Введение 3
1. Специализированные интернет-СМИ: теоретические основы
исследования 5
1.1. Типологические особенности Интернет-
СМИ 5
1.2. Специфика специализированных СМИ 15
2. Анализ специализированного интернет-СМИ об образовании «Мел» 24
2.1. Специализированное интернет-СМИ «Мел»: общая характеристика 24
2.2. Анализ жанровых и тематических особенностей «Мела» 28
Заключения 50
Список использованных источников и литературы 52
Актуальность исследования
Интернет-СМИ появились позже всех каналов массовой информации, но на сегодняшний день по популярности они занимают первое место. В современном мире почти все СМИ имеют эквивалентные копии в интернете, что обеспечивает читателям более удобное и оперативное получение информации. Безусловно, рост предложения зависит от роста спроса, и, учитывая всепоглощающую популярность сети Интернет, спрос на сетевые СМИ очень высок. Поэтому издания стремятся перейти в онлайн, сделав свои ресурсы конвергентными.
Как и вне Интерната по типу издания СМИ делятся на общие и специализированные. В своей работе мы будем говорить о специализированных интернет-СМИ, которые стремительно развиваются и завоёвывают интерес современной аудитории. Возникает вопрос, почему этот феномен стал так популярен и в чем его особенность? Данная дипломная работа посвящена специализированному интернет-СМИ «Мел», а также его жанровым и тематическим особенностям.
На данный момент, на современном медиарынке огромное количество специализированных СМИ, которые освещают множество разных тем: спорт, автомобили, культура, наука и многое другое. Но образовательных ресурсов в российской сети практически нет. Поэтому «Мел» является исключительным в своём роде и вызывает отклик у аудитории.
Объектом нашего исследования является специализированное онлайн- СМИ «Мел».
Предметом исследования стали жанровые и тематические особенности специализированного интернет-СМИ «Мел».
Цель исследования - выявить жанровые и тематические особенности специализированного интернет-СМИ «Мел».
Чтобы достичь поставленной цели, мы наметили следующие задачи:
- рассмотреть типологические особенности Интернет-СМИ;
- определить специфику специализированных СМИ;
- дать характеристику специализированному интернет-СМИ «Мел»;
- выявить жанровые и тематические особенности специализированного интернет-СМИ «Мел».
Методы исследования. Для выполнения поставленных задач, в ходе нашего исследования будут применены следующие методы: анализ, синтез, классификация, аналогия, сравнение и наблюдение.
Теоретико-методологической базой настоящего исследования послужили научно-исследовательские издания разных лет, доклады, статьи, словари. Основными источниками материала стали книги: Градюшко А.А. «Сетевая пресса в системе СМИ», Распопова С. С «Основы журналисткой деятельности», Качкаева А. Г. «Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные», Лукина М.М. «Интернет СМИ: Теория и Практика», Акопов А.И. «Типологические признаки сетевых изданий».
Эмпирической базой исследования являются жанровые и тематические особенности специализированного онлайн-СМИ «Мел».
Основное содержание
Структура исследования включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Появление Интернета повлекло за собой множество различных изменений. Они коснулись и журналистики, которая, перейдя в Сеть, столкнулась с новыми методами создания информационного продукта. Эти методы настолько уникальны, что сегодня интернет-журналистика по популярности занимает первое место среди прочих типов СМИ (телевидения, радио и печатаных изданий).
Для того чтобы убедиться в достоверности вышеизложенного мнения, мы провели исследование, в ходе которого была собрана и систематизирована теоретическая база об интернет-СМИ, их жанрах, видах и особенностях. Нам также удалось обосновать популярность сетевой журналистики среди прочих СМК. Сегодня современный читатель приходит в Интернет за оперативной, достоверной и разносторонней информацией. Ему также важны обратная связь, наличие мультимедийности, интерактивности и гипертекстуальности, которые способствуют свободному и удобному перемещению в Сети.
Данные исследования показали, что «Мел» остаётся верен концепции своего издания и удовлетворяет запросы целевой аудитории, а именно освещает актуальные темы, а также обеспечивает им развлекательный контент и обратную связь с редакцией. Тематика издания не меняется и соответствует заданной миссии — писать об образовании доступно и оперативно.
