Гравюры суримоно как часть изобразительного искусства Японии
|
Введение
Глава I. Общие сведения о гравюрах Укиё-э
1.1. Понятие Укиё-э
1.2. Изготовление гравюр Укиё-э
1.3. Развитие искусства Укиё-э
1.4. Основные жанры искусства Укиё-э
Глава II. Суримоно в творчестве японских художников
2.1. Суримоно
2.2. Основные представители жанра суримоно
2.2.1. Основоположник жанра суримоно Судзуки Харунобу
2.2.2. Суримоно в творчестве Кацусика Хокусай
2.2.3. Суримоно в творчестве Янагава Сигэнобу II
2.2.4. Суримоно в творчестве Утагава Куниёси
Глава III. Символизм в гравюрах суримоно
3.1. Общие положения о символизме
3.2. Символизм в японском искусстве
3.2.1. Особенности японской культуры
3.2.2. Основные черты японского символизма
3.3. Символизм в гравюрах суримоно
3.3.1. Праздничные суримоно
3.3.2. Суримоно, имеющие отношение к известным персонажам
3.3.3. Суримоно, изображающие природу
Заключение
Список использованной литературы
Глава I. Общие сведения о гравюрах Укиё-э
1.1. Понятие Укиё-э
1.2. Изготовление гравюр Укиё-э
1.3. Развитие искусства Укиё-э
1.4. Основные жанры искусства Укиё-э
Глава II. Суримоно в творчестве японских художников
2.1. Суримоно
2.2. Основные представители жанра суримоно
2.2.1. Основоположник жанра суримоно Судзуки Харунобу
2.2.2. Суримоно в творчестве Кацусика Хокусай
2.2.3. Суримоно в творчестве Янагава Сигэнобу II
2.2.4. Суримоно в творчестве Утагава Куниёси
Глава III. Символизм в гравюрах суримоно
3.1. Общие положения о символизме
3.2. Символизм в японском искусстве
3.2.1. Особенности японской культуры
3.2.2. Основные черты японского символизма
3.3. Символизм в гравюрах суримоно
3.3.1. Праздничные суримоно
3.3.2. Суримоно, имеющие отношение к известным персонажам
3.3.3. Суримоно, изображающие природу
Заключение
Список использованной литературы
Подарочные гравюры суримоно являются одним из жанров японских гравюр на дереве укиё-э. Будучи предназначенными для пожелания удачи и благосостояния, а также различных поздравлений в связи с наступлением определённого времени года, больших японских праздников или же просто в связи с личными событиями в жизни человека, гравюры суримоно отличались изготовлением из особенно дорогостоящих и качественных красителей и материалов по причине того, что данные гравюры должны были восхищать и удивлять зрителя своей красотой.
Гравюры суримоно представляют особенный интерес, потому что данный жанр несколько отличается от других жанров гравюр укиё-э, сочетая в себе не только изображения, но и стихотворный текст. Важное значение для исследования этого жанра гравюр имеет и их символичность. Зачастую автор завуалированно рассказывает о каком-либо важном событии, произведении японской литературы или же народном обычае. Изучение суримоно и понимание их символики может многое поведать о жизни японцев периода Эдо (1603–1868). Таким образом, объектом исследования является японское изобразительное искусство, а предметом исследования — подарочные гравюры суримоно.
Актуальность работы связана с тем, что чаще всего исследования, посвящённые японским гравюрам, касаются либо истории развития искусства укиё-э в целом, либо более популярных жанров, таких как пейзажные гравюры фукэй-га, портреты красавиц бидзин-га, театральные гравюры якуся-э. Гравюрам суримоно уделяют не столько внимания, и они зачастую остаются в стороне. Однако суримоно были очень популярны не только в Японии, но и за её границами. Гравюры укиё-э, в том числе и гравюры суримоно, начиная с первой половины XIX века, приобрели необычайную популярность и постепенно распространились за пределы Японии, оказав влияние на европейское изобразительное искусство. Таким образом, изучение суримоно является важной культурологической составляющей необходимой для понимания не только изобразительного искусства Японии и Европы, но и для понимания японской истории и менталитета японцев.
