Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕТСТВО: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Работа №121717

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Исторический подход к рассмотрению проблем детства 8
1.1 История детства Филиппа Арьеса 8
1.2 История детства Франсуазы Дольто 13
Глава II. Детство и ребенок в психоаналитической традиции 16
Глава III. Коммуникация в детском возрасте и особенности освоения способов коммуникации 20
Глава IV. Воспитательные методы интернатов – Школа имени Достоевского 26
4.1 ШКИДские рассказы и критика воспитательного процесса 26
4.2 Дисциплинарные методы в интернате 34
4.3 Литературное произведение «Республика ШКИД» и его экранизация 36
Глава V. Педагогический опыт Януша Корчака 42
5.1 Воспитание в семье 43
5.2 Опыт воспитания в интернате 47
Заключение 50
Список используемой литературы: 54


Период детства самый первый в жизни человека, каждый сталкивается с детством в самом начале жизни. Так же большинство людей сталкиваются в жизни с рождением и воспитанием своего ребенка. Таким образом феномен детства становится неминуемым для каждого, а многие с ним сталкиваются неоднократно. Сложно переоценить значение детства как для каждого человека в отдельности, так и для общества в целом. Именно в детстве закладываются многие представления будущего человека и гражданина – закладывается его характер. От того, какую роль ребенок играет в семье формируется отношение к детству, с которым связано множество социальных институтов и общественных организаций.
В наше время дети являются потребителями, согласно интересам детства, работают целые инфраструктуры и корпорации. Торговля, сфера развлечений, специализированные учреждения, сфера услуг – очень многое существует для того, чтобы сделать жизнь детей веселее и интереснее, а их родителей легче и приятнее. К тому же можно говорить о государственной политике в отношении детей и формирования через образовательные и прочие детские учреждения определенного формата людей. Таким образом, говоря о детстве можно рассмотреть довольно широкий круг связанных с этим феноменом тем, учитывая различные взаимосвязи и явления. Детство при этом является очень размытым понятием, оказывается сложным указать на то, где именно оказывается разрыв между детским и взрослым, какие процессы могут иметь отношение к детям, а какие не имеют для этого периода никакого значения и многие другие границы, которые указывают на действительное существование специфического периода в жизни человека и его особенности.
Детство можно рассматривать в очень разных аспектах и найти огромное количество вопросов и проблем, которые могли бы стать центральными в работе на эту тему, но крайне важно при этом иметь представление о самом феномене.
Детство неминуемо оказывается частью повседневной жизни человека, тем более частью жизни и развития общества, а потому крайне важным моментом в попытке очертить границы этого феномена становится образ детства, то представление, которое демонстрирует общество относительно «невзрослой» части населения. Выявление образа связано с рядом вопросов, которые необходимо рассмотреть в контексте данной темы.
Таким образом, целью данной работы является составление образа детства с опорой на различные направления науки и общественной деятельности, а также исследования и произведения, которые демонстрируют те устоявшиеся представления, которые составляют собой сам этот образ. Постепенное рассмотрение выбранных направлений и выявление тех аспектов, которые оказываются важными в достижении поставленной цели являются задачами, которые необходимо будет разрешить в процессе исследования. Более конкретно задачи можно сформулировать исходя из тех проблем, которые рассматриваются в каждой главе.
Работа представлена пятью главами. Основные главы рассматривают детство в историческом контексте, в психоаналитической традиции в срезе коммуникативных особенностей этого периода, с точки зрения педагогического опыта и воспитательных методик. Главы, посвященные историческому исследованию, школе имени Достоевского и произведениям Януша Корчака подразделены на подпункты и включают несколько различных вопросов требующих более подробного рассмотрения.
Одной из таких проблем является история детства, история отношения к этому периоду обществом. Многие авторы так или иначе затрагивают этот вопрос. В том числе такой французский историк XX века, как Филипп Арьес. Его работа раскрывает очень интересный взгляд на историю детства и отношения к ребенку. Интересен Арьеси тем, что заостряет внимание на той роли, которую играет ребенок для общества. Рассматривая те различия, которые можно подметить в историческом развитии представлений о ребенке он помогает прочувствовать, как много факторов влияет на это отношение и что это довольно сильно как зависит от общества, так и влияет на него. С детством очень тесно связаны многие явления внутри института семьи, такие как семейные устои, утроение быта, общественное положение.
