Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ К ВНЕДРЕНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.1 Основные понятия и подходы к изменению системы управления предприятием 9
1.2 Основные принципы построения методики и этапы оценки 24
1.3 Сложности во внедрении системы менеджмента качества на предприятии 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 37
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 37
2.2 Горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия 52
2.3 Анализ финансовой устойчивости по абсолютным и относительным показателям 59
2.4 Анализ ликвидности 63
2.5 Анализ деловой активности предприятия 65
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ВИРОСС» С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО СТАНДАРТА ИСО 9001: 2008 70
3.1. Реализация процессного подхода к системе менеджмента качества на предприятии 70
3.1.1. Введение требований по документации 70
3.1.2 Ответственность руководства в постановке целей и планировании 75
3.1.3 Коммуникация, анализ корректирующих и предупреждающих действий 78
3.2 Управление производством в рамках системы менеджмента от закупок и входного контроля до анализа удовлетворенности потребителя 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность темы исследования
Актуальность проблемы управления качеством подтверждается тем, что еще четверть века назад процесс управления качеством заключался в поиске способов удовлетворения требований потребителей продукции. Но научно-технический прогресс заставил производителей пересмотреть существующий подход. Они начали ориентироваться не на желания пусть даже самых передовых потребителей, а на собственный прогноз изменения этих желаний. Многое с годами изменилось, но управление качеством - это по-прежнему одна из самых важных задач для каждого предприятия.
Многие производители сегодня делают выбор в пользу так называемого опережающего качества. Именно им так и славится японская продукция. В отличие от американцев, которые всегда пытались быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, японцы считали, что сам производитель лучше знает, что можно усовершенствовать в его собственной продукции. Интересно, что советская оборонная промышленность, создавая новые образцы военной техники, руководствовалась как раз принципом опережения запросов возможных потребителей. Рассудила японцев и американцев, как это обычно и бывает, история, и сегодня принципы управления качеством значительно изменились. Теперь считается, что продукция должна проектироваться с учетом всех возможных улучшений, которые может на данном этапе сделать производитель.
В наше время управление качеством - это не только выявление возможных дефектов, но и их полное устранение еще на этапе изготовления продукции. Конечно, бездефектное производство - это недостижимая цель, но стремиться к ней все равно нужно. Управление качеством - это по сегодняшним меркам в первую очередь самоконтроль. Работники должны сдавать только те партии товаров, которые по их мнению являются годными. Если после проверки обнаружатся дефекты, то вся партия будет возвращена на производство. Использование данного принципа изготовления продукции значительно уменьшает количество браков за счет заинтересованности работников в продукте их собственного труда.
Управление качеством - это процесс, который трудно себе представить без предварительных расчетов и вычислений. Статистические методы позволяют разобраться, с какой частотой нужно вносить определенные коррективы в технологический процесс производства продукции. Это позволяет значительно сэкономить денежные средства, не снижая при этом качества. Также грамотное управление качеством - это ориентация не на самую низкую, а самую конкурентную цену на необходимые для производства материалы. Сэкономить можно за счет налаживания долгосрочных партнерских отношений с небольшим количеством поставщиков, продукция которых полностью соответствует всем требованиям.
Сегодня в России сертификация предприятий идет нарастающими темпами. Многие компании стремятся не просто закрепить свои достижения на рынке товаров и услуг, а перейти на новый качественный уровень развития. Особенно это касается сферы малого и среднего бизнеса, где конкуренция наиболее высока. Наличие сертификата соответствия по стандартам ISO является своеобразным «правилом хорошего тона», означающим, что система управления данного предприятия разработана и организована с учетом самых жестких требований и эффективно функционирует, обеспечивая высокое и стабильное качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
Особую актуальность сертификация отечественных предприятий по международным стандартам серии ISO приобретает в связи с вхождением России во Всемирную торговую организацию. Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 6 сентября 2004 года № 911-р «О приоритетах развития промышленности Удмуртской Республики до 2015 года» основной из приоритетных задач обозначено усиление технического контроля и внедрение современных систем качества, сертификации продукции.