Хронологические рамки работы — со второй половины XVIII века до конца XIX века. Данные временные рамки выбраны в связи с тем, что жанр подарочных гравюр возник примерно в 1770-х годах, и его упадок, как и всех гравюр укиё-э в целом, начался в начале XX века из-за появления и быстрого распространения фотографии.
Целью исследования является рассмотрение истории появления и развития искусства гравюр суримоно, ведущих мастеров этого направления, а также изучение символики подарочных гравюр. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные жанры японских гравюр укиё-э и дать их краткую характеристику.
2. Изучить историю развития гравюр суримоно и указать основных мастеров, работавших в этом жанре. Важным критерием при выборе художников была их широкая популярность, что позволило сделать вывод о том, что именно они в большей степени повлияли на распространение искусства суримоно.
3. Рассмотреть особенности японского символизма в целом и в гравюрах суримоно в частности.
4. Проанализировать и классифицировать суримоно, исходя из темы гравюры и её предназначения.
Методологической основой исследования явились научные труды отечественных и иностранных авторов, публикации и статьи о японском изобразительном искусстве, символизме, культуре и истории.
Наиболее важными для написания данной работы явились следующие источники:
• Японские работы о гравюрах укиё-э: 江戸浮世絵 を読む, 小林忠 (2002) (Эдо укиё-э о ёму, Кобаяси Тадаси), 浮世絵の歴史, 小林忠 (1998) (Укиё-э но рэкиси, Кобаяси Тадаси). Данные книги содержат общий обзор об истории развития и становлении японских гравюр, наиболее популярных жанрах гравюр и известных художниках.
• Труды отечественных авторов, рассказывающие о жизни и становлении великого японского художника Кацусика Хокусай: Н.А. Виноградова Кацусика Хокусай (2005) и Б.Г. Воронова Кацусика Хокусай (1975), а также книги иностранных авторов: Richard Lane Hokusai: Life and Work (1989); Seiji Nagata Hokusai: Genius of the Japanese Ukiyo-e (1999); Jack Hillier Hokusai: Paintings, Drawings and Woodcuts (1955). Художник Кацусика Хокусай сыграл важную роль в популяризации и распространении гравюр суримоно. Благодаря ему в большей степени оформились и сформировались стилевые тенденции и характерные особенности суримоно. Данные работы содержат обширную информацию о жизни художника Кацусика Хокусай, его творчестве в различных жанрах гравюр укиё-э, а также о его роли непосредственно в развитии искусства суримоно.
• Книга «Reading surimono», автором которой является John T. Carpenter. Произведение интересно в первую очередь тем, что в нём приводится анализ автором многих гравюр жанра суримоно, их символики и значения. Эта работа особенно помогла при написании главы о символизме в гравюрах суримоно.
• Также необходимо отметить научные статьи: Е.С.Манаенкова «Символика цвета в японской культуре»; Е.С.Медкова «Ключ к символике японского изобразительного искусства»; А.Ю.Ивлева «Символика сюжетной визуализации художественной картины мира в искусстве». Эти научные статьи содержат в себе исчерпывающий материал о японском и европейском символизме.
В работе использовались методы анализа, классификации, обобщения и сравнения. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Во Введении описана актуальность исследования темы, сформулированы цель и задачи работы.
Первая глава работы посвящена искусству укиё-э, его истории и развитию. В этой главе также приводится краткая характеристика основных жанров японской гравюры, таких как пейзажная гравюра фукэй-га, театральная гравюра якуся-э, портреты красавиц бидзин-га, жанра цветы и птицы катё-га и эротическая гравюра сюнга. Кроме того, подробно описывается сам процесс изготовления японских гравюр и о той роли, которую непосредственно в данном процессе принимали резчики, художники и издатели.