В продолжение его позиции крайне интересно рассмотреть взгляды Франсуазы Дольто, которая не просто отмечает одобрением труды Арьеса, дополняет его позицию, но и сама является очень важной фигурой в исследовании детства. Являясь психоаналитиком и педиатром, ключевой фигурой в французской ветви психоанализа, она не просто исследует, но и сама формирует определенное отношение к ребенку и указывает на специфику вопросов, связанных с детьми и их воспитанием, с восприятием этого особенного мира детства. Рассматривая детство с позиций исторического исследования предполагается обозначить некоторую тенденцию в изменении его образа в обществе.
Таким образом, упоминая имя Франсуазы Дольто сразу оформляется еще один важный контекст, в котором детство выступает объектом изучения и с помощью которого формируется определенный взгляд на ребенка - это психоанализ. Психоаналитики сразу обращают внимание на ранние стадии развития человека и связывают с ними огромное количество процессов и феноменов, без исследования которых невозможно говорить о человеке в целом. Значение этой традиции для выбранной области исследования можно продемонстрировать цитатой В.М. Литвинского «По существу психоанализ инициировал открытие детства как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах, состоящего в его временной продолжительности и необходимости заботы о ребенке со стороны взрослых.». Это сразу же обращает внимание на проблемы детства, делает его важным предметом изучения, который необходимо понять, в специфических процессах которого необходимо разобраться. Тут хотелось бы упомянуть такое имя, как Мелани Кляйн – это важнейшая фигура британской психоаналитической традиции. Она занимается и формирует детский психоанализ, поднимает множество вопросов, касающихся детей и занимается созданием специальной психоаналитической терапии. Ее исследования затрагивают важнейшие вопросы, которые касаются и понимания ребенка, и анализа нормального хода его развития. В связи с упоминанием этой традицией я планирую обнаружить некоторые особенности того отношения к ребенку, которые складываются в связи с вопросами, на которых психоанализ акцентирует внимание.
Тут обнаруживается еще один важный вопрос, а именно коммуникация между ребенком и окружающими его людьми. В отношении самого раннего детства этот аспект становится важным в виду особенной коммуникации, которая обнаруживается между ребенком и мамой. В дальнейшем становится важно, каким образом у ребенка формируются коммуникативные навыки. Коммуникация, которая формируется постепенно и имеет отличительные особенности на каждом этапе может продемонстрировать роль, которую ребенок может занимать или занимает в виду особенностей, связанных с общением и тем способом, которым он выстраивает связь с окружающими.
В процессе осмысления детства встает множество различных трудностей. Так, например, подход к вопросам детства с позиции самого детства – очень сложная задача. Сам ребенок как правило еще не способен к серьезному осмыслению, к тому же он в некотором роде еще не осознает своего положения, дети хотят чувствовать себя полноправными членами коллектива, общества, семьи, они не просто подражают взрослым, но хотят и часто относят себя к миру взрослых. Взрослый же человек уже довольно скептически вспоминает свое отношение к миру в юные годы, к любому воспоминанию и его анализу примешивается уже полученный и усвоенный с годами опыт и переосмысление всего, что знал раньше.
На мой взгляд в этом смысле стоит обратиться к тем людям, которые возможно ближе всего чувствуют детство как неотъемлемую часть каждой жизни, но все же имеющую вполне очерчиваемые границы – это воспитатели и учителя. В начале XX века социальная обстановка во многих странах способствовала появлению большого количества беспризорников, детей потерявших семью, возросла детская преступность, активно появлялись интернаты, школы тюремного типа. Руководители и воспитанники некоторых таких заведений внесли огромный вклад в педагогику и написали произведения, в которых очень точно и чутко подмечены особенности детского восприятия, предложены методики по работе с детьми.
В данном контексте мне бы также хотелось рассмотреть Республику ШКИД Л. Пантелеева и Г. Белых. Произведение, написанное вчерашними выпускниками воспитательного заведения тюремного типа, подчеркивает также множество важных моментов в понимании детства.
Януш Корчак является еще одной фигурой значительной для осмысления школ интернатов, их специфики. К тому же он рассматривал ребенка в семье и заострял внимание на положении ребенка в обществе и значении периода детства для человека, а потому его произведения являются важнейшими для антропологического исследования на заданную тему.
В ходе рассмотрения каждой из глав будут решены некоторые задачи, которые позволят прийти к выводам, которые станут характеристикой некоторого образа детства, который возможно очертить в ходе такого исследования. Необходимо иметь в виду, что избранные к рассмотрению темы и направления не являются исключительными, а составляют совсем незначительную часть от возможной области исследования, а потому не формируют обобщенный и законченный образ детства, но предлагают некоторые характеристики для очерчивания границ, на мой взгляд наиболее существенных направлений мысли в контексте данной темы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Детство это не просто период в жизни каждого человека, оно играет огромное значение не только в отношении конкретной личности, но для общества в целом. Исследование вопросов детства осложняется многими факторами, такие как культурные или социально политические особенности, также играет роль исторический период, который взят для рассмотрения. Тем не менее, представляется возможным обозначить некоторые характеристики, которые свойственны для детства в целом.
