Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мамлюки династии Бахри в социально-политической жизни Египта и Ближнего Востока (XIII – XIV века)

Работа №121808

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы130
Год сдачи2017
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Историография истории мамлюкского Египта: степень изученности проблемы и источниковая база исследования 11
§ 1. Степень изученности проблемы 11
§ 2. Источниковая база исследования 25
Глава II Египет и Сирия под властью мамлюков династии Бахри 35
§ 1. Мамлюки и становление власти мамлюков в Египте 35
§ 2. Государственно-административная структура и социально-экономическое развитие Мамлюкского султаната 49
§ 3. Установление господства мамлюков в Сирии 64
Глава III Внешнеполитические отношения и связи мамлюков Египта 75
§ 1 Военный аспект сирийской политики мамлюков 75
§ 2 . Взаимоотношения мамлюков Египта с хулагуидами 80
§ 3. Внешнеполитические связи и отношения мамлюков Египта с Золотой Ордой 92
Заключение 108
Список источников и литературы: 111



Актуальность темы исследования. Изучение различных аспектов истории восточного общества продолжает вызывать устойчивый интерес в науке. В XIII – XIV вв. особое место среди сложившихся средневековых государств Востока занимал Египет, расцвет которого связан с деятельностью мамлюков. Расположенная на перекрестке мировых торговых путей, эта крупнейшая и богатейшая страна являлась ведущим религиозно-культурным центром арабо-мусульманского мира.
Становление мамлюкской системы в Египте, взлет и расцвет мамлюкских султанов бахритской (1250 – 1382 / 1390 гг.) и бурджитской (1390 – 1517 гг.) династий, установивших господство военно-служилой знати в стране (в этот период в Мамлюкском султанате) и внешне-политические успехи мамлюков середины XIII - XIV вв. открыли новую эпоху в истории всей восточной части исламского мира. Мамлюки в условиях жесткого противостояния на Ближнем Востоке с ведущими европейскими государствами, ближневосточными крестоносцами, монголами Ирана сумели провозгласить независимую арабо-мусульманскую империю, игравшую значительную роль на международной арене в XIII - XV вв. Объединение значительной части средневекового Востока под эгидой державы мамлюков и последовавший процесс усиления ислама и арабизации в корне изменили этноконфессиональную ситуацию в регионе. Таким образом, утверждение в ближневосточном регионе гегемонии мамлюков Египта привело к серьезному сдвигу в устоявшейся системе взаимоотношений.
С периодом правления мамлюков в Египте связаны многие современные реалии ближневосточного региона. Поэтому ретроспективный взгляд на социально-политическую историю современного Египта и Сирии представляется исключительно важным для понимания процессов, происходящих ныне в этих странах и в ближневосточном регионе в целом.
В связи с актуальностью проблемы и необходимостью полного ее раскрытия важное значение приобретает анализ мамлюкской системы власти в Египте, взаимоотношений и взаимосвязей мамлюков с соседними странами и ведущими государствами, игравшими важную роль в политической жизни XIII – XIV вв., роли Мамлюкского султаната в истории международных связей и отношений того времени и в истории арабо-мусульмансокй культуры.
Степень научной разработанности. Изучение истории Ближнего Востока эпохи мамлюков имеет многолетнюю традицию в научной среде. Лучшие традиции дореволюционной русской арабистики были заложены еще в конце XIX – начале XX в. трудами, принадлежащими В.Г. Тизенгаузену, В.В. Бартольду, А. Мюллеру, Н.А. Медникову, И.Ю. Крачковскому, А.Е. Крымскому. Значительную ценность для исторического исследования поднятой нами проблемы представляют труды Г.В. Вернадского и Ф. И. Успенского. Л.А. Семенова проанализировала эпоху Салах ад-Дина и мамлюков в Египте. Ею подробно освещается приход к власти мамлюков, успехи Бейбарса и его походов; непростые взаимоотношения мусульман и христиан (Гл. IV). Монография Л.А. Семеновой завершается «Приложением», где приводятся тексты арабских источников. Дипломатические отношения между Золотой Ордой и мамлюкского Египта рассмотрены Амин аль-Холи и С.З. Закировым. Расцвет Египта в эпоху первой мамлюкской династии и военный аспект их политики нашли достойное отражение в книге С.А. Нефедова. В главе «Кыпчаки и Ильханат» исследования Ч.Дж. Гальперина рассматривается сложность и противоречивость мамлюкско-ильханидских отношений.
