Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Общие положения о третейском суде....................................................6
§1. Общие подходы к понятию третейского суда....................................................6
§2. Правовая природа третейского суда..................................................................12
§3. Классификация третейских судов......................................................................22
Глава 2. Состав третейского суда.........................................................................26
§1. Правовой статус третейского судьи..................................................................26
§2. Формирование состава третейского суда..........................................................33
Глава 3. Компетенция третейского суда и арбитрабельность споров..........43
§1. Компетенция третейского суда..........................................................................43
§2. Арбитрабельность споров...................................................................................48
Заключение...............................................................................................................53
Список использованной литературы
В настоящее время экономические отношения в обществе стремительно развиваются. Появляются новые организационно-правовые формы и виды осуществления предпринимательской деятельности, с развитием информационных технологий ускоряется коммерческий оборот, и, одновременно, усложняются гражданско-правовые споры между его участниками.
Самым распространенным способом защиты нарушенных прав и разрешения юридических конфликтов между сторонами является обращение в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, так как рассмотрение спора в государственном суде представляется более надежным, традиционным, в силу сложившегося мнения в обществе. Вне сомнения, судебное разбирательство имеет ряд определенных преимуществ перед альтернативными способами защиты нарушенных прав, но основным недостатком разрешения спора в государственном суде является длительный срок рассмотрения дела, затягивание процесса, что экономически неэффективно и невыгодно в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Рассмотрение спора в негосударственном, третейском суде, где стороны самостоятельно выбирают третейских судей (арбитров), время, место, порядок разрешения спора становится все более востребованным в силу следующих причин: во-первых, скорость рассмотрения дела, во-вторых, экономия материальных ресурсов, и, в-третьих, сохранение партнерских отношений между сторонами, так как третейское разбирательство также направлено на это наряду с решением правового вопроса, в отличии от государственных судов.
Но одновременно с этим, учитывая, что современное законодательство, регулирующее деятельность третейских судов, сформировалась достаточно недавно, на практике часто возникали противоречия относительно порядка образования, формирования третейских судов, арбитрабельности споров, что подрывало доверие в обществе к деятельности третейских судов.
Реформирование законодательства в этой сфере было необходимым и важным шагом в развитии третейского разбирательства в Российской Федерации, были урегулированы многие спорные вопросы, внесена определенная ясность и четкость в процесс создания третейских судов, их деятельность, отнесение тех или иных категорий споров к компетенции третейских судов и разрешены иные противоречия.
Активное внимание законодателя, ученых-правоведов, а также предпринимательского сообщества к данному вопросу показывает актуальность проблемы разрешения споров в рамках третейского разбирательства и определения правового статуса третейского суда.
В процессе исследования будет проведено сравнение ранее действовавшего законодательства и современного регулирования в этой сфере.
Цель настоящей работы – сформировать общее представление о правовом статусе третейских судов, раскрыть понятие, обозначить правовую природу и провести классификацию третейских судов, а также рассмотреть состав третейского суда, порядок его формирования, компетенцию и проанализировать арбитрабельность споров в соответствии с действующим законодательством.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть общие подходы к понятию третейского суда, сложившиеся в законодательстве и доктрине и выделить общие черты;
2. исследовать правовую природу, и в том числе юридическую личность третейского суда;
3. провести классификацию и определить схожие и отличительные признаки в правовом статусе разных видов третейских судов;
4. раскрыть правовой статус третейского судьи, основные критерии и требования, которые к нему предъявляются;
5. изучить процесс формирования третейского суда, процедуру избрания, отвода, прекращения полномочий и замены арбитров;
6. раскрыть принцип «компетенции компетенции» третейского суда и независимости арбитражной оговорки;
7. проанализировать арбитрабельность споров, рассмотреть категории дел, которые могут стать предметом третейского разбирательства.
