Введение 4
1. Тематика новостных выпусков: теоретические основы
исследования 6
1.1. Особенности тематики журналистского произведения 6
1.2. Специфика новостей в СМИ 11
2. Анализ тематики новостей на радиостанции «Радио 1» 27
2.1 Общая характеристика радиостанции «Радио 1» 27
2.2 Тематика новостей на «Радио 1» 29
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 48
Актуальность темы. Новостные выпуски традиционно рассматриваются как центральная точка вещания региональных радиостанций. Именно в них станции могут достичь своего основного конкурентного преимущества: распространения эксклюзивной и актуальной информации, запрашиваемой региональной аудиторией.
Новостные выпуски, как правило, основаны на локальном контенте, что обеспечивает заинтересованность слушателей к ним. Радио является уникальным и специфическим средством массовой коммуникации. Одним из основных инструментов его действий в аудитории является сила «живого слова» - он часто более убедителен, чем другие визуальные образы, созданные совершенно другими средствами массовой информации (например, телевидением). Вот почему такому средству, как радио, очень трудно конкурировать с неограниченными возможностями телевидения. У радио, однако, есть много неоспоримых преимуществ, характерных для этих СМИ, и это важный аргумент в пользу его важности для жизни людей и их дальнейшего развития.
Объект исследования - Радиостанция «Радио 1».
Предмет исследования - тематика новостей на региональном радио (на примере «Радио 1»).
Цель данной работы - рассмотреть тематику новостей на радиостанции «Радио 1».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Охарактеризовать понятие «тематика СМИ».
- Рассмотреть особенности новостных выпусков на радио.
- Дать общую характеристику радиостанции «Радио 1».
- Выявить тематику новостных выпусков на «Радио 1».
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, - а также эмпирические: наблюдение и измерение.
Теоретической базой исследования послужили работы А.А. Шереля,
В.В. Смирнова, Л.Д. Болотова и других.
Эмпирическая база: информационные выпуски на радио «Радио 1» города Москвы (за 2019 и 2020 гг.)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Тематика СМИ - это общее понятие, в состав которого входят средства отображения окружающего мира в СМИ с помощью очерка, интервью, репортажа, ток-шоу, реалити-шоу, телеспектакля, художественного фильма, многосерийного телефильма и др. Она может иметь определенные постоянные признаки, а может содержать случайные элементы, которые не имеют существенного значения для изменения характера жанра. Например, в оперативном комментарии может содержаться информационное сообщение. Хотя оно не является существенным признаком жанра комментария, поскольку комментарий - это не столько факт, сколько мнение компетентного человека о факте и его отношение к этому. В то же время, информационное сообщение может содержать элемент комментария. В этом случае информационное сообщение называет комментируемого, хотя мнение комментатора не является обязательным элементом.
Тема журналистского произведения имеет устойчивый признак: она всегда есть конкретная реальная ситуация, восходящая к масштабной проблеме общества. В структуре СМИ радио остается наиболее эффективным средством распространения. По эффективности радио уверенно опережает прессу и телевидение. Разнообразие программ, полифонический характер политических симпатий, критическое видение событий, выразительный и диалогичный стиль подачи материала стали настоящим прорывом в развитии современного российского радиовещания.
Информационное радиосообщения представляют собой «цепочку», в которой новости обрастают подробностями, описаниями обстановки события, деталями, элементами оценок. Информационные жанры начинают как бы постепенно двигаться в сторону анализа. И тем самым усложняется работа журналиста. Это определяется тем, что слушатели хотят знать о происходящих событиях и на самом общем уровне, и более обстоятельно, из первых уст.
Количество фактов на каждой ступени увеличивается, расширяется раскрытие их внутренних связей, усложняются методы работы и средства, которые использует журналист и сама структура радио-произведения.
Однако есть у современного информационного радиовещания и свои проблемы. Среди основных специалисты называют трудности, связанные с переходом на цифровое вещание, а также вопросы «измерения» аудитории.
Следует отметить и недостаточную подготовленность выпускников факультетов журналистики для работы в эфире. Главное же заключается в том, что общий социокультурный контекст, вектор интересов значительной части слушателей предопределяют большую популярность музыкальных станций по сравнению с информационным радио.
