ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОП-АРТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА 6
1.1 Сущность и история поп-арта 6
1.2 Поп-арт и общество потребления 11
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ И ПОП-АРТА 16
2.1 Уникальность взаимосвязи рекламы и поп-арта 16
2.2 Поп-арт в американской рекламе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
Сегодня большую роль в жизни общества играет реклама. Человек постоянно окружен рекламными сообщениями, где бы он ни находился. Развитие производства, торговли, масс-медиа привело к тому, что уже к середине 20 века в западном мире формируются массовое общество и общество потребления. В таких условиях возникает новое направление в искусстве, которое отражает в себе эти культурные явления - поп-арт.
Поп-арт брал идеи из окружающего мира. Этот художественный стиль стал непохожим ни на один другой, так как никогда до этого общество не менялось с такой скоростью, как в XX веке. Пожалуй самый неоднозначный из всех ранее существовавших стилей, поп-арт вобрал в себя дух свободы шестидесятых и капиталистическую идею материального блага, как центра мироздания.
Так как в XXI веке общество потребления продолжает развиваться, то поп-арт, становится классикой. В связи с ускоренными темпами роста конкуренции, рекламные сообщения постоянно изменяются и совершенствуются. Тем не менее, истории создания крупнейших мировых брендов уходят корнями в то время, когда поп-арт еще только появлялся. Поэтому, в современной рекламе также присутствует эстетика поп-арта.
Таким образом поп-арт становится культурным феноменом, который живет до сих пор.
Актуальность темы исследования. Взаимосвязь рекламы и поп-арта очень показательна. Она показывает, что не только искусство может влиять на рекламу, но и реклама может влиять на искусство. Тема данной работы актуальна, поскольку позволяет понять, как искусство взаимодействует с миром потребления и масс, и почему именно реклама обеспечила эти отношения. Более того, в современном мире, где произведения поп-арта уже не производят шокирующего эффекта, этот стиль становится классикой, а это может означать, что, понимая поп-арт, можно понять саму суть современного общества. Таким образом, поп-арт объединяет традиции искусства и коммерции. Ни одно другое направление в искусстве не уделяло столько внимания миру потребления, брендам и их взаимоотношениям с людьми.
Поп-арт - это не просто искусство. Это успешное бизнес-искусство, которое навсегда оставило свой след в современной культуре. Кроме того, понимание связи между поп-артом и рекламой позволит лучше понять, как развивалась сама рекламная индустрия и общество в целом. Восхищаемся ли мы поп-артом или критикуем его, невозможно отрицать, что этот культурный феномен изменил саму парадигму существования искусства, дав импульс развитию массовых коммуникаций и новых направлений в искусстве. В поп-арте одновременно присутствует и протест против общества потребления, которое подчеркивает лишь постоянную потребность в новых приобретениях, и спокойная адаптация к изменившимся реалиям.
Объектом данного исследования является художественный стиль поп-арт.
Предметом исследования является связь между поп-артом и рекламой, влияние рекламы на поп-арт и поп-арта на рекламу.
Цель работы - проследить историю взаимоотношений поп-арта и рекламы, показать взаимосвязь между ними и выявить возможные причины ее возникновения.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
- изучить сущность и историю поп-арта;
- рассмотреть поп-арт и общество потребления;
- исследовать уникальность взаимосвязи рекламы и поп-арта;
- изучить поп-арт в американский рекламе.
В своей работе мы будем опираться на следующую гипотезу: в отличие от других стилей, появившихся в искусстве и повлиявших на рекламу, поп-арт стал художественным стилем, порожденным рекламой в связи с развитием «общества потребления» и «массового общества».
Для достижения цели работы и выполнения поставленных задач будут использованы такие методы, как: анализ, сравнение, оценка, рассмотрение предмета исследования в его историческом контексте, а также его критиков.
Теоретической базой данной работы будут современная и уже ставшая классикой литература по указанной тематике. Будут рассмотрены мнения известных авторов относительно поп-арта, его целей и связи с обществом потребления и рекламой. В качестве эмпирического материала были использованы произведения художников поп-арта, примеры из рекламы прошлого столетия и современные рекламные изображения, стилизованные «под поп-арт» или использующие его элементы.
Структура работы: Работа состоит введения из двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается то, как развивался поп-арт, какие факторы способствовали его появлению и какие особенности имеет данное направление в искусстве. Раскрывается культурный контекст, который способствовал развитию поп-арта, названы основные имена, связанные с художественным направлением.
