Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности по профилактике профессионального выгорания педагогов (Психология управления и организации профессиональной деятельности, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина)

Работа №121747

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы43
Год сдачи2022
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской (г. Магадан).
Выборка: 35 человек (от 30 до 65 лет).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ развития синдрома профессионального выгорания 5
1.1 Сущность синдрома эмоционального выгорания 5
1.2 Синдром профессионального выгорания педагогов 11
1.3 Обоснование необходимости разработки программы тренинга для педагогов 13
2 Оценка профессионального выгорания педагогов МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана. 15
2.1 Цели, задачи, объект и методы исследования, методы обработки данных 15
2.2 Проведение эксперимента, его результаты и создание тренинга 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Проблема эмоционального выгорания с каждым днем становится все более актуальной. Для эффективной работы любого предприятия необходимо изучение данного феномена, чтобы суметь его предупредить или исправить последствия. Однако можно выделить ряд противоречий между востребованностью у руководства компетентной деятельности сотрудников и недостаточным контролем за эмоционально – психологическим состоянием работников, а также необходимостью профилактики эмоционального выгорания. Именно это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Синдром эмоционального выгорания широко исследуется в работах зарубежных психологов. В отечественной психологии данной проблеме практически не уделялось внимание. Как правило, данный феномен рассматривается в работах отечественных психологов в контексте более широкой проблематики. При этом все исследователи едины во мнении, что синдром эмоционального выгорания приводит к негативным последствиям, среди которых можно выделить снижение эффективности профессиональной деятельности, ухудшение психического и физического здоровья педагогов, нарушение взаимоотношений, как личных, так и профессиональных и пр.
Цель исследования – организация деятельности по профилактике профессионального выгорания педагогов МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана.
Задачи исследования:
 изучение теоретических основ феномена эмоционального выгорания и профилактики данного состояния у персонала организации;
 сбор необходимой для выполнения исследования данных с привлечением первичных и вторичных источников и использование соответственных методов;
 проведение эмоционального анализа состояния объекта исследования с использованием соответствующих методов обработки информации, выявление тенденций изменения экономических показателей и проблем, требующих решения или совершенствования;
 рекомендации по совершенствованию процесса управления эмоциональным выгоранием.
Предмет исследования – управление профилактикой профессионального выгорания педагогов.
Объект исследования – синдром профессионального выгорания у педагогов МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана.
Методами исследования являются анализ, обобщение литературы, также был использован опросник выгорания Маслач.
Результатом данной работы является апробированный социально психологический тренинг, который может быть использован в практической деятельности психологов, работающих в образовательных учреждениях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках теоретической части нами были рассмотрены подходы к изучению социально-психологического тренинга, определены его функции и структура. Анализ характера профессионального выгорания педагогов показал, что в большей степени оно обусловлено профессиональной средой, то есть качеством взаимоотношений с субъектами профессиональной деятельности. Кроме этого, приводится теоретическое обоснование разработанной программы.
Целью данного исследования являлась оценка эффективности разработанной программы тренинга в качестве способа коррекции профессионального выгорания педагогов.
Было установлено, что деперсонализация вносит наибольший вклад в общий показатель профессионального выгорания педагогов, что обусловлено спецификой данной профессии, а именно постоянный взаимодействием с различным контингентом. Были выявлены значимые взаимосвязи профессионального выгорания с эмпатией, агрессией и стратегией поведения в конфликте. Так, высокому уровню выгорания соответствует снижение эмпатии, усиление негативизма, общего отрицательного отношения к людям и взаимодействию с ними, предпочтительность конфронтирующего поведения в конфликте. На основе полученных результатов был разработан тренинг, эффективность которого в преодолении профессионального выгорания подтвердилась. Таким образом, как основная, так и частные гипотезы подтверждаются.
Результатом работы стала программа социально-психологического тренинга, направленного на преодоление профессионального выгорания педагогов. Данная разработка может быть использована в практической деятельности психолога, работающего в МАОУ Лицей № 1 им. Н.К. Крупской г. Магадана. Дальнейшая работа может проводиться в рамках расширения и усовершенствования разработанной программы.



