность расширить свою деятельность (за счет выхода на новые рынки), только для этого необходимо пользоваться сильными сторонами и устранять слабые, а также внимательно следить за изменениями внешней среды.
SNW-анализ ООО «Технострой» продемонстрировал то, что из 15 стратегических позиций 3 (20%) сильных, 9 (60%) нейтральных и 3 (20%) слабых. Преобладание нейтральных и сильных сторон говорит о правильной организации производства и ее конкурентоспособности. При этом организация обладает стабильным потенциалом. Тем не менее, опасение вызывает необоснованность выбора производимой строительной продукции. Об этом говорит тот факт, что на сегодняшний день только 45% предлагаемого товара и услуг планируются к продажам с учетом проведенных маркетинговых исследований (анализа продаж конкурентов и собственных продаж, опроса потребителей и прочее). Географические границы рынка определяются наличием поставщиков, которые имеют возможность поставлять товар внутри данной территории, с одной стороны, и возможностью потребителей приобретать товар на соответствующей территории, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой.
Повышение качества продукции ООО «Технострой» - одна из важнейших форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.
Проведенный анализ показывает, что продукция ООО «Технострой» не имеет решающих конкурентных преимуществ перед своими главными конкурентами. Руководству ООО «Технострой» необходимо пересмотреть как технологический процесс производства, так и ценообразование на данную продукцию.
В ходе исследования выявлены основные недостатки при формировании конкурентоспособности продукции ООО «Технострой»:
• стратегия ООО «Технострой» ориентирована не на свойства произведенной продукции, его новизну и спрос, а в основном на его себестоимость;
• ассортимент производимых ЖБИ не расширяется;
• руководством ООО «Технострой» совместно с менеджерами принимаются решения о необоснованном с экономической и маркетинговой точек зрения повышении цен на некоторые продукции, что в корне противоречит принципам установления цены;
• общественность (потенциальные потребители) имеет слишком мало информации о предприятии как о целостной системе - ее традициях, целях и ценностях. ООО «Технострой» не стремится создать образ преуспевающей, социально ориентированной компании.
Анализ финансового состояния ООО «Технострой» за 2013-2015 годы показал, что организация в своем развитии имеет положительную динамику. Так, увеличение годовой выручки за 2013-2015 годы составило 111,5%, также отмечено увеличение прибыли от продаж и чистой прибыли предприятия.
В целях совершенствования деятельности ООО «Технострой» была предложена Программа маркетинговой стратегии, основными положениями которой являются:
• выделение в организационной структуре маркетинговой службы ;
• внедрение в деятельность ООО «Технострой» постоянно действующую Комиссию по качеству, основной задачей которой является проведение плановых и внеплановых проверок качества произведенной продукции;
• в целях расширения ассортимента выпускаемой продукции, модернизации производства и увеличения объемов производства и продаж предлагается закупить и установить линию оборудования для производства тротуарной плитки «Мастек»;
• расширение ассортиментного перечня товаров по позиции «Элементы благоустройства» за счет выпуска тротуарной плитки «Гжель» цветной малый, «Гжель» цветной большой, «Ажур», «Чешуя» и др.;
• снижение себестоимости товарного бетона путём уменьшения расходов на сырьё и материалы за счет использования вторичного щебня;
• расширение рекламной кампании;
• применение в процессе расчета скидок принципа неуменьшения уровня прибыли.
Экономическая эффективность от внедрения предложенной программы маркетинговой стратегии составит 7976,79 тыс. руб. в год.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
3. Закон РФ "О защите прав потребителя" № 2300-1 от 07 февраля 1992 г.;
4. Федеральный закон 06.12.2014 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
5. Балабанова Л.В., Крутушкина О.В. Комплексный подход к стратегическому управлению маркетинговыми коммуникациями предприятия // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 6. — с. 52-58. — http://www.creativeconomy.ru/articles/26923;
6. Божук С. Г., Ковалик Л. Н., Розова Н. К., Тэор Т. Р., Маслова Т. Д. Маркетинг. - Изд. Питер, 2012. - 448 с.;
7. Борушко, Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2012. - 306 с.;
8. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.;
9. Голова, А.Г. Управление продажами : учебник / А.Г.Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.;
10. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. - М.: КноРУс, 2014. - 648 с.;
11. Ильичева И. В. Маркетинговые технологии. -Изд. УлГТУ, 2012.- 158 с.;
12. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон / [пер. с англ.] - М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2014. - 205 с.;
13. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012.348 с.;
14. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс.- Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.;
15. Куликов Ю. А., Финикова О. С. Информационная среда маркетинговых исследований и основные принципы организации маркетинговых служб. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2014.- 180 с.;
...