Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гравюры суримоно как часть изобразительного искусства Японии

Работа №121637

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Общие сведения о гравюрах Укиё-э
1.1. Понятие Укиё-э
1.2. Изготовление гравюр Укиё-э
1.3. Развитие искусства Укиё-э
1.4. Основные жанры искусства Укиё-э
Глава II. Суримоно в творчестве японских художников
2.1. Суримоно
2.2. Основные представители жанра суримоно
2.2.1. Основоположник жанра суримоно Судзуки Харунобу
2.2.2. Суримоно в творчестве Кацусика Хокусай
2.2.3. Суримоно в творчестве Янагава Сигэнобу II
2.2.4. Суримоно в творчестве Утагава Куниёси
Глава III. Символизм в гравюрах суримоно
3.1. Общие положения о символизме
3.2. Символизм в японском искусстве
3.2.1. Особенности японской культуры
3.2.2. Основные черты японского символизма
3.3. Символизм в гравюрах суримоно
3.3.1. Праздничные суримоно
3.3.2. Суримоно, имеющие отношение к известным персонажам
3.3.3. Суримоно, изображающие природу
Заключение
Список использованной литературы




Подарочные гравюры суримоно являются одним из жанров японских гравюр на дереве укиё-э. Будучи предназначенными для пожелания удачи и благосостояния, а также различных поздравлений в связи с наступлением определённого времени года, больших японских праздников или же просто в связи с личными событиями в жизни человека, гравюры суримоно отличались изготовлением из особенно дорогостоящих и качественных красителей и материалов по причине того, что данные гравюры должны были восхищать и удивлять зрителя своей красотой.
Гравюры суримоно представляют особенный интерес, потому что данный жанр несколько отличается от других жанров гравюр укиё-э, сочетая в себе не только изображения, но и стихотворный текст. Важное значение для исследования этого жанра гравюр имеет и их символичность. Зачастую автор завуалированно рассказывает о каком-либо важном событии, произведении японской литературы или же народном обычае. Изучение суримоно и понимание их символики может многое поведать о жизни японцев периода Эдо (1603–1868). Таким образом, объектом исследования является японское изобразительное искусство, а предметом исследования — подарочные гравюры суримоно.
Актуальность работы связана с тем, что чаще всего исследования, посвящённые японским гравюрам, касаются либо истории развития искусства укиё-э в целом, либо более популярных жанров, таких как пейзажные гравюры фукэй-га, портреты красавиц бидзин-га, театральные гравюры якуся-э. Гравюрам суримоно уделяют не столько внимания, и они зачастую остаются в стороне. Однако суримоно были очень популярны не только в Японии, но и за её границами. Гравюры укиё-э, в том числе и гравюры суримоно, начиная с первой половины XIX века, приобрели необычайную популярность и постепенно распространились за пределы Японии, оказав влияние на европейское изобразительное искусство. Таким образом, изучение суримоно является важной культурологической составляющей необходимой для понимания не только изобразительного искусства Японии и Европы, но и для понимания японской истории и менталитета японцев.
Хронологические рамки работы — со второй половины XVIII века до конца XIX века. Данные временные рамки выбраны в связи с тем, что жанр подарочных гравюр возник примерно в 1770-х годах, и его упадок, как и всех гравюр укиё-э в целом, начался в начале XX века из-за появления и быстрого распространения фотографии.
Целью исследования является рассмотрение истории появления и развития искусства гравюр суримоно, ведущих мастеров этого направления, а также изучение символики подарочных гравюр. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные жанры японских гравюр укиё-э и дать их краткую характеристику.
2. Изучить историю развития гравюр суримоно и указать основных мастеров, работавших в этом жанре. Важным критерием при выборе художников была их широкая популярность, что позволило сделать вывод о том, что именно они в большей степени повлияли на распространение искусства суримоно.
3. Рассмотреть особенности японского символизма в целом и в гравюрах суримоно в частности.
4. Проанализировать и классифицировать суримоно, исходя из темы гравюры и её предназначения.
Методологической основой исследования явились научные труды отечественных и иностранных авторов, публикации и статьи о японском изобразительном искусстве, символизме, культуре и истории.
Наиболее важными для написания данной работы явились следующие источники:
• Японские работы о гравюрах укиё-э: 江戸浮世絵 を読む, 小林忠 (2002) (Эдо укиё-э о ёму, Кобаяси Тадаси), 浮世絵の歴史, 小林忠 (1998) (Укиё-э но рэкиси, Кобаяси Тадаси). Данные книги содержат общий обзор об истории развития и становлении японских гравюр, наиболее популярных жанрах гравюр и известных художниках.