Из значимых работ последних лет, касающихся мамлюкской тематики, внутренней и внешней политики Мамлюкского султаната отметим исследования К.В. Рыжова, Е.И. Зеленева, М.Ю. Илюшиной. В коллективных трудах «Всемирная история. Энциклопедия», «История Востока», «История стран Азии и Африки» и др. имеются целые главы и разделы о государстве мамлюков в Египте, власти мамлюкских государей в Египте и Сирии, социально-политической и экономической истории средневекового Египта, развитии науки, архитектуры, литературы, искусства изучаемой эпохи и т.д.
Немало работ мамлюкам посвящено в зарубежной историографии. Историография исламского Египта (с 950 – 1800 гг.) представлена в сборнике статей (под ред. Хью Н. Кеннеди) ведущих ученых в этой области, где проанализированы труды различных авторов, интеллектуальный климат, в котором они процветали. Существует огромный массив литературы о крестовых походах второй половины XIII в., о борьбе мамлюков с монголами: исследования П.М. Холта, Найл Кристи, Р.С. Хамфриса, антология статей, опубликованных в «Бюллетене школы восточных и африканских исследований». Ф.Габриэли представил картину взаимоотношений между арабским миром Ближнего Востока и христианским миром Европы во время крестовых походов. Книга Т. Эсбридж рассказывает историю эпической борьбы, воссоздавая опыт и взгляды тех, кто находится по обе стороны конфликта.
Предметом целого ряда статей являются исследования по вопросам формирования и функционирования институтов мамлюкской власти, структуры армии мамлюков, роли мамлюков в египетской и сирийской политике и обществе. Политические, военные, административные, социальные, экономические, религиозные аспекты империи мамлюков рассмотрены в сборнике «Мамлюки в египетской и сирийской политике и обществе» (под ред. Майкла Винтера и Амалии Леванони), состоящей из девятнадцати исследований ведущих историков (Р.Амитаи, Ф.Бадена, Дж.Берки, Р.Ирвина, Д.Литтла и др.). А.Леванони раскрывает переломный момент в истории Мамлюкского султаната и истоки этого процесса, восходящие к третьему царствованию ан-Насира Мухаммада Ибн Калауна. Несколько работ посвящены научным биографиям мамлюкских султанов XIII в. Бейбарса и Калауна. Карьера и военно-политическое наследие Калауна, одного из выдающихся ранних мамлюкских султанов, является предметом важного исследования Л.С. Нортруп. Исследование, проведенное в отношении правления этого султана, проливает свет на основные темы ранней истории мамлюков: появление новой политической и административной структуры, характеризующаяся усилением милитаризации; роль халифата, характер власти султана и проблемы правопреемства; египетско-сирийские отношения; отношения с монголами и крестоносцами; характер и направления внешней торговли мамлюкского Египта.
Проблемы землевладения, налоговой политики, структурных изменений в налогообложении и фискальной политике, торговых связей мамлюкского Египта и Сирии стали предметом специального исследования Дайсуке Игараши, Рори Кэхилл, Джо Ван Стенбергена, Ли Го. Монголо-мамлюкские взаимоотношения являются объектом исследования целого ряда статей Реувена Амитая. Р.Амитай произвел всестороннее исследование политических и военных аспектов первых лет войны мамлюков с монголами, начиная с битвы под Айн-Джалутом в 1260 г. и до сражения при Хомсе в 1281 г. Автор приводит новый взгляд на конфронтацию, рассматривая войну в контексте монголо-мамлюкских отношений с Византией, латинским Западом и государствами крестоносцев. Элиа Аштор рассматривает торговые связи Венеции с Египтом, и повествует о трудностях регулярных торговых отношений между двумя государствами. Автором приводятся сведения о посольствах венецианцев к египетским султанам в XIV в., отправленные с целью переговоров о снижении размеров торговых пошлин. Работа Р. Ирвина приурочена к раннему периоду правления мамлюков.
Полный историографический анализ изучаемой проблемы дан нами в «§ 1. Степень изученности проблемы» первой главы данной работы.
Источниковая база исследования представлена источниками XIII – XV вв. По мамлюкскому периоду и о мамлюках Египта сохранилось множество ценных письменных источников, принадлежащих к самым разнообразным жанрам арабской литературы: административно-географические справочники, географические описания, исторические хроники, энциклопедии и др. Значительные извлечения из этих источников были опубликованы В.Г. Тизенгаузеном в известном труде «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды». В первом томе опубликованы тексты и выборки из сочинений Ибн аль-Асира, Ибн Абу, аль-Муфаддаля, Ибн Фадлаллаха аль-Умари, мемуара ан-Насави – «Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Мункбурн» выписки из биографии султана аль-Мансура Калавуна, летописи Рукн ад-Дина Бейбарса, Ибн Дукмака, Бадр ад-Дина аль-Айни, аль-Мухибби, Ибн аль-Фурата, аль-Калкашанди, истории Ибн-Халдуна, аль-Макризи, Ибн-Арабшаха, энциклопедии ан-Нувайри и т.д.
