Введение.
ГЛАВА 1.
Ропшинский дворец к моменту передачи его в 1857 году в
Департамент Уделов
ГЛАВА 2.
Ропшинский дворец во II половине XIX - начале XX века
1. Работы по содержанию дворца в 1857-1880-е годы…………… 16
2. Работы по содержанию дворца в конц. XIX - нач. XX века…..24
ГЛАВА 3.
Убранство интерьеров во II половине XIX века
Выводы
Заключение
Цель исследования:
Выявление изменений дворцовых интерьеров во II половине XIX века - начала XX века.
Задачи исследования:
1. Выявить характер и объем ремонтных работ проводимых в Ропшинском дворце и флигелях.
2. Дать характеристику материалов и приемов отделок интерьеров в рассматриваемый период.
Актуальность исследования.
«Удельное имение Ропша с Императорским дворцом, великолепным садом и прудами…», как писал путеводитель XIX века, была почти забыта в веке XX, хотя находится она совсем рядом с Петербургом. Но Ропша никогда не была «туристическим объектом», и сегодня ее вспоминают, в основном, в связи с бедственным положением Ропшинского дворца после пожаров и обрушения. Необходимость консервации и, в дальнейшем, реставрации императорского дворца, привлекли к нему внимание не только исследователей-историков, проектировщиков строительно-реставрационных работ, но и многих любителей петербургской старины. Оказалось, что в архивах хранится много документов, описывающих усадьбу и интерьеры дворца в разное время.
Ансамбль Ропшинского дворца к моменту нашего исследования уже сформировался и в дальнейшем практически не изменялся. Не меняясь внешне и не изменяя внутренней планировки, дворец жил привычной жизнью. В имении проводились маневры, устраивались охоты. Вторая половина XIX века, а в особенности его конец характеризуются промышленным и технологическим прогрессом, что не могло ни сказаться на появлении новых материалов при ремонте дворцовых интерьеров. Сейчас этот памятник разрушен. Дворец еще можно восстановить и приспособить к современным нуждам. Разработать концепцию экспозиции, или иных форм соответствия назначения помещений задачам, которые будут реализоваться в восстановленном дворцовом комплексе.
Объектом исследования стал Ропшинский дворец, который представляет собой сложный комплекс построек, включающий в себя дворец с многочисленными зданиями, прилегающими к нему. В этом комплексе ведущее место, вслед за дворцом занимали гостевые флигели, предназначенные, для приема Императорской семьи и её свиты.
Предметом исследования является изучение условий содержания и сохранения дворца, его фасадов и интерьеров.
Обзор литературы.
В Ропшинском имении проводились маневры, устраивались охоты императорского двора. Тем не менее, значительных материалов об этом периоде, практически нет. Усадьба является местом действия, в основном, в дневниках и мемуарах. При этом в оформлении дворца изменяются назначения интерьеров, появляются новые материалы, ткани, покрытия. Эти сведения можно почерпнуть из документов находящихся в архиве РГИА.
Нет возможности проследить и проанализировать изменения в художественном убранстве и предназначении интерьеров дворцового комплекса не опираясь на источники предыдущих лет.
Самым ранним таким источником, на который ссылаются практически все авторы, является статья П.П. Свиньина «Ропша». Эта статья была опубликована в 1821 году и содержала краткое историческое описание создание Ропшинского дворца со времен первых петровских построек и до момента приобретения имения Павлом I. Однако по последним данным собранным на основании изучения литературных и архивных источников некоторые факты, касающиеся создания Ропшинского дворца и его владельцев не являются достоверным.
В Историческом очерке Ивана Стригутского 1860 года, который является более поздним литературным источником, содержаться сведения о становлении Ропшинского дворцового комплекса. В данном документе описываются работы по содержанию дворца до 1860 года. Сведения, которые были найдены в архиве РГИА, подтверждают приведенные в очерке описания И. Стригутского.
Из воспоминаний современников – Дневника великого князя Николая Николаевича (старшего) за 1850-1852 год, мемуаров В.А. Инсарского (1854 год), Д.А.Милютина (1876 год), М.М. Осоргина (1880 год.) мы делаем вывод о регулярности и характере посещения Ропшинского дворца представителями Императорской фамилии во второй половине XIX века. К такому роду источников относится и исторический очерк Николая Ивановича Кутепова «Императорская охота» 1911 года.
Приведем для примера воспоминания Осоргина, будучи тогда выпускником «Пажеского корпуса» 8 августа 1880 года он присутствовал на маневрах, проходивших близ Ропши, и записал по их окончании: «построились мы во внутреннем дворе Ропшинского дворца в каре уже по училищам». Подобные источники позволяют нам представить жизнь людей в этом архитектурном комплексе, что является немаловажным для изучения и последующего приспособления дворца.
Основательные исследования с обмерами, зондажами и фотофиксацией были проведены в 1970 году М. Мильчиком и его коллегами по НИИ «Спецпроектреставрация». На данный момент эти документы не доступны. На основании собранных материалов М. И. Мильчик написал статью "Ропшинский дворец - забытый памятник архитектуры XVIII в.", в которой подробно разобраны имеющиеся архивные и фактические данные. Для нас важными были выводы, сделанные в результате проведенных предреставрационных работ. В 1985 году зондажи показали, что центральная часть дворца - его объем на три окна и боковые крылья сложены из крупных блоков местного известняка на известковом растворе и имеют толщину от 80 см. до метра. На основании этой информации Мильчик делает вывод, что дворец не разбирался, а достраивался и кое - где перестраивался. Так же немаловажным в этой статье для нас является описание Большого Гостиного флигеля, внутренняя отделка которого не уступала парадным интерьерам самого дворца.