В данной работе были использованы в основном труды западных и отечественных исследователей, что необходимо учитывать при формулировании выводов, образ детства может существенно измениться при обращении к некоторым этнически обособленным обществам.
Развитие ребенка и его воспитание связано с огромным количеством процессов, в большинстве своем обладающих спецификой, которую и пытаются выявить те, кто так или иначе исследует вопросы детства. В ходе рассмотрения вопросов, связанных с этим периодом, возникает множество тем, довольно узко-направленных. Это связано с тем, что детство человека - это довольно долгий период, и насыщенный не менее, чем жизнь любого взрослого человека, однако при исследовании всего, с чем связано взросление становится понятно, что в каждом пункте обнаруживаются важные различия между миром взрослых и миром детей. О мире ребенка можно задать те же вопросы, что и о мире взрослого, но необходимо менять ракурс, учитывать специфику возраста. В этом мире есть и личные, и общественные проблемы, и вопросы мировоззрения. В этом мире присутствуют своя философия, своя политика, своя социальная структура. Такое детство очень сложно уловить, сложно анализировать, оно всегда динамично – процесс взросления довольно стремительный и каждый раз картина меняется даже при тех же условиях.
Обратившись к Филиппу Арьесу мы обнаруживаем. что образ детства сильно менялся на протяжении истории, эту же мысль мы прочитываем в связи с выделением разного типа обществ у Франсуазы Дольто. С изменением общества, улучшением социальных условий, развитием медицины и сменой типа семьи связано и отношение к детству и миру ребенка – он становится все более важным, период детства обозначается все более отчетливо, это Арьес демонстрирует через изобразительное искусство. Рассматривая работы, описывающие воспитательный процесс и педагогические принципы Януша Корчака, можно проследить мысль коррелирующую с этой динамикой, обнаруженной Арьесом. Корчак призывает обратиться к миру ребенка и начать уважать его также, как мы уважаем мир взрослого.
Определенным выводом тут для меня является то, что образ ребенка меняется хронологически и это движение представляется мне как эволюция представлений о ценности периода детства. Подтверждает такой вывод и психоаналитическая традиция, которая начинает связывать с периодом раннего детства многие психические особенности будущей личности.
Второй вывод обнаруживает тенденцию к осваиванию все более и более углубленных и осмысленных способов заботы о детях и подрастающем поколении в совокупности с усилением контроля над взрослением, которое проявляется в выстраивании воспитательных методик и педагогике, к обобщению правил работы с детьми и нарастающей регламентацией деятельности учебных и воспитательных учреждений. Эта тенденция прослеживается и через реакцию на произведение «Республика ШКИД», представленную мной в одной из глав и также она обнаруживается в сравнении самого произведения и его экранизации, которая была создана спустя некоторое время. Об этом же мы находим упоминания и у Януша Корчака, и у ВудсВинникотт.
В контексте психоанализа можно определить некоторые качественные изменения в ходе изменений в представлении о феномене и значении детства, так как психоанализ затрагивает те вопросы, касающиеся детства, которые формируют представление о его основополагающем значении для множества, если не всех особенностей будущей психической характеристики личности.
Еще один вывод связан с тем, что с образом детством очень тесно связаны явление материнства и образ матери. При совершенно отличных ракурсах исследования детства так или иначе мы сталкиваемся с ролью матери, таким образом мы усматриваем и у Арьеса упоминание о том, что представление о детстве, как о значимом феномене начинает формироваться именно в связи с христианским изображением Иисуса младенцем на руках Богоматери. Большое значение материнство приобретает и в контексте воспитательной деятельности и психоаналитической традиции.
Результатом данного исследования становится образ, формирующийся на основании предложенных выводов и акцентов, которые становились важнейшими в рассмотрении предложенных вопросов и проблем. Детство оказывается в рамках рассмотренных направлений периодом, значимость которого осознается обществом постепенно и подчеркивается возрастающим интересом к нему со стороны различных областей исследования, включением вопросов, касающихся детства в те исследования, которые изначально направлены на рассмотрение совершенной других тематик. Образ очерчивается такими характеристиками, как незрелость, необходимость особенного ухода и специфического подхода к взаимодействию с ним, а именно составлением воспитательных методик, которые предназначен для адаптации ребенка к обществу, с которым изначально он взаимодействует исходя из собственных возможностей, а не общественно-установленных предписаний. Воспитательные методики в своей совокупности и каждая в отдельности также оказываются характеристикой и частью образа, так как в ходе работы обнаружено, что детство отчасти состоит и характеризуются именно тем воспитанием, которое к нему применяется (особенно это очевидно через работы Януша Корчака). Так в предлагаемом образе обнаруживается существенный момент – а именно дисциплинарная, институциональная определенность детства (через обязательное распределение по специализированным учреждениям для осваивания определенных навыков и обязательное контролирование процесса взросления), той есть определенность извне, со стороны лишь причастных к его действительности, но не участвующих в нем непосредственно.