Особо следует выделить сочинения аль-Макризи – его монументальную летопись «Торная дорога для познания царских династий», частично переведенная на русский язык. Полный арабский текст, имеющийся в нашем распоряжении, устроен по хронологическому принципу и детально передает события той эпохи. Кроме того, использовалось и другое сочинение аль-Макризи, известное как «Книга поучений и назидания, содержащихся в описании кварталов и памятников Каира»; В первом томе Восточного фонда Великобритании и Ирландии 1837 г. опубликована «История мамлюкских султанов Египта, написанных на арабском языке Таки ад-Дин Ахмед-Макризи» .
Такими же монументальными и всеобъемлющими являются труд аль-Мансури и энциклопедия ан-Нувайри. В исследовании задействованы отрывки из сочинений других арабских авторов средневековья, опубликованные в наше время в различных сборниках. Более подробно анализ источниковой базы представлен во «§2. Источниковая база исследования» первой главы настоящего исследования.
Объектом исследования является анализ роли мамлюков-бахритов в социально-политической и экономической жизни Египта и Ближнего Востока в XIII – XIV вв.; значение мамлюкского султаната Бахри во всемирно-историческом процессе.
Предмет исследования – становление и развитие мамлюкской системы власти в Египте и Сирии; социально-политические и экономические процессы в Мамлюкском султанате.
Цель и задачи исследования – становление и господство мамлюкской системы власти в Египте и Сирии; выявить политические, экономические, социальные процессы в султанате в период правления мамлюков династии Бахри; выявить роль Мамлюкского султаната на международной арене в XIII – XIV вв. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- дать историографический обзор проблемы и выявить основные направления в изучении заявленной темы
- проанализировать источниковую базу исследования
- рассмотреть историю института военного рабства и становления мамлюкской системы в Египте
- охарактеризовать государственно-административную структуру Мамлюкского султаната
- проанализировать политическое, экономическое и социальное развитие Египта при мамлюках династии Бахри
- показать установление власти мамлюков в Сирии и интеграцию сирийско-палестинского региона в социально-политическую систему бахритов
- рассмотреть обстановку на Ближнем Востоке в середине XIII в. и взаимоотношение мамлюков с крестоносцами
- проанализировать взаимоотношения мамлюков Египта с монголами Ирана и Золотой Орды
Методологической основой исследования стали принципы научной объективности и историзма. При изучении социально-политической истории Мамлюкского султаната особенно важно опираться на важные факты, а не на заданные схемы и стереотипы. Требования научной объективности необходимы при оценке роли Мамлюкского Египта в истории арабо-мусульманского мира. В работе применяются принципы исторической взаимообусловленности, последовательности, причинно-следственной связи событий, их рассмотрении в становлении и развитии.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в постановке и решении важной для науки проблемы – мамлюкской системы власти в социально-политической жизни Египта и Ближнего востока в XIII – XIV вв., в разработке комплексной методики, открывающей новое направление во всестороннем исследовании мамлюкской системы власти средневекового Египта. Результаты ее изучения демонстрируют перспективность разработки данной проблемы. Сформулированные в работе теоретически значимые положения и выводы дополняют и расширяют сферу научного знания по истории средневекового Египта и Востока.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы при изучении истории средневекового Египта и Сирии, разработке истории Ближнего Востока. Материалы исследования могут быть полезны и при сопоставлении исторических событий с сегодняшними реалиями ближневосточного региона.
Апробация работы. Материалы работы апробированы автором в научных статьях, в том числе двух (в соавторстве) из перечня ВАК. Отдельные положения исследования представлены в выступлениях на научно-практических конференциях.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В середине XIII в. Египет и Сирия, занимавшие выгодные геостратегическое положение, находились в центре скрещения двух завоевательных движений: с востока – монголов, а с запада – ряда европейских государств, имевших своих союзников в регионе в лице франкских государств. Египет и Сирия оказались в связи с этим в центре международной политики того времени. В самом Египте в этот период, подвергшегося крестовому походу Людовика IX, наблюдался упадок институтов и структур управления. Смерть ас-Салиха Айюба в разгар крестового похода еще сильнее усугубил политический кризис в Египте. Вторжение крестоносцев требовало военного ответа. В политической пустоте, возникшей со смертью ас-Салиха Айюба, мамлюки оказались единственной силой способной ответить на вызовы времени. Таким образом, возвышение, а затем и формирование правления мамлюков Бахри совпал со временем кризиса в Египте и в регионе. Мамлюки возглавили борьбу военного, политического и религиозного возрождения Египта. В стране сложилось уникальное политическое образование, в которой надолго стали правящей элитой вчерашние рабы-воины. Созданная ими военная организация стала прочной основой Мамлюкского государства.