• Труды отечественных авторов, рассказывающие о жизни и становлении великого японского художника Кацусика Хокусай: Н.А. Виноградова Кацусика Хокусай (2005) и Б.Г. Воронова Кацусика Хокусай (1975), а также книги иностранных авторов: Richard Lane Hokusai: Life and Work (1989); Seiji Nagata Hokusai: Genius of the Japanese Ukiyo-e (1999); Jack Hillier Hokusai: Paintings, Drawings and Woodcuts (1955). Художник Кацусика Хокусай сыграл важную роль в популяризации и распространении гравюр суримоно. Благодаря ему в большей степени оформились и сформировались стилевые тенденции и характерные особенности суримоно. Данные работы содержат обширную информацию о жизни художника Кацусика Хокусай, его творчестве в различных жанрах гравюр укиё-э, а также о его роли непосредственно в развитии искусства суримоно.
• Книга «Reading surimono», автором которой является John T. Carpenter. Произведение интересно в первую очередь тем, что в нём приводится анализ автором многих гравюр жанра суримоно, их символики и значения. Эта работа особенно помогла при написании главы о символизме в гравюрах суримоно.
• Также необходимо отметить научные статьи: Е.С.Манаенкова «Символика цвета в японской культуре»; Е.С.Медкова «Ключ к символике японского изобразительного искусства»; А.Ю.Ивлева «Символика сюжетной визуализации художественной картины мира в искусстве». Эти научные статьи содержат в себе исчерпывающий материал о японском и европейском символизме.
В работе использовались методы анализа, классификации, обобщения и сравнения. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Во Введении описана актуальность исследования темы, сформулированы цель и задачи работы.
Первая глава работы посвящена искусству укиё-э, его истории и развитию. В этой главе также приводится краткая характеристика основных жанров японской гравюры, таких как пейзажная гравюра фукэй-га, театральная гравюра якуся-э, портреты красавиц бидзин-га, жанра цветы и птицы катё-га и эротическая гравюра сюнга. Кроме того, подробно описывается сам процесс изготовления японских гравюр и о той роли, которую непосредственно в данном процессе принимали резчики, художники и издатели.
Вторая глава касается жанра суримоно, его особенностей и истории развития. Также рассказывается о наиболее важных японских художниках, повлиявших на развитие и распространение этого жанра гравюр. В число этих художников входят основоположник жанра суримоно и создатель техники полихромной печати Судзуки Харунобу; Кацусика Хокусай, который сыграл важную роль в популяризации гравюр суримоно и сформировал основные стилевые особенности этого жанра; художник Янагава Сигэнобу II, который является одним из учеников Кацусика Хокусай. Он заинтересовался этим жанром гравюр благодаря своему учителю и продолжил участвовать в формировании и становлении искусства суримоно; художник Утагава Куниёси, создавший большое количество самых различных по своей тематике подарочных гравюр. Особенное внимание художник уделял пейзажу на своих гравюрах.
Последняя третья глава посвящена символизму в гравюрах суримоно. Вначале рассказывается об общих чертах европейского символизма, понимание которого необходимо для проведения аналогий и сравнения его с символизмом в восточном искусстве. Далее приводятся особенности непосредственно японского символизма, его характерные черты и отличия. Также, одна из подглавок посвящена краткой характеристике японского искусства и факторам, сыгравшим значительную роль в его формировании. В третьей главе анализируются и классифицируются гравюры суримоно в основные группы, исходя из тематики гравюры и её предназначения.
В Заключении подведены итоги исследования, а также сделаны выводы на основе первой, второй и третьей глав.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После внимательного изучения литературы отечественных и иностранных авторов касательно искусства укиё-э в целом и жанра суримоно в частности, а также анализа гравюр суримоно наиболее известных и важных для развития данного жанра художников, можно прийти к выводу, что японские подарочные гравюры являются одним из самых интересных и необычных жанров укиё-э. Символичность, как неотъемлемое свойство художественной культуры всех народов, в японском изобразительном искусстве наиболее полно раскрывает себя именно в жанре суримоно, отличительной чертой которого является умелое сочетание художниками изображения и стихотворного текста. Это позволяет не просто повествовать и рассказывать о чём-то, но, что гораздо важнее, побуждать зрителя к размышлениям об увиденном на гравюре и поиске скрытого смысла. Два неотъемлемых элемента гравюр суримоно - изображение и стихотворный текст, по замыслу мастера всегда идеально дополняют друг друга. Так как в период Эдо существовала жёсткая цензура в японском искусстве, в том числе и в изобразительном искусстве, художники не могли зачастую неприкрыто и прямолинейно изображать свои идеи и мысли. Таким образом, умело сочетая текст и картины они получили возможность завуалированно рассказывать о важном событии или знаменитом человеке.