Во второй главе объясняется уникальность взаимосвязи поп-арта и рекламы.
Подводя итог, можно сделать вывод, что поп-арт стал отражением своей эпохи. Развитие средств массовой информации, индустриализация, массовость – все это отразилось в работах поп-художников. Реклама, являясь неотъемлемой частью общества потребления, оказала огромное влияние на поп-арт, фактически сформировав его эстетику. Образы рекламы постоянно транслировались в картинах поп-арта.
Взаимосвязь поп-арта и рекламы уникальна. Принципы рекламного изображения никогда ранее не ложились в основу цветовых и композиционных решений ни одного из предшествующих поп-арту художественных стилей. На протяжении всей истории рекламной деятельности, она лишь использовала их элементы и стилистику, чтобы сделать свое сообщение более понятным, придать ему тот или иной оттенок и ассоциации. Поп-арт, в отличие от любых других художественных стилей, берет рекламное изображение за основу. Поэтому его произведения, в большинстве своем, или прямо стилизованы под рекламу или построены на ее принципах. Естественным является и обратный процесс, который происходит тогда, когда появляется реклама «под поп-арт».
Поп-арт стал своего рода классическим стилем в рекламе. Стилистика поп-арта, используемая в рекламных сообщениях может транслировать близость бренда к искусству, наличие истории бренда, уходящей в середину XX века и ранее, урбанистический характер бренда, современность и яркость. На сегодня, поп-арт является одним из самых популярных стилей в рекламе. Это направление в искусстве во многом повлияло на рекламу, дав ей целый ряд новых возможностей, для воплощения идей.
Таким образом, можно сделать вывод: гипотеза, на которую опиралось данное исследование верна – вследствие изменений, произошедших в мире к середине XX века, развития общества потребления и массового общества, поп-арт стал художественным стилем, который вобрал в себя стилистику рекламы и во многом стал ее порождением.
1. Блюм, М.А., Маркетинг рекламы [Текст] : уч. пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. – М. : ФОРУМ, 2009. – 144 с. – (Профессиональное образование).
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. / Пер. Самарская Е. - М.: Республика, 2006. - 272 с.
3. Борзова Е.П. «История мировой культуры». 2-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2002. Докторов Б., Мазлумянова Н. Рекламист в Америке – больше, чем рекламист // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. – 2006. - №2. – С.26-37.
4. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. СОЦИО-ЛОГОС. Вып. 1, Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991. С. 22
5. Витале, Дж. Идеи на миллион долларов от Брюса Бартона – основателя крупнейшего мирового рекламного агентства BBDO [Текст] / Дж. Витале; [пер. с англ. А.В. Гарбарук]. – М.: Эксмо, 2008. – 176 с. – («Академия рекламы»).
6. Докторов Б. Наука приходит в рекламное агентство // Теле-скоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. – 2007. - №6. – С. 38-49.
7. Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. – М. : ЦСП, 2008. – 628с.
8. Докторов Б., Мазлумянова Н. Рекламист в Америке – больше, чем рекламист // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. – 2006. - №2. – С.26-37.
9. Карьерро К. Потребление и поп-арт. Предъявление предмета и кризис объективации. / Пер. Балаховская Е., Смирнов Г., Макаров А. - М.: Искусство XXI века, 2010. - 315 с.
10. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.
11. Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта до концептуализма. 1960-1970-е. История живописи. XX в. - М.: Галарт, Олма-Пресс, 2009. - 176 с.
12. Огилви, Д. Огилви о рекламе [Текст] / Д. Огилви; [пер. с англ.]. – М.: Эксмо, 2007. – 232с. – (Академия рекламы).
13. Роман, К. Дэвид Огилви и современная реклама [Текст] / К. Роман. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.
14. Рыков А.В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»; Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960-1990-х годов. - СПб.: Алетейя, 2007. – 220 с.
15. Рындин А.Ю. Модели продвижения брендов на рынке b2b // Интеграл. – 2014. - № 2/3. – С.102-103.
16. Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты: история американской рекламы. – СПб.: Питер, 2001. – 582 с.
17. Тайгент, М. Всемирная история рекламы [Текст] / пер. с англ. / М. Тайгент. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2008. – 270 с.
18. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А до Б и наоборот) ./ Пер. Северская Г. - М.: Д.Аронов, 2008.- 224 с.
19. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа? [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и реклама / В.В. Ученова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 248с.
20. Alloway L. American Pop Art. New York: Macmillan Pub Co, 1974. 144 p.