Введение 3
1. Концепция радиостанции: теоретические основы исследования 6
1.1 Понятие «концепция СМИ» 6
1.2 Типология радиостанций 11
2. Особенности концепции радиостанции «Радио 1» 24
2.1 Общая характеристика радиостанции «Радио 1» 24
2.2 Анализ концепции вещания «Радио 1» 28
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 47
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего тем, что концепция региональных радио часто подвергается изменениям, так как в структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Из всех видов СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией. Радио - наиболее близкое к потребителю СМИ, которое сопровождает его в течение всего дня и является источником информации, собеседником и эмоциональным фоном. Оно менее формализовано и более интерактивно, и гораздо в большей степени способно откликаться на потребности конкретных людей, а не масс. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями, именно поэтому радиостанциям так важно регулярно вводить в концепцию актуальные новшества.
Объектом данного исследования стала региональная радиостанция «Радио 1».
Предмет исследования - особенности концепции регионального радио на примере «Радио 1».
Цель работы: анализ особенностей концепции региональной радиостанции «Радио 1».
Для достижения этой цели предстоит решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие «концепция СМИ» и охарактеризовать элементы концепции.
- Проанализировать типологию радиостанций.
- Дать характеристику радиостанции «Радио 1».
- Проанализировать концепцию вещания «Радио 1».
Для выполнения поставленных задач, в ходе исследования были применены следующие теоретические методы исследования: анализ, синтез, классификация, - а также эмпирические: сравнение, наблюдение и интервью.
Теоретико-методологической базой настоящего исследования послужили научные публикации И.М. Дзялошинского, М.И. Дзялошинской, А.В. Шарикова, В.А. Шатецкой, М.В. Ареевой, Е.О. Арбатской.
Эмпирической базой исследования являются программы радиостанции «Радио 1» за 2020 год.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В новых экономических, социальных и технологических условиях для радиостанций важно точно определить их место в системе СМИ, свою нишу в типологии. Правильное определение типологических характеристик помогает радио действовать наиболее успешно, так как в этом случае медиаактивность строится с учетом общественных интересов, географического, информационного, экономического, социального пространства, особенностей отношений с общественными системами и слушателями.
В данной работе были рассмотрены концепции регионального радио Подмосковья.
В ходе исследования были проанализированы радиоэфиры радиостанции «Радио 1» за 2020 год. Выявлены типологические характеристики и особенности концепции радио.
«Радио 1» - первая радиостанция Московского региона. Вещает в 14 городах Московской области. Ведется также вещание на частоте 66,44 УКВ в сегменте «Радио России». Особенность концепции развития «Радио 1» заключается в том, что станция предлагает аудитории информационный продукт сразу о нескольких разных радиостанциях. У каждой из них свой формат, настроение и слушатели. Всего «Радио 1» насчитывает 20 постоянных радиопрограмм. Данная радиостанция относится к информационной. Основной освещаемый контент - общественно-политические и новостные программы, а также новости малого бизнеса Подмосковья. «Радио 1» является качественной радиостанцией (характерен аналитический подход к событиям, оценки взвешены, приводимые факты надежны и аргументированы). Вещает 24 часа в сутки.
Основная аудитория радиостанции - лица, старше тридцати, в основном мужчины, имеющие высшее образование, заинтересованные в малом бизнесе и политике.
Освещение событий региона, поддержка и развитие малого бизнеса, а также привлечение людей к национальному достоянию (музеи), природе (заповедники, частные зоофермы, ботанические сады) и культуре.
Среди основных тем радиоэфира - новости Подмосковья (информация о происходящих вокруг событиях, а также о действиях власти, такой как Президент, губернатор Московской области и т.д.), развитие малого бизнеса (мастер-классы, интервью со специалистами, тема с приобретением недвижимости и т.п.), туризм в Подмосковье (программа «Точка на карте»), благоустройство региона.
Нормативно-правовые акты
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) О средствах массовой
информации - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/ (Дата обращения 01.05.2020)
Учебники, монографии, диссертации, статьи
2. Арбатская Е. О. Концепции современных СМИ // конспекты лекций для студентов направления Журналистика / Арбатская Е. О. — Издательство Тюменского государственного университета, 2012. — 29 с.
3. Ареева М. В. Материалы VIII международной электронной конференции. Студенческий научный форум // секция Мировая политика и международные отношения к вопросу о правовой основе информационной политики ФРГ // legal basis of germany's information policy. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovoy-osnove-informatsionnoy- politiki-frg (Дата обращения 13.05.2020)
4. Барабаш Д. С., Болотова Л.Д., Гаспарян В.В. и др. (коллектив авторов) Радиожурналистика / Барабаш Д.С. — Издательство Московского университета 2000 г. — 267 с.
5. Васянин С. В. Развернутая программная концепция радиовещания Радио
Экспресс. // Tv-express.ru - URL: http://tv-
express.ru/js/uploaded/files/radio_ex.pdf (Дата обращения 9.05.2020)
6. Дзялошинский И. М., Дзялошинская М. И. Концепция современного периодического издания: учебно-методическое пособие // Дзялошинский И.М. - М.: МедиаМир, 2012. - 344 с.
7. Журавлева А.А. Система форматов отечественного радиорынка и траектория развития FM-вещания (на примере челябинских радиостанций) // Челябинский государственный университет - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-formatov-otechestvennogo-radiorynka-i- traektoriya-razvitiya-fm-veschaniya-na-primere-chelyabinskih- radiostantsiy/viewer (Дата обращения 17.06.2020)
8. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные // Качкаева А.Г. 2010. - 200 с.
9. Качкаева А.Г., Шомова С.А., Мирошниченко А.А. и др. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов // М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017 — 413 с.
10. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / Корконосенко С. Г. - М.: Аспект Пресс, 2004.— 287 с.
11. Корнилов Е.А., Корнилова, Е.Е. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий: монография / Корнилов Е. А., Корнилова Е. Е. - Москва. Флинта: Наука, 2013. - 253 с.
12. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. Вавилова М. — М.; Жуковский: КАНОН-пресс- Ц, Кучково поле, 2003. — 464 с.
13. Мишина М. Радио 1 усиливает присутствие в информационном
пространстве Московской области // Onair.ru, статья от 30.05.20 - URL: http://onair.ru/main/enews/view_msg/NMID 77317/ (Дата обращения
30.05.2020)
14. Ставиская Р.М., Страдомский С.Ф, Никитина Т.И. Радиовещание в России в 2012 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. // Net.knigi.- x.ru - URL: http://net.knigi-x.ru/24pedagogika/769598-2-radioveschanie-rossii- 2012-godu-sostoyanie-tendencii-perspektivi-razvitiya-otraslevoy-doklad-moskva- udk-65419147.php (Дата обращения 10.04.2020)
15. Черных А. Мир современных медиа. // Черных А. — М.: Издательский дом Территория будущего, 2007. —312 с.
... Всего источников – 41