Изучив систему СМИ, нам удалось узнать, что издания делятся на массовые и специализированные. Последние, в свою очередь, обладают рядом признаков и особенностей, которые мы смогли разобрать на примере интернет- СМИ «Мел» в период с 1 по 31 мая 2020 года. Среди них частое смешение различных жанров, высокий конвергентный и мультимедийный уровень организации сайта, преимущественно интерактивная журналистика и большое количество подборок и рекомендаций, обеспечивающих досуг читателей. Немаловажным фактом является освещение тем, о которых не принято говорить в нашем обществе (ВИЧ, домашнее насилие, травля, половое воспитание, харассмент).
Из анализа жанровых и тематических особенностей «Мела» стало понятно, какие жанры и темы занимают лидирующие позиции. Больше всего материалов посвящено теме образования, а именно дошкольному, школьному и вузовскому образованию (270 текстов из 493). Первенство среди жанров в данном СМИ заняла новость (37% от всего количества материалов за май). Эти данные наводят на мысль, что данный ресурс оперативно реагирует на изменения в сфере образования и своевременно сообщает о них на своей странице.
Несмотря на то, что «Мел» является специализированным СМИ, оно на протяжении своего недолгого существования сохраняет лидирующие позиции и имеет широкий охват аудитории в конкурентном медиапространстве. Это подтверждают данные, приведенные в нашей работе.
Отбор информации из образовательной среды нельзя отнести к простой работе, создание контента на эту тему требует особых усилий. Ведь сегодня об образовании и подрастающем поколении говорится крайне мало, в основном, все материалы посвящены общественно-политической сфере. Но «Мел» встал на этот нелегкий путь и справляется со своей задачей на «отлично».
Нормативные правовые акты
1. ЗАКОН РФ от 27.12.91 N 2124-I (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 14.07.2013) "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ".
Учебники, монографии, диссертации, статьи
1. Акопов, А.И. Типологические признаки сетевых изданий //
Филологический вестник РГУ. 2000. - 1. - С.42-44.
2. Амкуаб, Г. А. СМИ и постмодернистская ментальная модель современной культуры // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2014. - № 6. - с. 21-35.
3. Артюхин, В. В. Информационное общество и общество знаний - реальность, формации или концепции // Прикладная информатика. 2007. №6.
4. Баранова, Е.А. Конвергенция СМИ глазами российских журналистов- практиков // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010.
5. Богданова, А. А. Интернет-СМИ: выявление проблемных ситуаций на пути к медиаобразованности молодежи / А. А. Богданова, Л. И. Петрова // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. - Минск : БГТУ, 2017.
6. Глазкова С. Н. Журналистский текст глазами молодого читателя. - Члб. : Челябинский гос. университет. - 2019.
7. Грабельников А.А. Интернет как инструмент развития гражданского общества//Журналистика в 2000 году. Реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. 4.9. М., 2001.
8. Градюшко, А.А. Сетевая пресса в системе СМИ: учеб.-метод. Комплекс // А. А. Градюшко. - Минск: ЗАО «Совр. зн.», 2005. - 144 с.
9. Дзялошинский, И. М. Современные периодические издания: медиаматрицы как основа концепции // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2011. — № 5. — С. 22-36.
10. Жебит, М.Э. Типология интернет-СМИ: подходы и перспективы // Вестник МГУП. 2011.
11. Жукова, Д.А. Современная детская журналистика как фактор формирования индивидуального и группового сознания детей: проблемы и перспективы развития. / Журнал "Вестник Краснодарского университета МВД России", выпуск № 4 (14) / 2011.
12. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.
13. Качкаева, А. Г. //Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные /: Аспект-Пресс, 2010.
14. Клименко М. С. Жанрово-стилистические особенности
узконаправленных изданий. - 2015.
й11рз://]ригпа1з.зизи.ги/1сс/аг11с1е/у1е^Рг1е/108290
15. Колесниченко, А. В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2018. — № 1. — С. 26-42.
... Всего источников – 37.