Вторая глава касается жанра суримоно, его особенностей и истории развития. Также рассказывается о наиболее важных японских художниках, повлиявших на развитие и распространение этого жанра гравюр. В число этих художников входят основоположник жанра суримоно и создатель техники полихромной печати Судзуки Харунобу; Кацусика Хокусай, который сыграл важную роль в популяризации гравюр суримоно и сформировал основные стилевые особенности этого жанра; художник Янагава Сигэнобу II, который является одним из учеников Кацусика Хокусай. Он заинтересовался этим жанром гравюр благодаря своему учителю и продолжил участвовать в формировании и становлении искусства суримоно; художник Утагава Куниёси, создавший большое количество самых различных по своей тематике подарочных гравюр. Особенное внимание художник уделял пейзажу на своих гравюрах.
Последняя третья глава посвящена символизму в гравюрах суримоно. Вначале рассказывается об общих чертах европейского символизма, понимание которого необходимо для проведения аналогий и сравнения его с символизмом в восточном искусстве. Далее приводятся особенности непосредственно японского символизма, его характерные черты и отличия. Также, одна из подглавок посвящена краткой характеристике японского искусства и факторам, сыгравшим значительную роль в его формировании. В третьей главе анализируются и классифицируются гравюры суримоно в основные группы, исходя из тематики гравюры и её предназначения.
В Заключении подведены итоги исследования, а также сделаны выводы на основе первой, второй и третьей глав.
Гравюры суримоно представляют особенный интерес, потому что данный жанр несколько отличается от других жанров гравюр укиё-э, сочетая в себе не только изображения, но и стихотворный текст. Важное значение для исследования этого жанра гравюр имеет и их символичность. Зачастую автор завуалированно рассказывает о каком-либо важном событии, произведении японской литературы или же народном обычае. Изучение суримоно и понимание их символики может многое поведать о жизни японцев периода Эдо (1603–1868). Таким образом, объектом исследования является японское изобразительное искусство, а предметом исследования — подарочные гравюры суримоно.
Актуальность работы связана с тем, что чаще всего исследования, посвящённые японским гравюрам, касаются либо истории развития искусства укиё-э в целом, либо более популярных жанров, таких как пейзажные гравюры фукэй-га, портреты красавиц бидзин-га, театральные гравюры якуся-э. Гравюрам суримоно уделяют не столько внимания, и они зачастую остаются в стороне. Однако суримоно были очень популярны не только в Японии, но и за её границами. Гравюры укиё-э, в том числе и гравюры суримоно, начиная с первой половины XIX века, приобрели необычайную популярность и постепенно распространились за пределы Японии, оказав влияние на европейское изобразительное искусство. Таким образом, изучение суримоно является важной культурологической составляющей необходимой для понимания не только изобразительного искусства Японии и Европы, но и для понимания японской истории и менталитета японцев.
Хронологические рамки работы — со второй половины XVIII века до конца XIX века. Данные временные рамки выбраны в связи с тем, что жанр подарочных гравюр возник примерно в 1770-х годах, и его упадок, как и всех гравюр укиё-э в целом, начался в начале XX века из-за появления и быстрого распространения фотографии.
Целью исследования является рассмотрение истории появления и развития искусства гравюр суримоно, ведущих мастеров этого направления, а также изучение символики подарочных гравюр. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные жанры японских гравюр укиё-э и дать их краткую характеристику.
2. Изучить историю развития гравюр суримоно и указать основных мастеров, работавших в этом жанре. Важным критерием при выборе художников была их широкая популярность, что позволило сделать вывод о том, что именно они в большей степени повлияли на распространение искусства суримоно.
3. Рассмотреть особенности японского символизма в целом и в гравюрах суримоно в частности.
4. Проанализировать и классифицировать суримоно, исходя из темы гравюры и её предназначения.