При проведении исследования были использованы следующие методы: исторический, логический, системный, сравнительно-правовой и другие.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды, как ученых-правоведов XIX – начала XX веков, таких как Анненков К., Малышев К.И., Энгельман И.Е., так и современных исследователей: Васильева Е.А., Виноградовой Е.А., Зайцева А.И., Комарова А.С., Костина А.А., Курочкина С.А., Немчинова Н.В., Маковского А.Л., Попондопуло В.Ф., Савранского М.Ю., Севастьянова Г.В., Скворцова О.Ю., Суханова Е.А., Тарасова В.Н., Томилова А.Ю., Яковлева В.Ф. и других.
В качестве нормативной основы исследования использованы: Конституция Российской Федерации, акты международного права, федеральный конституционный закон, кодифицированные нормативные правовые акты материального и процессуального права, федеральные законы, законы Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты.
Эмпирической базой квалификационной работы являются материалы судебной практики: Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Постановления арбитражных судов Российской Федерации, разъяснения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
В процессе исследования была использована информация, размещенная на официальных сайтах государственных органов и на информационно-правовых ресурсах с законодательством зарубежных стран.
В результате проведенного исследования задачи, сформулированные во введении, для формирования комплексного представления о правовом статусе третейского суда, были достигнуты.
Во-первых, были определены общие подходы к понятию третейского суда, которое установлено в действующем законодательстве, приведены многочисленные мнения ученых-правоведов, начиная с XIX века до настоящего времени, исследующих данный вопрос, и сформулированы схожие черты, характерные для всех определений. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в доктрине вопрос понятия третейского суда поднимался неоднократно, в силу того, что в законодательстве до настоящего времени не дано определения, которое раскрывало бы его правовую природу и указывало на существенные признаки. Вместе с тем, отчасти это объясняется тем, что подобное формулирование определения принято в международной практике, в частности в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, а также в законе Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже». Законодатель, проводя реформу третейского разбирательства, стремился к унификации понятий для единообразного толкования и удобства применения правовых норм, регулирующих данную сферу отношений.
Во-вторых, исследована правовая природа третейских судов, место в законодательстве и сравнение порядка их функционирования с деятельностью государственных судов Российской Федерации. Можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что третейские суды являются негосударственными органами, они уполномочены на выполнение определенных публично-значимых функций по рассмотрению и разрешению гражданско-правовых споров. В связи с этим, государство стремится обеспечить законность и справедливость решений, вынесенных в рамках третейского разбирательства, поэтому рамки их деятельности очерчены законом, а исполнение решений третейских судов обеспечивается принудительной силой государства, в порядке, установленном процессуальным законодательством, в случае если стороны добровольно не исполняют принятые на себя обязательства. Относительно юридической личности третейского суда следует сказать о том, что данная проблема была предметом многих научных исследований, но в действующем законодательстве этот вопрос до конца не урегулирован. Третейские суды на настоящий момент существуют в разнообразных организационно-правовых формах, и представляется, что необходимо прийти к некоторому однообразию относительно юридического статуса данных образований. Следует отдать должное, что с принятием нового федерального закона была внесена определенность в порядок формирования этих институтов. Теперь постоянно действующие арбитражные учреждения, которые администрируют третейское разбирательство, могут создаваться только при некоммерческих организациях, что является положительным моментом и существенно повлияет на обеспечение независимости и беспристрастности третейского разбирательства.
В-третьих, проведена классификация третейских судов и рассмотрены основные отличия в порядке создания и функционирования третейского суда, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением и третейского суда, созданного сторонами для разрешения конкретного спора. Как видно из положений принятого федерального закона, регулирующего деятельность третейских судов, законодатель оказывает большее доверие третейским судам, которые администрируются постоянно действующим арбитражным учреждением, что вполне обосновано, так как порядок их образования контролируется государством. Стороны, заключившие арбитражное соглашение, предусматривающее рассмотрение споров в третейском суде, администрируемым постоянно действующим арбитражным учреждением, могут своим прямым соглашением исключить возможность вмешательства государственного суда в порядок назначения, отвода, прекращения полномочий арбитра, решения вопроса о компетенции третейского суда и установить окончательность арбитражного решения.