Военная структура мамлюков являлась условием успешного функционирования всей мамлюкской политической системы, обеспечившей расцвет средневекового Египта. В течение короткого периода времени мамлюки создали величайшую исламскую империю средневековья, под контролем которой оказались Египет, Сирия, Палестина и часть территории Северной Африки. Государственный строй, и политический режим мамлюков оказался способен эффективно управлять созданной ими империей и обеспечить ее экономический, культурный подъем. XIII – XIV вв. вошли в историю Египта как эпоха первой династии мамлюков – бахритов, которые создали Мамлюкский султанат, располагавший относительно сильной центральной властью, крепкой военной силой и большими экономическими ресурсами. При мамлюках внутренняя и внешняя политика государства была направлена на борьбу с внешней угрозой, крестоносцами сирийско-палестинского региона и создание арабо-мусульманской империи, которая включала бы обширные территории и на равных с европейскими державами участвовала бы в мировых политических и экономических процессах. Эти задачи определили приоритетные направления внутренней и внешней политики мамлюкских султанов Египта.
Благодаря блестящим военным и дипломатическим успехам мамлюки-бахриты замедлили, а затем ликвидировали военную и политическую экспансию на Ближний Восток: неудачей закончились VII и VIII крестовые походы западноевропейских государств и дальнейшее продвижение монголов Ирана на Запад. Мамлюкский султанат оказался первым неодолимым препятствием на пути монголов к западу. Крепкая военная организация мамлюков помогла им не только остановить движение монгол в Сирию, но и нанести ряд поражений и отбросить их назад. Окончательно остановить потомков Хулагу в сторону Сирии способствовало установление мамлюкским Египтом тесных дружественных отношений и военного союза с Золотой Ордой. Дипломатические взаимоотношения обусловили не только военные, но и тесные политические, экономические и культурные связи Египта и Золотой Орды, которые оставались стратегическими союзниками на международной арене вплоть до конца ХV в. Успешные дипломатические отношения мамлюков Египта не ограничивались лишь с Золотой Ордой. Мамлюкские султаны установили взаимовыгодные дипломатические отношения с Византией и с рядом европейских государей – Манфредом Сицилийским, королем Яковым Арагонским, Карлом Анжуйским.
Самыми впечатляющими успехами мамлюков-бахритов являются итоги борьбы с крестоносцами на Ближнем Востоке. К XIV в. мамлюки Египта вытеснили крестоносцев из Сирии. В результате этого Сирия и Палестина оказались в руках мамлюков вплоть до XVI в. После изгнания франков мамлюки предпринимали энергичные меры по ликвидации остатков воздействия крестоносцев на Ближнем Востоке и в корне изменили этноконфессиональную ситуацию в регионе. На мусульманском Востоке антикрестовая борьба мамлюков оставила глубокий след в сознании мусульманского общества, сохраняющийся вплоть до сегодняшнего дня.
Период второй половины XIII – начала XIV в. был временем взлета и расцвета египетского мамлюкского государства, которое, благодаря успешному внешнеполитическому курсу становится ведущей силой в регионе, центром арабо-мусульманской культуры. Блестящая культура и искусство мамлюкского Египта были отражением духовной жизни эпохи в период правления династии Бахри. Мамлюкскому Египту с его культурой, искусством принадлежит важное место в истории культуры человечества. Во многом благодаря мамлюкам, которые не только спасли и защитили от разгрома арабо-мусульманскую цивилизацию, но и во многом обогатили культуру этой цивилизации, Египет достиг наивысшего расцвета. Его достижения, как ведущего центра арабо-мусульманской культуры в период правления мамлюков династии Бахри, обогатили культуру многих народов Востока и средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру.
Итак, с середины XIII в. в Египте сложилось уникальное политическое образование, в которой на столетия правящей элитой стали вчерашние рабы – мамлюки. Военная организация мамлюков и та преданность, которую она воспитывала в тех, кто принадлежал к его военной элите были прочными фундаментом Мамлюкского государства. Именно военная организация мамлюков являлась основой успешного функционирования всей мамлюкской политической системы, обеспечившей расцвет средневекового Египта. В течение короткого периода времени мамлюки создали величайшую исламскую империю средневековья, под контролем которой оказались Египет, Сирия, Палестина и часть территории Северной Африки. Государственный строй, и политический режим мамлюков оказался способен эффективно управлять созданной ими империи и обеспечить ее экономический, культурный подъем. Мамлюкские султаны Бахри, будучи удачными воинами, победоносно завершили борьбу с крестоносцами на Ближнем Востоке. После изгнания франков и разрушения портов на сирийско-палестинском побережье транзитный центр торговли Запада и Востока переместился в Египет. Благодаря установлению контроля над международными путями торговли мамлюкский Египет занял видное место в системе международных отношений того времени.