Методологической основой исследования явились научные труды отечественных и иностранных авторов, публикации и статьи о японском изобразительном искусстве, символизме, культуре и истории.
Наиболее важными для написания данной работы явились следующие источники:
• Японские работы о гравюрах укиё-э: 江戸浮世絵 を読む, 小林忠 (2002) (Эдо укиё-э о ёму, Кобаяси Тадаси), 浮世絵の歴史, 小林忠 (1998) (Укиё-э но рэкиси, Кобаяси Тадаси). Данные книги содержат общий обзор об истории развития и становлении японских гравюр, наиболее популярных жанрах гравюр и известных художниках.
• Труды отечественных авторов, рассказывающие о жизни и становлении великого японского художника Кацусика Хокусай: Н.А. Виноградова Кацусика Хокусай (2005) и Б.Г. Воронова Кацусика Хокусай (1975), а также книги иностранных авторов: Richard Lane Hokusai: Life and Work (1989); Seiji Nagata Hokusai: Genius of the Japanese Ukiyo-e (1999); Jack Hillier Hokusai: Paintings, Drawings and Woodcuts (1955). Художник Кацусика Хокусай сыграл важную роль в популяризации и распространении гравюр суримоно. Благодаря ему в большей степени оформились и сформировались стилевые тенденции и характерные особенности суримоно. Данные работы содержат обширную информацию о жизни художника Кацусика Хокусай, его творчестве в различных жанрах гравюр укиё-э, а также о его роли непосредственно в развитии искусства суримоно.
• Книга «Reading surimono», автором которой является John T. Carpenter. Произведение интересно в первую очередь тем, что в нём приводится анализ автором многих гравюр жанра суримоно, их символики и значения. Эта работа особенно помогла при написании главы о символизме в гравюрах суримоно.
• Также необходимо отметить научные статьи: Е.С.Манаенкова «Символика цвета в японской культуре»; Е.С.Медкова «Ключ к символике японского изобразительного искусства»; А.Ю.Ивлева «Символика сюжетной визуализации художественной картины мира в искусстве». Эти научные статьи содержат в себе исчерпывающий материал о японском и европейском символизме.
В работе использовались методы анализа, классификации, обобщения и сравнения. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Во Введении описана актуальность исследования темы, сформулированы цель и задачи работы.
Первая глава работы посвящена искусству укиё-э, его истории и развитию. В этой главе также приводится краткая характеристика основных жанров японской гравюры, таких как пейзажная гравюра фукэй-га, театральная гравюра якуся-э, портреты красавиц бидзин-га, жанра цветы и птицы катё-га и эротическая гравюра сюнга. Кроме того, подробно описывается сам процесс изготовления японских гравюр и о той роли, которую непосредственно в данном процессе принимали резчики, художники и издатели.
Вторая глава касается жанра суримоно, его особенностей и истории развития. Также рассказывается о наиболее важных японских художниках, повлиявших на развитие и распространение этого жанра гравюр. В число этих художников входят основоположник жанра суримоно и создатель техники полихромной печати Судзуки Харунобу; Кацусика Хокусай, который сыграл важную роль в популяризации гравюр суримоно и сформировал основные стилевые особенности этого жанра; художник Янагава Сигэнобу II, который является одним из учеников Кацусика Хокусай. Он заинтересовался этим жанром гравюр благодаря своему учителю и продолжил участвовать в формировании и становлении искусства суримоно; художник Утагава Куниёси, создавший большое количество самых различных по своей тематике подарочных гравюр. Особенное внимание художник уделял пейзажу на своих гравюрах.
Последняя третья глава посвящена символизму в гравюрах суримоно. Вначале рассказывается об общих чертах европейского символизма, понимание которого необходимо для проведения аналогий и сравнения его с символизмом в восточном искусстве. Далее приводятся особенности непосредственно японского символизма, его характерные черты и отличия. Также, одна из подглавок посвящена краткой характеристике японского искусства и факторам, сыгравшим значительную роль в его формировании. В третьей главе анализируются и классифицируются гравюры суримоно в основные группы, исходя из тематики гравюры и её предназначения.