Преимущества сертификации очевидны: ее наличие позволяет предприятию усовершенствовать организационную структуру управления и поднять ее эффективность, повысить качество продукции или услуг, увеличить объем сбыта продукции, снизить непроизводственные затраты, приумножить имидж компании в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов, предоставить возможность получения государственного или муниципального заказа на производство работ и выполнение услуг.
Разработка и внедрение системы менеджмента качества выгодны и с точки зрения оптимизации рабочего процесса предприятия. Она способствует весьма значительному сокращению использования большого количества различных предписаний, положений, методик и других документов, регламентирующих деятельность внутри предприятия, исключает дублирование функций работников, снижает управленческие расходы и, в итоге, формирует четкий механизм работы организации. Стандарты ISO универсальны и не предлагают абсолютных критериев качества для отдельного вида товаров и услуг. Они определяют методологию функционирования и саморегулирования системы качества с учетом изменения запросов потребителя и могут быть внедрены в любую организацию, независимо от ее организационно-правовой формы, профиля деятельности и количества персонала.
Сертификация системы менеджмента качества по стандартам ISO не является обязательным требованием к производителям и осуществляется на добровольных началах. В отличие от лицензий и других аналогичных документов, сертификат - не разрешающий, а подтверждающий документ, который способен оказать существенное влияние на формирование положительного общественного мнения о предприятии.
Целью данной работы является совершенствование системы управления качества в ООО «ВИРОСС».
Для достижения поставленной цели были решены следующие основные задачи:
1. Изучить интегрированную систему менеджмента качества как часть системы управления предприятием.
2. Определить основные понятия и подходы к изменению системы управления предприятием.
3. Проанализировать основные принципы построения методики и этапы оценки.
4. Обозначить сложности во внедрении системы менеджмента качества на предприятии.
5. Выявить перспективы реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в ООО «ВИРОСС».
6. Разработать основы управления производством в рамках системы менеджмента от закупок и входного контроля до анализа удовлетворенности потребителей ООО «ВИРОСС».
Объектом исследования являются ключевые принципы международной стандартизации качества на примере конкретного предприятия.
Предметом исследования является система управления качеством на предприятии в условиях конкурентной среды на национальном и международных рынках.
Управление качеством является одной из составляющих деятельности предприятия, которая обеспечивает высокий уровень выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
Стандарт ISO 9001:2008 предназначен для разработки и внедрения систем менеджмента качества предприятий с целью дальнейшей сертификации или для заключения контрактов с другими предприятиями, которые предъявляют требования к стабильности и надежности выполнения контрактных обязательств.
Требования, которые содержатся в стандарте ISO 9001:2008 являются общими и предназначены для применения ко всем организациям независимо от вида деятельности, размера организации и продукции, которая поставляется (услуг). Стандарт определяет, что необходимо делать для внедрения системы качества, но не определяет как это делать. Именно за счет такого подхода требования стандарта являются универсальными и применимыми к любой организации. Методы, как реализовать то, или иное требование стандарта предприятие выбирает именно исходя из своих нужд и возможностей.
Структура стандарта ISO 9001:2008. Стандарт ИСО 9001:2008 состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Область применения - описывает общие положения стандарта и его применения в организациях. Также определяет те случаи, когда предприятие, которое разрабатывает и внедряет систему качества, может сделать исключение из реализации требований стандарта.
Раздел 2. Нормативные ссылки - даются ссылка на стандарты серии ISO 9001:2008
Раздел 3. Сроки и определения - приводятся сроки и определения, которые используются в стандарте.
Раздел 4. Система менеджмента качества - определяет общие требования к системе менеджмента качества, управление документаций и записями по качеству.
Раздел 5. Ответственность руководства - определяет требования к административному управлению построением, внедрением и функционированием системы менеджмента качества.
Раздел 6 Менеджмент ресурсов - определяет требования к ресурсам, необходимым для разработки, внедрению и функционированию системы качества. К таким ресурсам стандарт относит человеческие ресурсы, материальные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду.