В дальнейшем исследовании будет необходимо в связи с этим попытаться обозначить некоторые границы образа детства изнутри, от первого лица, той есть со стороны ребенка, хотя это и связано с некоторыми уже упомянутыми проблемами в связи с особенностями детского восприятия. К тому же область исследования должна рассмотреть, не проанализированные в данной работе различия между протеканием детства и особенностями его восприятия в разных культурах, что являлось темой для исследования некоторых авторов, таких как Маргарет Мид. К тому же мне представляется необходимым рассмотреть особенности подходов к воспитанию хронологически, добавить к рассмотрению многие не учтенные в вышеизложенной работе методы и выявить тенденции их изменения. Особенное внимание необходимо будет уделить политическому влиянию на особенности воспитания. Дальнейшее исследование должно определить более детально характеристики образа детства в современном обществе, обозначить его историческое формирование и его влияние на формирование детско-юношеской части общества.



1) Арьес Ф. Ребенок и Семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В.А, Бабинцева - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. – 416 с.
2) Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика и этос воспитания. Научно-публицистическая монография. Тюмень: НИИ прикладной этики; Центр прикладной этики, 2002. - 256 с
3) Белик А.А. Культурология: Антропол. теории культур: Учеб. пособие / Ин-т "Открытое о-во", Рос. гос. гуманит. ун-т. - М.: Изд-во РГГУ, 1998. - 239 с.
4) Белинский В. Г. «О детских книгах» Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 3. Статьи, рецензии и заметки. Февраль 1840 – февраль 1841. Подготовка текста В. Э. Бограда. М.: "Художественная литература", 1976. – 453 с.
5) Бион У.Р. Научение через опыт переживания. Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2008. — 128 с.
6) Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 2007 - 132с.
7) Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. М.: Литур, 2004. – 400 с.
8) Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983 – 368 с.
9) Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб: «Петербург – XXI век», 1997. – 524 с.
10) Дольто Ф. Психоанализ и педиатрия. Ижевск: ERGO, 2006. – 288 с.
11) Ильина В.А., Андреева Е.П., Кирпичникова В.Г. и др. Педагогическая библиография Том 1. – М.: Просвещение, 1967 – 770с.
12) Кляйн М., Айзекс С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001. – 512 с.
13) Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 336 с
14) Корчак Я. Избранные педагогические произведения М.: Просвещение, 1966. – 469с.
15) Крупская Н. Школа и самообразование. «На путях к новой школе», 1927, № 2, стр. 3—7.
16) Литвинский В.М. Психоанализ ребенка (На пороге новой антропологии) / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1998. Вып. 4 (№ 27)
17) Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Санкт-Петербург.: Искусство-СПб, 1998. – 309с.
18) Макаренко А.С. Педагогические сочинения т.7 М.: Педагогика, 1986. – 320с.
19) Марков Б. В. Знаки и люди: антропология межличностной коммуникации. СПб.: Наука, 2011. — 667 с.
20) Матянин О.П. Антология гуманной педагогики / Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили,. – 1998. – 224 c.
21) Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука. – 1988. – 134 с.
22) Пантелеев Л., Белых Г.Г. Республика Шкид. М.: Эксмо. – 2008. – 608 с.
23) Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — М.: Педагогика — Пресс, 1994. – 528 с.
24) Пушкарёва Н.Л. Материнство как социально-исторический феномен (обзор зарубежных исследований по истории европейского материнства) / Женщина в российском обществе. 2000. №1. С. 9-24.
25) Республика Шкид URL: http://www.respublika-shkid.ru (дата обращения: 20.02.2017)
26) Сорока-Росинский В.Н. Школа Достоевского URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibsorshk.html (дата обращения: 15.02.2017)
27) Фрейд А. Детский психоанализ. СПб.: Питер, 2003. – 480 с.
28) Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы М.: AdMarginem, 1999. – 479 с.
29) Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. - 380 с.
30) Эриксон Эрик Г. Детство и общество. СПб.: Речь, 2002. – 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