Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Язык средств массовой информации………………………………..5
§1. Средства массовой информации………………………………………….5
1.1 Функции языка СМИ………………………………………………………6
§2. Стиль………………………………………………………………………..7
2.1 Понятие сти-ля……………………………………………………………...7
2.2 Публицистический стиль………………………………………………….8
2.3 Функции публицистического стиля………………………………………9
§3. Экспрессивный стиль……………………………………………………..10
§4. Эмоционально-оценочная лекси-ка………………………………………12
4.1 Эмоция и оценка в лингвистической тео-рии……………………………13
4.2 Эмоционально-оценочная лексика в языке СМИ………………………14
§5. Журналисты и язык СМИ………………………………………………..16
Глава II. Оценка образов Сильвио Берлускони и В. В. Путина в итальянских СМИ……………………………………………………………………...19
§1. История итальянской периодической печати…………………………...19
§2. Образ Сильвио Берлускони………………………………………………24
§3. Образ В. В. Пути-на………………………………………………………..38
Заключение…………………………………………………………………….47
Список использованной литературы………………………………………...50
Язык СМИ является важнейшим средством коммуникации и выражения мысли. Язык – это средство для передачи и хранения информации. С помощью языка могут формироваться новые понятия, человек способен рисовать определенную картину мира. Речь как проявление и функционирование языка обладает воздействием на объект, которое осуществляется с помощью определенных речевых средств. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на восприятие и воспроизведение действительности. Для того чтобы достичь психологического эффекта, повлиять на сознание людей, дать оценку происходящим событиям, журналисты находят для выражения содержания более выразительные языковые средства, к которым можно отнести и языковую экспрессию. С помощью эмоционально-оценочной лексики журналисты создают наиболее яркие, примечательные образы различных людей, вы-дающихся политических деятелей, придают происходящим событиям важность и формируют у людей оценку.
В основу исследования в данной работе легла тема оценочного компонента в итальянских СМИ на примере упоминания таких политических деятелей как Сильвио Берлускони и В. В. Путин: с помощью ка-ких языковых средств экспрессивного стиля раскрываются образы премьер министра Италии и президента РФ в периодической печати (итальянских газетах).
Экспрессивность является в настоящее время одной из активно исследуемых лингвистических категорий. Наиболее полно и ярко экспрессия представлена в газетах и журналах. Цель экспрессивного стиля - воздействовать на массы читателей, вызывая эмоциональные реакции, переживания, формирование оценки происходящему. Актуальность темы обуславливается большим вниманием к исследованию эмоционально-оценочной лексики не только в литературе, но к использованию этой лексики журналистами в средствах массовой информации. В настоящее время, когда в мире происходит настоящий информационный «бум», журналисты, давая оценку в СМИ тем или иным событиям, личностям, влияют на формирование общественного мнения, и на жизнь нашего общества в целом, как в положительную сторону, так и в негативную. Экспрессивная подача материала гораздо эффективнее и эмоциональнее воздействует на массы читателей, формируя личностное от-ношение к происходящему, помогает дать собственную оценку того или иного события.
Цель данной работы - выявить с помощью каких языковых средств в итальянской прессе создаются образы политических деятелей – Сильвио Берлускони и В. В. Путина.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть функции эмоционально-оценочной лексики в лингвистической теории и в языке СМИ.
• Рассмотреть экспрессивные средства языка входят в оценочный компонент для создания образов Берлускони и Пути-на.
• Дать классификацию данной эмоционально-оценочной лексики
• Выяснить, какими предстают перед итальянским читателем выбранные политические деятели.
Научная новизна работы состоит в детальном рассмотрении единиц эмоционально-оценочной лексики, используемой в газетных статьях для формирования образа и воздействия на читателя.
Источниками языкового материала послужили статьи газет «Il corriere della sera» и «La Repubblica» за период с 2006 по 2011 годы.
Итак, проанализировав различные выдержки, цитаты из газетного материала о Сильвио Берлускони и В. В. Путине, можно сделать вы-вод, что итальянскими журналистами даны как отрицательные, так и положительные оценки личностей политических лидеров.
Используя эмоционально-оценочную лексику, журналисты дают яркие характеристики политических деятелей. Позитивная оценка образов очень часто меняется на негативную, связанную с осуждением действий их политической линии. Для этого используются различные языковые средства для создания более эмоционального образа – грамматические формы (существительные, прилагательные, глагольные формы), лексические ( метафоры, идиоматические выражения). Особый интерес представляют ситуации – такие цитаты, предложения, которые не обладают оценочной лексикой, но создают определенную эмоциональную атмосферу («Berlusconi non si è tirato indietro e ha colto la palla al balzo sostituendo il «Papi» con «Prodi».» (Берлускони не отступил и поймал мяч налету, заменяя «Папи» на «Проди»), «Lo scatto d'ira del leader russo, avvenuto durante il vertice europeo di Lahti, in Finlandia…» ( « Вспышка гнева российского лидера, которая произошла во время саммита в Лахти, в Финляндии…»)).