Управляемый мамлюками Египет оставался экономическим и военным оплотом исламского мира. Не меньшее значение имел еще один важный итог политики мамлюкских султанов – превращение Египта в связующее звено в транзитной торговле Востока и Запада через Индийский океан и Красное море. Приток материальных средств, концентрация торговли и ремесла способствовали экономического росту Египта, его главных городов – Каира, Александрии, впитавших богатство Востока и Запада. Именно период правления мамлюков династии Бахри считается блестящей эпохой экономического и культурного развития средневекового Египта и всего Ближнего Востока.



1. Абу Аббас Таки ад-Дин Ахмад-Али аль-Макризи Таки ад-Дин Ахмад-Али аль-Макризи. Книга поучений и назиданий, содержащихся в описании кварталов и памятников Каира // Хрестоматия по истории Халифата. – М., 1968. – С. 210– 211.
2. Абу Аббас Таки ад-Дин Ахмад-Али аль-Макризи Таки ад-Дин Ахмад-ибн Али аль-Макризи. Книга об истощении народа по причине бедствий // Буниятов З.М. Избранные сочинения в трех томах. Баку, 1999. Т. 3. С. 198 – 199.
3. Абу Аббас Таки ад-Дин Ахмад-Али аль-Макризи Таки ад-Дин Ахмад-ибн Али аль-Макризи. Книга поучений и назидания, содержащихся в описании кварталов и памятников Каира («О султане Бейбарсе», «О мамлюкском войске») // Семенова Л.А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966.С. 178– 183, 184– 186.
4. Абу Абдаллах Мухаммад-ибн Баттута. Подарок наблюдающим диковинки городов и чудеса путешествий // Тимофеев И. Ибн Баттута. – М., 1983.
5. Абу-ль-Махасин Джамаль-ад-дин Юсуф Ибн Тагриберди. Взятие Акры мусульманами. 1291г. // История средних веков. Кн.3.Крестовые походы (1096– 1291гг.) / Составитель М.М.Стасюлевич. 3– е издание, исправленное и дополненное. СПб., 2001. С. 540– 542.
6. Абу-ль-Фарадж. Из «Всеобщей истории («Светская история») // Сирийские источники XII– XIII вв. об Азербайджане. Баку, 1960.
7. Вильгельм Трипольский. Бибарс, мамелюкский султан. 1260– 1273 гг. // История средних веков. Кн. 3. Крестовые походы (1096– 1291 гг.) / Составитель М.М. Стасюлевич. 3– е издание, исправленное и дополненное. СПб., М., 2001. С. 538– 540.
8. Гандзакеци К. История Армении. М., 2010.
9. Из истории Вардана // Патканов К.П. История монголов по армянским источникам. Вып. 1. СПб., 1878. С. 1– 28.
10. История мар Ябалахи III и Раббан Саумы // Сирийская средневековая историография. СПб., 2000. С.697– 713.
11. Магакия, инок. История народа стрелков. М., 2010.
12. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М., 2010.Т.III.
13. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: Т. I. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884.
14. Хрестоматия по истории Халифата. – М., 1968. – С. 83, 204– 211.
15. Шихаб ад-Дин Ахмад ан-Нувайри. Предел желания относительно дисциплин Адаба («Описание похода султана в Сирию, набега на Тивериаду и Байсан и победы над флотом франков в море Айзаба», «Рассказ о двух походах в Нубию, первом и втором») // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. – Т. 4. Арабские источники XIII– XIV вв. – М., 2002. – С. 402– 406.
16. Gabrieli F. Arab Historians of the Crusades. – Berkeley, University of California Press, 1969.
17. Histoire des Sultans Mamlouks de l’Egypte, ecrite en arabe par Taki– eddin– Ahmtd– Makrizi // Paris, Printed for the Oriental translation fund of Great Britan and Ireland, 1837. – T.1.
18. Holt P.M. Early Mamluk diplomacy, 1260 – 1290: treaties of Baybars and Qalawun with Christian rules / by P.M.Holt. – Leiden; New York; Köln: Brill, 1995. – P. 33 – 150.
19. أحمد بن علي بن عبد القادر العبيد المقريزي. السلوك لمعرفة دول الملوك. دار الكتب العلمية بيروت – لبنان 1997.
20. ركن الدين بيبرس المنصوري الدوادار. زبدة الفكرة في تاريخ الهجرة. بيروت 1998. – يطلب من دار النشر "الكتاب العربي" برلين / يصدرها جمعية المستشرقين الالمانية اولريش هارمان وانجليكا نويقيرت
21. شهاب الدين أحمد بن عبد الوهاب بن النويري. نهاية الأرب في فنون الأدب. دار الكتاب العلمية بيروت –لبنان 2004.

