Аннотация 1
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 7
1.1 Понятие и основные элементы системы управления персоналом 7
1.2 Методические подходы к оценке и показатели эффективности управления персоналом 15
1.3 Факторы и резервы роста эффективности управления персоналом 22
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ДЕСНА- ХЛЕБ» И АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 29
2.1. Правовой статус, внешняя среда, организационная структура, сфера и масштаб деятельности 29
2.2. Основные показатели эффективности управления персоналом 37
2.3. Мотивация и стимулирование труда персонала 44
ГЛАВА 3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «ДЕСНА-ХЛЕБ» 49
3.1. Проект формирования эффективной системы управления персоналом 49
3.2. Совершенствование комплексной системы управления качеством труда и продукции 50
3.3. Мероприятия по совершенствованию системы продаж 53
3.4. Мероприятия по эффективному использованию фонда оплаты труда 57
3.5. Оценка эффективности предложенных мероприятий 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли в рыночных условиях. При этом фирма имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.
В современных рыночных условиях можно увидеть, что всё большее значение приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классические традиционные инструменты работы с кадрами, такие, как планирование в области кадров, привлечение персонала, повышение квалификации кадров, администрирование кадров.
Современные условия рынка требуют радикально пересмотреть подход к системе управления персоналом, к ее формированию и реализации, в условиях развития экономики приобретает важное значение в функционировании организаций. Эффективное управление персоналом обеспечивает оптимальный баланс процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Все это играет первостепенную роль в развитии организации и повышение ее конкурентоспособности и эффективности. В связи с этим проблема формирования новой эффективной системы управления персоналом является актуальной.
Объектом исследования является предприятие ООО «Десна-Хлеб». Предметом исследования являлись система управления персоналом предприятия.
Целью данного проекта является анализ системы управления персоналом и разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы управления персоналом (на примере ООО «Десна-Хлеб»).
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1. изучить методические подходы к оценке эффективности управления персоналом предприятия;
2. определить факторы и резервы роста производительности труда;
3. провести анализ современного состояния и управления персоналом на предприятии и определить подходы эффективного управления персоналом ООО «Десна-Хлеб»;
4. разработать предложения по комплексной системе управления качества продукции и стимулирования сбыта как основному фактору повышения эффективности управления персоналом;
При написании дипломного проекта были использованы данные отчетности, балансов, план работы, справочная и нормативная литература.
Источниками информации для анализа трудовых ресурсов являются: план по труду; «Отчет по труду» - Ф.№ 1-Т; «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия» - Ф.№ 53 «Сводная таблица основных показателей (комплексно характеризующих хозяйственную деятельность предприятия)» - Ф. № 22; статистическая отчетность отдела кадров по движению рабочих; оперативная отчетность цехов, отделов, служб предприятия.
В работе над дипломным проектом применялись следующие методы: монографический, аналитический, экономико-статистические, расчетно-конструктивный, графический.
Одним из факторов конкурентоспособности предприятия является эффективное управление персоналом. В современных рыночных условиях нестабильность внешней среды особенно отражается на построении работы с персоналом внутри фирмы. Переход из административно-командной системы в рыночную обусловил серьезные изменения в подходах к формированию кадровой политики.
В современных условиях персонал - основа предприятия. Важнейшей задачей кадровой политики в рыночных условиях является систематический учёт и анализ влияния окружающего мира, адаптация производства к внешним воздействиям. Следовательно, необходимо максимально адаптировать саму кадровую политику к внешним условиям. Кадровая политика, выполняя все возложенные на нее функции, обеспечивает оптимальный баланс процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Все это играет первостепенную роль в развитии организации и повышение ее конкурентоспособности и эффективности.
В главе 1 дипломного проекта были рассмотрены такие важные теоретические основы управления персоналом как ее понятие, виды, этапы построения, отличительные черты кадровой политики в современных рыночных условиях. Также были разработаны рекомендации по адаптации кадровой политики к рыночным условиям, поскольку одной из проблем современных организация является то, что кадровая политика во многом сохранила пережитки прошлой командной системы.