Примечательно то, что итальянские журналисты дают обоим политикам собственные титулы – для Берлускони – Il Cavaliere, для В. В. Путина – Lo zar russo, чтобы придать еще больше эмоциональности и оценочности их образам. Il Cavaliere – настоящий кавалер, который борется, ничего не боится, у него некая маргинальная манера поведения, он всегда приклоняется перед женщинами, что в принципе абсолютно соответствует образу Берлускони. В. В. Путин – для всех итальянцев представляется как новый русский царь, суровый, жесткий, как и Иван Грозный. В своих высказываниях он лаконичен, краток, умеет найти правильный ответ в нужный момент, он всегда отстаивает интересы своей страны.
На основе рассмотренного материала можно сказать, что эмоционально-экспрессивная лексика, применяемая в текстах, находится в тес-ном взаимодействии с оценочным компонентом. Экспрессия практически всегда является частью значения эмоционально-экспрессивных слов и широко применяется авторами для усиления эффекта воздействия на читателей.
При исследовании номеров газеты было найдено множество примеров (фраз, цитат, заголовков), заключающих в себе лексические единицы, имеющие экспрессивную окраску, с помощью которой авторы дают оценочную характеристику личности. Анализ собранного матери-ала позволил выявить эмоционально-оценочную лексику, определить её значение в раскрытии образа. Авторы используют приём метафоризации как средство экспрессии и выражения яркой, может быть даже неожиданной оценки личности. Многозначность слова, которая заключена в метафоре, позволяет создать наиболее яркий, выразительный образ. Смысловые оттенки, которые журналисты добавляют к основным значениям слов и выражений позволяют авторам выразить своё отношение к описываемому и дать яркую позитивную или негативную оценку. Использование таких экспрессивных средств позволяет журналистам сильнее, эмоциональнее воздействовать на читательскую аудиторию.
Таким образом, мы рассмотрели и проанализировали эмоционально-оценочную лексику, проследили, как она употребляются на страницах газет «Il corriere della sera» и « La Repubblica», выявили, как использование языковых средств экспрессивного стиля помогает журналистам раскрыть образ и дать оценочную характеристику личности и таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
• В языке средств массовой информации идёт активный процесс внесения экспрессивности в статьи газетно-публицистического стиля.
• В условиях информационного рынка и борьбы за читательскую аудиторию экспрессивная лексика играет важную роль при построении ярких, броских заголовков, вызывающих читательский интерес.
• Экспрессия служит «строительным материалом» для создания новых неординарных образов на страницах печати. Журналисты стремятся привлечь внимание к факту, используя средства экспрессии для более глубокого осмысления воспринимаемого материала.
1. Алексеева М. И., Болотова Л. Д. Средства Массовой информации России. - М.: Аспект Пресс, 2008.
2. Акимова Г.Н. Экспрессивные свойства синтаксических структур. – Л.: Изд-во Лен. Унив., 1988.
3. Большой словарь иностранных слов. – М.: Государственное изда-тельство иностранных и национальных словарей, 2007.
4. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. – М.: Рус-ский язык, 1982.
5. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки / Вступ. ст. Н. Д. Арютуновой, И. И. Челышевой. – М.: Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2014.
6. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. – М.: Логос, 2008.
7. Зарецкая Е. Н. Риторика// Теория и практика речевой коммуника-ции. – М.: Дело, 2002.
8. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. – Бишкек: КРСУ, 2002.
9. Колясова Т.Ю. Эмоционально-оценочная лексика в текстовом пространстве Д.И. Стахеева. – Кемерово, 2008.
10. Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. Язык СМИ. – М.: ЛКИ, 2007.
11. Лабриола А. История печати, Том II. – М.: Аспект пресс, 2001.
12. Лазутника Е.М. Публицистический стиль, новые черты. – М.: Элпис, 2008.
13. Манакин В.Н. Сопоставительная лексикология. – К.: Знания, 2004.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1972.
15. Петрова Н. Е. , Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии. – М.: Флинта, 2011.
16. Саламон Л. Всеобщая история прессы. – М.: Антология, 2001.
17. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. – М.: Академический проект, 2007.
18. Солганик Г.Я. Выразительные ресурсы публицистики // Поэтика публицистики. – М.: Издат. Моск. ун-та,1990.
19. Солганик Г. Я. Язык СМИ и политика. – М.: МГУ, 2012.
20. Спирчагова Т. А. Язык и стиль средств массовой информации. – КФУ.: 2014.
21. Стаценко А.С. Эмоционально-оценочная лексика как сред-ство реализации речевой интенции: Монография. – М., 2011.