Литература на русском языке
1. Али-заде А.А. Социально– экономическая и политическая история Азербайджана в XIII– XIV вв. Баку: Изд- во. АН - Азербайджанской ССР, 1956.
2. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. – М., 1948– 1949. –Т.1– 3.
3. Алтухов Н.П. Взаимоотношения крестоносцев и мамлюков: военный аспект // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 12 – й международной конференции молодых ученых. 27 – 30 декабря 2001 г. –Санкт -Петербург, 2001. – С. 427 – 432.
4. Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в ХIII– ХIV вв. – М., 1962. – С. 25.
5. Амин Маалуф. Крестовые походы глазами арабов. М., 2006.
6. Андреевский В. Египет. Александрия, Каир, его окрестности, Саккара и берега Нила до первых порогов. – СПб.: Товарищество М.О. Вольф, 1902.– 559 C.
7. Банистер Ф. История архитектуры, составленная по сравнительному методу. Выпуск III. Архитектура Возрождения в Западной Европе и архитектурные стили Востока – СПб.:1914. – 361 С.
8. Бартольд В.В. Ислам – П., 1918; Соч.– М.: Наука,1966. –Т.IV –С.81 – 138; Бартольд В.В. Культура мусульманства. – П.,1918; Соч.– М.: Наука,1966. –Т. VI.– С. 143– 204.
9. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. – Л., 1925.
10. Бартольд В.В. мусульманский мир – П.,1922. Соч.– М.: Наука,1966. – Т. VI.– С. 207 – 297;
11. Бартольд В.В. Ориентировка первых мусульманских мечетей. Соч. – М.: Наука,1966.– Т. VI.– С.537– 542.
12. Бартольд В.В. Собран-ие сочинений. М., 1966. Т. VI.
13. Бартольд В.В. Халиф и султан-. –«Мир ислама». – СПб., 1912. № 2,3;
14. Бек К. История Венеции. Пер.с фр. М., 2002.
15. Большаков О.Г. Средневековый арабский город // Очерки истории арабской культуры V– ХV вв. – М., 1982. – С. 156– 214.
16. Борзова Е.П., Никонов А.В. История мировой культуры в художественных комментариях. – СПб.: Издательство “СПбКО’’,2010.– 216 C.
17. Босворт К.Э. Мусульманские династии. – М., 1971. – С. 99– 100.
18. Васильев А.А. История Византийской империи (Время от крестовых походов до падения Константинополя). СПб., 1998. Т. 2. Гл. 3.
19. Васильев Л.С. История Востока. – М., 1993. – Т. 1. – Гл. 3. – С. 146– 150.
20. Веймарн Б. В. Классическое искусство стран Ислама. – М.: искусство, 2002.
21. Веймарн Б., Каптерева Т.,Подольский А. Искусство арабских народов (средневековый период). – М.: Искусство, 1960.– 200 C.
22. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII– XVII веков. – М. 1974.
23. Вёрман К. История искусства всех времен и народов. – М.: Директ-медиа, 2012. –1415 C.
24. Вернадский Г. «Золотая Орда, Египет и Византия в их взаимоотношениях в царствование Михаила Палеолога ». // Seminarium Kondakovianum I. Прага, 1927. С. 73– 84.
25. Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность священной войны.СПб.2003.
26. Волков М. О соперничестве Венеции с Генуей // Записки Одесского общества истории и древностей. Отд. 4– 5. Одесса, 1858. С. 151– 236.
27. Воронина В.Л. Средневековый город арабских стран. – М.:ВНИИТАГ, Госкомархитектура, 1991. – 102 С.
28. Восток в средние века (5– е издание). М., 2009. Гл. 5.;
29. Всемирная история в десяти томах. / Отв. редактор: Сидоров Н.А; Кондрад-Н.И; Петрушевский И.И. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. –941 С.
30. Всемирная история. Энциклопедия. – М., 1957. – Т. 3. – Ч. III. – Гл. ХХII.; – Ч. IV. – Гл. ХLVI.
31. Всеобщая история архитектуры /Редактор: Б.П. Михайлов. – М: Гос.изд– во. лит-ра по строительству, архитектуре и строит. материалам, 1958– Т.1. – 536 С. Гл. XI.
32. Всеобщая история искусств: В 6 Т. – М:1961. –Т.2. – Кн.2. – С.9– 53;
33. Гальперин Дж. Кыпчакский фактор: Ильханы, мамлюки и Айн-Джалут // Степи Европы в эпоху средневековья. Т. 6. Золотоордынское время. Сборник научных трудов. Донецк, 2008. С. 395– 396.