В главе 2 был проведен анализ управления персоналом ООО «Десна- Хлеб». В ходе проведенного анализа были сделаны следующие выводы:
• кадровая политика организации не соответствует требованиям современных рыночных условий;
• существующая служба отдела кадров имеет несовершенную структуру и функции;
• работа с персоналом основывается в основном только на приеме и увольнении;
• несмотря на все недостатки, были и такие положительные моменты, как обучение кадров и прямой кадровый резерв. Однако и эти аспекты требуют кардинального пересмотра и дополнения.
По итогам анализа были выявлены самые несовершенные моменты и применены разработанные ранее рекомендации. Таким образом:
• пересмотрена и изменена структура отдела кадров;
• отдел кадров наделен всеми необходимыми функциями (отбор и набор персонала, адаптация, развитие и т.д.);
• разработан перспективный кадровый резерв;
• выявлена необходимость разработки «Положения о ротации».
Применив разработанные рекомендации, ООО «Десна-Хлеб» повысит не только показатели внутри фирмы, но и позволит вывести свою организацию на новый конкурентный уровень.
В главе 3 данной работы были раскрыты основные направления по формированию новой эффективной системы управления персоналом применительно к ООО «Десна-Хлеб». К ним относятся совершенствование комплексной системы управления качеством труда и продукции, разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию системы продаж и эффективному использованию фонда оплаты труда для мотивации и стимулирования трудового персонала, оценки эффективности предложенных мероприятий. По итогам работы были предложены следующие мероприятия:
1. Реализация функций системы управления качеством в деятельности планово-экономического отдела, распределение этих функций соответственно занимаемой должности между руководителями и специалистами предприятия.
2. Реорганизация системы оперативного планирования на предприятии и формирование системы управленческой отчетности.
3. Разработка сводного бюджета предприятия, состоящий из трех основных бюджетов - операционного, инвестиционного и финансового.
4. Организация оперативного учета причин отказа потребителей от заключения договоров.
5. Разработка нескольких конкретных вариантов действий на рынке для реализации основных сортов хлеба: развитие мелкоштучной продукции и бараночного производства, дальнейшее развитие упаковки, систематическое обучение персонала, упор на качество обслуживания клиентов, изменение подхода к рекламе (переход на «точечную» рекламу по отдельным изделиям, «неформальные» взаимоотношения с продавцами, мелкие сувениры для различных лотерей среди покупателей).
Все вышеизложенные рекомендации позволят повысить эффективность продаж на 10-11%, что приведет к дальнейшему развитию и росту предприятия. По проекту размер выручки увеличится на 38,54% по сравнению с выручкой 2013 года. Основным резервом увеличения данного показателя является рост объемов производства за счет увеличения спроса и изменение структуры выручки за счет увеличения удельного веса более дорогих видов продукции.
Также предложен подход, в соответствии с которым оплата по труду приобретает функцию инвестиций в качество рабочей силы:
1. Необходимо повысить реальную заработную плату до стоимости рабочей силы: установить более высокий государственный минимальный тариф за фактически отработанное время и отменить оплату 2/3 тарифа за простои.
2. Необходимо преодолеть дифференциацию в оплате труда путем установления рациональных пропорций в оплате простого и сложного труда, требующего квалификации.
3. Систему оплаты труда нужно превратить в систему поощрения качества и производительности (фонд оплаты необходимо формировать с учетом коэффициента роста эффективности работы предприятия).
4. Экономист-менеджер по оплате труда и контролю качества должен взять на себя все задачи, связанные со стимулированием персонала: оценка удовлетворенности сотрудников от работы в компании; разработка программ нематериального стимулирования; работа с сотрудниками в процессе адаптации и при возможном увольнении; разработка рекомендаций по оплате труда.
