Введение 3
1. Внешняя политика и ее подходы к освещению 6
1.1. Информационные агентства в системе СМИ 6
1.2. Внешняя политика и ее освещение в СМИ 13
2. Изучение подходов освещения внешней политики на примере информагентства
«Россия сегодня» 23
2.1. Информационное агентство «Россия Сегодня»: общая характеристика 23
2.2. Особенности освещения внешней политики в информационном агентстве
«Россия Сегодня» 32
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Актуальность исследования освещения внешней политики в средствах массовой информации связано с политической деятельностью страны, реализацией ее позиции на международной арене, раскрытием факторов построения взаимоотношений с другими государствами, определением ее роли в деятельности мирового сообщества. Журналистика напрямую связана с внешнеполитическими процессами страны, и поэтому она нацелена на отражение сущности международных отношений. СМИ показывают механизмы работы внешней политики страны, освещают ее и отражают различные системы взглядов, посредством которых происходит восприятие информации. Развитие информационно-коммуникационных технологий XXI века, интернета и социальных сетей привело к созданию электронных информационных агентств с постоянно формируемым и обновляемым потоком информации.
Россия всегда с особым трепетом относилась к механизмам формирования и презентации своей внешней политики, и поэтому данный вектор выступает важной проблемой современности. Это связано с естественно-географическим положением, ее роли в экспорте нефти и газа, природных ресурсов, изменениями политико-экономического порядка и их отражением на политике других стран. Поэтому учёт этих факторов оказывает влияние на аспекты освещения направлений внешней политики страны информационными агентствами.
Процесс освещения направлений внешней политики страны зависит от выбора подходов и методов информационных агентств к их презентации. Посредством определения подходов информационных агентств формируется образ и имидж страны, политический диалог и политическая коммуникация с международным сообществом, обществом и собственным народом.
Кроме того, в обновлённых условиях современности возрос интерес исследователей к подходам информационных агентств, их используемым методам, способов категоризации политического языка воздействия, применение возможностей и потенциала влияния этих подходов на реализацию политического дискурса с миром.
Значимость выбора подходов информационными агентствами к освещению внешней политики определяется особенностями когнитивного моделирования сообщения, техникой убеждения, особенностями действия механизма языкового построения.
Проблема исследования обусловлена недостаточной изученностью подходов к освещению направлений внешней политики России информационным агентством «Россия сегодня», выстраивающим модель политической коммуникации с миром.
В связи с этим возникает противоречие между выбором подходов и процессами освещения информационным агентством внешней политики страны, между качеством и достоверностью информации, между постоянным обновлением внешнеполитической повестки страны и процессом освещения внешней политики международным информационным агентством.
Объект исследования - международное информационное агентство «Россия Сегодня».
Предмет исследования - подходы к освещению внешней политики международным информационным агентством.
Целью исследования является выявление подходов к освещению внешней политики России международным информационным агентством «Россия Сегодня».
Для достижения поставленной цели исследования предлагается последовательное решение в рамках выпускной квалификационной работы следующих задач исследования:
- дать определение понятию «информационное агентство»;
- раскрыть понятие «внешняя политика»;
- охарактеризовать подходы к освещению внешней политики России в информационных агентствах;
- охарактеризовать направления деятельности информационного МИА «Россия Сегодня»;
- проанализировать подходы к освещению внешней политики в международном информационном агентстве «Россия Сегодня».
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы исследования: историографический, логико-формальный, компаративный, обобщающий; анализ и синтез.
Методологическая база исследования представлена принципами объективности, научности и историзма, позволяющими рассматривать исследуемый конкретно-исторический процесс с учётом причинно-следственных связей, порождавших проблемы освещения внешней политики России.
Теоретико-методологическая базой исследования послужили учебные пособия по теории и практике журналистики, а также научные статьи таких авторов, как: Д.Е. Григорова, А.А. Данилова, Г.И. Ефремов, В.И. Жукова, Я.Н. Засурский, М.Н. Ким, Б.И. Краснова, В.В. Мельников, Н.Г. Осипова, Е.П. Прохоров, Е.Ю. Сергеев, М.А. Смирнов, В.П. Терин, Д.М. Шустеров, Е.И. Юрченко,
Эмпирическая основа исследования: сайт МИА «Россия Сегодня».
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование подходов к освещению внешней политики в информационном агентстве «Россия Сегодня».