Тщательное изучение архивных документов позволило автору провести анализ и представить в статье довольно точное описание Ропшинского дворцового комплекса в различные периоды его существования.
В путеводителях и краеведческих сборниках авторы М.И. Пыляев, Т.В. Дубяго, В.С. Моня, основное внимание уделяют характеристике дворцового комплекса в XVIII веке, упоминая лишь вкратце интересующие нас время, вторая половина XIX - начала XX веков.
В монографии В.С. Мони упоминается перестройка Столового зала в 1881 году, что довольно сомнительно по нескольким причинам:
• В архивных документах РГИА за 1881г упоминаний о перестройке столового зала найдено не было.
• В 1882 году ремонтными работами руководил Архитектор Загородных дворцовых зданий А.Л. Гун и старший советник В.А. Шретер. Фамилия архитектора Э.Л. Гана в документах не фигурирует.
После революции этот дворец так и не стал музеем. Во второй половине 20х годов XIX столетия была проведена общая инвентаризация загородных дворцов императорской семьи, была вывезена мебель, бронзовые изделия и ковры на склад Госфондимущества для распродажи. В 1941-1944 гг. Ропшу оккупировали немецкие войска, и во дворце поместили госпиталь. Дворцовый парк изрыли траншеями и заминировали. В Ропше, считавшейся «стратегически важной высотой», стояла артиллерия.
Ропшинская усадьба после войны была внешне восстановлена. Здесь размещалась лётная войсковая часть, во дворце сначала находился штаб, а позже – клуб. Войсковая часть покинула дворец в конце 1970-х годов, сняв полы и двери, забив окна железными листами.
Ю.А. Дужников упоминает последнюю перестройку Ропшинского дворца в советское время. Второй этаж дворца был удлинен в каждую сторону на три окна. Это несколько изменило прежний выразительный силуэт. В годы Великой Отечественной войны дворец очень сильно пострадал. В 1970х годах было принято решение о реставрации «Голубого зала», но эти работы так и не были проведены. К сожалению к фотофиксации интерьеров того времени сейчас доступа нет, но по словам автора «внутренний осмотр дворца интереса не представлял».
Последним владельцем Ропшинского дворца была Ломоносовская птицефабрика, в нем планировалось устроить санаторий. Начались реставрационные работы, которые прервал пожар 1990 года, превративший дворец в руины. В январе 2015 года колонны портика дворца обрушились.
Представленная работа показывает, что Ропшинский дворец, замечательный памятник усадебной архитектуры XVIII – XIX века, имел настолько устойчивую планировку, что почти не подвергался изменениям. Не будучи официальной резиденцией, Ропша оставалась до самой революции загородной усадьбой императорской фамилии, используемой для временного пребывания в дни маневров войск гвардии и Петербургского гарнизона, или охот.
Хозяева заботились не только о поддержании архитектуры дворца, но и ландшафтах большого парка усадьбы, несмотря на двухвековую историю его строительства и перестроек. В конце XIX - начале XX века, жилые покои не расширяли, но, в основном поддерживали, и, главное, вносили технические новшества: электрические звонки, вентиляционные установки, новейшие для своего времени осветительные приборы. Следили за водоснабжением, устраивая ванные и другие детали гигиены и комфорта. С переходом от царствования к царствованию, с изменением исторических стилей, изменялась отделка помещений и их убранство, которое обогащалось, когда в Ропше принимали высоких гостей или она служила приютом царственных молодоженов.
К сожалению, до нас не дошли знаковые примеры обстановки того времени, да и капитальные строения, во многом, сегодня утрачены. Тем не менее, исследованные «Архитектурные описи» и «Описи имущества имеющих художественное значение» Ропшинского дворца настолько подробно рассказывают о его убранстве, что дают возможность изучения истории пребывания в ней высоких хозяев и их гостей и о жизни обитателей.
Главная задача исследования состояла в том, чтобы на основании документов изучить своеобразие убранства интерьеров на каждом этапе их существования во второй половине XIX века. Проведенное исследование построено на основании изучения и анализа архивных источников. Главной проблемой работы являлось детальное изучение приемов оформления поддержания архитектурного комплекса и его интерьеров на протяжении его существования.
Во многом данная работа является чисто историческим исследованием, но она дает четкое представление об оформлении интерьеров того времени.
Интерьеры Ропшинского дворца второй половины XIX века имеют простую отделку. Потолки в жилых комнатах дворца и флигелей не имеют художественного оформления они отбелены или окрашены под дуб (малый гостиный флигель). Стены поклеены обоями или окрашены колером. Обстановка интерьеров типична скорее для усадебного дома чем для дворца. Предметы роскоши, ранее обогащавшие внутреннее пространство комнат постепенно вывозятся или же просто хранятся в кладовой. Список предметов находящихся в интерьерах дворца – не велик. Судить об этом можно по описи предметам, имеющим преимущественно художественное значение 1886 года. В нашей работе удалось определить их местоположение в интерьерах дворца.
На руинах дворца местами сохранились участки с отделкой стен, которые могут послужить образцом для воссоздания отдельных интерьеров. В одном из флигелей сохранился фрагмент мозаичного пола. В архивных делах конца XIX начала XX века есть детальное описание фасадов Ропшинского дворца. Все это делает возможным воссоздание Архитектурного памятника на период перехода из XIX века в двадцатое столетие.
Исследованный материал, является важным свидетельством бытования загородной усадьбы на протяжении XIX века. Он показывает эволюцию художественных взглядов общества. Может быть они не так ярко проявились как в главных резиденциях, однако, характер оформления интерьеров этой загородной резиденции является важным и ценным свидетельством нашей истории.