Ещё одним отличием суримоно от гравюр других жанров является то, что они не зависят от одного определённого сюжета - выбор тем для этого жанра огромен. Поэтому, важной частью исследования в данной работе была классификация суримоно по их содержанию и предназначению в наиболее обширные группы. Это позволило проанализировать каждую группу в отдельности и выявить их основные черты. Таких групп можно выделить три:
– праздничные суримоно, предназначавшиеся для поздравления в большие праздники, например, на Новый Год;
– суримоно, имеющие отношение к известным персонажам. В эту группу входят гравюры, посвящённые определённым людям, например, популярным актёрам, либо же посвящённые известным литературным персонажам;
– последней обширной группой являются суримоно, изображающие природу и пейзаж различных уголков Японии.
Благодаря этому, стало понятным, что хотя основным предназначением суримоно является поздравление и пожелание удачи, гравюры этого жанра могут рассказывать и передавать важную информацию о различных народных обычаях, верованиях или же намекать на известные литературные произведения и героев. Исходя из этого, можно сделать вывод, что жанр подарочных гравюр является важной культурологической составляющей необходимой для понимания японской истории, культуры и менталитета японского народа.



1. Алейникова Ж.С. Суримоно в творчестве Хокусая и его учеников // Манускрипт. – Тамбов: Грамота, 2015. – №62. – C. 16-20.
2. Искусство стран Востока: книга для учащихся старших классов / А.Н. Анисимов [и др.]; сост. Д. Б. Пюрвеев, В. И. Скурлатов; под редакцией Р.С. Васильевского. – М. : Просвещение, 1986. – 303 с.
3. Бродский В.Е. Японское классическое искусство. М.: Искусство, 1969. – 285 с.
4. Литературные манифесты: от символизма до Октября / сост. Н.Л. Бродский, Н.П. Сидоров. – М.: Аграф, 2001. – 384 с.
5. Быстрова А.Н. Основы культурологии: учебное пособие. Новосибирск: ЮКЭА, 2002. – 712 с.
6. Видеркер В.В. Символизм как явление культуры : на материале русской живописи рубежа XIX-XX вв. // Диссерт. – Новосибирск, 2006. – 165 с.
7. Виноградова Н.А. Кацусика Хокусай. – М.: Белый город, 2005. – 48 с.
8. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока // Сер. Малая история искусств. – М., «Искусство», 1979. С. – 374 с.
9. Воронова Б.Г. Кацусика Хокусай. – М.: Графика, 1975. – 264 с.
10. Воронова Б.Г. Тетрадь 11. Японская гравюра XVII – XIX веков // Очерки по истории и технике гравюры: сб. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 64 с.
11. Грабарь И.Э. Японская цветная гравюра на дереве: очерк. – СПб: Щербатов и Мекк, 1903. – 25 с.
12. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры, к. XVI – н. XX в. – М.: Наука, 1986. – 286 с.
13. Завадская Е.В. Японское искусство книги (VII—XIX вв.). – М.: Книга, 1986. – 226 с.
14. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – СПб: Деметра, 2015. – 384 с.
15. Зубко Г.В. Искусство Востока: курс лекций. – М.: Восточная книга, 2013. – 432 с.
16. Иванова А.А. Мировое искусство. Кацусика Хокусай / сост. А.А. Иванова. – СПб: Кристалл, 2006. – 192 с.
17. Ивлева, А.Ю. Символика сюжетной визуализации художественной картины мира в искусстве // Аналитика культурологии. – Тамбов: изд-во Тамбовского гос. унив. им. Г.Р. Державина, 2007. – №7. – С. 27-31.
18. Касьянова М. Укиё-э. Искусство изменчивого мира. Японская гравюра из собрания О.П. Малахова / сост. М. Касьянова. М.: Артефакт, 2008. – 84 с.
19. Манаенкова Е.С. Символика цвета в японской культуре // Аналитика культурологии. – Тамбов: изд-во Тамбовского гос. унив. им. Г.Р. Державина, 2015. – №32. – С. 11–16.
20. Медкова Е. Ключи к символике японского изобразительного искусства // Искусство. – М.: Первое сентября, 2008. – №13. – С. 5–9.
21. Мелик-Пашаев А.А. В мире искусства. Словарь основных терминов / сост. Т.К. Каракаш, А.А. Мелик-Пашаев; науч.ред. А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Искусство в школе, 2001. – 384 с.
22. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы. – СПб: Типо-литография Б.М.Вольфа, 1893. – 192 с.
23. Мещеряков А.Н. История японской культуры: учеб. пособие / отв. ред. А.Н. Мещеряков. – М.: Наталис, 2011. – 368 с.
24. Мосин И.Г. Мировое искусство. Мастера японской гравюры. – СПб: Кристалл, 2006. – 208 с.
25. Мосин И.Г. Всё о японской гравюре / сост. И.Г. Мосин. Вильнюс: Bestiary, 2012. – 112 с.