В Заключении подведены итоги исследования, а также сделаны выводы на основе первой, второй и третьей глав.
После внимательного изучения литературы отечественных и иностранных авторов касательно искусства укиё-э в целом и жанра суримоно в частности, а также анализа гравюр суримоно наиболее известных и важных для развития данного жанра художников, можно прийти к выводу, что японские подарочные гравюры являются одним из самых интересных и необычных жанров укиё-э. Символичность, как неотъемлемое свойство художественной культуры всех народов, в японском изобразительном искусстве наиболее полно раскрывает себя именно в жанре суримоно, отличительной чертой которого является умелое сочетание художниками изображения и стихотворного текста. Это позволяет не просто повествовать и рассказывать о чём-то, но, что гораздо важнее, побуждать зрителя к размышлениям об увиденном на гравюре и поиске скрытого смысла. Два неотъемлемых элемента гравюр суримоно - изображение и стихотворный текст, по замыслу мастера всегда идеально дополняют друг друга. Так как в период Эдо существовала жёсткая цензура в японском искусстве, в том числе и в изобразительном искусстве, художники не могли зачастую неприкрыто и прямолинейно изображать свои идеи и мысли. Таким образом, умело сочетая текст и картины они получили возможность завуалированно рассказывать о важном событии или знаменитом человеке.
Ещё одним отличием суримоно от гравюр других жанров является то, что они не зависят от одного определённого сюжета - выбор тем для этого жанра огромен. Поэтому, важной частью исследования в данной работе была классификация суримоно по их содержанию и предназначению в наиболее обширные группы. Это позволило проанализировать каждую группу в отдельности и выявить их основные черты. Таких групп можно выделить три:
– праздничные суримоно, предназначавшиеся для поздравления в большие праздники, например, на Новый Год;
– суримоно, имеющие отношение к известным персонажам. В эту группу входят гравюры, посвящённые определённым людям, например, популярным актёрам, либо же посвящённые известным литературным персонажам;
– последней обширной группой являются суримоно, изображающие природу и пейзаж различных уголков Японии.
Благодаря этому, стало понятным, что хотя основным предназначением суримоно является поздравление и пожелание удачи, гравюры этого жанра могут рассказывать и передавать важную информацию о различных народных обычаях, верованиях или же намекать на известные литературные произведения и героев. Исходя из этого, можно сделать вывод, что жанр подарочных гравюр является важной культурологической составляющей необходимой для понимания японской истории, культуры и менталитета японского народа.
Ещё одним отличием суримоно от гравюр других жанров является то, что они не зависят от одного определённого сюжета - выбор тем для этого жанра огромен. Поэтому, важной частью исследования в данной работе была классификация суримоно по их содержанию и предназначению в наиболее обширные группы. Это позволило проанализировать каждую группу в отдельности и выявить их основные черты. Таких групп можно выделить три:
– праздничные суримоно, предназначавшиеся для поздравления в большие праздники, например, на Новый Год;
– суримоно, имеющие отношение к известным персонажам. В эту группу входят гравюры, посвящённые определённым людям, например, популярным актёрам, либо же посвящённые известным литературным персонажам;
– последней обширной группой являются суримоно, изображающие природу и пейзаж различных уголков Японии.
Благодаря этому, стало понятным, что хотя основным предназначением суримоно является поздравление и пожелание удачи, гравюры этого жанра могут рассказывать и передавать важную информацию о различных народных обычаях, верованиях или же намекать на известные литературные произведения и героев. Исходя из этого, можно сделать вывод, что жанр подарочных гравюр является важной культурологической составляющей необходимой для понимания японской истории, культуры и менталитета японского народа.



