Введение 3
1. Теоретические основы социальная защиты сотрудников полиции в РФ 5
1.1. Социальные гарантии сотрудникам полиции 5
1.2. Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции 10
2. Организация социальной защиты сотрудников полиции 17
2.1. Формы и виды социальной защиты сотрудников полиции 17
2.2. Меры социальной поддержки сотрудников полиции 21
Заключение 27
Библиографический список 29
Небезызвестным фактом является то, что в современных условиях профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов, в частности, полицейских, имеет совокупность определенных специфических черт, связанных с большим уровнем риска и высокой ответственностью за совершаемые действия. Соответственно, ключевая цель законодательного закрепления совокупности гарантий социального характера для сотрудников полиции состоит в компенсации тех лишений, с которыми сотрудники данных органов сталкиваются в своей профессиональной деятельности. К числу таких «лишений» можно отнести, например, ненормированный рабочий день, привлечение к работе в выходные и праздничные дни, а также в ночное время, высокий уровень ответственности и, как итог, стресса, совокупность иных профессиональных ограничений, а также риск жизни и здоровью во время выполнения служебных задач. А поскольку стабильное функционирование и развитие системы правоохранительных органов посредством привлечения высококвалифицированных и, главное, замотивированных на эффективное исполнение профессиональных обязанностей сотрудников выступает в качестве гаранта стабильного развития всей системы отношений общественно-государственного характера, то законодатель в последнее время уделяет особое внимание социальной защите и обеспечению данной категории граждан. Именно этим актом обусловлена актуальность настоящего исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Данная тема освещена и проработана в достаточно большом количестве источников и литературы. Так, можно выделить следующих авторов: Алексеев С.А., Шпилев Д.А., Шлягина Е.Н., Герасимов И.В., Еремеев С.Г., Тюфяков Н.А., Шахматов А.В., Иванов В.И., Набока А.А., Осин Р.В., Родин В.Ф., Горелов Ф.Д., Старосельцева М.М., Колесова Т.С., Лысенко Е.С. и т.д. Именно в их трудах предпринимаются попытки обобщения и систематизации информации, всесторонне характеризующей предмет нашего исследования.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в системе социальной защиты в Российской Федерации.
Предмет исследования: организационный аспект социальной защиты работников правоохранительных органов.
Цель работы – комплексный анализ организационного аспекта социальной защиты работников правоохранительных органов.
Исходя из поставленной цели перед нами встают следующие задачи:
1. Исследовать социальные гарантии сотрудникам полиции;
2. Раскрыть особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции;
3. Охарактеризовать формы и виды социальной защиты сотрудников полиции;
4. Определить меры социальной поддержки сотрудников полиции.
Теоретическая значимость исследования состоит в детальном изучении теоретических основ социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, а также в исследовании специфических особенностей их профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при написании обобщающих работ, поскольку в исследовании дается систематизированный и обоснованный анализ форм, видов и мер социальной защиты и поддержки сотрудников правоохранительных органов.
Методологическая база исследования. В основе методологической базы исследования лежит системный подход, в рамках которого социальная защиты сотрудников правоохранительных органов рассматривается как самоорганизованная система. Также используются такие общелогические методы, как анализ литературы по данной проблематике и синтез полученной информации по теме исследования.
Структура исследования: в соответствии с поставленной целью и выделенными задачами, работа состоит из введения, двух глав, раскрывающих основное содержание исследования, заключения и библиографического списка.
Таким образом, в рамках проведенного исследования социальной защиты сотрудников правоохранительных органов можно сделать совокупность следующих выводов.
Ключевая цель законодательного закрепления совокупности гарантий социального характера для сотрудников полиции состоит в компенсации тех лишений, с которыми сотрудники данных органов сталкиваются в своей профессиональной деятельности. К числу таких «лишений» можно отнести, например, ненормированный рабочий день, привлечение к работе в выходные и праздничные дни, а также в ночное время, высокий уровень ответственности и, как итог, стресса, совокупность иных профессиональных ограничений, а также риск жизни и здоровью во время выполнения служебных задач. А поскольку стабильное функционирование и развитие системы правоохранительных органов посредством привлечения высококвалифицированных и, главное, замотивированных на эффективное исполнение профессиональных обязанностей сотрудников выступает в качестве гаранта стабильного развития всей системы отношений общественно-государственного характера, то законодатель в последнее время уделяет особое внимание социальной защите и обеспечению данной категории граждан.
Деятельность ОМВД основана на реализации совокупности строго уста¬новленных задач, к которым можно отнести следующие: обеспечивать соблю¬дение всеми гражданами правопорядка в общественных местах (например, в транспорте или городских парках); обеспечивать безопасную жизнедеятель¬ность каждой отдельно взятой личности и гражданина; предупреждать и пресе¬кать все потенциально возможные преступные действия; выявлять тех лиц, ко¬торые виновны в совершении преступных действий и скрываются от след¬ственных или судебных органов; осуществлять деятельность оперативно-розыскного характера и иных полномочий, на них возложенных.