34. Гаркавец А.Н. Бейбарс – султан- Египта и герой мифов // Вопросы тюркологии: Научный журнал Института тюркологии (Москва). 2010. №1. – С.64– 104; Международный тюркологический конгресс 13– 14 мая 2011г. (Туркестан-, Международный Казахско-Турецкий университет им. Ахмеда Яссави). – С.419– 448
35. Гаури И. Ислам в его влиянии на жизнь его последователей. – Ташкент: Типолит. бр. Каменских, 1893.– 596 С.
36. Герман Вейс. История материальной культуры. – М.: Директ-Медиа, 2012.– 1868 С.
37. Гибб Х.А. Арабская литература. Классический период – М.: Издательство восточной литературы, 1960. –1986 С.
38. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура, М: изд– во Эксмо, 2012.– 848 С.
39. Гомбрих Э. История искусства / Пер. с ан-гл.: В. Крючкова. М. Майская. – М.:АСТ, 1998.– 688 С.
40. Гринин Л.Е. Политические процессы в османском Египте XVI – XVIIIв.в. и теория развитого государства // История и современность. №1. Март. 2007. – С. 3 – 56.
41. Гумилев Л.Н.. Черная легенда (Историко-психологических этюд) // Гумилев Л.Н. Черная легенда. М., 1994. С. 42 – 47.
42. Доманин А. Крестовые походы. Под сенью креста. М., 2005. Гл. 19
43. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М.: Наука 1990.– 203 с.
44. Жизнеописан-ие султана аз-Захира Бейбарса. – М., 1975.
45. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и матрериалах.М.,1986.
46. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.
47. Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII– XIV вв.). М., 1966.
48. Заходер Б.Н. История восточного средневековья (Халифат и Ближний Восток). – М., 1944.
49. Заходер Б.Н. Средиземноморье и Ближний Восток в средние века. М., 1940.
50. Зеленев Е.И. Египет. –СПб., 2004.
51. Зеленев Е.И. Египет. Средние века. Новое время. –СПб., 1999. – С.125– 158
52. Зеленев Е.И. Мусульман-ский Египет. – СПб., 2007. – С. 129.
53. Ирвин Р. Ислам и крестовые походы 1096–1699.// история крестовых походов/ Под.ред. Дж. Райли Смита. М.,1998. Гл.10.
54. Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000.
55. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. / Ред.: Б. Виппер, Б.В. Иогансон. - М: Советская энциклопедия, 1962. –Т.1.
56. Исламский мир. Художественная культура VII– XVII веков. Архитектура.
57. История Востока. М., 1974. Т. 2. Гл. V., Т. 2. М., 1995.;
58. История Востока. М., 2001. Т. 1.
59. История Востока: в 6 т. / гл. редком: Р.Б. Рыбаков М.: Вост., лист 2002– Т. 2: Восток в средние века.– 716 С.
60. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л., 1958.
61. История искусства зарубежных стран. / Ред. В. Раздольская, Ц.Нессельштраус, А.Чубова. – М., 1962. – Т.II.
62. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. / Ред. С. Нессельштраус. – М.: Сварог, 2003.– 672 С.
63. История искусства: К 250 летию Академии художеств. В 2– х томах. – М.2001. – Т.1.– 520 С.
64. История крестовых походов. // Под ред. Дж. Райли - Смита. М., 1998.
65. История средних веков. Кн. 3. Крестовые походы (1096– 1291гг.) / Составитель М.М. Стасюлевич. 3-е издание, исправленное и дополненное. СПб. М., 1896.
66. История стран- Азии и Африки в средние века. – М., 1968, 1987.
67. Кази - Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках. – М. –Л., 1947.;
68. Каир: тысячелетие города, 969– 1969 гг. – Каир,1969– 459 С.
69. Карпов С.П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII– XIV вв. М., 1990.
70. Кверфельт Э.К. Керамика Ближнего Востока–Л.,1947.
71. Клод Мутафян. Последнее королевство Армении XII– XIV века. Можайск, 2009.
72. Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. – Прага, 1929. – 455 С.
73. Коновалова И.Г. Средневековый Восток. – М., 2008.
74. Коренчук Е.Г. История арабских народов Ближнего Востока. – М., 1988.
75. Коробейников Д.А. Византия и государство Ильханов в XIII – начале XIV в.: система внешней политики империи // Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики. / Под редакцией: Литаврин Г.Г. СПб., 2001. С. 428– 472.
76. Коробейников Д.А. «Византийское содружество наций» в восточных источниках (по материалам дипломатической переписки между Византией и Мамлюкским султанатом в XIV в.) // Византийский временник. Т. 68 (93). 2009. С. 75– 90.
77. Красная книга культуры. / Под ред. В. Рабиновича. – М., 1989.