Для региональных новостных радиостанций характерно сочетание общерегиональной (в т.ч. местной) и общенациональной информации, а международная в них представлена слабо. С помощью радио региональная власть также пытается информировать жителей о своих решениях и общерегиональных процессах, а также значимых для регионов событиях.
Радиостанции местного уровня ориентированы на события локального характера (в районе, городах или селах). Их задача рассказать жителям города, деревни, района о них самих же, объединить их внутри самой малой «территориальной единицы», в которой протекает основная часть жизни любого человека. По характеру материала, его объему, тематике, охвату событий, значимости, оперативности, выпуски новостей на ««Радио 1»» можно отнести к общим. Эта радиостанция создает истории из комбинации нескольких источников информации. «Радио 1» становится как корреспондентом, который сам собирает информацию, так и пресс-агентством. Радиостанция имеет цель дать панораму событий в движении. Представляют интерес для широкой аудитории, так как знакомит слушателей со спектром новостей, дающих представление о положении дел в регионе. Различные темы широко представлены в новостных программах региональной государственной радиостанции. «Радио 1» старается наблюдать за всеми слоями общества, а затем быстро передавать полученную информацию своей аудитории.
Тематический баланс новостных выпусков (события в политической, экономической, социальной сферах и сферах повседневной жизни, спортивные новости, новости культуры и чрезвычайные ситуации) создает образ дня, адаптированный к социальной реальности.
Таким образом, лидером по количеству обращений можно назвать социальную сферу жизни.
1. Абрамкин Г.П. Информатизация общества и проблемы образования / Г. П. Абрамкин. - Режим доступа: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik / 2001 / abramkin.html (дата обращения: 20.06.12) - Загл. с экрана.
2. Анпилогова JI.B., Магеррамов И.А. Культура профессионального общения журналиста: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Журналистика». Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. -118 с.
3. Белицкий Я. Почта радио// Телевидение. Радиовещание. 1972. №11.
4. Бойкова Н.Г. Фактическая речь в электронных СМИ// Средства массовой информации в современном мире. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998.
5. Болотова Е.А. Эволюция программной концепции радиостанции «Эхо Москвы» в 2005 г. // Журналистика в 2005. Сборник материаловнаучно- практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2006. - 600 с.
6. Болотова Л. Д. Радиовещание времен перестройки и гласности // Журналистика в 1999. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 1. М.: Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2000. - 421с.
7. Балинский И. А. Политические интернет-коммуникации в мировом контексте: Автореф. дис. ... канд. наук соц. коммуникаций / Балинский Игорь Алексеевич; Киев. нац. ун-т им. Тараса Шевченко, Ин-т журналистики [Львов. нац. ун-т им. Ивана Франко] - К, 2009. - 16 с.
8. Борецкий Р. А. Осторожно, телевидение! / Г. А. Борецкий. - Москва: Искусство, 2016. - 164 с.
9. Ганеева А. Б. Презренная журналистика: особенности светской и желтой журналистики / А. Б. Ганеева. - Уфа: Башгоспедуниверситет, 2017. - 48 с.
10. Дунина Е.А. Социальные сети как новый канал корпоративной PR- коммуникации / Е. А. Дунина// евязи с общественностью и реклама в системе коммуникаций: сборник научных трудов кафедры рекламы и связей с общественностью. Выпуск 9 / под ред. проф. В. М. Горохова. - М.: Ф-т журналистики МГУ, 2014. - 157 с. - С. 86-91.
11. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. — М.: Изд-во Московского университета, 1999.
12. Здоровега В. И. Теория и методика журналистского творчества: учеб. 2-е изд., Перераб. и доп. / В. И. Здоровега. - Львов: Паис, 2015. - 143 с.
13. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста : учебник / Г. В. Лазутина. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — 240 е.
14. Летуновский В.П. Прямой эфир на отечественном ТВ: Технология журналистского творчества.: Дисс. канд.филол.н. СПб. 2003.
15. Лубкович И. М. Социология и журналистика: учеб. для журналистов и не только / И. М. Лубкович. - Львов: Паис, 2015. - 176 с.
... Всего источников – 35.