Обязательными и логичными элементами правового статуса сотрудника ОМВД являются три взаимосвязанные категории: конституционно-правовой статус гражданина России, правовой статус работника, регламентируемый по¬ложениями Трудового кодекса РФ, а также его статус административно-правового характера. Таким образом, видим, что сотруднику ОМВД присуще его трехмерное пространство как личности, гражданина и должностного лица, на которого возлагаются обязательства по реализации властных полномочий в интересах общественно-государственного устройства.
Социальная защита сотрудников ОВД в современных условиях реализу¬ется как на государственном, так и негосударственном уровнях. Как правило, государственная социальная помощь находит свое выражение посредством предоставления гражданам разного рода льгот и компенсаций, пенсионного обеспечения и иных мер поддержки. Среди негосударственных видов социаль¬ной защиты наиболее распространенными являются, прежде всего, благотвори¬тельность, добровольное социальное страхование, а также частные системы здравоохранения. В современных реа¬лиях социальная защита сотрудников ОВД рассматривается обществом и зако¬нодателем как одно из ключевых и наиболее важных направлений в единой си¬стеме социальной политики государства, которое предназначено, прежде всего, для установления и поддержания на должном уровне социального и материаль¬ного положения данной категории граждан Российской Федерации.
Перспективным направлением совершенствова¬ния системы социальной защиты сотрудников ОМВД можно считать повыше¬ние их правового самосознания и осведомленности, поскольку в рамках насто¬ящего исследования уже было доказано, что большинство граждан не знают о своем конституционном праве на ее получение. В соответствии с этим, каждый сотрудник ОМВД должен знать ос¬новной закон страны. Все граждане должны изучить систему правовой помощи, а также ее схемы. Для реализации цели обеспечения правовой осведомленности могут быть привлечены многие негосударственные организации. Эти организа¬ции в рамках своей деятельности должны осведомлять граждан о необходимо¬сти знать свои права и привлекать их к оказанию бесплатной социальной по¬мощи.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.). // Российская газета, №67. 1995
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
4. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
5. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595
6. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
9. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 28.02.2023) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 328.
10. Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1563 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 52. Ст. 8290.
11. Постановление Правительства РФ от 08.12.2011 № 1021 (ред. от 12.07.2022) «О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 51. Ст. 7532.
12. Алексеев С.А., Шпилев Д.А., Шлягина Е.Н. Социальный портрет сотрудника полиции на современном этапе // Russian Journal of Economics and Law. 2020. №2. С. 275-283.
13. Балашова В.А., Кравцов О.Г., Позин А.И. Эмоциональное выгорание как условие изменения индивидуально-психологических особенностей сотрудников полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. №4. С. 230-234.
14. Гарибян П.А. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник магистратуры. 2019. №4-3 (91). С. 106-107.
15. Герасимов И.В. Условия и факторы, обуславливающие особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции // Наука-2020. 2019. №4 (29). С. 109-113.
16. Голодов П.В. Организационно-правовые проблемы пенсионного обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вестник Кузбасского института. 2019. №4 (41). С. 152-165.
17. Еремеев С.Г., Тюфяков Н.А., Шахматов А.В. Влияние особенностей профессиональной деятельности на психофизиологическое состояние сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. №4 (83). С. 383-389.
18. Иванов А.П. Социальный найм как один из способов удовлетворения жилищных прав сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №8. С. 70-74.
19. Иванов В.И. О некоторых социально-финансовых гарантиях при прекращении государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Академическая мысль. 2018. №2 (3). С. 17-22.
20. Набока А.А. Особенности социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник БелЮИ МВД России. 2020. №4. С. 54-58.
21. Нестеренко А.В. Профессиональные перспективы и уровень социального обеспечения в оценках молодых сотрудников полиции // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2021. №4 (51). С. 44-50.
22. Огрыза А.В. Некоторые вопросы социальных гарантий и компенсаций сотрудникам полиции за службу во вредных условиях // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2020. №2 (2). С. 38-44.
23. Организация и управление социальной защиты в системе МВД России: учебное пособие / [Тришкина Е.А. и др.]. – М.: Академия управления МВД России, 2021. – 120 c.
24. Осин Р.В. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на успешность овладения профессией сотрудника полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №3. С. 260-262.
25. Павлова Е.В. Правовая и социальная защита сотрудника полиции как объект административно-правового регулирования // Государственная служба и кадры. 2020. №1. С. 159-161.
26. Потокова М.Е. Особенности оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2020. №6. С. 222-224.
27. Родин В.Ф., Горелов Ф.Д. Особенности проявления агрессии в профессиональной деятельности сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2020. №7. С. 311-314.
28. Старосельцева М.М., Колесова Т.С., Лысенко Е.С. Обеспечение жильем сотрудников полиции как гарантия социальной защиты и мера повышения престижа службы в полиции // Аграрное и земельное право. 2019. №8 (176). С. 12-15.
29. Шацкая Е.А. Формирование социального портрета сотрудника полиции РФ на современном этапе // Полицейская деятельность. 2022. №3. С. 20-30.