Инновационность данного направления проявляется в том, что на сегодняшний день должность «менеджер по мотивации» проявляется лишь в наиболее прогрессивных и инновационных российских предприятиях. Выделение мотивации в отдельную функцию управления персоналом позволит освободить остальных сотрудников отдела персонала и сконцентрировать все в одних руках. На текущий же момент мотивацией персонала занимаются руководители организации на разных уровнях, выполняя данную функцию далеко не в полном объеме.
Для усиления заинтересованности работников в экономии расходов материальных, энергетических, трудовых и других ресурсов, необходимо разработать новое Положение о премировании, в котором будут указаны условия и показатели премирования, учитывающие результаты деятельности каждого подразделения в отдельности.
Система премирования персонала ООО «Десна-Хлеб» основывается на оценке уровня выполнения должностных обязанностей, результатов работы, фактов, зафиксированные в кадровой справке, соответствия работника занимаемой должности по стажу и образованию на основе требований должностной инструкции. По результатам оценки могут быть выставлены различные баллы и формируются пять групп работников.
Для повышения эффективности управления трудовыми ресурсами в ООО «Десна-Хлеб» также предлагается проведение мероприятий внутреннего PR, т.к. создание позитивного имиджа в глазах сотрудников влияет на имидж организации во внешнем мире, так как персонал является одним из каналов трансляции информации во внешнюю среду, в частности, потребителю продукции.
При оценке эффективности предложенных мероприятий рассчитано, что себестоимость на 1 тонну хлебобулочных изделий снизится на 15,36%, на 1 тонну кондитерских изделий снизится на 16,44%. В связи с запланированными мероприятиями прибыль на 1 тонну продукции увеличится на 163,03%, при этом на 1 тонну хлебобулочной продукции - на 187,9%.Таким образом, появится возможность повысить оплату труда и эффективнее использовать трудовые ресурсы, усилив мотивацию к труду.
Оценочные показатели труда рассматривались в комплексе, учитывая их взаимообусловленность, а также зависимость между ними и мотивацией, между мотивацией и эффективностью труда, что на практике позволило на завершающем этапе интегрировать их в действенный и эффективный мотивационный механизм, способный обеспечить позитивную динамику всех оценочных коэффициентов, а значит и достижение стратегических целей ООО «Десна-Хлеб» и их работников.
Современное развитие российской экономики привело к осознанию того, что вложения в трудовые ресурсы эффективнее других видов размещения капитала, и рассматривать трудовые ресурсы следует как главное достояние организации. Ведь только работник с его творческим и физическим потенциалом, способностью к воспроизводству своей рабочей силы и саморазвитию, становится основным фактором успеха общества и каждой отдельной организации.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 26.01.1996 № 164-ФЗ (ред. от 29.06.2016 №211-ФЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 164-ФЗ (ред. от 05.05.2015 №121-ФЗ)
3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (действующая редакция, 2016) [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8743
4. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке» от 2.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006)
5. Отчет по труду ООО «Десна-хлеб» - учетная форма Ф. № 1-Т, 321с.
6. Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия ООО «Десна-хлеб» - учетная форма Ф. № 5-3, 45с.
7. Сводная таблица основных показателей (комплексно характеризующих хозяйственную деятельность предприятия) ООО «Десна- хлеб» - учетная форма Ф. № 22, 145с.
8. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Табучак П.П., Викуленко А.Е - Спб.: ХимИздат, 2013 - 256с.
9. Антонов Г.Д. Антикризисное управление. - М.: Инфра - М., 2016 - 142с.
10. Алавердов А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 192 c
11. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 c.
12. Бедяева Т.В. Управление персоналом на предприятии. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 180 с.
13. Бугаков В.М. Управление персоналом. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 237 с.
14. Валиева О.В. Управление персоналом. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам. - М.: А-Приор, 2012. - 176 с.
15. Веснин В.Р. Управление персоналом в схемах. - М.: Проспект, 2013. - 96 с.
...