26. Новикова И. Искусство Японии, Китая и Кореи. – М.: Эксмо, 2014. – 384 с.
27. Всеобщая история искусства. Курс лекций / под ред. Пантелеева И.А. и др. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 1020 с.
28. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. – М., Феникс, 2007. – 507 с.
29. Успенский М.В. Японская гравюра. – СПб: Аврора, 2001. – 136 с.
30. Ямщиков С.В. Новые открытия советских реставраторов. Японская гравюра. – М.: Советский художник, 1979. – 144 с.
На английском языке:
31. Bose MeliaBelli Women, Gender and Art in Asia, c. 1500–1900 – London: Routledge, 2016. – 394 p.
32. Carpenter J.T. Reading surimono. – Leiden: Brill, 2008. – 432 p.
33. Hillier J.R. Hokusai: Paintings, Drawings and Woodcuts. – London: Phaidon Press Ltd, 1978. – 136 p.
34. Keyes R.S. The Art of Surimono. – London: Sotheby Publications, 1985. – 570 p.
35. Lane J.R. Hokusai: Life and Work. – Boston: E.P. Dutton, 1989. – 320 p.
36. Seiji N. Hokusai: Genius of the Japanese Ukiyo-e. – Tokyo: Kodansha, 2007. – 96 p.
На японском языке:
37. 大久保 純一 カラー版 浮世絵 / 大久保 純一. – 東京: 株式会社岩波書店, 2008. – 196ページ.
38. 小林忠 江戸浮世絵を読む / 小林忠. – 東京: 筑摩書房, 2002. – 204ページ.
39. 小林忠 浮世絵の歴史 / 小林忠. – 東京: 美術出版社, 1998. – 211ページ.
40. 浮世絵大事典 / 国際浮世絵学会編. – 東京: 東京堂出版, 2008. – 654ページ.
41. 原色浮世絵大百科事典 /日本浮世絵協会編. ¬– 東京: 大修館書店, 1982. – 第2巻. – 147ページ.
Электронные ресурсы:
1. Кояма-Ришар Б. Японские гравюры Укиё-э – СМИ эпохи Эдо [электронный ресурс] // Современный взгляд на Японию: [сайт]. – Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/views/b02305/
2. Традиционная японская живопись и гравюра. Укиё-э технология [электронный ресурс] // LiveJournal: [сайт]. – Режим доступа: https://japan-painting.livejournal.com/16767.html
3. Очарование Бидзин-га [электронный ресурс] // LiveJournal: [сайт]. – Режим доступа: http://users.livejournal.com/_ksa/523385.html
4. Смирнова И. Кацусика Хокусай [электронный ресурс] // Этико-философский журнал Грани Эпохи [сайт]. – Режим доступа: http://www.facets.ru/articles3/hokusai.htm
5. Суримоно, изображающие женщин, Ч. 1 [электронный ресурс] / Проект, посвящённый Утагава Куниёси [сайт]. – Режим доступа: http://www.kuniyoshiproject.com/Surimono%20of%20Women,%20Part%20I.htm
6. Подлипенцева К.И. Бал цветов: символика флоры в живописи [электронный ресурс] // Мария Иванова-Очерет [сайт]. – Режим доступа: http://www.maria-art.com/public/articles/statya1.html
7. Суримоно. Поэтическое поздравление [электронный ресурс] // LiveJournal: [сайт]. – Режим доступа: https://amsmolich.livejournal.com/57526.html
8. Егорова Ю. Символика японского карпа [электронный ресурс] / Ю. Егорова // Искусство суми-э [сайт]. – Режим доступа: http://sumie-art.ru/?page=113
9. Форматы традиционной японской гравюры [электронный ресурс] // Галерея ЛитКабинет [сайт]. – Режим доступа: http://www.litkabinet.ru/lib/formats.html
10. Изображение героя Чжан Хэн [электронный ресурс] // Музей искусств в Бостоне [сайт]. – Режим доступа: https://www.mfa.org/collections/object/zhang-heng-the-boatman-senkaji-ch%c3%b4%c3%b4-from-the-series-one-hundred-and-eight-heroes-of-the-popular-shuihuzhuan-ts%c3%bbzoku-suikoden-g%c3%b4ketsu-hyakuhachinin-no-hitori-259954
11. Изображение героя Руан Сяоци [электронный ресурс] // Музей искусств в Бостоне [сайт]. – Режим доступа: http://www.mfa.org/collections/object/ruan-xiaoqi-the-living-king-of-hell-katsuenra-gensh%C3%B4shichi-from-the-series-one-hundred-and-eight-heroes-of-the-popular-shuihuzhuan-ts%C3%BBzoku-suikoden-g%C3%B4ketsu-hyakuhachinin-no-hitori-260109


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