1. Бобченко Т.Г. Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г. Бобченко. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. – 128 с.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. – СПб., 1999. – 105 с.
3. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
4. Водопьянова Н. Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов [Текст] / Н. Е. Водопьянова. – М.: Изд-во Юрайт, 2020. – 283 с.
5. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] // Психология здоровья – 2015. – №9. –С. 43-46.
6. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2018. – 358 с.
7. Волкова О.Ю. К проблеме актуальности изучения особенностей эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений на различных стадиях профессионализации [Текст] / О.Ю. Волкова, И.Г. Маракушина // Вестник ТОГИРРО. – 2013. – №2. – С. 428-429.
8. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала Текст] : учеб. пособие / под ред. В.И. Герчиковой. – М.: ГУ-ВШЭ, 2019. – 254 с.
9. Кардашина С.В. Психометрические характеристики русскоязычной версии Опросника К. Томаса - Р. Килманна [Текст] / С.В. Кардашина, Н.В. Шаньгина // Педагогическое образование в России. – 2016. – №11. – С. 216-228.
10. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996. – 400 с.
11. Костин Е. Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е.Ю. Костин // Педагогика и психология образования. – 2013. – №2. – С. 40-44.
12. Кузнецов С.А. Недостатки системы мотивации в России как следствие несовершенной системы управления персоналом [Текст] // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 46-40
13. Майстренко В.И. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей учителей [Текст] / В.И. Майстренко // Психологическая наука и образование. 2010. – №1. – С.21- 29.
14. Макаров Ю.В. Психологический тренинг как технология [Текст] / Ю.В. Макаров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2013.– №5. – С. 61-66.
15. Макаров Ю.В. Социально-психологический тренинг как социогуманитарная коммуникативная технология [Текст] / Ю.В. Макаров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. –№145. – С. 81-89.
16. Макаров Ю.В. Технологический подход к психологическому тренингу [Текст] / Ю.В. Макаров // Известия ИГУ. Серия «Психология». – 2017. – Т. 19. – С.48-58.
17. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: монография [Текст] / С.И. Макшанов. – СПб.: «Образование», 1997. – 238 с.
18. Мокаева М.А. Психологическое здоровье педагога как условие его эффективной деятельности [Текст] / М.А. Мокаева // Педагогическое образование в России. – 2010. – №3. – С. 37-41.
19. Неги А.П. Профилактика синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации с использованием когнитивного, телесно-ориентированного и экзистенциально-аналитического подходов [Текст] / А.П. Неги. - М.: Издательские решения, 2020. - 311 c.
20. Объедкова Л.В. Особенности формирования мотивационных установок у сотрудников компании: современные аспекты [Текст] / Л.В. Объедкова, О.Ю. Ахременко // Сборник научных трудов. – Выпуск 2. Том 35. – Одесса: Куприенко, 2017. – С. 15-20.
21. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В.Е. Орел. – М.: Изд-во ИП РАН, 2005. – 330 с.
22. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №1.– С. 34-42.
23. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. Введение в практическую социальную психологию [Текст] / Л.А. Петровская, Ю.М. Жукова, О.В. Соловьёва. – М.: Смысл, 1996.– 373 с.
24. Позолотина Е.В. Методическое сопровождение совершенствования коммуникативной компетентности педагога ДОУ [Текст] / Е.В. Позолотина // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 10. – С. 61-67.
25. Ричи Ш. Управление мотивацией [Текст] / Пер. с англ. Климова Е.– М.: Юнити–Дана, 2018. – 393 с.
26. Сотников С.А. Управление персоналом организации [Текст] / С.А. Сотников. - М.: КноРус, 2017. - 512 c.
27. Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом [Текст] / Э. Е. Старобинский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2015. – 384 с.
28. Сюртукова Е.Ю. Особенности детерминации психического выгорания в педагогических профессиях [Текст] / Е.Ю. Сюртукова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2013. – №4. – С. 56-59.
29. Тебекин А.В. Управление персоналом: Учебник [Текст] / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2019. - 624 c.
30. Уфельманн В.Д. Мотивация в российских условиях: теория и практика. История одного консалтингового проекта [Текст] // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 16. – № 12. – с. 1913-1922
31. Федорова Н.В. Управление персоналом : учеб. пособие [Текст] / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. – М.: КноРус, 2017. – 432 c.
32. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетиский, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2002. – 490 с.
33. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – C. 57-64.
34. Чутко Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты [Текст] / Л.С. Чутко, Н.В. Козина. – М.: МЕДпреcсинформ, 2014.– 256 с.
35. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. [Текст] / С.А. Шапиро. – М.: Гросс Медиа, 2018. – 224 с.
36. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов [Текст] / Л.Н. Шепелева. – СПб.: Питер, 2011. – 120 с.
37. Шумакова И.А. Подготовка инновационно мотивированных кадров в условиях развития экономики региона [Текст] / И.А. Шумакова // Научные ведомости БелГУ. – 2019. – № 144. – С. 46-51.
38. Яркина Т.Н., Маркова Н.А. К вопросу о профессионально значимых качествах и свойствах педагога дошкольного образования в условиях стандартизации профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Т.Н. Яркина, Н.А. Маркова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2016. – №3 (13). – С. 54-61.
Maslach C. The Maslach Burnout Inventory [Text] / Maslach S.E. Jackson. – Palo Alto, CA.: Consulting Psychologists Press, 1986. – P. 191-218.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