Раздел 7. Процессы жизненного цикла - определяет требования к основным и обеспечивает процессы предприятия. В этом разделе представлены, наиболее объемные требования, которые предъявляются к основной деятельности предприятия по управлению процессами производства продукции или предоставления услуг.
Раздел 8. Измерение, анализ и улучшение - определяет требования к проведению и организации анализа, измерений и улучшений системы менеджмента качества, процессов и продукции, которая выпускается (услуг, услуг).
Приложение А - приводится соответствие между разделами стандарта ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004 (Системы управления окружающей средой. Требования и установки относительно применения). Взаимосвязь этих стандартов приводится для того, чтобы организации могли строить интегрированные системы менеджмента качества и экологического менеджмента.
Приложение B - приводятся изменения в тексте стандарта ISO 9001:2008 в сравнении с текстом предыдущей редакции этого стандарта ISO 9001:2000.
Приложение С - Библиография. Список стандартов, использованных при разработке стандарта ИСО 9001:2008.
Документирование в пределах системы управления качеством на ООО «ВИРОСС» следующим образом: иерархия документов системы управления качеством на ООО «ВИРОСС»:
• политика и цели (общие и для подразделений);
• установки по качеству;
• документированные методики (для общих процессов);
• книги качества исполнительных органов (по желанию руководства);
• стандарты услуг и информационные карточки услуг;
• инструкции, положения;
• протоколы качества.
На начальном этапе разработки системы управления качеством необходимо провести диагностический аудит, чтобы проверить, насколько существующая деятельность отвечает требованиям как стандарта ISO 9001:2008, так и законодательству РФ, стандартам, техническим условиям или санитарным требованиям, которые предусмотрены для этого вида деятельности.
Стандарт также предусматривает, что организация ООО «ВИРОСС», декларируя свое соответствие требованиям, обязательно поддерживает соответствие и актуальность нормативно-правовой базе, которая существует для этого вида деятельности. При каждом внешнем аудите орган по сертификации выборочно проверяет соответствие деятельности ООО «ВИРОСС» действующему законодательству.
Руководству ООО «ВИРОСС» важно помнить, что найденные отклонения определяются в сроках стандарта как несоответствие, которое может привести к изъятию или отказу в предоставлении сертификату.
1. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (Утверждены постановлением Госстандарта России 16.02.1994, №3).
2. Правила по сертификации. Правила по сертификации продукции текстильной и легкой промышленности (Утверждены постановление Госстандарта России от 06.02.2003 г., №13).
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2008. - 360 с.
4. ГОСТ Р ИСО 9004-2008 Система менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во стандартов, 2008. - 2185 с.
5. ГОСТ Р ИСО 9004-2008 Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: Изд-во стандартов, 2008. - 254 с.
6. Аронов И. О моделях систем управления: нужна ли альтернатива моделям МС ИСО серии 9000? Какова стратегия действий в этой области?/ // Стандарты и качество. - 2013. - № 2. - С. 56-58.
7. Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. - Ростов-на-Дону, 2012. - 216 с.
8. Берковец Р.П. ИСО 9001:2000 для компаний малого и среднего бизнеса. - Н. Новгород: Приоритет, 2012. - 120 с.
9. Бузов Б.А. и др. Лабораторный практикум по материаловедению швейного производства. - М.: Легпромбытиздат, 2011. - 280 с.
10. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 206 с.
11. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М.: Ауит: ЮНИТИ, 2012. - 360 с.
12. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. - М.: Юрайт, 2011. - 280 с.
13. Немилостива Н.И. Стандартизация, сертификация и метрология. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. - 261 с.
14. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000: Политика, оценка, формирование. - М. и др.: Питер, 2011. - 125 с.
15. Нормативная документация в производстве готовых комплектующих материалов: учеб. пособие / Е.В. Гладух, В.И. Чуешов, О.А. Ляпунова и др. - Х. : НФаУ, 2012. - 108 с.
...