В первом параграфе первой главы было дано определение понятию «информационное агентство», составленное из формулировки «Закона о средствах массовой информации», и типологических признаков, выявленных исследователем Юрченко Е.И. Также были рассмотрены типологические характеристики информационного агентства, понятия «внешняя политика» и «подходы к освещению».
Во втором параграфе первой главы были охарактеризованы общие аспекты внешней политики место России в мире на основе мнения нескольких ведущих политологов и исследователей внешней политики в мире и в России, определили перспективы и недостатки внешней политики России.
В первой главе был сделан вывод о том, что роль информационных агентств в освещении внешней политики занимает «ведущее место в медиа системе» благодаря оперативному созданию информации, специализированной направленности на группы реципиентов.
Платформа деятельности информационного агентства в освещении внешней политики России связана с презентацией ключевых достижений и недостатков внешней политики не только для их конкретизации, но и пояснения основных положений, позиций страны и предлагаемых решений и рекомендаций для международных сообществ.
Информационные агентства используют свои подходы, приёмы и ресурсы для создания контента ключевых направлений и событий внешней политики страны, делая ее ведущей фигурой международной арены. Понятия «внешняя политика» и «информационное агентство» взаимосвязаны благодаря общей концепции освещения политических событий разного ранга для их презентации на любом уровне прессы.
В первой половине второй главы мы исследовали международное информационное агентство «Россия Сегодня» на соответствие определению информационного агентства и выявили характеристики по типологическим критериям.
Во втором параграфе второй главы на основе типологических особенностей МИА «Россия Сегодня» была определена его логическая стратегия.
В этом же параграфе мы исследовали сайт https://россиясегодня.рф и По его итогам мы выявили подходы к освещению внешней политики России. Были приведены примеры к каждому из подходов, взятые с сайта https://россиясегодня.рф.
Также, помимо выявленных подходов, были описаны дополнительные подходы проекта «Россия Сегодня».
В процессе анализа теоретического и эмпирического материала мы выполнили цель исследования: выявили подходы к освещению внешней политики России, используемые МИА «Россия Сегодня».
Нами выявлено 7 подходов к освещению внешней политики: баланс, непредвзятость, презумпция невиновности, «закон first», миф и фейк новость, нацеленность на иностранное государство.
Подводя итоги исследованию, можно сделать вывод о том, что МИА «Россия Сегодня» придерживается своих подходов к освещению внешней политики России, что явно презентуется на его сайте, и на различных медиаплощадках ria.ru, sputnik, tass, inosmi.
1. Бателаан П. Межкультурное образование - больше, чем долг. // Права человека и культура мира / ред. Э. Клевена. - М.: Аиро, 2019. - 68 с.
2. Балытников В. Четвёртая власть: правовое регулирование . // ОНС. - 2019. - №6. - С. 2-8.
3. Бодалев А.К. Общение и диалог в практике лидерства. - М.: Проспект, 2020. - 85 с.
4. Большаков С.В. Избирательные информационные правоотношения. // Право и власть. - 2016. - №2. - С. 11-54.
5. Главный рейтинг постов Рунета. [Электронный ресурс] URL: https://www.t30p.ru/Smi.aspx (18.06.2020.).
6. Григорова Д.Е. Факторы выбора медийной информации (на материале реалити-шоу). // Медиаобразование. /// Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. - 2019. - № 3. - С. 32-56.
7. Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля. // Массовая культура: Современные западные исследования. - М.: АСТ, 2019. - 68с.
8. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. - М.: Добросвет, КДУ, 2018. - 234 с.
9. Дизайн-центр «Россия сегодня» везёт в Россию три награды. [Электронный ресурс] URL: РИА Новости (22.06.2020.).
10. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. - Рим: 04.11.1950. (11.05.1994.). ETS N 005.
11. Ефремов Г.И., В.В. Мельников. Влияние СМИ на тревожность населения. - М.: АСТ, 2018. - 85 с.
12. Интервью Стрелкова на «России сегодня» подверглось двойной цензуре. «Дважды урезанное» интервью Стрелкова: ни слова об ФСБ. [Электронный ресурс] URL: BBC News Русская служба. republic.ru. (22.06.2020.).
13. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений. / ред. Г.Ф. Вороненковой. - М.: Логос, 2016. - 57 с.
14. Ким М.Н. Новостная журналистика. - СПб.: Михайлов, 2020. - 215 с.
15. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Михайлов, 2017. - 209 с.
16. Князев А. Основы журналистики и телерепортажа. - Бишкек: КРСУ, 2018. - 254 с.
... Всего источников – 43.