В-четвертых, раскрыт правовой статус третейского судьи, определены основные требования, предъявляемые законодательством к арбитру, и выявлены отличия, по сравнению с ранее действовавшим законодательным регулированием. Так, теперь четко установлен возраст, при достижении которого лицо может выполнять данные функции – двадцать пять лет, что представляется правильным, так как третейский судья должен обладать определенным опытом в совокупности с профессиональными качественными знаниями для разрешения правовых споров. Простое наличие у лица полной дееспособности, как было предусмотрено ранее, не всегда будет соответствовать данным требованиям. Также появилась возможность подтвердить наличие высшего юридического образования арбитра дипломом иностранного государства, что свидетельствует о сближении правопорядков различных государств в области третейского разбирательства в целях унификации требований, предъявляемых к компетенции арбитров. Определенное умолчание законодателя касается возможности совмещения функций третейского судьи с определенными профессиональными обязанностями, в частности адвоката и нотариуса. Данные вопросы прямо противоположно рассматриваются судебной практикой, и представляется целесообразным разрешить их на законодательном уровне. Стоит отметить, что в отношении судей, находящихся в отставке, правовая неопределенность была устранена, и теперь в законодательстве прямо закреплена их возможность выполнять функции третейского судьи.
В-пятых, изучен процесс формирования третейского суда, порядок отвода, прекращения полномочий и замены арбитра и проведены параллели с порядком, который существовал до принятия действующего закона. По сравнению с ранее принятым регулированием, теперь исключена возможность необоснованного уклонения стороны от рассмотрения спора третейским судом путем затягивания процедуры избрания арбитра. Принять необходимые меры может государственный суд, если стороны не договорились об ином порядке. Был увеличен срок избрания арбитров с пятнадцати дней до одного месяца, а при формировании единоличного состава третейского суда временные ограничения сняты. Данная тенденция показывает стремление законодателя сохранить возможность рассмотрения спора в третейском суде даже при возникновении спорных моментов, возникающих при назначении арбитров. Остается открытым вопрос о возможности отказа третейского судьи от рассмотрения дела. В законодательстве это прямо не закреплено, указано лишь, что лица должны давать свое согласие на включение в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, но на практике третейские судьи имеют такое право.
В-шестых, исследована компетенция третейского суда и раскрыт порядок рассмотрения заявления об отсутствии компетенции у третейского суда, а также выявлена правовая природа арбитражной оговорки. Третейский суд вправе самостоятельно принять постановление на заявление об отсутствии у него компетенции как в решении предварительного характера, которое может быть потом обжаловано в государственный суд, но при этом третейское разбирательство не будет приостановлено, так и в непосредственно самом решении по делу. Данное положение позволяет избежать затягивания процесса, возможного злоупотребления сторон и рассмотреть дело в более короткие сроки, а независимость арбитражной оговорки от действительности основного договора позволяет сохранить возможность рассмотрения спора третейским судом, даже при возникновении противоречий по этому вопросу. Это является важным преимуществом разрешения правовых споров в рамках третейского разбирательства, что особенно ценится в предпринимательской сфере.
В-седьмых, подробно рассмотрены категории дел, которые могут стать предметом третейского разбирательства. В связи с принятием нового Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и внесением соответствующих изменений в процессуальные кодексы, установлен четкий перечень споров, которые третейские суды рассматривать не вправе, что разрешило давние противоречия в научных кругах и судебной практике. Дела, которые имеют особенно важное, публичное, социальное значение могут рассматриваться только в государственных судах. Важным нововведением стала возможность разрешать в третейских судах корпоративные споры, а также споры, возникающие в профессиональном спорте и спорте высших достижений. В работе также приведены некоторые федеральные законы различных отраслей права, которые допускают рассмотрение дел в рамках третейского разбирательства.
