ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕНТР ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ «ЧУК» 5
1.1 История создания и развития Центра литературы, искусства и культуры «Чук» 6
1.2 Деятельность Центра литературы, искусства и культуры «Чук» 8
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО МЕХДИ РЕЗАИ 16
2.1 Биография Мехди Резаи 16
2.2 Рассказы Мехди Резаи 17
2.2.1 Проблематика рассказов 17
2.2.2 Художественные приемы и особенности в рассказах 21
2.3 Роман «Кто не боится сумасшедших?» 24
2.3.1 Герои романа «Кто не боится сумасшедших?» 24
2.3.2 Проблематика романа «Кто не боится сумасшедших?» 28
2.3.3 Художественные приемы и особенности в романе "Кто не боится сумасшедших?» 31
2.3.4 Элементы западной культуры в романе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Предмет исследования. К иранской художественной прозе XX века проявляли интерес многие западные и советские исследователи. Иранисты К. И. Чайкин, А. А. Ромаскевич, Ю. Н. Марр, Р. А. Галунов, Е. Э. Бертельс, британский востоковед Э. Браун, чешский ученый Я. Рыпка в своих работах, посвященных развитию персидской литературы, касались и прозы первой половины XX века. Значительная роль в изучении новой и новейшей персидской прозаической литературы принадлежит Д. С. Комиссарову. Среди его работ следует отметить «Очерки современной персидской прозы», «Пути развития новой и новейшей персидской литературы». Д. С. Комисарову также принадлежит заслуга в изучении жизни и творчества выдающегося иранского писателя XX века Садека Хедаята. Предметом настоящего исследования является иранская художественная проза XXI века, которая на данный момент изучена мало. Кроме того, основное внимание в работе уделено именно литературным произведениям, которые распространяются в сети Интернет.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на данный момент персидская художественная проза Ирана XXI века изучена недостаточно.
Целью данного исследования является анализ прозаических произведений современного иранского писателя, директора литературно-культурного интернет-сообщества «Чук» Мехди Резаи.
Объект исследования. Главным объектом исследования стали роман «Кто не боится сумасшедших?» («چه كسي از ديوانه ها نمی ترسد؟», [če kasi az divānehā nemitarsad]) и сборник рассказов «Пение овец» («آواز گوسفندها», [āvāz-e gusfandhā]) Мехди Резаи.
Задачи:
- анализ произведений Мехди Резаи, изучение их тем и проблематики;
- анализ героев и основных образов произведений Мехди Резаи;
- изучить художественные средства и приемы, используемые автором в его произведениях.
Источники. Материалом для исследования послужили роман и рассказы Мехди Резаи, интервью с писателем, опубликованные в сети Интернет, информация, представленная на сайте Центра литературы, искусства и культуры «Чук». Большая часть информации о жизни и творчестве Мехди Резаи, а также о деятельности Центра «Чук» была получена от самого автора посредством переписки по электронной почте.
К работе прилагается оригинальный текст и перевод первой главы романа Мехди Резаи «Кто не боится сумасшедших?».
Основной тенденцией развития персидской художественной прозы ХХ века было ее движение к критическому реализму. Многие известные иранские писатели, такие как Сеид Мохаммад-Али Джамал-заде, Аббас Хейдари, Садек Хедаят, Бозорг Алави, в своих произведениях реалистично изображали жизнь иранского общества того времени. Развитие этой тенденции протекало не равномерно, то ослабевая, то снова набирая силу в различные периоды. На этот процесс в первую очередь оказывали влияние социально-политические условия и связанные с ними перемены, происходившие в политической обстановке в стране .
Хотя реализму не удалось окончательно утвердиться в персидской литературе XX века, в XXI веке это направление продолжает прокладывать себе путь, особенно в художественной прозе. Это хорошо видно на примере произведений современного писателя Мехди Резаи, рассмотренных в ходе данного исследования. В своих рассказах и в романе «Кто не боится сумасшедших?» Резаи показывает жизнь иранского общества такой, какая она есть, обличает и критикует его пороки. Он изображает различные характеры, помещая их обладателей в ситуации, в которые иранцы попадают каждый день.