78. Краткие очерки орнаментных стилей по Овен – Джонсу, Расине, Де-Комону, Перро и Шенье и пр. Перевод Г. Г. Павелко. С приложением краткого объяснения архитектурных стилей, составленного С. У. Соловьевым ̸ Под редакцией Ф. Ф. Львова – М.:Типография Т.И. Гаген,1889. – 201 С.
79. Крачковский И.Ю. Очерки истории русской арабистики. М.– Л., 1950.
80. Крымский А.Е. История арабов. Их халифат, их дальнейшие судьбы и краткий очерк арабской литературы.– М., 1903.
81. Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы. М., 1911.
82. Куглер Б. История крестовых походов. Ростов-на Дону, 1995.
83. Лев Африканский. Африка – третья часть света: Описан-ие Африки и достопримечательностей, которые в ней есть. – Л., 1983. – С. 338– 343.
84. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1965.
85. Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.,2001.
86. Медников Н.А. Палестина от завоеван-ия ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. – СПб., 1897– 1903.
87. Мишо Г. История крестовых походов. СПб., М., 1864.
88. Мюллер А. История ислама с основан-ия до новейших времен СПб.: Л.Ф. Пан-телеев,1895– Т.1– 2. 746 С.
89. Нефедов С.А. Война и общество: факторный анализ исторического процесса. История Востока. М., 2004.
90. Олдридж Дж. Каир. Биография города. – М., 1979;
91. Очерки истории арабской культуры V– XV вв. М: Наука, 1982.– 440 С.
92. Перну Р. Крестоносцы. СПб. 2001.
93. Петровский Н.С., Матвеев В.В. Египет – сын тысячелетий. – Л., 1959. Гл. 9. – С. 168– 188.
94. Петрушевский И.П. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов (1256– 1353 гг.) // Татаро-монголы в Азии и Европе: Сборник статей. М., 1977. С. 228– 259.
95. Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб., 2010.
96. Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002.
97. Рыжов К.В. Все монархии мира. Мусульманский Восток VII– XVвв. М., 2004.
98. Сайфетдинова Э.Г. Между Волгой и Нилом: диалог цивилизации // История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследован-ий: сборник статей итоговой научно– практической конференции (г.Казань, 24– 25 марта 2011г.). – Вып.3. – Казань, 2011. – С. 8– 11.
99. Семенова Л.А. Салах ад-– Дин и мамлюки в Египте. – М., 1966.
100. Смирнов В.Е., Недвецкий А.Г. Мамлюки – бесстрашные воины и разведчики Египта // Живая история Востока: Сборник. – М., 1998. – С.249– 257.
101. Соколов Н.П. Образование венецианской колониальной империи. Саратов, 1963.
102. Стародуб Т. Х. Изображение. Орнамент. Каллиграфия.– М.: Восточная литература, 2010.– 254 C.
103. Стародуб Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. - М: Белый город, 2004.
104. Стародуб Т.Х. Фильштинский И.Ю. История арабской литературы (Х – XVIII вв.). М., 1991.
105. Стэнли Лэн-Пуль. Мусульман-ские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями / Пер. с ан-гл. c примеч. и доп. В.В. Бартольда. – СПб., 1899.; – М., 2004.
106. Успенский Ф.И. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках // Византийский временник. – 1926. –Т. XXIV. – С. 1– 16.
107. Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.– Л., 1948.
108. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 – 1517г.г.) – М., 2006.
109. Фильштинский И.Ю. История арабской литературы (Х– ХVIII вв.). – М., 1991.
110. Хааг М. История Египта. М.: АСТ: Астрель,2008.– 255 с.
111. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. - М.: Изд– во «Наука», Глав. ред. восточной лит-ры, 1985.– 302 С.
112. Хасанов А.А. Формирован-ие черкесской группировки мамлюков в Египте // Арабские стран-ы, Турция, Иран-, Афган-истан-. История. Экономика. – М., 1973. – С. 158– 165.
113. Хачикян А.Э. История Армении. Краткий очерк. Ереван, 2009.
114. Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. М.– СПб., 2008. С. 406.
115. Хотко С.Х. Генезис черкесских элит в султанате Мамлюков и Османской империи. Майкоп, 1999.
116. Хотко С.Х. История Черкессии в средние века и новое время. – СПб., 2002. – С. 335– 337.
117. Хотко С.Х. Черкесские (адыгские) правители Египта и Сирии в XIII– XVIII вв. Майкоп, 1995.
118. Хотко С.Х. Черкесские мамлюки. Майкоп, 1993.
119. Хрестоматия по истории Халифата. М., 1968. С. 83, 204– 211;
120. Эпоха крестовых походов: Пер. с фр./ Под. Ред. Лависса Э. Рамбо А. Смоленск, 2001.
121. Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. – М.: Центрполиграф, 2016. –736.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