В заключение следует сказать о том, что наука и законодательство, регулирующее деятельность третейских судов, находятся в постоянном развитии. С принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и внесением соответствующих изменений в иные нормативно-правовые акты были разрешены многие противоречия в сфере третейского разбирательства, но в то же время некоторые вопросы остались открытыми и нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Эффективность принятых нововведений мы сможем оценить через определенное количество времени, но работу в данной области необходимо продолжать для успешной деятельности третейских судов и востребованности разрешения гражданско-правовых споров в рамках третейского разбирательства в предпринимательской сфере.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1.1. Международные договоры
1.1.1.1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней [Электронный ресурс] // Бюллетень международных договоров. 2016. № 5. С. 84 – 88.
1.1.2. Акты международных организаций, органов и конференций
1.1.2.1.Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже [Электронный ресурс]: 21.06.1985// Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1985. Т. XVI.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988. С. 601 - 612. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.2.1. Конституция Российской Федерации
1.2.1.1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. №31. Ст.4398. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.2. Федеральные конституционные законы
1.2.2.1. О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. конст. закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №1. Ст. 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3. Федеральные законы
1.2.3.1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №30. Ст.3012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. №32. Ст.3301. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 14.11.2002№ 138-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.4. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25.10.2001 №136-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №44. Ст.4147. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 11. Ст.1001. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.04.1999 №81-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18. Ст.2207. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.7. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.05.2002 №63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №23. Ст.2102. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.8. Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2015 № 409-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. №1(часть I). Ст.2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 №273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. №53 (ч.1). Ст.7598. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.10. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.07.1998 №135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст.3813. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.11. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.05.2001г. №73-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. №23. Ст.2291. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.12. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 // Российская газета. 1996. № 8. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.13. О недрах [Электронный ресурс]: закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 // Российская газета. 1995. № 52. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.14. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 145. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.15. О международном коммерческом арбитраже [Электронный ресурс]: закон РФ от 07.07.1993 № 5338-1 // Российская газета. 1993. №156. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.16. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Электронный ресурс]: // Российская газета. 1993. №49. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.17. О третейских судах в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2002 №102-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №30. Ст.3019. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.18. О соглашениях о разделе продукции Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.1995 №225-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №1. Ст.18. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.19. О статусе судей в Российской Федерации [Электронный ресурс]: закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 // Российская газета. 1992. № 170. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3.20. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 13.06.1996г. №93-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №25. Ст.2954. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.4. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций
1.2.4.1. О международных договорах о признании документов об образовании [Электронный ресурс]: письмо МИД России от 19.06.2012 №9333/дп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.4.2. О Правилах о беспристрастности и независимости третейских судей [Электронный ресурс]: Приказ ТПП Рос. Федерации от 27.08.2010 № 39 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.5. Иные официальные документы органов государственной власти Российской Федерации
1.2.5.1. Вправе ли судья в отставке быть судьей третейского суда? (разъяснения и рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации) [Электронный ресурс]: разъяснения Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 18.03.2004// Вестник ВАС РФ. 2004. №6.
1.3. Акты высших органов судебной власти Российской Федерации, имеющие нормативное содержание
1.3.1. Акты Конституционного Суда Российской Федерации
1.3.1.1. По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" [Электронный ресурс]: постановление Конст. Суда Рос. Федерации от 26 мая 2011 г. № 10-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. №23. Ст.3356. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.3.1.2. По запросу Приморского районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности абзаца шестого статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 16, пунктов 1 и 2 статьи 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации [Электронный ресурс]: определение Конст. Суда Рос. Федерации от 04.10.2012 г. № 1831-О // Вестник Конституционного суда РФ. 2013. №2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.3.1.3. По делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", пункта 2 части 3 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Сбербанк России" [Электронный ресурс]: Пост. Конст. Суда Рос. Федерации от 18.11.2014 № 30-П // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.4. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы иностранных государств
1.4.1. Информационно-правовая система «Законодательство стран СНГ» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.spinform.ru/.
1.4.2. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11100301.
1.4.3. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1092.