Мехди Резаи называет свой роман «Кто не боится сумасшедших?» социальным романом. Среди представителей этого жанра в персидской литературе XX века можно отметить Голамхосейна Саэди, Али Мохаммада Афгани, Джамала Мир Садеки . Подобно этим писателям, Резаи стремится изобразить современные нравы, изобличить пороки общества. Он также делает акцент на безразличии большинства людей к происходящему вокруг них, создавая в противовес им положительных героев, борцов за правду и справедливость. В романе «Кто не боится сумасшедших?» таким героем является, в первую очередь, главный персонаж, Арман Пакраван, а также господин Шахи.
И в романе, и в рассказах Мехди Резаи обращается к одним и тем же или схожим проблемам и вопросам. Так, и в романе, и в сборнике затрагиваются такие проблемы, как безразличие людей к окружающим, отсутствие сострадания к ним, гендерные отношения, война и ее последствия, отношения в семье. Рассматривая актуальные для современного общества проблемы и вопросы на примере поведения разных людей в обыденных или самых неожиданных ситуациях, автор позволяет взглянуть на эти проблемы с разных точек зрения.
По словам писателя, его роман «Кто не боится сумасшедших?» был написан с целью обратить внимание людей на проблемы, имеющие место в современном обществе, а также побудить их к действиям, которые могут эти проблемы решить. То же можно сказать и о его рассказах. Важной особенностью творчества Мехди Резаи является то, что затрагиваемые в его произведениях темы и вопросы являются актуальными не только для иранской действительности, но и для всего человечества в целом.
1. Комиссаров Д. С. Пути развития новой и новейшей персидской литературы. – М.: Наука, 1982. – 294 с.
2. Статьи
1. Амусин М. Метапроза, или Сеансы литературной магии // Знамя. 2016. №3. С.193-203
2. Зеленин Д. К. Увековеченный А.С. Пушкиным русский народный обычай выпускать весною на волю птиц. // Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1934-1954. М.: Индрик, 2004. С. 237 – 242.
3. Комиссаров Д. С. Новый библиографический журнал в Иране / Д. С. Комиссаров // Народы Азии и Африки. – 1964. – № 2. – С. 174-177.
4. Комиссаров Д. С. Новый иранский филологический и критико-библиографический журнал / Д. С. Комиссаров // Народы Азии и Африки. – 1982. – № 6. – С. 153-156.
5. Липовецкий М. Эпилог русского модернизма (Художественная философия творчества в «Даре» Набокова) // Вопросы литературы. 1994. Вып. 3. С. 72 – 95.
6. Пинковский В. И. Сюрреалистическая метафора: когнитивные возможности. // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. №3. С. 114 – 116.
7. Смирнова Л.П. Журнал «Сохан» в 1965 году / Л. П. Смирнова // Народы Азии и Африки. – 1966. – № 4. – С. 222-227.
2. Словари
1. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс]. 2005. – Режим доступа: http://gramma.ru. – Загл. с экрана. (09.05.2017).
2. Комлев Н. Г. Словарь иностранных терминов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
3. Персидско-русский словарь в 2-х томах / под ред. Ю. А. Рубинчика. – М: Сов. Энциклопедия, 1970. – Т. 1-2.
3. Электронные ресурсы
1. چه کسی از دیوانه ها نمیترسد؟" منتشر میشود // خبرگزاری مهر [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mehrnews.com/news/1226716/. – Загл. с экрана (03.05.2018).
2. شعرانه [Электронный ресурс]. 1395. №56 (интервью с Мехди Резаи). – Режим доступа: http://www.sherane.ir. – Загл. с экрана. (09.05.2017).
3. کانون فرهنگی چوک [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chouk.ir. – Загл. с экрана. (09.05.2017).
4. نگاهی به مجموعه داستان "آواز گوسفندها" نوشته مهدی رضایی // روزنامه ابتکار [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebtekarnews.com/?newsid=16093. – Загл. с экрана (10.05.2017).
5. نويسنده از آينده داستانش خبر ندارد // آرمان امروز. [Электронный ресурс]. 1394. №2784. – Режим доступа: http://www.armandaily.ir. – Загл. с экрана (09.05.2017).